Современные образовательные технологии в логопедии
статья
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_logopedii.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в логопедии
В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня.
В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения.
В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии:
• нейропсихологические технологии
• кинезитерапия
• гидрогимнастика
• различные виды логопедического массажа
• суджок-терапия
• гимнастика Стрельниковой
• дыхательный тренажёр Фролова
• фитотерапия
• ароматерапия
• музыкотерапия
• хромотерапия
• литотерапия
• сказкотерапия
• песочная терапия
• различные модели и символы
• информационно-коммуникативные средства
• лэпбук-технологии
• БОС технологии.
В конечном итоге, пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
В своей логопедической практике я использую современные образовательные технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Технология логопедического обследования
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.
Логопедическое обследование проводится по диагностическому пакету Н.В. Нищевой. Диагностика речевого развития включает в себя следующие параметры: состояние развития словарного запаса, состояние развития грамматического строя речи, состояние развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, состояние развития связной речи и речевого общения.
Технология коррекции звукопроизношения
Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.
1. Подготовительный этап.
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
2.1 Постановка звука.
Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.
В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.
2.2 Автоматизация звука.
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной
речи.
На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т.д.)
2.3 Дифференциация звуков.
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно
употреблять их в собственной речи.
Используются следующие игры и пособия: «Два дома», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т.д.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного
употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.
Здоровьесберегающие технологии.
В коррекционной работе активно используются дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой).
С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.).
Релаксация.
Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.
При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н.В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.
Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н.В. Нищевой), крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.
Артикуляционная гимнастика.
Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:
- развитие объёма словаря;
- формирование структуры значения слова;
- развитие лексической системности и семантичности полей;
- формирование парадигматических и синтагматических связей слов;
- развитие словообразования;
- уточнение грамматического значения слова.
В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия (Играйки Н.В. Нищевой), предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.
Технология формирования связной речи.
Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе
непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим.
Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи.
При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
Технология развития фонематического слуха.
Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:
- развитие навыка узнавания неречевых звуков;
- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
-различение слов близких по звуковому составу;
-дифференциация фонем;
-дифференциация слогов.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:
- определение порядка звуков в слове;
- выделение отдельных звуков;
- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
- построение моделей (схем).
В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Технология формирования слоговой структуры слова.
Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
Свою работу в данном направлении я делю на два этапа:
1. Подготовительный. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
2. Коррекционный. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Технология игрового обучения.
В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т.д.
Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.
Информационные компьютерные технологии.
Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В процессе коррекционной работы используются познавательные компьютерные программы («Познаём мир с Электроником»), а также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.
Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.
В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.
Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж и компьютерная технология) по теме:"Полянка весенних звуков".
Конспект занятия: "Полянка весенних звуков"....
Использование современных образовательных технологий и методик в коррекционно - образовательном процессе учителя – логопеда.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии...
Методическая разработка совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий
Методическая разработка совместной деятельности учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР с использованием современных образовательных технологий по лексической теме:" Осень. Дере...
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда
Современные образовательные технологии....
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.
Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соот...