Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.
статья на тему

Савина Валерия Константиновна

Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями современной образовательной политики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед ГБДОУ № 81

 Центрального р-на

Савина Валерия Константиновна

Тема выступления:

 Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда

Главной задачей современной коррекционной педагогики является психологическая и социальная адаптация детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, среди которых особую группу составляют дети с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), общим недоразвитием речи (далее – ОНР).

В основе проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ТНР речи положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает разработку содержания и технологий начального общего образования обучающихся с ТНР, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

Миссией Программы развития образовательной системы Центрального района на является «формирование пространства развития образования в районе, основанного на лучших традициях деятельности образовательных учреждений и их стремлении к инновационному развитию для обеспечения качественного образования каждому обучающемуся...»; Цель: Достижение современного качества образования в условиях внедрения ФГОС общего образования средствами создания среды инновационного развития в районной системе образования; Одной из главных задачи выступает: создание условий для развития здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей сохранение психосоматического здоровья детей, и совершенствования работы системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в разных типах учреждений.

Сложившаяся система образования требует от педагогов оптимизации и модернизации всего педагогического процесса в целом и коррекционного воздействия в частности. Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями современной образовательной политики.

В связи с этим повышается актуальность применения современных  образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

По определению академика РАО А.М. Новикова под термином «Педагогическая технология» понимается система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи.

В своей работе по коррекции ТНР у дошкольников в условиях группы компенсирующей направленности детского сада №81 комбинированного вида мы, наряду с традиционными, используем различные современные приемы и технологии, позволяющие превратить достаточно трудоёмкий процесс в увлекательную игру. 

Существуют следующие виды инновационных технологий, которые мы внедряем в свою работу:

  1. Информационно-коммуникативные технологии;
  2. Дистанционно образовательные технологии;
  3. Психо-коррекционные технологии (арттерапия; библиотерапия);
  4. Технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т. д.)
  5.  Здоровьесберегающие технологии;

В своем докладе хотелось бы остановится на описании здоровьесберегающих технологий с детьми с ТНР. К ним относятся:

  1. Артикуляционная гимнастика, позволяющая разложить сложный артикуляционный уклад на элементы, отработать каждый элемент в отдельности.
  2. Биоэнергопластика – синхронные ритмичные движения артикуляционного аппарата и кистей рук; помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности.
  3. Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленных на тренировку глазных мышц, снятие зрительного напряжения, профилактику нарушений зрения у детей.
  4. Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие физиологического и речевого дыхания;
  5. Приёмы музыкальной терапии, логоримики (ритмичные движения под музыку, пропевание чистоговорок, сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса);
  6. Пальчиковая гимнастика – комплекс упражнений, способствующих формированию произвольных координированных движений пальцев рук.
  7. Игры на координацию речи с движением.
  8. Кинезиологические упражнения - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее развитию мыслительной деятельности.
  9. Расслабляющие упражнения – коррекционный приём, направленный на снятие мышечного напряжения у детей.
  10. Самомассаж кистей и пальцев рук (кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры ГМ, усиливают её регулирующую и координирующую функции).
  11. Мнемотехника
  12.  Коррекция звукопроизношения с применением моделей артикуляции звуков, способствующих запоминанию укладов органов артикуляции при произнесении того или иного звука.
  13. Игровые приемы автоматизации и дифференциации звуков, произношение которых было исправлено

Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма, повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (ТНР).

Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями речи  выступает как средство формирования положительной мотивации к непрерывной образовательной деятельности в ДОУ. 

В заключение своего доклада хочется отметить, что любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую. 

Список литературы:

  1. Программа развития на 2013-2016 гг. Развитие районной системы образования: синтез традиций и инноваций. Проект  Администрация Центрального р-на. Отдел образования. – СПб.: 2013.
  2. РАЗВИТИЕ РАЙОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: СИНТЕЗ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ
  3. Елсакова А. Н., Лисовская Н. Н., Соколова И. В. Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 151-153.
  4. Елсакова А. Н., Лисовская Н. Н., Соколова И. В. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 33-34.)
  5. Еромыгина М.В. Методические рекомендации по использлванию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работей детей с ОВЗ// Дошкольная педагогика. № 3-2014, с.46-49
  6. Шегаева А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 130-131.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

В данной работе приведена исчерпывающая информация о здоровьесберегающих техологиях, используемых учителем-логопедом в дошкольном образовательном учреждении....

Статья "Использование современных инновационных технологий в работе учителя-логопеда логопункта ДОУ в условиях введения ФГОС".

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделат...

Статья "Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"

Описание методов и приёмов  на логопедических занятиях с детьми в детском саду...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...

Мастер-класс для педагогов «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...