Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога по математике "Путешествие в королевство геометрических фигур"
план-конспект

Развитие представлений о геометрических понятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx43.22 КБ
Файл urok_figury.pptx511.17 КБ
Файл kodifikator_k_tehnologicheskoy_karte.docx13.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога

Тема: «Путешествие в королевство геометрических фигур»

 Участники: обучающиеся 1-ого класса с ЗПР  (5 человек).

Длительность: 40 минут.

Форма проведения занятия: подгрупповая.

Цель: создание условий для закрепления и систематизации элементарных знаний и представлений о геометрических фигурах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
  2. Учить конструированию из геометрических фигур.
  3. Закрепить умение различать и называть цвета.
  4. Развивать пространственные представления (право, лево, верх, низ)

Коррекционно – развивающие:

  1. Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание, восприятие.
  2. Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление и связную речь.
  3. Совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию движений.

Воспитательные:

  1. Формировать положительную мотивацию к обучению.
  2. Воспитывать усидчивость и простейшие навыки самоконтроля.
  3. Пробуждать у детей стремление к позитивной социальной активности.
  4. Воспитывать положительные качества личности, уважение друг другу, стремление прийти на помощь.

Методические приёмы:

  • игровые (мотивация, использование сюрпризного момента - волшебный сундучок);
  • наглядные (рассматривание предметов ближайшего окружения, геометрических фигур,  изображения стражников, образца для аппликации);
  • словесные  (инструкция, пояснения, вопросы, загадки).
  • релаксационные паузы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка,  кинезиологическая минутка)

Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.

Материал и оборудование: проектор, ноутбук, презентация,  «волшебный» сундучок, конверт с письмом, макеты геометрических фигур (билеты на поезд), картинки с предметами,  изображение транспорта (автомобиль, корабль, автобус),  солнышко, лучики,  изображения стражников,  подносы с крупой, шнурки, синельные палочки, панно, мягкие фигуры на липучках, поезд с кармашками. 

План доски:

Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный  момент (психологический настрой)

Учитель:

 -Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада снова видеть вас в этот весенний и праздничный день!

Сегодня на календаре среда, 15 марта.

Учитель: 

- Сегодня всемирный день добрых дел.  

А сейчас мы поздороваемся, возьмемся за руки и будем передавать друг другу хорошее настроение через легкое пожатие руки.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! "

Если каждый улыбнётся

– Утро доброе начнётся.

– Доброе Утро!

 Учитель:

-От наших улыбок и доброго приветствия  в классе стало светлее, а это все потому что, здесь собрались добрые, приветливые люди.

-Добро можно сравнить с солнышком. Оно яркое, когда на улице светит солнце и тепло, то у нас радостное настроение.

Дети и педагог стоят в центре класса.

Кто – то из детей: 

-Какой сегодня праздник?

Дети говорят: «Здравствуйте»

 «Привет», «Добрый день».

Всем доброе утро!

Л.1.Л.2.Л.3.Л.4.К.2.К.3

  1. Актуализация знаний о геометрических фигурах.

На столе учителя «Волшебный сундучок»

Учитель: 

- Ребята, сегодня утром я получила необычное послание - волшебный сундучок. Интересно, кто бы его мог прислать. Рассмотрите его, что здесь необычного, какие подсказки есть на нём?

Есть предположения, что внутри?

Давайте все вместе его откроем.

- Опустите руку в сундучок, возьмите один предмет и не глядя, постарайтесь определить, что это за предмет.

Рассматривают сундучок, называют его особенности.

Определяют на ощупь фигуру и называют ее.

Л.4.К.1.П.1.Р.3.П.У.1.

  1. Сообщение темы и целей

Учитель:

-Оправдались ваши предположения?  О чем мы будем говорить сегодня на занятии?

-Как называются такие фигуры?

Учитель достает письмо.

-Посмотрите,   здесь ещё лежит письмо. Я вам его прочитаю, а вы подумайте: из какого волшебного королевства доставлено послание? (читает)

-Я буду читать письмо, а вы, услышав название фигуры, которая у вас в руках, поднимите ее вверх. Будьте внимательны!

Треугольник и квадрат,

Круг, овал, прямоугольник

Ждут вас, дети, всех к себе,

Чтобы помогли беде.

Гаснет солнышко в стране,

Фигуры погибают.

Помогите вместе нам,

Пусть солнце засияет.

- Ой, ребята, геометрические фигуры попали в беду.

Учитель:

-Поможем  им вернуть солнышко? 

-Я и не сомневалась.

-Тогда в путь! Нас ждут добрые дела.

-

-Да, о фигурах!

-Геометрические

Поднимают каждый свою фигуру.

-Страна геометрических фигур!

-Да!

К.1.Л.2.К.2

4.Самоактуализация

Учитель:

-Дорога в королевство не близкая.

-По дороге из железа

Надо ехать мимо леса,

Мимо поля и песков,

Деревень и городов.

-Как вы думаете,  на каком транспорте можно отправиться в путь? (На машине? На поезде? Полететь на самолете? Или поплыть на корабле?)

-Так как наша дорога сделана из железа, значит это железная дорога,  и мы отправимся туда на поезде.

-Как вы думаете, что нужно для проезда в поезде?

-А билетами у вас будут геометрические фигуры, которые у вас в руках.  Найдите точно такую фигуру на спинках стульев и займите свои места.

 (Раздается гудок поезда)

Учитель:

 -Наш  поезд отправляется.

 Учитель: по дороге нам предстоит выполнить много заданий. Каждое правильно выполненное задание будет возвращать солнцу по одному лучу.

-Говорят свои варианты.

-Билет.

Занимают место в соответствии со своей геометрической фигурой

П.2.Р.1.К.3.П.3.

Пальчиковая гимнастика

Учитель:

Наденьте «звучащие» перчатки. Выполняйте движения вместе со мной.

Пальчиковая игра "Поезд"
Едет-едет паровоз (крутим кистями рук)
Слышен громкий стук колес (быстро стучим пальцами по парте)
Раз - вагончик,
(соединяем большие пальцы)
Два - вагончик,
(соединяем указательные пальцы)
Три, четыре, пять и шесть.
(соединяем  по одному три пальца и хлопаем на счет «шесть»  в ладоши)
Есть места, где можно сесть.
(касаемся пальцами правой и левой руки поворачивая ладони вверх-вниз)
Проходите по порядку
(«идем» пальчиками по столу)
И поехали, ребятки!
(перебирая, стучим всеми пальцами по парте)

Паровоз вперёд летит! (вытягиваем вперед руки со сложенными пальцами)

Всем счастливого пути! (машем  ладонями)

Учитель: в королевстве нам предстоит выполнить много заданий. Каждое правильно выполненное задание будет возвращать солнцу по одному лучу.

Дети надевают свои «звучащие» перчатки и выполняют движения по примеру учителя

Л.1.Л.4.К.1.К.2.К.3.

  1. Основная часть

Учитель:

-Поезд прибыл в королевство геометрических фигур.

-В этом королевстве всегда рады добрым людям.

Будьте внимательными, активными и наблюдательными.

Постараемся выполнять все задания правильно. Соберем лучи солнца и спасем фигуры.

Слушают педагога, обращают внимание на стражников.

Л.1.К.3.

Задание 1

Задание 1 «Найди отличия».

Учитель:

- Ребята, посмотрите,  нас встречают стражники королевства.

 А чем они отличаются друг от друга?

(Детей необходимо побуждать к полному ответу, в котором называется и место человека, и цвет фигуры, и их форма.)

(Открывается доска с изображением королевства)

-Мы попали и в королевство!

- К солнышку вернулся первый лучик!

Дети называют отличия: ботинки ( у первого в форме овала, у второго человечка треугольники); ноги у первого правая желтая, левая красная, у второго наоборот;  у первого ладошки квадратные,  второго круглые; у первого туловище квадратное, у второго овальное; шляпка в первого без полоски, у второго с полоской. Пуговицы у первого круглые, у второго квадратные.

За правильный ответ получают лучик.

П.У.1.П.У.3.

Задание 2

-В этом королевстве всё состоит из геометрических фигур. Рассмотрите его, какие фигуры, где прячутся. 

Задание 2  «Пустыня»  (зеркальное рисование)

Учитель:

- А теперь давай попробуем нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками! Я буду читать загадки про геометрические фигуры, а вы – отгадывать и рисовать на подносах с крупой пальцами отгадки.  Старайтесь выполнять работу аккуратно, чтобы оба правый и левый портрет получились красивыми.

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!...   Что это за фигура?

КРУГ

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня…  

КВАДРАТ

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины

Угловатый своевольник

Наш колючий …

ТРЕУГОЛЬНИК

Учитель:

- Какой рукой у вас получилось лучше нарисовать фигуры: правой или левой? Поднимите правую руку вверх - она наша главная помощница.

-Молодцы, справились со 2-м заданием. Еще один луч солнца вернулся.

Рассматривают королевство, называют место, где прячутся фигуры.

Ученики указательными пальцами обеих рук одновременно рисуют по очереди каждую геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат).

Дети рисуют отгадку на крупе (круг), сверяем ответы-рисунки и на доске педагог показывает  фигуру – круг

Дети рисуют отгадку на манке (квадрат), сверяем ответы-рисунки и на доске педагог показывает фигуру-квадрат

Дети рисуют отгадку на крупе (треугольник), сверяем ответы-рисунки и на доске педагог показывает фигуру – треугольник.

Дети сравнивают рисунки. Анализируют результат. Определяют правую руку и поднимают руку вверх.

За выполнение задания дети получают лучик, который крепится к солнцу.

П.У.3 П.1.

К.2.Р.2.Р.3.П.У.2. Р.4.

Задание 3.

Задание 3. «Найди предмет такой же формы» 

Учитель:

-На партах у вас лежат изображения предметов, каждый из вас сейчас выберет предмет соответствии с формой своего билета.

-Посмотрите вокруг, в классе нас тоже окружают предметы, напоминающие геометрические фигуры. Найдите предмет похожий по форме на геометрическую фигуру и встаньте возле него.

  1. круг
  2. на прямоугольник
  3. на треугольник
  4. на квадрат
  5. овал

-Молодцы, справились с 3-м заданием. Еще один луч солнца ярко засветил в королевстве.

Дети  должны найти предметы в соответствии со своим билетом и прикрепить предмет в нужную графу таблицы в соответствии с его формой.  

За выполнение задания дети получают лучик, который крепится к солнцу.

К.1.Р.1.Р.2.Р.3.П.У.2.

Задание 4.  

Задание 4.  «Лес геометрических изображений»

Учитель:

 -Мы попали с вами в волшебный лес. В лесу можно заблудиться.

Какие дорожки бывают в лесу?

Как они называются?

А в королевстве геометрических фигур такие дорожки называются линии.

Давайте изобразим лесные тропинки с помощью шнурка и синельной гибкой проволоки.

Прямая, кривая, ломаная, замкнутая.

-Открою секрет, что любая геометрическая фигура является замкнутой линией.

-Хорошо,  мы справились с 4-м заданием. К солнцу вернулся еще один луч.

-А сейчас мы с вами прогуляемся по этому лесу. Нужно пройти через лучей, но наступать нужно только на те кочки, на которых нарисован круг. 

- Прямые и кривые, ломаные, замкнутые.

-Лесные тропинки

С  помощью шнурка дети строят дорожки на партах согласно заданию.

За выполнение задания дети получают лучик, который крепится к солнцу

Выстраиваются на ковре друг за другом. Наступая на пуфик с изображением круга, проходят через ручей.

Р.2. Р.3.П.У.3.Л.4.

Физкультминутка

По тропинке в лес шагаем (маршируем на месте)

Ноги выше поднимаем.

На пути у нас ручей!

Ты его преодолей!

Все по кочкам мы пройдем,

И в ручей не упадем (идут по кочкам.

наступают на пуфики)

По хитрым кочкам прыг да скок!

Вот попали мы в лесок!

Выполняют физкультминутку, выстраиваются в шеренгу.

Л.4.Л.1.К.2.К.3.

Кинезиологическая минутка  

Волшебный лес полон тайн! Где то тут в лесу  прячется фигура.

-Ой, тень фигуры мелькнула на моих ладонях.

-Сейчас будем передавать фигуру друг другу, последний, который получит ее, нарисует на листе.

-Что эта за фигура?

Дети строятся в шеренгу друг за другом. У последнего ребенка в руках лист бумаги и фломастер. Первый ребенок в шеренге загадывает фигуру и рисует ее пальчиком на спине у соседа, остальные поочередно повторяют эту фигуру. В конце последний ребенок,  стоящий с листом рисует эту фигуру на листе

-Это круг!

Р.1.Р.2.Л.4.П.1.П.У.2.

Задание 5

-Но, а какое же королевство без замка.

-Сейчас  мы станем строителями и построим замок для наших друзей геометрических фигур.

Задание 5 «Конструирование».

-Чтобы замок получился крепким и правильной формы, внимательно слушайте мою инструкцию.

-Для этого нам понадобится волшебные рамки и геометрические фигуры.

Возьмите в руки квадрат, положите его в центре; внизу под квадратом положите прямоугольник; возьмите в руки два прямоугольника и поставьте один слева, а другой справа от прямоугольника, который лежит внизу на картине;

Возьмите в руки два треугольника, поставьте их сверху на прямоугольники.

Остался еще один треугольник, положите его сверху на квадрат.

-Какая фигура осталась? Во что мы можем превратить  круг? Возьмите круг и положите его в правый верхний угол.

Дети следуют инструкции учителя, с помощью наложения собирают на панно замок из геометрических фигур.

- В солнце.

Р.2.П.1.Л.3.К.3.П.2.

Итог занятия

Учитель:

-Отлично,  мы справились с последним заданием.

Посмотрите, солнышко в стране фигур снова светит и улыбается (разворот стороны улыбчивого солнышка). Правильно выполняя задания, вы помогли фигурам, и их королевство спасено.

Давайте еще раз назовем геометрические фигуры из волшебной страны Геометрии.

Называют геометрические фигуры

Р.3.Л.1.Л.4. П.1.Р.4.

Рефлексия

Учитель:

- Какое  доброе дело мы с Вами сделали?

- Поднимите правую руку те, кому понравилось совершать добрые поступки!

- Поднимите левую руку те, кто будет стараться жить по законам доброты: быть вежливыми и прилежными учениками!

- Я надеюсь, все у Вас получится! Ведь добрые дела и поступки живут вечно.

- А теперь вас поблагодарят геометрические фигуры. Посадите их в вагончик поезда по цветам. (Круг, квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб, овал)

Каким словом они выразили свою благодарность?

- Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!"

-Нам пора возвращаться. Королевство очень большое и мы не один раз сюда вернемся. До свидания!

-Занятие окончено, всем спасибо!

-Выполняли задания, мы помогли фигурам, вернули солнышко и спасли волшебную страну «Геометрию».

Дети поднимают сначала правую, затем левую руку.

Дети выходят к доске и выкладывают фигуры по алгоритму.

Читают слово: «Спасибо»

Р.4.Р.3.Л.2.Л.4.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кодификатор планируемых результатов

Направление

Характеристика параметров

Жизненные компетенции

Личностные УУД

Л.1.

Принятие и освоение роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учения.

Л.2.

Развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости и сопереживания к другим людям.

Л.3.

Формирование пространственных и временных представлений, в том числе и на основе хода собственной жизни и опыта.

Л.4.

Формирование положительную мотивацию к повторению материала, рефлексия.

Предметные результаты

П.1.

Закрепление в различии и названии геометрических фигур.

П.2.

Закрепление пространственно временных представлений и понятий.

П.3.

Закрепление усвоения понятий цвет и форма.

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

К.1.

Объяснение содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний.

К.2

Развитие произносительной стороны и самоконтроля за произношением.

К.3.

Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Регулятивные УУД

Р.1.

Овладение способностью принимать, планировать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.

Р.2.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Р.3.

Формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

Р.4.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Познавательные УУД

П.У.1.

Использование различных способов поиска, сбор, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

П.У.2

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, на основе практической деятельности и вербальном представлении в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося.

П.У.3

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса

Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...

Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)".

 Методическая разработка   " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия    учителя-дефектолога (сурдопедагога)"....

Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.

Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ...

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет (с ЗПР) по теме «Зимующие птицы» с использованием ИКТ

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы (6-7лет)  компенсирующей направленности с задержкой психического развития (ЗПР) по ознакомлению с окружающим миром с использован...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий учителя -дефектолога

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ЗПР (7.2)...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с приемами развития мыслительной деятельности "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"

Закрепление программного материла по русского языку обучающимися 1 дополнительного класса с ЗПР на занятиях с учителем-дефектологом...

Групповое коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью 1А класса "Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»"

В условиях реализации ФГОС педагоги, работающие с обучающимися с легкой умственной отсталостью, реализуют в учебной деятельности программу формирования базовых учебных действий. Данное занятие способс...