Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога по математике "Путешествие в королевство геометрических фигур"
план-конспект
Развитие представлений о геометрических понятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 43.22 КБ |
urok_figury.pptx | 511.17 КБ |
kodifikator_k_tehnologicheskoy_karte.docx | 13.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога
Тема: «Путешествие в королевство геометрических фигур»
Участники: обучающиеся 1-ого класса с ЗПР (5 человек).
Длительность: 40 минут.
Форма проведения занятия: подгрупповая.
Цель: создание условий для закрепления и систематизации элементарных знаний и представлений о геометрических фигурах.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; сравнивать геометрические фигуры с предметами похожей формы.
- Учить конструированию из геометрических фигур.
- Закрепить умение различать и называть цвета.
- Развивать пространственные представления (право, лево, верх, низ)
Коррекционно – развивающие:
- Развивать зрительно-тактильное, слуховое внимание, восприятие.
- Развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление и связную речь.
- Совершенствовать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
- Формировать положительную мотивацию к обучению.
- Воспитывать усидчивость и простейшие навыки самоконтроля.
- Пробуждать у детей стремление к позитивной социальной активности.
- Воспитывать положительные качества личности, уважение друг другу, стремление прийти на помощь.
Методические приёмы:
- игровые (мотивация, использование сюрпризного момента - волшебный сундучок);
- наглядные (рассматривание предметов ближайшего окружения, геометрических фигур, изображения стражников, образца для аппликации);
- словесные (инструкция, пояснения, вопросы, загадки).
- релаксационные паузы (пальчиковая гимнастика, физкультминутка, кинезиологическая минутка)
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, «волшебный» сундучок, конверт с письмом, макеты геометрических фигур (билеты на поезд), картинки с предметами, изображение транспорта (автомобиль, корабль, автобус), солнышко, лучики, изображения стражников, подносы с крупой, шнурки, синельные палочки, панно, мягкие фигуры на липучках, поезд с кармашками.
План доски:
Ход занятия
Этап | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| Учитель: -Здравствуйте, мои юные друзья! Я рада снова видеть вас в этот весенний и праздничный день! Сегодня на календаре среда, 15 марта. Учитель: - Сегодня всемирный день добрых дел. А сейчас мы поздороваемся, возьмемся за руки и будем передавать друг другу хорошее настроение через легкое пожатие руки. Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! " Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – Доброе Утро! Учитель: -От наших улыбок и доброго приветствия в классе стало светлее, а это все потому что, здесь собрались добрые, приветливые люди. -Добро можно сравнить с солнышком. Оно яркое, когда на улице светит солнце и тепло, то у нас радостное настроение. | Дети и педагог стоят в центре класса. Кто – то из детей: -Какой сегодня праздник? Дети говорят: «Здравствуйте» «Привет», «Добрый день». Всем доброе утро! | Л.1.Л.2.Л.3.Л.4.К.2.К.3 |
| На столе учителя «Волшебный сундучок» Учитель: - Ребята, сегодня утром я получила необычное послание - волшебный сундучок. Интересно, кто бы его мог прислать. Рассмотрите его, что здесь необычного, какие подсказки есть на нём? Есть предположения, что внутри? Давайте все вместе его откроем. - Опустите руку в сундучок, возьмите один предмет и не глядя, постарайтесь определить, что это за предмет. | Рассматривают сундучок, называют его особенности. Определяют на ощупь фигуру и называют ее. | Л.4.К.1.П.1.Р.3.П.У.1. |
| Учитель: -Оправдались ваши предположения? О чем мы будем говорить сегодня на занятии? -Как называются такие фигуры? Учитель достает письмо. -Посмотрите, здесь ещё лежит письмо. Я вам его прочитаю, а вы подумайте: из какого волшебного королевства доставлено послание? (читает) -Я буду читать письмо, а вы, услышав название фигуры, которая у вас в руках, поднимите ее вверх. Будьте внимательны! Треугольник и квадрат, Круг, овал, прямоугольник Ждут вас, дети, всех к себе, Чтобы помогли беде. Гаснет солнышко в стране, Фигуры погибают. Помогите вместе нам, Пусть солнце засияет. - Ой, ребята, геометрические фигуры попали в беду. Учитель: -Поможем им вернуть солнышко? -Я и не сомневалась. -Тогда в путь! Нас ждут добрые дела. - | -Да, о фигурах! -Геометрические Поднимают каждый свою фигуру. -Страна геометрических фигур! -Да! | К.1.Л.2.К.2 |
4.Самоактуализация | Учитель: -Дорога в королевство не близкая. -По дороге из железа Надо ехать мимо леса, Мимо поля и песков, Деревень и городов. -Как вы думаете, на каком транспорте можно отправиться в путь? (На машине? На поезде? Полететь на самолете? Или поплыть на корабле?) -Так как наша дорога сделана из железа, значит это железная дорога, и мы отправимся туда на поезде. -Как вы думаете, что нужно для проезда в поезде? -А билетами у вас будут геометрические фигуры, которые у вас в руках. Найдите точно такую фигуру на спинках стульев и займите свои места. (Раздается гудок поезда) Учитель: -Наш поезд отправляется. Учитель: по дороге нам предстоит выполнить много заданий. Каждое правильно выполненное задание будет возвращать солнцу по одному лучу. | -Говорят свои варианты. -Билет. Занимают место в соответствии со своей геометрической фигурой | П.2.Р.1.К.3.П.3. |
Пальчиковая гимнастика | Учитель: Наденьте «звучащие» перчатки. Выполняйте движения вместе со мной. Пальчиковая игра "Поезд" Паровоз вперёд летит! (вытягиваем вперед руки со сложенными пальцами) Всем счастливого пути! (машем ладонями) Учитель: в королевстве нам предстоит выполнить много заданий. Каждое правильно выполненное задание будет возвращать солнцу по одному лучу. | Дети надевают свои «звучащие» перчатки и выполняют движения по примеру учителя | Л.1.Л.4.К.1.К.2.К.3. |
| Учитель: -Поезд прибыл в королевство геометрических фигур. -В этом королевстве всегда рады добрым людям. Будьте внимательными, активными и наблюдательными. Постараемся выполнять все задания правильно. Соберем лучи солнца и спасем фигуры. | Слушают педагога, обращают внимание на стражников. | Л.1.К.3. |
Задание 1 | Задание 1 «Найди отличия». Учитель: - Ребята, посмотрите, нас встречают стражники королевства. А чем они отличаются друг от друга? (Детей необходимо побуждать к полному ответу, в котором называется и место человека, и цвет фигуры, и их форма.) (Открывается доска с изображением королевства) -Мы попали и в королевство! - К солнышку вернулся первый лучик! | Дети называют отличия: ботинки ( у первого в форме овала, у второго человечка треугольники); ноги у первого правая желтая, левая красная, у второго наоборот; у первого ладошки квадратные, второго круглые; у первого туловище квадратное, у второго овальное; шляпка в первого без полоски, у второго с полоской. Пуговицы у первого круглые, у второго квадратные. За правильный ответ получают лучик. | П.У.1.П.У.3. |
Задание 2 | -В этом королевстве всё состоит из геометрических фигур. Рассмотрите его, какие фигуры, где прячутся. Задание 2 «Пустыня» (зеркальное рисование) Учитель: - А теперь давай попробуем нарисовать портреты геометрических фигур обеими руками! Я буду читать загадки про геометрические фигуры, а вы – отгадывать и рисовать на подносах с крупой пальцами отгадки. Старайтесь выполнять работу аккуратно, чтобы оба правый и левый портрет получились красивыми. Как тарелка, как венок, КРУГ Я фигура – хоть куда, КВАДРАТ Три угла, три стороны Могут разной быть длины Угловатый своевольник Наш колючий … ТРЕУГОЛЬНИК Учитель: - Какой рукой у вас получилось лучше нарисовать фигуры: правой или левой? Поднимите правую руку вверх - она наша главная помощница. -Молодцы, справились со 2-м заданием. Еще один луч солнца вернулся. | Рассматривают королевство, называют место, где прячутся фигуры. Ученики указательными пальцами обеих рук одновременно рисуют по очереди каждую геометрическую фигуру (круг, треугольник, квадрат). Дети рисуют отгадку на крупе (круг), сверяем ответы-рисунки и на доске педагог показывает фигуру – круг Дети рисуют отгадку на манке (квадрат), сверяем ответы-рисунки и на доске педагог показывает фигуру-квадрат Дети рисуют отгадку на крупе (треугольник), сверяем ответы-рисунки и на доске педагог показывает фигуру – треугольник. Дети сравнивают рисунки. Анализируют результат. Определяют правую руку и поднимают руку вверх. За выполнение задания дети получают лучик, который крепится к солнцу. | П.У.3 П.1. К.2.Р.2.Р.3.П.У.2. Р.4. |
Задание 3. | Задание 3. «Найди предмет такой же формы» Учитель: -На партах у вас лежат изображения предметов, каждый из вас сейчас выберет предмет соответствии с формой своего билета. -Посмотрите вокруг, в классе нас тоже окружают предметы, напоминающие геометрические фигуры. Найдите предмет похожий по форме на геометрическую фигуру и встаньте возле него.
-Молодцы, справились с 3-м заданием. Еще один луч солнца ярко засветил в королевстве. | Дети должны найти предметы в соответствии со своим билетом и прикрепить предмет в нужную графу таблицы в соответствии с его формой. За выполнение задания дети получают лучик, который крепится к солнцу. | К.1.Р.1.Р.2.Р.3.П.У.2. |
Задание 4. | Задание 4. «Лес геометрических изображений» Учитель: -Мы попали с вами в волшебный лес. В лесу можно заблудиться. Какие дорожки бывают в лесу? Как они называются? А в королевстве геометрических фигур такие дорожки называются линии. Давайте изобразим лесные тропинки с помощью шнурка и синельной гибкой проволоки. Прямая, кривая, ломаная, замкнутая. -Открою секрет, что любая геометрическая фигура является замкнутой линией. -Хорошо, мы справились с 4-м заданием. К солнцу вернулся еще один луч. -А сейчас мы с вами прогуляемся по этому лесу. Нужно пройти через лучей, но наступать нужно только на те кочки, на которых нарисован круг. | - Прямые и кривые, ломаные, замкнутые. -Лесные тропинки С помощью шнурка дети строят дорожки на партах согласно заданию. За выполнение задания дети получают лучик, который крепится к солнцу Выстраиваются на ковре друг за другом. Наступая на пуфик с изображением круга, проходят через ручей. | Р.2. Р.3.П.У.3.Л.4. |
Физкультминутка | По тропинке в лес шагаем (маршируем на месте) Ноги выше поднимаем. На пути у нас ручей! Ты его преодолей! Все по кочкам мы пройдем, И в ручей не упадем (идут по кочкам. наступают на пуфики) По хитрым кочкам прыг да скок! Вот попали мы в лесок! | Выполняют физкультминутку, выстраиваются в шеренгу. | Л.4.Л.1.К.2.К.3. |
Кинезиологическая минутка | Волшебный лес полон тайн! Где то тут в лесу прячется фигура. -Ой, тень фигуры мелькнула на моих ладонях. -Сейчас будем передавать фигуру друг другу, последний, который получит ее, нарисует на листе. -Что эта за фигура? | Дети строятся в шеренгу друг за другом. У последнего ребенка в руках лист бумаги и фломастер. Первый ребенок в шеренге загадывает фигуру и рисует ее пальчиком на спине у соседа, остальные поочередно повторяют эту фигуру. В конце последний ребенок, стоящий с листом рисует эту фигуру на листе -Это круг! | Р.1.Р.2.Л.4.П.1.П.У.2. |
Задание 5 | -Но, а какое же королевство без замка. -Сейчас мы станем строителями и построим замок для наших друзей геометрических фигур. Задание 5 «Конструирование». -Чтобы замок получился крепким и правильной формы, внимательно слушайте мою инструкцию. -Для этого нам понадобится волшебные рамки и геометрические фигуры. Возьмите в руки квадрат, положите его в центре; внизу под квадратом положите прямоугольник; возьмите в руки два прямоугольника и поставьте один слева, а другой справа от прямоугольника, который лежит внизу на картине; Возьмите в руки два треугольника, поставьте их сверху на прямоугольники. Остался еще один треугольник, положите его сверху на квадрат. -Какая фигура осталась? Во что мы можем превратить круг? Возьмите круг и положите его в правый верхний угол. | Дети следуют инструкции учителя, с помощью наложения собирают на панно замок из геометрических фигур. - В солнце. | Р.2.П.1.Л.3.К.3.П.2. |
Итог занятия | Учитель: -Отлично, мы справились с последним заданием. Посмотрите, солнышко в стране фигур снова светит и улыбается (разворот стороны улыбчивого солнышка). Правильно выполняя задания, вы помогли фигурам, и их королевство спасено. Давайте еще раз назовем геометрические фигуры из волшебной страны Геометрии. | Называют геометрические фигуры | Р.3.Л.1.Л.4. П.1.Р.4. |
Рефлексия | Учитель: - Какое доброе дело мы с Вами сделали? - Поднимите правую руку те, кому понравилось совершать добрые поступки! - Поднимите левую руку те, кто будет стараться жить по законам доброты: быть вежливыми и прилежными учениками! - Я надеюсь, все у Вас получится! Ведь добрые дела и поступки живут вечно. - А теперь вас поблагодарят геометрические фигуры. Посадите их в вагончик поезда по цветам. (Круг, квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб, овал) Каким словом они выразили свою благодарность? - Положите правую руку себе на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой я молодец!" А теперь положите руку соседу на голову, погладьте и скажите: "Ах, какой ты молодец!" -Нам пора возвращаться. Королевство очень большое и мы не один раз сюда вернемся. До свидания! -Занятие окончено, всем спасибо! | -Выполняли задания, мы помогли фигурам, вернули солнышко и спасли волшебную страну «Геометрию». Дети поднимают сначала правую, затем левую руку. Дети выходят к доске и выкладывают фигуры по алгоритму. Читают слово: «Спасибо» | Р.4.Р.3.Л.2.Л.4. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Кодификатор планируемых результатов
№ | Направление | Характеристика параметров |
Жизненные компетенции | ||
Личностные УУД | ||
Л.1. | Принятие и освоение роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учения. | |
Л.2. | Развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости и сопереживания к другим людям. | |
Л.3. | Формирование пространственных и временных представлений, в том числе и на основе хода собственной жизни и опыта. | |
Л.4. | Формирование положительную мотивацию к повторению материала, рефлексия. | |
Предметные результаты | ||
П.1. | Закрепление в различии и названии геометрических фигур. | |
П.2. | Закрепление пространственно временных представлений и понятий. | |
П.3. | Закрепление усвоения понятий цвет и форма. | |
Метапредметные результаты | ||
Коммуникативные УУД | ||
К.1. | Объяснение содержание совершаемых действий в форме речевых значений с целью уточнения знаний. | |
К.2 | Развитие произносительной стороны и самоконтроля за произношением. | |
К.3. | Развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогом и сверстниками. | |
Регулятивные УУД | ||
Р.1. | Овладение способностью принимать, планировать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач. | |
Р.2. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
Р.3. | Формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности | |
Р.4. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | |
Познавательные УУД | ||
П.У.1. | Использование различных способов поиска, сбор, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. | |
П.У.2 | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, на основе практической деятельности и вербальном представлении в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося. | |
П.У.3 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса
Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...
Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)".
Методическая разработка " Самоанализ коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога)"....
Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.
Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ...
Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет (с ЗПР) по теме «Зимующие птицы» с использованием ИКТ
Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы (6-7лет) компенсирующей направленности с задержкой психического развития (ЗПР) по ознакомлению с окружающим миром с использован...
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий учителя -дефектолога
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ЗПР (7.2)...
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога с приемами развития мыслительной деятельности "Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?"
Закрепление программного материла по русского языку обучающимися 1 дополнительного класса с ЗПР на занятиях с учителем-дефектологом...
Групповое коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью 1А класса "Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»"
В условиях реализации ФГОС педагоги, работающие с обучающимися с легкой умственной отсталостью, реализуют в учебной деятельности программу формирования базовых учебных действий. Данное занятие способс...