Групповое коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с обучающимися с легкой умственной отсталостью 1А класса "Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»"
план-конспект занятия (10 класс)
В условиях реализации ФГОС педагоги, работающие с обучающимися с легкой умственной отсталостью, реализуют в учебной деятельности программу формирования базовых учебных действий. Данное занятие способствует расширению педагогического опыта учителей по формированию базовых познавательных учебных действий, возможности использования различных коррекционных приемов, заданий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее занятие с обучающимися
с легкой умственной отсталостью 1А класса
"Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»".
Другова Мария Сергеевна
учитель-дефектолог
Форма и место проведения занятия. Групповое занятие, кабинет учителя-дефектолога.
Материально-техническое обеспечение. Доска; карточки с буквами; устройство, воспроизводящее музыку (телефон); картинный словарь «Весна»; мешочек с травой; изображение солнца; сюжетная картинка со скрытым смыслом» Снеговики»; модифицированные таблицы Шульте; фишки; вспомогательные карточки для сравнения по форме, величине, цвету, расположению; су-джок мячи; карточки с заданиями; карточки с изображением насекомых; схема с примерами.
Тема: «Формирование базовых познавательных учебных действий на материале лексической темы «Весна»».
Цель: Формирование базовых познавательных учебных действий на наглядном материале.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение выделять отличительные признаки предметов, явлений на наглядном материале.
- Формировать умение ориентироваться в задании, соотносить полученный результат с образцом, правильным ответом.
- Развивать зрительное запоминание, слуховое восприятие.
Коррекционно-обучающие:
- Закрепить базовые представления о признаках времени года «Весна».
- Развивать умение выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 8.
- Учить понимать элементарное схематическое изображение, таблицу.
Коррекционно-воспитывающие:
- Учить адекватно оценивать результат своей деятельности;
- Повышать познавательный интерес через занимательные задания.
Тип занятия: комбинированное.
Ход занятия.
- Организационный момент. Подготовка обучающихся к предстоящей работе, организация внимания
У. Сядет тот, кто увидит первую букву своего имени.
У. Послушайте отрывок из сказки
Чтение учителем отрывка из сказки «Краденое солнце»
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"
У. Поможем героям сказки спасти солнышко?
Д. Да
У. За каждое, правильно выполненное, задание вы будете получать жетон.
II. Введение в тему. Развитие зрительной памяти, слухового восприятия, активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование умения делать простейшие обобщения.
Задание №1. Развитие зрительного запоминания.
У. Посмотрите и запомните буквы и фигуры в которых они записаны.
- поставьте сначала букву из круга
- поставьте букву из треугольника
- поставьте букву из овала
- поставьте букву из квадрата
У. Какое слово получилось?
Д. Март
Задание №2. Развитие тактильного восприятия.
У. Опустите руку в мешочек и скажите, что там лежит
Д. Трава
Задание №3. Развитие слухового восприятия.
У. Послушайте и скажите, что это
Д. Капель
У. Как можно все это назвать одним словом? (на доске слово «март», картинки «трава и капель»)
Д. Весна
У. А может весна наступить без солнышка?
Д. Нет.
У. Сегодня, спасая солнышко, мы будем продолжать учиться думать, а помогут ваши знания о времени года «Весна».
III. Работа по теме занятия.
Задание №4 «Грустные снеговики». Развитие умения понимать сюжетную картинку, анализировать в соответствии с инструкцией, на основе имеющихся знаний.
У. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы:
- Кто на картинке?
Д. Снеговики.
- Снеговики грустные или веселые?
Д. Грустные
- Почему снеговики загрустили?
Д. Наступила весна, они таят.
Задание №5 «Найди, сравни, не отвлекись!». Формирование умения понимать таблицу, ориентироваться в ней. Развитие умения выделять общие и отличительные признаки предметов с опорой на вспомогательные схематические картинки (, , , ), делать простейшие выводы. Формирование умения классифицировать предметы и явления через выделение заданного существенного признака; закрепление признаков времени года «Весна».
(дети ставят фишки в таблице в соответствие с инструкцией педагога)
- предмет в правом верхнем углу и в левом нижнем углу
У. Что это? Чем они отличаются?
- 3 столбик, 1 предмет; 2столбик, 2 предмет
У. Чем отличаются деревья? (по величине)
- 1 строчка, 2 предмет; 2 строчка, 1 предмет
У. Чем отличаются эти деревья?
- 1 строчка, 1 предмет; 2 строчка, 3 предмет
У. Кто это?
Д. Птицы
У. Одинаковые птицы?
Д. Нет
У. Найдите не самую маленькую и не черную птицу
У. Найдите не самое низкое дерево и не елку
У. Закройте 2 картинки, которые не относятся к времени года «весна».
У. Молодцы, справились!
Физ. минутка. Развитие слухового восприятия, мелкой и общей моторики, переключение внимания, смена динамической позы.
У. Ребята, мы знаем, что весной просыпаются…
Д. Звери
У. Давайте разбудим ежика.
Дети под стишок выполняют упражнения возле парты
Ежик – ежик колкий (бег на месте, суджок – мяч между ладоней)
Где твои иголки (шаги на месте, суджок – мяч между ладоней)
Нужно бельчонку сшить распашонку (шаги на месте влево, суджок – мяч между ладоней)
Шалуну – зайчишке починить штанишки (шаги на месте вправо, суджок – мяч между ладоней)
Тише – тише, не спешите (приседание, суджок – мяч между ладоней)
Если отдам я иголки, съедят меня волки (крепко сжимают суджок – мяч)
Задание №6 «Одинаковые жуки». Формирование умения классифицировать предметы через выделение заданного существенного признака
У. Весной просыпаются не только звери, но и насекомые. На листе в задании №1 обведите всех насекомых, в задании №2 соедините одинаковых жуков.
№1 | №2 |
Задание №7 «Составить и решить примеры». Развивать умение понимать элементарное схематическое изображение, выполнять арифметические действия в пределах 8, закрепление обобщающего понятия «Насекомые».
У. А каких еще вы знаете насекомых?
Дети называют насекомых, педагог открывает картинки.
1. Расставьте под картинками числа 2, 6, 4, 8 от большего к меньшему.
2. Составьте и решите примеры в тетради.
У. Справились?! Давайте проверим!
Дети по очереди выходят к доске и вписывают ответы.
IV. Обобщение по теме занятия.
У. Ребята, выполняя сегодня задания, мы с вами что – то вспомнили, а что – то узнали о времени года «Весна».
Задание №8 «Весенний пример». Развитие мыслительной деятельности, закрепление признаков времени года «Весна».
(Дети расставляют нужные цифры в соответствии с заданием и картинкой)
У. Чтобы спасти солнышко, вам осталось справится с последним заданием, составить и решить весенний пример.
У. Мы знаем, что весной в марте тает ….. Какой по счету у весны месяц март?
Д. 1
У. Весной появляется зеленая …… и первые …… Чего на картинке больше цветов или тюльпанов? Сколько тюльпанов?
Д. 2
У. Весной просыпаются …. и насекомые. Сколько медведей смотрит на вас?
Д. 1
У. Сколько букв в написании слова «весна»?
Д. 5
У. Получился пример 1+2+1+…=5, какой цифры не хватает?
Д. 1
У. Проверяем, сколько птиц смотрит направо?
Итог занятия. Формирование умения адекватно оценивать результат своей деятельности, позитивного отношения к проделанной работе, эмоциональное расслабление.
Молодцы, ребята, спасли весеннее солнышко!
А вы вспомните, кто в сказке «Украденное солнце» освободил солнышко?
Чему учились на занятии?
Какие задания вам особенно понравились?
Какое задание было самым трудным?
Посчитайте, сколько жетонов заработали. Кто работал на занятии хорошо?
Дети получают подарки от героев сказки (маленькое солнышко – шоколадную медальку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированные рабочие программы по математике для обучающихся 6 и 7 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019 - 2020 учебный год.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и...
Доклад «Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью»
В докладе раскрыты теоретические аспекты: определение умственной отсталости (олигофрения), причины и степени умственной отсталости у детей, показана общая цель и основные направления коррекционно-разв...
Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...
Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога для обучающихся 5 в класса ФГОС (вариант 2) «Временные представления»...
- Мне нравится (1)