Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога Тема: «Часы и время».
план-конспект

Киселева Кристина Юрьевна

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога

Тема: «Часы и время».

Автор: учитель – дефектолог первой квалификационной категории

Аннотация:

Добрый день уважаемые члены жюри. Представляю Вам коррекционно-развивающее занятие по теме: «Часы и время». Оно предназначено для детей младшего школьного возраста – обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.

В ходе занятия используются игровые технологии, которые повышают интерес к познавательной деятельности, облегчают восприятие учебного материала, снижают напряжение у обучающихся, и повышают эффективность усвоения ими знаний, умений и навыков.

На данном занятии проводится индивидуальная и дифференцированная работа по коррекции и развитию восприятия понятия «время», «единицы времени», такого важного умения – определение времени по часам. В ходе занятия применяются методы моделирования и экспериментирования (изучение от простого к сложному, незнакомого - к знакомому). Занятие содержит эффективные подходы, направленные на развитие слухового и зрительного восприятия, психических механизмов, лежащих в основе любой познавательной деятельности, и развития умения логически мыслить-классифицировать, анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno_razvivayushchee_zanyatie_uchitelya.docx573.24 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога

Тема: «Часы и время».

Автор: учитель – дефектолог первой квалификационной категории

Аннотация:

Добрый день уважаемые члены жюри. Представляю Вам коррекционно-развивающее занятие по теме: «Часы и время». Оно предназначено для детей младшего школьного возраста – обучающихся 3 класса с задержкой психического развития.

В ходе занятия используются игровые технологии, которые повышают интерес к познавательной деятельности, облегчают восприятие учебного материала, снижают напряжение у обучающихся, и повышают эффективность усвоения ими знаний, умений и навыков.

На данном занятии проводится индивидуальная и дифференцированная работа по коррекции и развитию восприятия понятия «время», «единицы времени», такого важного умения – определение времени по часам. В ходе занятия применяются методы моделирования и экспериментирования (изучение от простого к сложному, незнакомого - к знакомому). Занятие содержит эффективные подходы, направленные на развитие слухового и зрительного восприятия, психических механизмов, лежащих в основе любой познавательной деятельности, и развития умения логически мыслить-классифицировать, анализировать.

Цели занятия: развивать умение определять время по часам.

Задачи:

Коррекционно-обучающие задачи: продолжать знакомить с единицами времени: «секунда», «минута, «час»; формировать представление о продолжительности временных интервалов;

Коррекционно-развивающие задачи: формировать умение использовать в речи временную терминологию; развивать слуховое восприятия, внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение слушать друг друга, свободно общаться со взрослыми и детьми (работа в парах)

Формы и методы: подгрупповая и индивидуальная работа; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; метод проблемного обучения.

Оборудование: раздаточный и дидактический материал (коррекционно-развивающие игры, пособие – макет часов, песочные часы), кинетический песок, проектор, мультимедийная презентация, маркеры, фонарики.

Ход занятия:

Активизация мозговой активности

Учитель начинает фразу: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все ..., уши внимательно слушают и всё …».

Учитель – дефектолог шепотом: «Чтобы нам успешно позаниматься, нужно размять наши пальчики (упражнение на развитие межполушарных взаимодействий). Соедините большие и указательные пальчики и выполните следующие действия:

https://shareslide.ru/img/thumbs/0e3047046864a826f7015dec22394b9b-800x.jpg

Дифференцировать занятие. У кого получается усложнить.

II. Основная часть (работа по теме):

  1. Учитель – дефектолог: Ребята, послушайте загадку:

Цифры Время стерегут
И за Временем бегут.
Время сдвинется на миг
И они тот час же прыг.

Как вы думаете, о каких цифрах идет речь? Тогда посмотрите на подсказки (картинки) (Поочередно показывать – кукушка, 12, стрелка) О чем же говорится в загадка? (Ответы детей) – о часах. Что такое часы? Предположите, как звучит тема нашего занятия?

  1. Учитель – дефектолог демонстрирует макет циферблата часов: «Полные сутки поделили на одинаковые отрезки времени и назвали каждый отрезок часом. Поэтому и прибор, измеряющий время называется …». Посмотрите внимательно на часы и отгадайте загадку:

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.  (стрелки часов)

Ребята, кто из вас знает, как называется большая стрелка? За час она обегает весь циферблат по кругу и отсчитывает минуты, поэтому она называется … (минутная).

А это стрелка двигается очень медленно и называется часовая. Предположите, что отсчитывает часовая стрелка? За час она переходит от одной цифры к другой. В 1 часу 60 минут, поэтому стрелка проходит 60 делений. Многие часы имеют третью стрелку - секундную. Она длиннее и тоньше минутной, проходит круг по циферблату за 1 минуту. ТАБЛИЦУ на доску единицы измерения времени

  1. Дети по часам следят за тем, как проходит 1 секунда: «Как вы думает, что можно сделать за 1 секунду?» (Ответы детей).

Дети по часам следят за тем, как проходит 1 минута: «Как вы думает, что можно сделать за 1 минуту?» (Ответы детей)

  1. Дидактическая игра: второе задание: «Определи, что больше». Перед вами на столах названия промежутков времени. Нужно разложить названия по возрастающей.

Секунда, минута, час

Задание выполняем тихо, чтобы слышать, как тикают наши часики. Ну, а кто справится первый, поднимите руку.

(Обучающиеся выполняют задание. Первый справившийся с заданием участник называет промежутки времени по возрастающей).

Ребята, оставьте таблички со словами на столах так как вы их разложили, давайте проверим правильность выполнения заданий.

  1. ВИДЕО ПРО ВИДЫ ЧАСОВ
  2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Дети достают пытаюся на ощупь определить вид часов: настольные, наручные механические, электронные часы, песочные, будильник секундомер: демонстрирует их действие. По ходу дети обсуждают внешний вид часов, принцип действия, находят различия.

В конце общий вывод о назначении часов: «Любые часы показывают время, мы можем узнать которой час».

  1. А сейчас мы попробуем самостоятельно определить время на наших тренажерах.

Дидактическая упражнение «Определи время» 

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=1374x10000:format=png/path/s9e1e9441954f4191/image/ib44d0efea5c7c293/version/1486310155/image.png

  1. Физминутка

Задание учитель-дефектолог произноси тихо-шепотом. За несколько секунд, нужно рукой, которая не является ведущей смять лист а4 бумаги, таким образом, чтобы «спрятать» его в кулачке. На часах СЕКУНДОМЕР засекаю время. (Ребята самостоятельно пытаются определить сколько времени им понадобилось для этого. А теперь необходимо его разгладить и также определить сколь для этого требуется времени.

Учитель-дефектолог: Делу время, а потехе час. Говорит нам народная мудрость.

  1. Ребята сейчас мы попробуем применить наши знания. Предлагаю поучаствовать в игре. Кто самый смелый?

Д/и ИКТ «Определи время по часам»

  1. Моделирование, эксперимент: «Песочные часы»

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом.

 Назывались они солнечными.

https://edusnab59.ru/wp-content/uploads/2021/05/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B.jpg

«Подпишите правильно цифры на наших солнечных часах». С помощью кинетического песка, «циферблата» карандаша и фонарика ставим опыт - пробуем сделать макет солнечных часов и определить время. Опыт для понимания принципа действия солнечных часов.

«В чем неудобство?» -  пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Как вы думаете, почему? В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

  1. Рефлексия:

Как по вашему мнению одна секунда – это много или мало?

Что по вашему мнению длится дольше секунда или минута?

Перед вами карточка, на которой изображены задания, выполненные вами в ходе занятия. Возьмите желтый карандаш и закрасьте смайл в том окошке, в котором изображено задание, которое вам понравилось больше всего. Возьмите красный карандаш и закрасьте смайл с самым трудным заданием.

Выберите на доске на память часики, настроение похожее на ваше после нашего занятия «Время и часы».с каким настроением вы уходите с занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие

Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...

Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"

Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...

КТП для факультатива по русскому языку для 8 класса "Коррекционно-развивающее обучение по орфографии" 17 часов (Excel)

КТП для факультатива по русскому языку для 8 класса "Коррекционно-развивающее обучение по орфографии". Рассчитан на  0.5 часа в неделю / 17 часов в год (Excel)...