Формирование социальных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта.
статья

Яковчик Ольга Михайловна

Формирование социальных компетенций

у обучающихся с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_kopiya.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальных компетенций

у обучающихся с нарушением интеллекта.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Яковчик Ольга Михайловна. Я работаю учителем - логопедом в коррекционной школе № 60 для обучающихся с умственной отсталостью.

Тема моего выступления: "Формирование социальных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта".

В нашей образовательной организации вопросу формирования социальных компетенций отводится важное место. Это отражается в создании специальных образовательных условий для получения знаний, умений и навыков детьми с УО, которые в будущем должны быть им полезны в обычной жизни. Обучение в коррекционной школе направлено на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков, навыков коммуникации. Методы в обучении наших детей подбираются таким образом, чтобы их направленность была практико-ориентированной. Учебные задачи приближены к реальным жизненным условиям.

Социальные компетенции рассматриваются нами, как способность вступать в отношения с внешней средой и максимально адаптироваться и функционировать в ней в соответствии со своими интеллектуальными возможностями.

Внеурочная деятельность учителя-логопеда - это отличная площадка, для формирования таких социальных компетенций у обучающихся, как умение работать в группе, выполнять разные роли; начинать и поддерживать, начатый взрослыми или другим ребёнком разговор, выражать благодарность и сочувствие. Обращаться с просьбой по своей инициативе к учителю, родителям, продавцу и т.д. Выражать свои мысли так, чтобы были понятны другим людям.

Так как речь служит важнейшим инструментом социализации детей с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением) и имеет огромное значение для формирования психических процессов, развития самостоятельности, воли, в целом всей личности ребёнка, мы активно используем в образовательной организации театрализованную деятельность. Данный вид деятельности связан с игрой, что близко и понятно умственно отсталому ребенку. Это самый яркий и доступный восприятию ребенка вид работы, доставляющий радость, развивающий воображение, фантазию, способствующий раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося школы. Часто сюжеты для постановок подобраны в тематике социально-бытовых отношений, жизненных ситуаций.

Благодаря этому ребята:

  • Начинают и поддерживают, начатый собеседником разговор, завершают его.
  • учатся исполнять небольшие монологи, развёрнутые диалоги с интонационной выразительностью между персонажами;
  • учатся выражать благодарность и сочувствие.
  •  В высказываниях придерживаются языковых норм и требований этикета.
  • Выражают свои мысли так, что понятно другим людям.
  • Благодаря самоконтролю речь детей становится более внятной и разборчивой.
  • выполняют направленные действия с предметами; согласовывают свои действия с действиями партнёров;

Таким образом, театрализованная деятельность - это реальная возможность для каждого ребёнка испытать свои силы, ощутить успех и удачу, получить возможность общения в неформальной обстановке с товарищами школы, практически применять знания, умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.

В деятельность над постановкой спектаклей вовлечены не только обучающиеся, педагоги, логопеды и психологи, но и родители. Это мощный потенциал внутрисемейных отношений в коррекционно-развивающей среде.

Также мы с учениками являемся активными участниками городских и всероссийских конкурсов различной направленности.

Участвуя в конкурсе чтецов у ученика увеличивается результативность работы памяти, ведётся активная работа над просодической стороной речи, интенсивно развиваются эмоциональные свойства личности.

Обучающиеся нашей образовательной организации являются активными участниками ежегодного профориетационного фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкурсным заданием является презентация профессии. Я, как учитель-логопед, активно включаюсь в разработку сценария, помогаю в адаптации материала, чтобы он был доступен и понятен ученикам. Помогаю ребятам в разучивании стихов и диалогов. Во время фестиваля дети выступают на сцене, общаются с учениками других школ, участвуют в мастер классах. Обучающиеся знакомятся с профессиями, которые могут выбрать для себя в будущем, делятся своими впечатлениями с родителями, одноклассниками, и педагогами школы.

Не остаются в стороне ученики с тяжёлыми множественными нарушениями развития и инвалидностью. В апреле 2022 года команда школы № 60 стала победителем олимпиады "Калейдоскоп знаний". Творческий номер, математические представления, приготовление канапе... Итог - победа!

 Благодаря внеурочной деятельности в работе с умственно отсталыми детьми создаются условия для формирования положительных личностных качеств, навыков коммуникаций, жизненно-необходимых умений и навыков. Участвуя в праздниках, конкурсах каждый ученик вносит свой вклад в общее дело в соответствии со своими возможностями. В комплексе это даёт положительный результат при формировании социальных компетенций у обучающихся с нарушением интеллекта, в формировании практических знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшем в повседневной жизни и формирующие основу дальнейшего отношения с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...

Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".

Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Описаны проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта, а также методы и формы, ориентированные на коммуникацию через внеурочную деятельность...

Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка. Эти специальные коррекционные занятия, направленны на практическую п...

Формирование коммуникативной компетентности у обучающихся с нарушением интеллекта.

Театрализованная деятельность - это реальная возможность каждому ребёнку испытать свои силы, иметь шанс на успех и удачу, это общение в неформальной обстановке с товарищами школы. Чтобы ребёнок не ста...

Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с нарушениями слуха, их социальная адаптация

В существующих условиях социальной жизни  выступает проблема, требующая включения детей с нарушениями слуха в единую социальную целостность и саму структуру общества.     Необ...