Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурого направления «Я - человек»
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности «Я - человек» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (II вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
burchenkova_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_-_chelovek.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ № 172 от «31» авггуста 2021 г. Директор ___________/Дюг С.А./ | Согласовано: Педагог- организатор __________________ /Рыбакова Л.В./
| Принято: на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2021г. | Рассмотрено: на заседании МО классных руководителей протокол №1 «31» августа 2021г. руководитель МО: _______________ /Рыбакова Л.В. / |
Рабочая программа внеурочной деятельности
общекультурого направления
«Я - человек»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (II вариант)
3 «А», 3«Б», 4 «А» классов
на 2021/ 2022 учебный год
Программу составила:
Бурченкова Ольга Александровна
учитель
высшей квалификационной категории
г. Смоленск
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов и методических материалов, на основании которых разработана программа:
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», (ООО «Издательство «Эксмо», 2017), на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования:
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599 (для ФГОС), - М «Просвещение», 2018;
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска», утв. приказом № 097/2 от 31.08.2016 г.;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Программа внеурочной деятельности «Я - человек» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (II вариант) и направлена на достижение ими планируемых результатов освоения АООП.
Цель программы: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
- Формировать представления о себе:
а) представление о собственном теле;
б) умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы и желания;
в) умение сообщать основные сведения о себе.
- Формировать умение решать каждодневные жизненные потребности:
а) умение обслуживать себя;
б) умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
- Формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
а) умение определять свое самочувствие;
б) показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
в) умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;
г) умение следить за своим внешним видом.
4. Формировать представления о своей семье:
а) представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Данная программа реализуется в 3 «а», 3 «б» и в 4 «а» классах в объеме 34 часа с периодичностью 1 занятие в неделю, продолжительностью 40 минут.
Общая характеристика курса
Общекультурное направление предполагает формирование у обучающихся Центра способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции). Специально организованный педагогический процесс предусматривает формирование у умственно отсталых учеников различных интересов, в том числе и общекультурных. Это необходимо для расширения общего кругозора школьников, для их ориентации в социальном окружении.
Программа по общекультурному направлению «Я - человек» направлена на приобщение ребенка к социальному миру, которое начинается через развитие представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ЧЕЛОВЕК»
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
- поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- понимание слов, обозначающие объекты рукотворного мира и деятельность человека
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- представление о собственном теле;
- представления о возрастных изменениях человека;
- умение обслуживать себя;
- умение определять свое самочувствие;
- умение следить за своим внешним видом.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Я – человек»
Личностные БУД:
∙ умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
∙ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
∙ расширение круга общения;
∙ потребности и начальные умения выражать себя в доступных видах деятельности;
∙ готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни.
Регулятивные БУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
∙ проговаривать последовательность действий на уроке;
∙ учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
∙ учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные БУД:
∙ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
∙ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные БУД:
∙ слушать и понимать речь других;
∙ совместно договариваться о правилах общения и поведения в центре и следовать им;
∙ учиться выполнять различные роли в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы предполагает проведение занятий в форме: беседы, игр, видео-уроков.
Раздел | Количество часов |
Представления о себе | 13 |
Туалет | 2 |
Прием пищи | 2 |
Гигиена тела | 3 |
Обращение с одеждой и обувью | 9 |
Семья | 5 |
Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека.
Гигиена тела.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица.
Чистка зубов. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой.
Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос.
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела.
Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная).
Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Контроль своего внешнего вида.
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по общекультурному направлению
«Я – человек»
на 2021/2022 учебный год
Учитель: Бурченкова О.А. _1 ч в неделю; 34 ч за год
Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие
Всего 16 ч., в неделю 1 ч. Всего 18 ч., в неделю 1 ч.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
I четверть – 9 часов | 9 | |||
Представления о себе | ||||
1. | Мальчики и девочки. | 1 | 07.09 | |
2. | Части тела человека. | 1 | 14.09 | |
3. | Скелет и мышцы человека. | 1 | 21.09 | |
4. | Кожа. | 1 | 28.09 | |
5. | Внутренние органы: сердце. | 1 | 05.10 | |
6. | Внутренние органы: легкие. | 1 | 12.10 | |
7. | Внутренние органы: печень. | 1 | 19.10 | |
8. | Внутренние органы: почки. | 1 | ||
9. | Внутренние органы: мозг. | 1 | 26.10 | |
II четверть – 7 часов | 7 | |||
10. | Внутренние органы: желудок. | 1 | 09.11 | |
11. | Вредные привычки. | 1 | 16.11 | |
12. | Состояние здоровья: опознавательные признаки. | 1 | 23.11 | |
13. | Рассказ о себе. | 1 | 30.11 | |
Гигиена тела | ||||
14. | Последовательность действий при мытье рук. | 1 | 07.12 | |
15. | Последовательность действий при мытье лица. | 1 | 14.12 | |
16. | Чистка зубов. | 1 | 21.12 | |
III четверть – 11 часов | 11 | |||
Туалет | ||||
17. | Сообщение о желании сходить в туалет. | 1 | 11.01 | |
18. | Последовательность действий при походе в туалет. | 1 | 18.01 | |
Обращение с одеждой и обувью | ||||
19. | Виды одежды. | 1 | 25.02 | |
20 | Детали одежды. | 1 | 01.02 | |
21. | Выбор одежды для прогулки. | 1 | 08.02 | |
22. | Обувь. Виды обуви. | 1 | 15.02 | |
23. | Головные уборы: виды. | 1 | 22.02 | |
24. | Уход за одеждой, обувью, головными уборами. | 1 | 01.03 | |
25. | Соблюдение последовательности действий при раздевании и одевании. | 1 | 15.03 | |
26. | Обувание обуви. Различение правого, левого ботинка. | 1 | 22.03 | |
27. | Выбор одежды для мероприятия. | |||
IV четверть – 7 часов | 7 | |||
Прием пищи | ||||
28. | Питье из кружки. | 1 | 05.04 | |
29. | Еда вилкой. Еда ложкой. | 1 | 12.04 | |
Семья | ||||
30. | Члены семьи. | 1 | 19.04 | |
31. | Дети и взрослые. | 1 | 26.04 | |
32. | Социальные роли в семье. | 1 | 17.05 | |
33. | Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | 1 | 24.05 | |
34. | Рассказ о своей семье. | 1 | 31.05 |
Список использованной литературы
- Учебник: Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А. и др. Мир природы и человека в 2 частях * (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), Издательство «Просвещение»
- Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями в развитии. Путешествие в мир окружающих предметов. – М., 2004.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М., 2001.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.- СПб., 2004.
Материально-техническое (информационное, методическое)
оснащение образовательного процесса:
- http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
- http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология»;
- http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
- http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
- http://daohappiness.ru/
- http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
- http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
- http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения;
- Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549)/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»
Программа предназначена для учащихся 5 классов ФГОС. Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...
Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»
Программа предназначена для учащихся 5 классов ФГОС. Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...
Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов
Рабочая программа составлена на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению «И творчеству предела нет» для творческого объединения изостудия «Акварелька» Для детей 7-11 лет. Срок реализации программы 4 года
Программа внеурочной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
Рабочая программа внеурочной деятельности. Направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном» Класс: 5 г – 9 в Учебный год: 2022-2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»...