Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов
рабочая программа (9 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н. Рождественской, М.: Планета, 2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_chelovek_i_professiya.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н. Рождественской, М.: Планета, 2011).
Для реализации программного содержания используется УМК:
- Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Планета, 2011;
- дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.- сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина,О.Ю. Просихина .- М.: Глобус, 2009.
Освоение программы учебного предмета в школе планируется осуществлять в 9классах.
Программа рассчитана на объем 17 часов в учебном году.
Года обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
9 класс | 2 (08.09.14- 03.11.14) | 8,5 | 17 |
17 часов за курс |
Общая характеристика курса
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.
В авторскую программу изменения не внесены.
Особенности организации образовательного процесса
Программа курса содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширение кругозора школьников.
Рекомендуется использование следующих форм и типов контроля за развитием знаний и умений учащихся: индивидуальная форма; внешний контроль учителя за деятельностью учащихся; взаимоконтроль учащихся.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
• междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
• интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
• обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
• печатные пособия:
- Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Планета, 2011;
- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.- сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина,О.Ю. Просихина .- М.: Глобус, 2009.
• экранно-звуковые пособия:
- электронное сопровождение курса (презентация); телевизионный фильм о профессиях;
• ТСО:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационная доска для работы маркерами;
- сканер, ксерокс и принтер;
- документ-камера.
• ЦОР: электронное сопровождение курса (презентация); телевизионный фильм о профессиях.
- Учебно-практическое оборудование: -
- Натуральные объекты: -
- Демонстрационные пособия: -
Содержание программы учебного курса
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
I. Введение – 1 час
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
II. Познавательные процессы и способности личности – 2 часа
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
III. Психология личности - 3 часа
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий – 5 часов
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
V. Профессиональное самоопределение – 4 часов
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере – 1 часов
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
VII. Обобщение - 1 час
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать/понимать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность;
- компенсация способностей;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- при выборе учебного заведения при дальнейшем самоопределении;
- при выборе профессии.
Учебно-тематический план
№№ п.п | Наименование раздела темы | Количество часов | В том числе | ||
Контрольных работ | Практических работ | ЛЛабораторных работ | |||
1 | Введение | 1 | - | - | - |
22 | Познавательные процессы и способности личности | 2 | - | 1 | - |
33 | Психология личности | 3 | - | 1 | - |
4 4 | Мир профессий | 5 | - | 2 | - |
5 |
Профессиональное самоопределение
| 4 | - | 1 | - |
66 | Подготовка к будущей карьере | 1 | - | - | - |
7 | Обобщение | 1 | - | - | - |
Итого: | 17 часов | - | 5 | - |
Календарно-тематическое планирование
№ Пп/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол- во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
11 | Введение | Предмет и задачи курса. | 11 | Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. | Знать: определение понятия «личный профессиональный план»; роль профессионального самоопределения в жизни человека. Уметь: обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; называть основные элементы структуры личного профессионального плана; называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии | Вводный | ||
22 | Познавательные процессы и способности личности | Познавательные процессы личности. | 11 | Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | Знать: определения понятий «память», «внимание»; виды памяти и внимания; качества внимания; определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»; определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект». Уметь: называть основные процессы памяти; перечислять основные виды памяти; указывать отличительные особенности раличных видов памяти; определять особенности своей памяти; перечислять основные приемы и методы запоминания; перечислять основные качества и виды внимания; объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга; определять особенности своего внимания; объяснять, как происходит познание окружающего мира; перечислять формы чувственного познания; | Текущий | ||
33 | Познавательные процессы личности. Способности личности. | 11 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | Знать: виды мышления; формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение; основные операции мышления; основные качества мышления; определение понятия «способности»; основные виды способностей; особенности интеллектуальной сферы; типы интеллекта. Уметь: перечислять типы мышления; определять свой преобладающий тип мышления; называть формы логического мышления и определять их сущность; перечислять основные мыслительные операции и качества мышления; определять тип своего интеллекта; объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей. | Текущий | |||
44 | Психология личности | Психология личности. Характер и самооценка | 11 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | Знать: определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «само-оценка»; типы нервной системы; типы темперамента; определение понятия «потребности»; виды потребностей; особенности делового общения. Уметь: называть типы нервной системы и их раз-личия; определять свой тип нервной системы; выявлять свой ведущий тип темперамента; определять наиболее типичные черты своего характера; исследовать формы проявления характера; выявлять уровень самооценки. | Текущий | ||
55 | Самоопределение личности. Мотивационная сфера. | 11 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. | Знать: особенности своей личности; определение понятия «потребности»; виды потребностей. Уметь: называть отличительные признаки видов мотивации; называть различные виды потребностей. | Текущий | |||
66 | Общение. Конфликты. | 11 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | Знать: особенности делового общения; определение понятия «конфликт»; пути предотвращения и разрешения конфликтов. Уметь: использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях; указывать основные признаки делового общения; перечислять способы разрешения конфликтов; определять свой уровень конфликтности; объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов. | Текущий | |||
77 | Мир профессий | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. | 1 1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. | Знать: определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда». Уметь: называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии. | Текущий | ||
88 | Классификация профессий. Понятие профессиограмма | 11 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | Знать: определения понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма». Уметь: приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая си-стема», «человек – природа», «человек – художественный образ»). | Текущий | |||
9 | Типы профессий. Матрица выбора профессий. Характеристика профессий типа «человек – человек» | 1 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек». Профессионально важные качества (ПВК). | Знать: определения понятий «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»; подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника»,; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере. Уметь: выявлять тип своей будущей профессии; определять свои профессиональные предпочтения; выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек»). | Текущий | |||
10 | Характеристика профессий типа «человек – техника» и «человек – знаковая система» | 11 | Типы про-фессий. Характеристика профессий типа «человек – техника», «человек – знаковая система». Профессионально важные качества (ПВК). | Знать: подтипы профессий в сфере «человек – техника», «человек – знаковая система основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере. Уметь: выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – техника», «человек – знаковая система»). | Текущий | |||
11 | Характеристика профессий типа «человек – природа» и «человек – художественный образ» | 11 | Типы профессий. Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК). | Знать: подтипы профессий в сфере «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере. Уметь: выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – художественный образ»). | Текущий | |||
12 | Профессиональное само-определение | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). | 11 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. | Знать: определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные спо-собности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»; виды профпригодности. Уметь: выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»). | Текущий | ||
13 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 11 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). | Знать: определения понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»; компоненты и субъекты рынка труда. Уметь: выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»); называть мотивационные факторы выбора профессии. | Текущий | |||
14 | Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» | 11 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. | Знать: определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»; виды профпригодности. Уметь: выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности; делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»); называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии. | Текущий | |||
15 | Мотивационные факторы выбора профессии. | 11 | Мотивационные факторы выбора профессии. | Знать: определения понятий «мотив», «мотивация». Уметь: называть мотивационные факторы выбора профессии. | Текущий | |||
16 | Подготовка к будущей карьере | Понятие карьеры. Виды карьеры. Профессиональный рост. | 11 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершен-ствования. | Знать: определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры». Уметь: указывать отличительные признаки различных видов карьеры; высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры. | Текущий | ||
17 | Обобщение | Построение личного профессионального плана. Зачёт | 11 | Построение личного профессионального плана. | Знать: определение понятия «личный профессиональный план». Уметь: провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия». | Итоговый |
Контроль результатов обучения
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...
Рабочая программа курса индивидуально-групповых занятий для учащихся 8-9 классов "Подготовительный"
Данная рабочая программа позволяет повысить интерес учащихся к математике и подготовить их к различным математическим соревнованиям и ГИА....