Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»
рабочая программа (информатика и икт, 5 класс) по теме
Программа предназначена для учащихся 5 классов ФГОС. Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_razvitie_logicheskogo_myshleniya.docx | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы № 456
___________________/Гришина Л.А./
Рассмотрено и согласовано
на Педагогическом Совете
протокол № ____ от «___» _______ 201__ года
приказ № ____ от «____» __________ 201__ года
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление - общеинтеллектуальное
«Развитие логического мышления»
Возрастная группа - 11-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы:
учитель информатики
Катасонова Т.Н.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Практическая значимость
Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Логические приемы мышления результативно формируют и развивают способности школьников.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
• формирование логического мышления;
• привитие навыков сознательного и эффективного использования мыслительной деятельности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- раскрытие общих закономерностей информационных процессов.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению материала;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с, получением и обработкой информации содержащейся в задачах;
- обеспечить базовые знания учащихся, т.е. развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Отличительные особенности
- Переход от индустриального общества к информационному характеризуется увеличением объема получаемой информации. В связи с этим необходимо у учащегося, по возможности с младшего школьного возраста, развивать общие навыки исследования, мышления и общения, так как в сложившихся условиях гораздо важнее уметь находить нужную информацию и эффективно пользоваться ею, чем запоминать все, что можно запомнить.
Учебно – тематическое планирование.
Раздел | Тема | Часы |
1 | Задачи с отношениями | 5 |
2 | Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | 6 |
3 | Задачи на переправу | 6 |
4 | Задачи, решаемые с помощью графов | 5 |
5 | Задачи на перебор возможных вариантов | 4 |
6 | Занимательные задачи | 5 |
7 | Задачи, решаемые по трафаретам | 4 |
Содержание программы.
Обучать детей нахождению способа решения логической задачи.
Решать задачи расширяющие кругозор учащихся, развитие памяти, внимания;
Познавательное развитие детей - узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира;
Развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей;
Развитие умения сравнивать и классифицировать;
Формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;
Формирование операционного стиля мышления;
Подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.
Ожидаемые результаты
1 уровень.
На первом (начальном) уровне, называемом пропедевтическим, учащиеся знакомится с основными понятиями. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д.
2 уровень.
Умение решать задачи по следующим направлениям:
- Задачи с транзитивными отношениями
- Задачи с некорректными условиями
- Задачи с отношением равенства
- Задачи с не транзитивными отношениями
- Задачи с несколькими отношениями
- Задачи на сравнение элементов в отношениях
- Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц
- Задачи на переправу
- Задачи, решаемые с помощью графов
- Задачи на перебор возможных вариантов
Педагогические технологии используемые на занятии:
• Традиционное обучение;
• Развивающее обучение;
• Личностно-ориентированное обучение;
• Дифференцированное обучение;
• Дидактические игры;
• Проблемное обучение;
• Педагогики сотрудничества.
Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса, 34 часа в год, 1 час неделю. Занятие делится на две части: 1 – теоретическая часть (25мин), 2 – часть практическая часть – работа на компьютере (15 мин). Занятия проводятся в игровой форме, в форме беседы, наблюдения.
Формы организации учебной деятельности на занятиях:
• Комбинированное занятие;
• Занятие - лекция;
• Занятие - демонстрация;
• Занятие - практикум;
• Творческая лаборатория;
• Занятие - демонстрация;
• Занятие - игра;
• Занятие - консультация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
Универсальные учебные действия учащихся на занятии:
• личностные
• познавательные
• исследовательские
• творческие
№ занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия (решение логических задач в различных компьютерных программах и играх) |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | ||
Задачи с отношениями | Знакомство и игрой «Мудры крот» | |
Задачи найди лишнее | Игра «Мудры крот» | |
Задачи с транзитивными отношениями | Игра «Мудры крот» | |
Задачи с некорректными условиями | Знако6мство и игрой «Тетрис» | |
Задачи с отношением равенства | Игра «Тетрис» | |
Задачи с нетранзитивными отношениями | Игры «Мудры крот», «Тетрис» | |
Задачи с несколькими отношениями | Игры «Мудры крот», «Тетрис» | |
Задачи с несколькими отношениями | Игры «Мудры крот», «Тетрис» | |
Задачи на сравнение элементов в отношениях | Игры «Мудры крот», «Тетрис» | |
Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | Игры «Мудры крот», «Тетрис» | |
Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц | Игры «Мудры крот», «Тетрис» | |
Конкурс «Самый находчивый» | ||
Задачи на переправу | Решение задач в программе «Морской бой» | |
Задачи на переправу | Решение задач в программе «Морской бой» | |
Задачи на переправу | Решение задач в программе «Пары» | |
Задачи, решаемые с помощью графов | Решение задач в программе «Пары» | |
Задачи, решаемые с помощью графов | Решение задач в программе «Пары» | |
Задачи, решаемые с помощью графов | Решение задач в программе «Пары» | |
Конкурс «Самый внимательный» | ||
Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Переливашки» | |
Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Переливашки» | |
Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе «Переливашки» | |
Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе | |
Задачи на перебор возможных вариантов | Решение задач в программе | |
Решение логических задач | ||
Решение логических задач | ||
Решение логических задач | ||
Решение логических задач | ||
Решение логических задач | ||
Решение логических задач | ||
Олимпиада «Логические задачи» | ||
Обобщающее занятие. | ||
Поведение итогов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богомолов О.Б., Логические задачи, издательство: «Бином. Лаборотория
- Гетманова А. Д. Занимательная логика. – М.: Владос, 1998, Ч. 1, С.171.
- Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1кл. – М.: Баласс, 2005. – С.35 - 58.
- Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4кл. – М.: Баласс, 2005. – С.30.
- А.В. Горячев, Н.И. Суворова и др. Информатика в играх и задачах 6 кл. - М.: Баласс, 2011. – С.160.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления с помощью решения логических задач
Методическая работа над "Развитие логического мышления с помощью решения логических задач" . В работе описывается этапы решения задач, как научить ребят ставить цели, строить цепочку...
Развитие логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью
Статья посвящена вопросам развития логического мышления обучающихся на уроках истории посредством работы с рабочей тетрадью. Автор также предлагает возможную классификацию заданий различного уровня сл...
Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»
Программа предназначена для учащихся 5 классов ФГОС. Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...
Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".
Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)....
Рабочая программа «Развития памяти, внимания, логического мышления» студии развития детей «Подготовительный класс»
Дополнительная общеразвивающая программа. Возраст 5-7 лет...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления»
Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоен...
Рабочая программа элективного курса по математике "Развитие логического мышления"
Рабочая программа элективного курса по математике "Развитие логического мышления"...