Методические рекомендации по закреплению гласных и согласных звуков.
методическая разработка

Людмила Александровна Фокина

 

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет. 

Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки. Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. В пособии дан примерный комплекс упражнений по закреплению произношения гласных и согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakreplenie_glasnyh_zvukov.docx14.13 КБ
Файл zakreplenie_soglasnyh_zvukov.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения

Качество выполнения упражнений ребенком (точность, правильность).

Трудности, возникающие при выполнении упражнений

1. Закрепление звука а.

Рот должен быть широко открыт, губы растянуты максимально, чтобы

были видны верхние и нижние зубы. Язык плоский – внизу

2. Закрепление звука э.

Губы растянуты чуть сильнее в стороны, но челюсти не так сильно разжаты, как при звуке  а

3. Закрепление звука о.

Губы округлены без напряжения.  Верхняя губа немного приподнята, чтобы были видны зубы. Язык плоский, внизу

4. Закрепление звука у.

Губы округляются и  немного  вытягиваются  вперед  –  без  напряжения.

Необходимо следить, чтобы не было смыкания зубов и губ при произнесении звука.

5. Закрепление звука ы.

Губы в «сильной» улыбке, верхние и нижние зубы хорошо видны, челюсти разжаты не менее чем на 1 см, язык чуть приподнят и немного отодвинут назад.

Важно следить, чтобы кончик языка не поднимался к нёбу и не препятствовал выходу  воздушной струи!

6. Закрепление звука и.

Положение губ и  челюстей  –  как  при  произнесении  звука ы, но  язык

более плоский, кончик языка – за нижними зубами

7. После того как ребенок научится произносить гласный звук изолированно  (сначала однократно – а, о, …, затем – 2–3 раза: а-а, о-о-о и т.д.),

можно начинать закрепление звуков в двойных и тройных цепочках например   а–э    

а–э  

 э–а

 и–э

а–э

э–а  

и–э

а–э  

 э–а

  и–э

Аэа

Эаэ

оао

уау

аэа

эаэ

оао

уау

аэа

эаэ

оао

уау



Предварительный просмотр:

Упражнения

 Качество выполнения упражнений ребенком (точность, правильность).

Трудности, возникающие при выполнении упражнений

 Закрепление звука [х]

Звук [х]стимулируется от выдоха или удлиненного произнесения звука [к]

Закрепление звука [ф]

Ребенок приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее

Закрепление звука [в]

Взрослый дает инструкцию: «Давай поставим нижнюю губу к верхним зубам, как заборчик, и выдохнем через него, включив голос» (одновременно осуществляется тактильно-вибрационный контроль: ребенок подносит тыльную сторону ладони к горлу и ощущает дрожание горла)

Закрепление звука [л]

Протяжное произнесение гласного ы с закушенным языком позволяет закрепить изолированный звук [л].

Ритмичное покусывание напряженного высунутого языка во время произнесения гласного а. В результате слышатся слоги лала-ла

Закрепление звуков [к], [г]

Ребенок произносит слоги та-та-та, одновременно сдвигает переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем (ребенок может самостоятельно нажимать на язык указательным пальцем). По мере перемещения языка слог та превращается в тя, в кяи, наконец, в ка.

Затем механическая помощь полностью отменяется.

Звук [г]вызывается аналогично [к]: ребенок произносит слоги да-да-да, одновременно сдвигает переднюю часть спинки языка в глубину полости рта, слышится слог га-га-га

Закрепление звука [п]

При наличии направленной воздушной струи ребенку предлагают похлопать губами во время мягкого, тихого дутья. При этом слышится шепотное па-па-па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание.

Надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Затем следует многократное повторение этого движения при постепенном уменьшении объема воздуха во рту с помощью рук и без них. Ребенок фактически переходит к «поплевыванию» губами

3. Положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос.

Предложить ребенку дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. В результате слышится многократно звук [п]

Закрепление звука [c]

Ребенок дует на язык, который находится между зубами (получается межзубный звук [c]). Затем ребенок дует на язык, придвинутый к нижним резцам

Закрепление звука [з]

Ребенок произносит звук [э], слегка высунув язык и сблизив зубы

Закрепление звука [ц]

Ребенка просят слитно произносить звуки [т]и [с]

Закрепление звука [ш]

Ребенка обучают поднимать язык в форме ковшика. Затем он направляет вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковшика» в полость рта.

Необходимо следить, чтобы ребенок не заменял направленную воздушную струю выдохом через нос

Закрепление звука [ж]

При произнесении звука [а] ребенок поднимает язык ковшиком, зубы сближаются, губы округляются

Закрепление звука [ч]

Ребенка просят слитно произнести звуки [т’]и [щ]

Закрепление звука [щ]

1. Ребенок произносит звук [с], округлив губы и оттягивая назад кончик языка

2. Если ребенок четко и правильно произносит звук [ш], то можно вызвать [щ]от этого звука. Предварительно ребенку объясняют, что звуки можно произносить строго, твердо, например: м, л, с, а можно ласково, мягко: м’, л’, с’.

Затем просят: «Скажи мне строго, твердо: ш-ш-ш! А теперь скажи

ласково, мягко: щ-щ-щ!»

Закрепление звука [р]

Ребенок произносит звук [ж]или [д], одновременно с помощью указательного пальца взрослого или ребенка производится вибрация кончика языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся  термин “фонетика”. Дает  понятие об образовании гласн...

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся

Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся....