Методические рекомендации по закреплению гласных и согласных звуков.
методическая разработка
Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.
Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки. Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. В пособии дан примерный комплекс упражнений по закреплению произношения гласных и согласных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakreplenie_glasnyh_zvukov.docx | 14.13 КБ |
zakreplenie_soglasnyh_zvukov.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Упражнения | Качество выполнения упражнений ребенком (точность, правильность). Трудности, возникающие при выполнении упражнений |
Закрепление звука [х] Звук [х]стимулируется от выдоха или удлиненного произнесения звука [к] | |
Закрепление звука [ф] Ребенок приближает нижнюю губу к верхним зубам и дует на нее | |
Закрепление звука [в] Взрослый дает инструкцию: «Давай поставим нижнюю губу к верхним зубам, как заборчик, и выдохнем через него, включив голос» (одновременно осуществляется тактильно-вибрационный контроль: ребенок подносит тыльную сторону ладони к горлу и ощущает дрожание горла) | |
Закрепление звука [л] Протяжное произнесение гласного ы с закушенным языком позволяет закрепить изолированный звук [л]. Ритмичное покусывание напряженного высунутого языка во время произнесения гласного а. В результате слышатся слоги лала-ла | |
Закрепление звуков [к], [г] Ребенок произносит слоги та-та-та, одновременно сдвигает переднюю часть спинки языка в глубину полости рта шпателем (ребенок может самостоятельно нажимать на язык указательным пальцем). По мере перемещения языка слог та превращается в тя, в кяи, наконец, в ка. Затем механическая помощь полностью отменяется. Звук [г]вызывается аналогично [к]: ребенок произносит слоги да-да-да, одновременно сдвигает переднюю часть спинки языка в глубину полости рта, слышится слог га-га-га | |
Закрепление звука [п] При наличии направленной воздушной струи ребенку предлагают похлопать губами во время мягкого, тихого дутья. При этом слышится шепотное па-па-па. Увлажнение губ создает незначительное залипание и облегчает смыкание. Надуть щеки и хлопнуть по ним ладонями, чтобы воздух изо рта резко прорвался сквозь сомкнутые губы. Затем следует многократное повторение этого движения при постепенном уменьшении объема воздуха во рту с помощью рук и без них. Ребенок фактически переходит к «поплевыванию» губами 3. Положить горизонтально указательный палец на верхнюю губу под нос. Предложить ребенку дуть и одновременно указательным пальцем попеременно смыкать и размыкать нижнюю и верхнюю губу. В результате слышится многократно звук [п] | |
Закрепление звука [c] Ребенок дует на язык, который находится между зубами (получается межзубный звук [c]). Затем ребенок дует на язык, придвинутый к нижним резцам | |
Закрепление звука [з] Ребенок произносит звук [э], слегка высунув язык и сблизив зубы | |
Закрепление звука [ц] Ребенка просят слитно произносить звуки [т]и [с] | |
Закрепление звука [ш] Ребенка обучают поднимать язык в форме ковшика. Затем он направляет вверх струю воздуха, продвигая одновременно язык в форме «ковшика» в полость рта. Необходимо следить, чтобы ребенок не заменял направленную воздушную струю выдохом через нос | |
Закрепление звука [ж] При произнесении звука [а] ребенок поднимает язык ковшиком, зубы сближаются, губы округляются | |
Закрепление звука [ч] Ребенка просят слитно произнести звуки [т’]и [щ] | |
Закрепление звука [щ] 1. Ребенок произносит звук [с], округлив губы и оттягивая назад кончик языка 2. Если ребенок четко и правильно произносит звук [ш], то можно вызвать [щ]от этого звука. Предварительно ребенку объясняют, что звуки можно произносить строго, твердо, например: м, л, с, а можно ласково, мягко: м’, л’, с’. Затем просят: «Скажи мне строго, твердо: ш-ш-ш! А теперь скажи ласково, мягко: щ-щ-щ!» | |
Закрепление звука [р] Ребенок произносит звук [ж]или [д], одновременно с помощью указательного пальца взрослого или ребенка производится вибрация кончика языка | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"
Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся термин “фонетика”. Дает понятие об образовании гласн...
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....
0.01 Подготовительная к школе группа. Сентябрь, 4-я неделя. Методические рекомендации для родителей по изучению лексической темы "Осень. Деревья осенью. Гласные и согласные звуки - повторение. Предложение"
Программа Н.Е. Нищевой, 3-й год обучения. Для воспитанников 6-7 лет с ТНР....
Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся
Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся....
«Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков»
Конспект логопедического занятия...