Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся
материал

Денисова Елена Николаевна

Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения согласных звуков у глухих учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_pri_postroenii_sistemy_uprazhneniy.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Составила учитель-дефектолог Денисова Е.Н.

Работа над согласными звуками при обучении глухих учащихся произношению начинается со знакомства с артикуляцией того или иного звука. Вначале на основе использования аналитико-синтетического метода из речевого материала выделяется тот звук, произношением которого должен овладеть глухой ребенок.

Необходимо закрепить артикуляцию звука при изолированном произношении, а также во всех сочетаниях, которые имеют место в речевом потоке.

Закрепление и совершенствование артикуляции вновь поставленного звука нужно осуществлять в процессе упражнений, проводимых по определенной системе.

Можно выделить общие положения, на основе которых подбираются упражнения для отработки всех согласных звуков. Но в то же время каждый из них имеет свои артикуляционные особенности, которые также необходимо учитывать.

Согласные звуки в речевом потоке могут встречаться в различных позициях: в начале слога, слова; в середине слога, слова; обратного слога, слова; в стечении с другими согласными. Глухие согласные надо отрабатывать во всех трех позициях. Например, для закрепления в речи правильного произношения звука [п] следует предусматривать позиции: па... палка, почка; апа... упал, апельсин; ап... сноп, укроп.

Для звонких согласных необходимо предусматривать две позиции — в начале и середине слога. Третья позиция — положение звука на конце слова (слога) — на звонкие согласные не распространяется, так как они по законам русской орфоэпии произносятся здесь как глухие: нож([ш]), глаз([с]), пирог([к]). Например, для закрепления правильного произнесения звука [б] следует предусматривать позиции: аба... абажур, табуретка ба... банка, булка.

В устной речи согласные встречаются в сочетаниях с различными гласными, поэтому ученики должны упражняться в умении изменять артикуляцию согласного в зависимости от последующего гласного. При построении системы упражнений необходимо предусматривать сочетания согласных звуков с различными гласными. Сначала нужно проводить закрепление артикуляции согласных в сочетаниях с такими гласными, которые не требуют смягчения предшествующих согласных, т. е. первоначально отрабатывать их в сочетании с гласными [а], [о], [у] (па, та, по, то, пу, ту), а затем с [и], [ э] (пи, ти, пе, те).

Для упражнений следует брать сочетания, наиболее употребительные в речи. Звуки, которые в русском языке всегда являются твердыми ([ш], [ж], [ц]), не отрабатываются в сочетаниях с гласными, требующими смягчения предшествующего согласного (например, со звуком [и]).

В русском языке согласные встречаются в различных сочетаниях не только с гласными, но и с другими согласными. При составлении комплекса упражнений на закрепление артикуляции того или иного согласного звука необходимо предусматривать наиболее употребительные в речи сочетания его с другими согласными.

Многие звуки произносятся с весьма сходной артикуляцией. Так, например, глухие согласные в основном отличаются от парных звонких положением голосовых связок. Все же остальные главные элементы артикуляции совпадают (положение губ, различных частей языка, мягкого нёба, расстояние между резцами).

Близкими по артикуляции являются парные твердые и мягкие, свистящие и шипящие, слитные и щелевые и др.

В устной речи звуки могут заменяться близкими им по артикуляции. В связи с этим необходимо предлагать детям упражняться в дифференциации сходных по артикуляции звуков. Эту работу следует проводить по линии развития у учащихся умений различать согласные звуки по звонкости и глухости (п — б, т — д, к — г и др.), по твердости и мягкости (п — пь, б — бъ, т — ть), по месту образования (п — т), по способу образования (п — б — м).

Учащиеся часто заменяют в речи одни звуки другими. Так, например, вместо с, ч, ц, ш они часто произносят т (призубный сигматизм), вместо м — б (закрытая гнусавость), вместо л — н (открытая гнусавость) и т.д. Поэтому при закреплении артикуляции этих звуков необходимо предусматривать такую дифференциацию:

са — та — санки — тапки

ча — та — чашка — тарелка

ца — та — цапля — Таня

ша — та — шапка — танк

ма — ба — малина — банан

ла — на — ландыш — нарцисс

Все типы упражнений на закрепление правильного произношения согласных в устной речи нужно располагать по принципу от более грубой к более тонкой дифференциации.

Не все позиции звука одинаково трудны для произнесения в устной речи. Для ряда согласных наиболее легкой позицией и благоприятным фонетическим условием, способствующим правильному произношению звука, является прямой слог, для других — обратный, для третьих—положение согласного между гласными.

Систему упражнений по закреплению правильной артикуляции того или иного согласного нужно заканчивать тренировкой умении дифференцировать родственные по артикуляции согласные.

В процессе закрепления правильной артикуляции необходимо использовать упражнения, выполняемые с целью дифференциации отрабатываемого согласного от тех звуков, которые появляются в речи глухих в качестве замены. Так, например, учащиеся склонны заменять носовые звуки (м, н) ротовыми (б, п, д, т); свистящие (с, з, ц) шипящими (ш, ж, ц); фрикативный глухой ([х]) взрывным глухим ([т]); аффрикаты составляющими их компонентами, например [ц] на [с] либо на [т], звук [ч] на [т] или [ш]. Поэтому всегда надо предусмотреть такую дифференциацию: м — б, м — п, н — д, н — т, с — ш, з — ж, ц — ч, ц — с, ц — т, ч — ш, ч —т.

Таковы основные положения, руководствуясь которыми необходимо строить систему упражнений по закреплению правильной артикуляции согласных звуков у глухих учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:

Волкова К. А., Казанская В. Л., Денисова О. А. Методика обучения глухих детей произношению: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для закрепления правильного произношения звука С

Упражнения для закрепления правильного произношения звука [С]....

Памятка при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков у глухих учащихся.

Памятка для педагогов при построении системы упражнений для закрепления правильного произношения гласных звуков у глухих учащихся....

Задания и упражнения для закрепления правильного произношения звука [Ы]

Задания и упражнения для автоматизации звука [Ы]...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков н, нь - т, ть

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков н, нь - т, ть...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков м-мь, н-нь

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков м-мь, н-нь...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков к-х

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков к-х...

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков кь-ть

Упражнения для закрепления правильного произношения звуков кь-ть...