Консультация для воспитателей ДОУ "Методика обследования речи детей"
консультация

Григорьева Наталия Владимировна

Материал для  воспитателей  МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМ. В.П. ЧКАЛОВА

(С/П Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Составила и провела:

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Григорьева Н.В.

  06.11. 2019г.

 Как известно, одной из важнейших задач обучения в детском саду является развитие речи дошкольников. Эта задача решается на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Прежде чем начинать работу по этому разделу, необходимо выяснить уровень речевого развития каждого ребенка. С этой целью в начале года проводится комплексное обследование речи детей.

     Это обследование включает в себя:

1.Обследование фонематического слуха и готовности к слуховому анализу.

2. Обследование звукопроизношения.

3. Обследование словарного запаса.

4. Обследование грамматического строя речи.

5. Обследование слоговой структуры слов.

6. Обследование связной речи.

  1. ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

        - различение сходных фонем на слух.

        - узнавание и различение простых фраз по картинкам.

        - узнавание и различение слов ,близких по звуковому составу(поднять руку, если услышит одинаковые слова :тень-день, палка-галка)

    - различение со слуха слов со сходными звуками: ребенок реагирует на разные слоги:

Па-па    па-ба   ба-па   ба-ба

-различение изолированных звуков: ребенок сигналами  реагирует на одинаковые или разные  звуки: ы-и, и-и   ы-ы

-различение правильно и неправильно произносимых слов.

РАЗЛИЧЕНИЕ СХОДНЫХ ФОНЕМ В ПРОИЗНОШЕНИИ:

-группировка картинок на сходные звуки: назвать картинки, разложить на группы –на С Из, ПОДОБРАТЬ ПАРЫ

Группировка непарных картинок на сходные звуки: разложить  по инструкции : С-сани  сом сумка   З-завод ваза зубы

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ:

-повторение слогов с оппозиционными звуками:

4 года: ба-па  га-ка  та-да   ма-ба ва-ка

5лет: ба-па-ба  да-та-да     га-ка-га

6 лет: са-ша-са     са-ца-са    ща-ча-ща

-дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в речи:

4 года: кот –кит   дом-дым   мышка-мишка

5 лет:  почка-бочка      трава-дрова     корка-горка   сова-софа

6 лет: пашня-башня    катушка-кадушка   крот-грот

-Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении:

4года: коса-коза кочка-кошка  миска-мишка  Марина-малина

5 лет: суп-зуб    челка-щелка    сайка-зайка

6 лет: собор-забор   касса-каша    сук –жук

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА:

4 года: выделение звука Р из слов: МАЙКА ШАПКА  РЫБА   ЛИМОН ПОЛКА РАК

5 лет: выделение начального ударного гласного :АСТРА ОСЕНЬ  УЛЕЙ  ИРА ЭХО

6 лет :а)выделение конечного согласного: КОТ  СОМ  ЛИМОН  МАЛЫШ  ГРАЧ   ЛЕЩ

Б)выделение начального согласного: ДОМ   МАК   БАБУШКА   КОТ  

В) определение последовательности звуков в слове:НОС  БЫК   КИТ   ВАЗА   БАНКА

ВЫЯВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ.

-выделение первого ударного гласного: АИСТ  ОВОЩ  УТКА   ИВА

Звуковой анализ звукосочетаний: ФУ    УА   АИ    ИУА..

-выделение на слух заданного звука из звукового ряда:   А-   А    О   И  Э Ы….

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ.

4 года:  кот   вода стук мост  спина  бантик  маска тропинка

5 лет: самолет скворец фотограф  микстура  погремушка   парашютист

6 лет: тротуар градусник фотоаппарат  экскаватор  регулировщик

обследование звукопроизношения.

Проводится на базе картинного материала. Картинки подбираются на все группы звуков. Звук должен находиться в названиях в разных позициях-в начале, середине, конце слова.

Ребенку предлагается назвать картинки, затем воспроизвести предЛожения с этими словами. Взрослый фиксирует особенности звукопроизношения.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Проверяется знание детьми элементарных обобщающих понятий, умение подбирать признаки и действия. Кроме того, уточняется знание антонимов(Скажи наоборот), умение образовывать относительные(каменный, деревянный) и притяжательные(хвост-волчий) прилагательные.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: НАЗОВИ ЛАСКОВО

-образование мн. ч. Сущ. СТОЛ-СТОЛЫ.

-образование Р.п. мн.ч  сущ.-СТУЛ-СТУЛЬЕВ

-согласование сущ. с прилаг. СОБАКА КАКАЯ?

-согласование существительных с числительными: сколько стульев? Сколько девочек?

-образование мн. Числа глаголов:

Самолет летит-самолеты…

-предложно-падежные формы: ГДЕ ЛЕДИТ КАРАНДАШ? ОТКУДА ВЫГЛЯДЫВАЕТ МАЛЬЧИК? КУДА ЗАКАТИЛСЯ МЯЧ? И т.д.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:

-ответы на вопросы,

-составление предложений по картине.

-воспроизведение стихов, сказок.

-пересказ текста.

-рассказ-описание.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"

Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"...

Экспресс-диагностика обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Данная технология позволяет:сократить временные рамки процедуры диагностики;провести количественную и качествен...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Консультация для родителей "Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста"

Выявление речевых нарушений и оказание своевременной квалифицированной помощи ребенку дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи»

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...