Консультация для воспитателей ДОУ "Методика обследования речи детей"
консультация
Материал для воспитателей МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_obsledovaniya_rechi-_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12 ИМ. В.П. ЧКАЛОВА
(С/П Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Составила и провела:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Григорьева Н.В.
06.11. 2019г.
Как известно, одной из важнейших задач обучения в детском саду является развитие речи дошкольников. Эта задача решается на протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Прежде чем начинать работу по этому разделу, необходимо выяснить уровень речевого развития каждого ребенка. С этой целью в начале года проводится комплексное обследование речи детей.
Это обследование включает в себя:
1.Обследование фонематического слуха и готовности к слуховому анализу.
2. Обследование звукопроизношения.
3. Обследование словарного запаса.
4. Обследование грамматического строя речи.
5. Обследование слоговой структуры слов.
6. Обследование связной речи.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
- различение сходных фонем на слух.
- узнавание и различение простых фраз по картинкам.
- узнавание и различение слов ,близких по звуковому составу(поднять руку, если услышит одинаковые слова :тень-день, палка-галка)
- различение со слуха слов со сходными звуками: ребенок реагирует на разные слоги:
Па-па па-ба ба-па ба-ба
-различение изолированных звуков: ребенок сигналами реагирует на одинаковые или разные звуки: ы-и, и-и ы-ы
-различение правильно и неправильно произносимых слов.
РАЗЛИЧЕНИЕ СХОДНЫХ ФОНЕМ В ПРОИЗНОШЕНИИ:
-группировка картинок на сходные звуки: назвать картинки, разложить на группы –на С Из, ПОДОБРАТЬ ПАРЫ
Группировка непарных картинок на сходные звуки: разложить по инструкции : С-сани сом сумка З-завод ваза зубы
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ:
-повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года: ба-па га-ка та-да ма-ба ва-ка
5лет: ба-па-ба да-та-да га-ка-га
6 лет: са-ша-са са-ца-са ща-ча-ща
-дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в речи:
4 года: кот –кит дом-дым мышка-мишка
5 лет: почка-бочка трава-дрова корка-горка сова-софа
6 лет: пашня-башня катушка-кадушка крот-грот
-Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении:
4года: коса-коза кочка-кошка миска-мишка Марина-малина
5 лет: суп-зуб челка-щелка сайка-зайка
6 лет: собор-забор касса-каша сук –жук
СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА:
4 года: выделение звука Р из слов: МАЙКА ШАПКА РЫБА ЛИМОН ПОЛКА РАК
5 лет: выделение начального ударного гласного :АСТРА ОСЕНЬ УЛЕЙ ИРА ЭХО
6 лет :а)выделение конечного согласного: КОТ СОМ ЛИМОН МАЛЫШ ГРАЧ ЛЕЩ
Б)выделение начального согласного: ДОМ МАК БАБУШКА КОТ
В) определение последовательности звуков в слове:НОС БЫК КИТ ВАЗА БАНКА
ВЫЯВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ.
-выделение первого ударного гласного: АИСТ ОВОЩ УТКА ИВА
Звуковой анализ звукосочетаний: ФУ УА АИ ИУА..
-выделение на слух заданного звука из звукового ряда: А- А О И Э Ы….
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ.
4 года: кот вода стук мост спина бантик маска тропинка
5 лет: самолет скворец фотограф микстура погремушка парашютист
6 лет: тротуар градусник фотоаппарат экскаватор регулировщик
обследование звукопроизношения.
Проводится на базе картинного материала. Картинки подбираются на все группы звуков. Звук должен находиться в названиях в разных позициях-в начале, середине, конце слова.
Ребенку предлагается назвать картинки, затем воспроизвести предЛожения с этими словами. Взрослый фиксирует особенности звукопроизношения.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Проверяется знание детьми элементарных обобщающих понятий, умение подбирать признаки и действия. Кроме того, уточняется знание антонимов(Скажи наоборот), умение образовывать относительные(каменный, деревянный) и притяжательные(хвост-волчий) прилагательные.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных: НАЗОВИ ЛАСКОВО
-образование мн. ч. Сущ. СТОЛ-СТОЛЫ.
-образование Р.п. мн.ч сущ.-СТУЛ-СТУЛЬЕВ
-согласование сущ. с прилаг. СОБАКА КАКАЯ?
-согласование существительных с числительными: сколько стульев? Сколько девочек?
-образование мн. Числа глаголов:
Самолет летит-самолеты…
-предложно-падежные формы: ГДЕ ЛЕДИТ КАРАНДАШ? ОТКУДА ВЫГЛЯДЫВАЕТ МАЛЬЧИК? КУДА ЗАКАТИЛСЯ МЯЧ? И т.д.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
-ответы на вопросы,
-составление предложений по картине.
-воспроизведение стихов, сказок.
-пересказ текста.
-рассказ-описание.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"
Презентация к методике Е.В. Мазановой "Обследование речи детей на школьном логопункте"...
Методическая разработка "Дидактический материал для проведения обследования речи детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на исследование уровня сформированности языковых средств...
Экспресс-диагностика обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Данная технология позволяет:сократить временные рамки процедуры диагностики;провести количественную и качествен...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.
Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....
Консультация для воспитателей по развитию речи дошкольников.
Речь -как средство общения....
Консультация для родителей "Диагностическое обследование речи ребёнка дошкольного возраста"
Выявление речевых нарушений и оказание своевременной квалифицированной помощи ребенку дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи»
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...