Экспресс-диагностика обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
компьютерная программа по теме
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Данная технология позволяет:
сократить временные рамки процедуры диагностики;
провести количественную и качественную обработку данных обследования речи;
выдать на руки обработанные данные речевого развития в виде таблицы, диаграммы отакола обследования;
снизить уровень тревожности к процедуре обследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya_novaya_yu.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Необходимое оборудование
✓ Компьютер с монитором и мышкой, установленный пакет Microsoft Office, установленная программа компьютерного тестирования.
✓ Стол, стулья для обследуемого ребенка и учителя-логопеда.
✓ Игрушки (машинка для мальчиков и кукла для девочек).
Начало диагностики
Открывается тест и вводятся следующие данные:
Фамилия, имя ребенка, дата его рождения и дата обследования
Начать диагностику и автоматически осуществляется переход на тестовые задания.
Структура содержания экспресс-диагностики
Экспресс-диагностика состоит из шести блоков, обследующих следующие характеристики речи:
1 – связная речь,
2 –лексика,
3 –грамматика,
4 – фонология
5 – владение элементарными навыками чтения
6 – особенности звукопроизношения и артикуляционного аппарата.
Обследование начинается именно с беседы, так как она помогает установлению контакта педагога и ребенка.
Время обследования речи по данной технологии занимает около15 минут. Шестой блок (особенности звукопроизношения и артикуляционного аппарата) используется при необходимости.
Для проведения обследования необходимо:
- четко формулировать инструкции;
- отмечать количество баллов за ответ.
Шкала оценивания результатов выполнения каждого задания имеет трех бальную систему:
3 балла - сформированность показателя в необходимом объеме;
2 балла - недостаточная сформированность показателя, требуется помощь специалиста;
1 балл - показатель не сформирован.
1 блок Исследование связной речи
При исследовании связной речи допускаются краткие ответы ребенка.
Первая серия заданий диагностики представляет собой традиционную беседу-знакомство педагога и ребенка, однако при этом исследуются способности ребенка к построению высказываний и точность ответов на поставленный вопрос.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —3 .
Вторая серия заданий (составь рассказ по серии картинок) определяет способность ребенка понять смысл сюжета и умение рассказать об увиденном.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —3 .
2 блок Состояние активного словаря
Для оценки состояния активного словаря учитывается разнообразие употребляемых частей речи (существительных, глаголов, наречий, обобщающих понятий). Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности
Задание 1
Назови то, что ты видишь на рисунках.
А. крыжовник
Б. каска
В. рысь
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —9 .
Задание 2
Назови предмет по назначению.
А. Как называется предмет, в котором варят суп?
Б. Как называется предмет, которым копают землю?
В.Как называется предмет, в котором хранят продукты?
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 9.
Задание 3
Назови одним словом.
А. инструменты
Б. дикие животные
В. транспорт
Г. фрукты.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —12 .
Задание 4
Скажи наоборот.
А. кисло – сладко
Б. низко – высоко
В – жарко – холодно
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —9.
Задание 5
Что делает мальчик? – разукрашивает.
Что делает девочка? – поливает.
Что делает девочка? – подметает.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 9.
Задание 6
Закончи предложение.
Хлеб хранят в хлебнице, а соль -…
Самолетом управляет летчик, а поездом -…
Белка живет в дупле, а пчелы –
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —9
3 блок Грамматика
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической
компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание
Посчитай яблоки - …
Посчитай стулья -…
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 6.
Задание 2
Составь предложения по картинкам.
Кошка спрыгивает со стула.
Собака перепрыгивает через препятствие.
Птица залетает в клетку.
Мальчик выглядывает из–за дерева.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 12.
Задание 3
Понимание логико-грамматических конструкций
Дуб выше березы. Покажи березу.
Коля ударил Петю. Кто драчун?
Соня светлее Кати. Покажи Соню и Катю.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов — 9.
Задание 4
Чего много?
Ложек.
Кресел.
Карандашей
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —9 .
Задание 5
Повтори, ничего не меняя:
Регулировщик стоит на перекрестке.
На елке зажглись разноцветные электрические лампочки.
Мышка в сапожках избушку метет.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —9.
4 блок Фонология
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.
Задание 1
Найти слово с заданным звуком.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.
Максимальное количество баллов —3 .
Задание 2
Определи первый звук в слове.
Утка, избушка, кот.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .
Задание 3
Определи последний звук в словах.
Дом, дракон, волк.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .
Задание 4
Сосчитай количество звуков в словах.
Сом, бусы, аист.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .
Задание 5
Догадайся, какое слово я скажу по звукам.
Дом, шкаф, стоп.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .
Задание 6
Послушай и повтори.
Велосипедист, экскурсовод, водопроводчик, пишущая машинка, смеющийся мальчик, та-да-да-та, ха-га-ха, том-дом-ком.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —24.
5 блок Владение элементарными навыками чтения
Задание 1
Знание букв.
Чтение слогов.
Чтение слов.
ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9.
Таким образом, экспресс-диагностика включает 23 задания. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 174. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из трех уровней успешности.
3 уровень-100-80%;
2 уровень-79.9%-55.76%;
1 уровень-55.75% и ниже.
По результатам выполнения заданий выделяются 3 уровня развития речи:
1.Высокий (3 уровень): Самый высокий уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием. Ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме. Проявляет интерес к заданиям. Уровень сформированности лексикона достаточный для осуществления полноценной коммуникации. Словарь характеризуется большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей, значение которых усвоено. Умеет слышать, различать, и устанавливать последовательность звуков в слове. Пользуется разными способами словообразования, правильно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным значением, образует прилагательные от существительных. Может построить развернутое связное высказывание на основе визуально полученной информации (по серии картинок). Рассказ соответствует предложенному сюжету, тема раскрыта.
2. Средний (2 уровень): Наблюдаются трудности концентрации и распределения внимания при работе с вербальным материалом. Рассказ по серии картинок не в полном объеме соответствует предложенному сюжету. Пересказ частично соответствует оригиналу. Допускает пропуски информативно значимых частей текста. Синтаксические навыки сформированы на элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения. Уровень сформированности лексикона ниже возрастной нормы. Объем словаря ограничен словами обиходно-бытовой тематики. Отмечаются ошибки в выборе слов с нужным лексическим значением. Наблюдаются трудности усвоения словоизменительной системы языка. В речи присутствуют словообразовательные ошибки. Фонематический слух развит недостаточно. Навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза находятся на начальной стадии формирования. Задания выполняет с помощью наводящих и уточняющих вопросов, в замедленном темпе с ошибками. Ошибки исправляет после указания на них.
3. Низкий (1 уровень): Контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация. Уровень сформированности лексикона значительно ниже возрастной нормы. Объем словаря резко ограничен, очень мало слов даже из наиболее распространенных прагматически ценных для этого возраста тематических групп. В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено только на номинативном уровне. Уровень сформированности грамматической компетенции недостаточный для осуществления полноценной коммуникации. В речи наблюдается большое количество аграмматизмов. Речь изобилует словообразовательными ошибками. Фонематический слух грубо нарушен. Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Не может самостоятельно построить высказывание на основе визуально полученной информации. В рассказе нарушена временная и логическая последовательность событий. Наблюдаются выраженные трудности подбора языковых средств для реализации коммуникативного намеривания. Отмечаются трудности в понимании логико-грамматических конструкций. Часто отказывается от выполнения заданий или дает неадекватные ответы. Ребенок требует более углубленного обследования и дополнительного внимания со стороны специалистов центра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста
Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....
Методическая разработка "Дидактический материал для проведения обследования речи детей старшего дошкольного возраста"
Проект направлен на исследование уровня сформированности языковых средств...
Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...
Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...
Компьютерная экспресс-диагностика обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях МБОУ ЦДиК
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Данная технология позволяет:сократить временные рамки процедуры диагностики;провести количественную и качествен...
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...
Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...