Экспресс-диагностика обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
компьютерная программа по теме

Жаднова Юлия Валентиновна

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Данная технология позволяет:

сократить временные рамки процедуры диагностики;

провести количественную и качественную обработку данных обследования речи;

выдать на руки обработанные данные речевого развития в виде таблицы, диаграммы отакола обследования;

снизить уровень тревожности к процедуре обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya_novaya_yu.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С ОВЗ

Необходимое оборудование

Компьютер с монитором и мышкой, установленный пакет Microsoft Office, установленная программа компьютерного тестирования.

Стол, стулья для обследуемого ребенка и учителя-логопеда.

Игрушки (машинка для мальчиков и кукла для девочек).

Начало диагностики

Открывается тест и вводятся следующие  данные:

Фамилия, имя ребенка, дата его рождения и дата обследования

Начать диагностику и автоматически осуществляется переход на тестовые задания.

Структура содержания экспресс-диагностики

Экспресс-диагностика состоит из шести блоков, обследующих следующие характеристики речи:

1 – связная речь,

2 –лексика,

3 –грамматика,

4 – фонология

5 – владение элементарными навыками чтения

6 – особенности звукопроизношения и артикуляционного аппарата.

Обследование начинается именно с беседы, так как она помогает установлению контакта педагога и ребенка.

Время  обследования речи по данной технологии занимает около15 минут. Шестой блок (особенности звукопроизношения и артикуляционного аппарата) используется при необходимости.

Для проведения обследования необходимо:

  • четко формулировать инструкции;
  • отмечать количество баллов за ответ.

Шкала оценивания результатов выполнения каждого задания имеет трех бальную систему:

3 балла -  сформированность показателя в необходимом объеме;

2 балла - недостаточная сформированность показателя, требуется помощь специалиста;

1 балл - показатель не  сформирован.

1 блок   Исследование связной речи

При исследовании связной речи допускаются краткие ответы ребенка.

Первая серия заданий диагностики представляет собой традиционную беседу-знакомство педагога и ребенка, однако при этом исследуются способности ребенка к построению высказываний и точность ответов на поставленный вопрос.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —3 .

Вторая серия заданий (составь рассказ по серии картинок) определяет способность ребенка понять смысл сюжета и умение  рассказать об увиденном.

 

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —3 .

2 блок   Состояние активного словаря

Для оценки состояния активного словаря учитывается разнообразие употребляемых частей речи (существительных, глаголов, наречий, обобщающих понятий). Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности

Задание 1

Назови то, что ты видишь на рисунках.

А. крыжовник

Б. каска

В. рысь

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —9 .

Задание 2

Назови предмет по назначению.

А. Как называется предмет, в котором варят суп?

Б. Как называется предмет, которым  копают землю?

В.Как называется предмет, в котором хранят продукты?

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 9.

Задание 3

Назови одним словом.

А. инструменты

Б. дикие животные

В. транспорт

Г. фрукты.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —12 .

Задание 4

Скажи наоборот.

А. кисло – сладко

Б. низко – высоко

В – жарко – холодно

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —9.

Задание 5

Что делает мальчик? – разукрашивает.

Что делает девочка? – поливает.

Что делает девочка? – подметает.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 9.

Задание 6

Закончи предложение.

Хлеб хранят в хлебнице, а соль -…

Самолетом управляет летчик, а поездом -…

Белка живет в дупле, а пчелы –

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.      

Максимальное количество баллов —9

3 блок Грамматика

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической

компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание

Посчитай яблоки - …

Посчитай стулья -…

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 6.

Задание 2

Составь предложения по картинкам.

Кошка спрыгивает со стула.

Собака перепрыгивает через препятствие.

Птица залетает в клетку.

Мальчик выглядывает из–за дерева.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 12.

Задание 3

Понимание логико-грамматических конструкций

Дуб выше березы. Покажи березу.

Коля ударил Петю. Кто драчун?

Соня светлее Кати. Покажи Соню и Катю.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов — 9.

Задание 4

Чего много?

Ложек.

Кресел.

Карандашей

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —9 .

Задание 5

Повтори, ничего не меняя:

Регулировщик стоит на перекрестке.

На елке зажглись разноцветные электрические лампочки.

Мышка в сапожках избушку метет.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —9.

4 блок  Фонология

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 1

Найти слово с заданным звуком.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов.

Максимальное количество баллов —3 .

Задание 2

Определи первый звук в слове.

Утка, избушка, кот.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .

Задание 3

Определи последний звук в словах.

Дом, дракон, волк.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .

Задание 4

Сосчитай количество звуков в словах.

Сом, бусы, аист.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .

Задание 5

Догадайся, какое слово я скажу по звукам.

Дом, шкаф, стоп.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9 .

Задание 6

Послушай и повтори.

Велосипедист, экскурсовод, водопроводчик, пишущая машинка, смеющийся мальчик, та-да-да-та, ха-га-ха, том-дом-ком.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —24.

5 блок   Владение элементарными навыками чтения

Задание 1

Знание букв.

Чтение слогов.

Чтение слов.

ОЦЕНКА: правильно — 3 балла, с помощью – 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов —9.

Таким образом, экспресс-диагностика включает 23 задания. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 174. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из трех уровней успешности.

3 уровень-100-80%;  

2 уровень-79.9%-55.76%;

1 уровень-55.75% и ниже.

По результатам выполнения заданий выделяются 3 уровня развития речи:

1.Высокий  (3 уровень): Самый высокий уровень успешности встречается у детей с нормально протекающим речевым развитием. Ребенок легко входит в контакт, активен в общении, понимает речь в полном объеме. Проявляет интерес к заданиям. Уровень сформированности лексикона достаточный для осуществления полноценной коммуникации. Словарь характеризуется большим количеством и разнообразием смысловых и формальных связей, значение которых усвоено. Умеет слышать, различать, и устанавливать последовательность звуков в слове. Пользуется разными способами словообразования, правильно употребляет слова с уменьшительно-ласкательным значением, образует прилагательные от существительных. Может построить развернутое связное высказывание на основе визуально полученной информации (по серии картинок). Рассказ соответствует предложенному сюжету, тема раскрыта.

2. Средний (2 уровень): Наблюдаются трудности концентрации и распределения внимания при работе с вербальным материалом. Рассказ по серии картинок не в полном объеме соответствует предложенному сюжету. Пересказ частично соответствует оригиналу. Допускает пропуски информативно значимых частей текста. Синтаксические навыки сформированы на элементарном уровне, в речи присутствуют простые нераспространенные предложения. Уровень сформированности лексикона ниже возрастной нормы. Объем словаря ограничен словами обиходно-бытовой тематики. Отмечаются ошибки в выборе слов с нужным лексическим значением. Наблюдаются трудности усвоения словоизменительной системы языка. В речи присутствуют словообразовательные ошибки. Фонематический слух развит недостаточно. Навыки фонологического (звукового) анализа и синтеза находятся на начальной стадии формирования. Задания выполняет  с помощью наводящих и уточняющих вопросов, в замедленном темпе с ошибками.  Ошибки исправляет после указания на них.

3. Низкий  (1 уровень): Контакт устанавливает с трудом, требуется значительная активизация. Уровень сформированности лексикона значительно ниже возрастной нормы. Объем словаря резко ограничен, очень мало слов даже из наиболее распространенных прагматически ценных для этого возраста тематических групп. В лексиконе преобладают слова, значение которых усвоено только на номинативном уровне. Уровень сформированности грамматической компетенции недостаточный для осуществления полноценной коммуникации. В речи наблюдается большое количество аграмматизмов. Речь изобилует словообразовательными ошибками. Фонематический слух грубо нарушен. Навыки звукового анализа и синтеза не сформированы. Не может самостоятельно построить высказывание на основе визуально полученной информации. В рассказе нарушена временная и логическая последовательность событий. Наблюдаются выраженные трудности подбора языковых средств для реализации коммуникативного намеривания. Отмечаются трудности в понимании логико-грамматических конструкций. Часто отказывается от выполнения заданий или дает неадекватные ответы. Ребенок требует более углубленного обследования и дополнительного внимания со стороны специалистов центра. 








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучению связной речи детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей....

Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...

Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...

Компьютерная экспресс-диагностика обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях МБОУ ЦДиК

Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы. Данная технология позволяет:сократить временные рамки процедуры диагностики;провести количественную и качествен...

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Система работы дошкольного учреждения по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста...