«Плавание как один из видов корригирующих упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья».
консультация по физкультуре на тему
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Плавание как один из видов корригирующих упражнений для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Конвенция ООН о правах ребенка (статья 23)
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка- он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
(Калиман Н. А.)
Особые дети — это дети с разными нарушениями развития, иначе их сейчас принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих физические и (или)психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ.
Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).
В категорию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья входят дети с разными нарушениями развития:
Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Таким детям необходимо занятия спортом.
На занятиях плаванием такой ребенок раскрывается, становиться лидером, и как правило плавает лучше всех. Я стараюсь поощрить такого ребенка, ставлю первым, прошу показать то или иное упражнения.
Нарушение ОДА- по последним данным обследования института возрастной физиологии Российской академии наук число детей с различной патологией нарушения осанки достигает до 80%, у 25% детей – плоскостопие. Для таких детей плавание просто необходимо. В лечебной гимнастике плавание находит всё более широкое применение в качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений опорно-двигательного аппарата.
Коррекционное значение плавания особенно прослеживается в комплексной работе по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Плавание является одним из важных звеньев комплексной коррекции. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений. В воде уменьшается статическое напряжение всего тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается правильная физиологическая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет изгибы стопы ребенка и предупреждает развитие, а при наличии нарушений, корректирует плоскостопие.
Задержка психического развития (ЗПР). В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного увеличения количества детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).
С позиции неискушенного наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии – на выполнении заданий учебного плана. На занятиях в бассейне некоторые из таких детей не справляются с заданием по программе, и что бы ребенок занимался с удовольствием, я даю упражнения менее сложные. Если это ребенок подготовительной группы, я даю задания для детей старшей иногда и средней группы. Если ребенок гиперактивный и не внимательный, важно сконцентрировать его внимание на правилах безопасного поведения в воде. За таким ребенком надо очень внимательно наблюдать, а отдаваемые мной команды должны быть особенно четкими. Для малоподвижных детей я создаю ситуацию успеха, которая побуждает к активности и вселяет уверенность в своих силах. Я предлагаю игры и упражнение на развитие быстроты, скорости движений и выносливости с переключением с одного вида деятельности на другие.
Исходя из собственного опыта работы с детьми, имеющими ограничения здоровья, в условиях обычного детского сада, остановлюсь на общих рекомендациях:
Прежде всего, приступая к работе с такой категорией детей, необходимо посоветоваться с врачами, узкими специалистами, воспитателями и родителями . Необходимо определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения.
Очень важно разработать индивидуальную развивающую коррекционную цепочку для каждого ребенка. Которая соответствует адаптированной программе, разработанной в ДОУ.
Необходимо организовать щадящий режим, который сбережет и в то же время поэтапно укрепит нервную систему ребенка.
Обязательным условиям успешности для детей с ОЗВ является доброжелательность, психологический комфорт и безопасность, в которой он перестанет ощущать себя не таким как все, где может реализовать не только свое право на образование, но и обрести право на обычное детство.
Как для любого ребенка, для детей с ОВЗ необходимо создавать ситуацию успеха и поощрять за выполненную работу. Тактично оценивать его, стремиться найти положительные стороны его личности и развития, на которые можно сделать упор в дальнейшей работе.
При оценке результатов ребенка сравнивать его не с другими детьми, а с самим с собой на предыдущей ступеньке развития.
При организации любой деятельности, особое внимание я уделяю её эмоциональной окраске. Искренне проявляю собственные чувство и эмоции по поводу успехов, сопереживаю возможные неудачи. При этом в каждом случае ребенок чувствует себя защищённым.
Важным условием организации деятельности является игровая форма проведения. В игре ребенок раскрепощается, раскрывается. У него формируются разнообразные игровые действия. А это значит, что происходит активное формирование позиции субъекта разных видах деятельности, что в наше время, согласно ФГОС ДО, особенно актуально.
Многие дети с ограничениями в здоровье очень чувствительны к музыке, поэтому я широко использую музыкальное сопровождение и тщательно подбираю для этого музыкальный репертуар.
Необходимыми условиями эффективности работы с детьми с ОВЗ является:
- Использование специальных образовательных программ и методов обучения детей с ОВЗ и детей инвалидов;
- Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды;
- Подбор специальных методических пособий и дидактических материалов;
Занятие детей с ОВЗ физической культурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство, но и как постоянную форму жизненной активности.
Систематические занятия физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, возвращают детям чувство социальной защищённости и полезности.
Уважаемые коллеги, в работе с детьми с особенностями в развитии необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам.
А главное создать такую атмосферу, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все.
Мосина Ирина Николаевна –инструктор по физической культуре (плавание)
МАДОУ ЦРР №16 «Белочка» г. Бердск Новосибирская Область.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....
Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей c ограниченными возможностями здоровья.
Музыкальный фольклор, как один из видов внеурочной деятельности для детей c ограниченными возможностями здоровья....
Конспект классного часа и презентация для учащихся 5-7 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Один дома" по правилам безопасности и правилам дорожного движения
Цель: закрепление знаний правил техники безопасности, пожарной безопасности, правил дорожного движения....
Программа сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья "Ты не один"
laquo;Общество, не заботящееся об инвалидах, теряет человеческий облик», сказал патриарх Кирилл, выступая в Свято-Троицком соборе Вознесенского Банченского монастыря в октябре 2016г [1]. ...
Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...
Плавание для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в Центре содействия семейному воспитанию № 12, нуждаются в физической и психологической реабилитации, в оз...
Программа по плаванию для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Плавание для лиц с ОВЗ» основана на сложившейся традиционной ш...
- Мне нравится (1)