Конспект урока по математике в 1 дополнительном классе по теме «Задачи на нахождения суммы в пределах 10». В.2.2
план-конспект урока

 Рогожинская Лилия Степановна

Задачи урока:

Образовательные:

-тренировать умение обучающихся решать задачи на нахождения суммы двух чисел в пределах 10;

 -закрепить знания нумерации в пределах 10;

- отрабатывать навыки сложения и вычитания.

Коррекционно-развивающие:

-формировать математический словарь;

-корригировать внимания (произвольное и непроизвольно), развитие устойчивости внимания;

-коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной); коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;

-развитие общей и мелкой моторики;

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к учебе, к предмету;

-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;

-воспитывать интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл математика32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

 «Феодосийская специальная школа-интернат»

 Конспект урока  

по  математике в 1 дополнительном классе

Тема: «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».

(ФГОС ОВЗ вар. 2.2).

Учитель начальных классов

Рогожинская Л. С.

г. Феодосия

Тема урока «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».

Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».

Задачи урока:

Образовательные:

-тренировать умение обучающихся решать задачи на нахождения суммы двух чисел в пределах 10;

 -закрепить знания нумерации в пределах 10;

- отрабатывать навыки сложения и вычитания.

Коррекционно-развивающие:

-формировать математический словарь;

-корригировать внимания (произвольное и непроизвольно), развитие устойчивости внимания;

-коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной); коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;

-развитие общей и мелкой моторики;

-коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к учебе, к предмету;

-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;

-воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: числовой ряд 1-10, гнездо, солнышко с лучиками из геометрических фигур, подснежники разных цветов, птенчики, индивидуальные карточки.

 Словарь: задачи, примеры, сложение, вычитание, сумма, солнце, треугольник, круг, грач, цветы, синие, красные, лист, гнездо, птенцы.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас!

- Сегодня на улице светит солнце, и у нас в классе есть солнышко, которое принесет нам хорошее настроение. Посмотрите, как оно улыбается нам, улыбнитесь и Вы ему в ответ. (На доске рисунок улыбающегося солнца из 1 круга и 9 треугольников).

II. РСВ. Какой по счёту урок математики? Что мы будем делать? В каком классе ты учишься? Сколько тебе лет?  Сколько в классе мальчиков? девочек? Кого больше? На сколько?

III. Речевая разминка. Будем правильно говорить.

Ме- ме- ме - приме́ры

Да-да-да - зада́чи

Бу́дем реша́ть приме́ры.

Бу́дем реша́ть зада́чи.

IV. Актуализация опорных знаний.

   1.Устный счет. 

а) Задание на развитие произвольного внимания, правильного распределения внимания, на развитие зрительной памяти, формирование пространственных представлений.

-Наше солнышко необычное, перевернем его и увидим разбросанные числа

-Назовите и покажите числа в порядке возрастания. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)

-Объясните, что значит в порядке возрастания? (от самого маленького числа до самого большого.)

-А теперь назовите и покажите числа в порядке убывания. (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0)

-Объясните, что значит в порядке убывания? (от самого большого до самого маленького)

б) Задание на развитие логического мышления (путем зрительного и мыслительного анализа ряда фигур по горизонтали выбрать недостающую фигуру, упражнять в доказательности решения); на развитие зрительного восприятия.

-Из каких геометрических фигур состоит солнце? (из круга и треугольников)

-Сколько кругов? (1)

-Сколько треугольников?  (9)

-Каких фигур больше? (треугольников)

-Сколько всего фигур? (10)

- Какой фигуры не хватает?

 в) Дидактическая игра «Живые числа» на развитие памяти, на усвоение нумерации в пределах 10.

-Лучи нашего солнца сейчас оживут. Выбирайте любой лучик, громко называйте число, которое написано на обратной стороне.

-Лучики, постройтесь по порядку. Проверим, правильно ли Вы нашли свое место.

-Шаг вперед сделает лучик – число, которое стоит при счете после числа 8. (9)

-Число, которое стоит при счете перед числом 3 (2).

-Соседи числа 5 (4 и 6).

-Число, которое больше, чем 7 на 1(8).

-Число, которое меньше, чем 6 на 1 (5).

-Число, которое стоит шестым по счету (6).

-Самое большое число (10).

-Самое маленькое число (0).

- Соберем наше солнышко обратно, чтобы с ним было веселее работать дальше.

2. Пальчиковая гимнастика. Задание на развитие мелкой моторики пальцев и кисти, на формирование вычислительных навыков.

- Что появляется весной на крышах домов от такого яркого, теплого солнца?

(сосульки)

- Вот и у нас появились сосульки. Солнышко их пригревает, и они начинают таять и капать.

- Изобразим своими пальчиками и послушаем капель.

 а) Задание на развитие слухового восприятия, на формирование навыков устного счета.  Учитель имитирует стук капели. Дети на слух считают сколько раз и поднимают соответствующую цифру.

 3. Устное решение примеров.

  - Чтобы сосульки на доске растаяли, надо решить примеры.  Ответы показывайте на веере.  (5+1, 8-1, 2+2, 3+3, 4+4, 5+5)

Индивидуальная работа с Филон В. и Масленников. Соотношение цифры с множеством.

4.  Устное решение задачи.

- Сосульки растаяли и побежали по земле веселым шумным ручейком, по которому плывет кораблик. И принес нам этот кораблик задачки в стихах. (картинки)

А теперь давай считать,
Сколько будет два плюс пять!
Пять бананов у мартышки,
Два у плюшевого мишки.
Сколько же всего бананов
У Мишутки с обезьяной?

(2+5=7)

Утка три яйца снесла,
Два из них лиса нашла.
Лисы тоже есть хотят…
Сколько вывелось утят?

(3-2=1)

Ксюша с Олей в лес пошли,
Два сморчка они нашли,
А потом еще четыре.
Все грибы отдали Ире.
А она не догадалась,
Сколько ей грибов досталось.

(2+4=6)

Сделал Вася табурет:
Три ноги, четвертой нет.
А теперь сидит, считает,
Сколько ножек не хватает.

(4-3=1)

5. Минутка чистописания. Рисование узоров, прописывание каллиграфически числа.

V.Работа над темой урока. 

1.Решение задач на нахождения суммы в пределах 10.

- Название нашего кораблика какое-то непонятное -  АЧГР. Помогите прочитать, поменяв буквы местами (грач).

- Грач - первая птица, прилетающая к нам с юга. К нам в класс тоже залетели грачи (на доске фото грача)

-- Грачи прилетели и начали строить гнезда. Из чего они их строят? (из веточек, травы). На доске фото гнезда.

- В гнезде что-то лежит. Давайте посмотрим, что в нем написано.

«В первом гнезде сидели 5 птенцов, а во втором -4 птенца. Сколько птенцов сидело в двух гнездах?»

- Что я прочитала? (Задачу)

- О чем говорится в задаче? (о птенцах)

- Где находились птенцы? (в гнезде)

- Сколько было гнезд? (2)

- Сколько птенцов сидело в 1 гнезде? (5)

- Сколько птенцов сидело во 2 гнезде? (4)

- Что нужно узнать? (сколько птенцов в двух гнездах)

Составление краткой записи на доске и в тетрадях.

1 гн. – 5 пт.        

  ? пт

2 гн. – 4 пт.

2.Работа по краткой записи.

- Что обозначает число5? (5 птенцов в 1 гнезде)

- Что обозначает число 4? (4 птенца во 2 гнезде)

- Какой вопрос в задаче? (сколько птенцов в двух гнездах)

- Как будем решать задачу? (к 5 прибавить 4)

3.Работа в тетради. Запись решения, ответа на доске и в тетрадях:

5 пт. + 4 пт. = 9 пт.

Ответ: 9 птенцов.

 Индивидуальная работа с слабомотивирующими детьми.  Решение простых наглядных задач.

VI.Физкультминутка. Задание на развитие концентрации внимания и логического мышления.

Грачи.

Вот на ветках, грачи! Не кричи!  (указательный палец на губы)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, прилетели (летают)

И опять все в гнёзда сели.  (присели)

VII. Закрепление изученного материала. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10. - Задание на развитие логического мышления, на закрепление навыков сложения и вычитания, на развитие самостоятельности и самоконтроля.

- Грачи прилетели, солнце греет, сосульки растаяли, бегут ручейки и появляются на проталинах первые весенние цветы. Какие? (подснежники).

-Вот и у нас выросли подснежники. (на доске 10 цветов, из них 6 синего цвета, 4 – красного, у 7-ми цветов – 1 листик, у 3-х – 2 листика)

-Сколько подснежников? (10)

-Чем отличаются подснежники друг от друга? (цветом, количеством листиков)

-Сколько цветков синего цвета? (6)-

-Сколько цветков красного цвета? (4)

-Сколько цветков с одним листиком? (7)

-Сколько цветков с двумя листиками? (3)

- Каждый из вас может получить 1 цветок, если решит примеры, которые написаны на обратной стороне. Цветы красного цвета сорвут Кирилл, Илья, Муслим,Кира. Цветы синего цвета сорвут Артём, Эскендер.

-Самостоятельное решение примеров детьми и запись в тетрадях. (индивидуальная направляющая помощь учителя детям с красными цветами).

Индивидуальная работа с слабомотивирующими детьми.  Решение примеров в пределах 3.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Что мы делали сегодня на уроке?

-Какое настроение было у вас в начале урока? Что помогло нам быть в хорошем настроении? (солнышко).

-Солнышко сопровождало нас весь урок, и какое настроение у вас сейчас?

-Как Вы считаете, все ли у Вас на уроке получилось, со всеми заданиями справились?  Прошу оценить свою работу карточками (у детей на партах карточки с изображение солнышка, тучки, солнышка с тучкой).

-Спасибо всем за работу, Вы  - молодцы, справились со всеми  очень трудными заданиями. И сегодня в «блокнот успеха» я Вам поставлю смайлики. Урок окончен!

Самоанализ урока.

Обучение математике в 1 дополнительном классе является достаточно традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагога по отбору методов и приёмов обучения, направленную на более успешную реализацию целей и задач урока, на наиболее эффективное овладение учащимися учебным материалом на примере урока математики в 1 дополнительном классе на тему: «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».

Тема урока соответствует программе 1 доп. класса по математике и календарно-тематическому плану.

Поставленные цель, задачи урока адекватны психолого-педагогической характеристике класса. Место урока в системе уроков по данной теме – пятый.

Тип урока: комбинированный.

При выборе методов обучения я руководствовалась следующими критериями:

1)Соответствие цели и задачам урока.

2)Соответствие содержанию учебного материала, учебным возможностям учеников и возмож-

ностям учителя.

3)Соответствие формам организации познавательной деятельности.

     Методы, используемые на уроке, можно классифицировать следующим образом:

1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2.По степени взаимодействия учащегося и учителя: беседа, самостоятельная работа.

3.В зависимости от дидактических задач: объяснение, закрепление.

4.По характеру познавательной деятельности учащегося и участия учителя: объяснительно-ил-люстрированный, репродуктивный.

5.По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, обобщаю-

щий.

6.По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.

    Методы и примеры, используемые на уроке, были педагогически оправданы, соответствовали его структурным элементам; соответствовали реальным возможностям учеников данного класса; оказывали развивающее, коррекционное, воспитательное воздействие.

    Средства обучения (задания, дидактические пособия, предметные картинки) использовались адекватно цели и задачам урока.

Были полностью реализованы принципы: доступности знаний, поэтапного формирования

знаний и умений, наглядности, системности, индивидуального подхода к уч-ся.

В процессе урока использовались различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы было целесообразно.

Не формировался навык коллективной работы, т.к. ученики недостаточно адаптировались к школьным условиям.

Структура урока полная, соответствует цели и типу урока.

Начало и конец урока организованы. Время на каждом этапе распределено оправданно.

Материал урока последовательно усложнялся: от счёта конкретных предметов к самостоятельной работе с опорой на наглядность.

Темп ведения урока оптимальный.

Активность и работоспособность учащихся активизировались сменой динамических пауз,

системой вопросов, включением игровых моментов, яркой наглядностью, занимательным материалом.

Приёмы стимуляции работы учащихся: поощрение, похвала, учебная игра, создание ситуации успеха.

    Атмосфера урока была спокойной, доброжелательной. Я стремилась быть настойчивой в осуществлении цели, не терять самообладания, такта, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

В целом, цель урока достигнута – учащиеся показали умение решать задачи на сложения, умение присчитывать, отсчитывать, пересчитывать

     Урок построен на основе применения положения теории Л. С. Выготского о зонах актуального развития, ближайшего развития и теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применялись технологии, используемые в педагогическом процессе:

1)Здоровьесберегающие.

2)Обучения и воспитания с учётом типов ЦНС.

3)Индивидуализация обучения.

4)Личностно-ориентированного подхода.

5)Педагогической дифференциации учащихся.

6)Выявления психологических причин и коррекции трудностей при обучении младших школьников математике.

    Урок имел выраженную коррекционно-развивающую направленность: материал урока развивал устойчивость и переключаемость внимания, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы анализа и синтеза, обобщение, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, лексикограмматический строй речи.

    Считаю, что урок был эффективен, т. к. удалось реализовать обучающие, развивающие, воспитательные задачи в полном объёме.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 6 классе на тему: Деление на однозначное число в пределе 10 000.

Цели и задачи:1. Научить учащихся делить на однозначное число в пределе 10 000.2.Способствовать развитию памяти, логического мышления.3.Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Оборудова...

конспект урока по математике в 11 классе на тему "Подготовка к ЕГЭ. Решение задач по теме "Цилиндр""

Конспект урока по математике в 11 классе дает возможность повторить тему "Цилиндр", более качественно подготовиться к ЕГЭ....

План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000".

План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000"....

Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"

На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....

Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд".

Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000  без перехода через разряд» второй  урок в системе изучения  этой темы, составлен на основе матери...