Конспект урока по математике в 1 дополнительном классе по теме «Задачи на нахождения суммы в пределах 10». В.2.2
план-конспект урока
Задачи урока:
Образовательные:
-тренировать умение обучающихся решать задачи на нахождения суммы двух чисел в пределах 10;
-закрепить знания нумерации в пределах 10;
- отрабатывать навыки сложения и вычитания.
Коррекционно-развивающие:
-формировать математический словарь;
-корригировать внимания (произвольное и непроизвольно), развитие устойчивости внимания;
-коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной); коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
-развитие общей и мелкой моторики;
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к учебе, к предмету;
-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;
-воспитывать интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
математика | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийская специальная школа-интернат»
Конспект урока
по математике в 1 дополнительном классе
Тема: «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».
(ФГОС ОВЗ вар. 2.2).
Учитель начальных классов
Рогожинская Л. С.
г. Феодосия
Тема урока «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».
Цель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».
Задачи урока:
Образовательные:
-тренировать умение обучающихся решать задачи на нахождения суммы двух чисел в пределах 10;
-закрепить знания нумерации в пределах 10;
- отрабатывать навыки сложения и вычитания.
Коррекционно-развивающие:
-формировать математический словарь;
-корригировать внимания (произвольное и непроизвольно), развитие устойчивости внимания;
-коррекция и развитие памяти (кратковременной и долговременной); коррекция и развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, установления логических и причинно-следственных связей;
-развитие общей и мелкой моторики;
-коррекция и развитие личностных качеств учащихся эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к учебе, к предмету;
-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность;
-воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: числовой ряд 1-10, гнездо, солнышко с лучиками из геометрических фигур, подснежники разных цветов, птенчики, индивидуальные карточки.
Словарь: задачи, примеры, сложение, вычитание, сумма, солнце, треугольник, круг, грач, цветы, синие, красные, лист, гнездо, птенцы.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Математика сейчас!
- Сегодня на улице светит солнце, и у нас в классе есть солнышко, которое принесет нам хорошее настроение. Посмотрите, как оно улыбается нам, улыбнитесь и Вы ему в ответ. (На доске рисунок улыбающегося солнца из 1 круга и 9 треугольников).
II. РСВ. Какой по счёту урок математики? Что мы будем делать? В каком классе ты учишься? Сколько тебе лет? Сколько в классе мальчиков? девочек? Кого больше? На сколько?
III. Речевая разминка. Будем правильно говорить.
Ме- ме- ме - приме́ры
Да-да-да - зада́чи
Бу́дем реша́ть приме́ры.
Бу́дем реша́ть зада́чи.
IV. Актуализация опорных знаний.
1.Устный счет.
а) Задание на развитие произвольного внимания, правильного распределения внимания, на развитие зрительной памяти, формирование пространственных представлений.
-Наше солнышко необычное, перевернем его и увидим разбросанные числа
-Назовите и покажите числа в порядке возрастания. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
-Объясните, что значит в порядке возрастания? (от самого маленького числа до самого большого.)
-А теперь назовите и покажите числа в порядке убывания. (10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0)
-Объясните, что значит в порядке убывания? (от самого большого до самого маленького)
б) Задание на развитие логического мышления (путем зрительного и мыслительного анализа ряда фигур по горизонтали выбрать недостающую фигуру, упражнять в доказательности решения); на развитие зрительного восприятия.
-Из каких геометрических фигур состоит солнце? (из круга и треугольников)
-Сколько кругов? (1)
-Сколько треугольников? (9)
-Каких фигур больше? (треугольников)
-Сколько всего фигур? (10)
- Какой фигуры не хватает?
в) Дидактическая игра «Живые числа» на развитие памяти, на усвоение нумерации в пределах 10.
-Лучи нашего солнца сейчас оживут. Выбирайте любой лучик, громко называйте число, которое написано на обратной стороне.
-Лучики, постройтесь по порядку. Проверим, правильно ли Вы нашли свое место.
-Шаг вперед сделает лучик – число, которое стоит при счете после числа 8. (9)
-Число, которое стоит при счете перед числом 3 (2).
-Соседи числа 5 (4 и 6).
-Число, которое больше, чем 7 на 1(8).
-Число, которое меньше, чем 6 на 1 (5).
-Число, которое стоит шестым по счету (6).
-Самое большое число (10).
-Самое маленькое число (0).
- Соберем наше солнышко обратно, чтобы с ним было веселее работать дальше.
2. Пальчиковая гимнастика. Задание на развитие мелкой моторики пальцев и кисти, на формирование вычислительных навыков.
- Что появляется весной на крышах домов от такого яркого, теплого солнца?
(сосульки)
- Вот и у нас появились сосульки. Солнышко их пригревает, и они начинают таять и капать.
- Изобразим своими пальчиками и послушаем капель.
а) Задание на развитие слухового восприятия, на формирование навыков устного счета. Учитель имитирует стук капели. Дети на слух считают сколько раз и поднимают соответствующую цифру.
3. Устное решение примеров.
- Чтобы сосульки на доске растаяли, надо решить примеры. Ответы показывайте на веере. (5+1, 8-1, 2+2, 3+3, 4+4, 5+5)
Индивидуальная работа с Филон В. и Масленников. Соотношение цифры с множеством.
4. Устное решение задачи.
- Сосульки растаяли и побежали по земле веселым шумным ручейком, по которому плывет кораблик. И принес нам этот кораблик задачки в стихах. (картинки)
А теперь давай считать,
Сколько будет два плюс пять!
Пять бананов у мартышки,
Два у плюшевого мишки.
Сколько же всего бананов
У Мишутки с обезьяной?
(2+5=7)
Утка три яйца снесла,
Два из них лиса нашла.
Лисы тоже есть хотят…
Сколько вывелось утят?
(3-2=1)
Ксюша с Олей в лес пошли,
Два сморчка они нашли,
А потом еще четыре.
Все грибы отдали Ире.
А она не догадалась,
Сколько ей грибов досталось.
(2+4=6)
Сделал Вася табурет:
Три ноги, четвертой нет.
А теперь сидит, считает,
Сколько ножек не хватает.
(4-3=1)
5. Минутка чистописания. Рисование узоров, прописывание каллиграфически числа.
V.Работа над темой урока.
1.Решение задач на нахождения суммы в пределах 10.
- Название нашего кораблика какое-то непонятное - АЧГР. Помогите прочитать, поменяв буквы местами (грач).
- Грач - первая птица, прилетающая к нам с юга. К нам в класс тоже залетели грачи (на доске фото грача)
-- Грачи прилетели и начали строить гнезда. Из чего они их строят? (из веточек, травы). На доске фото гнезда.
- В гнезде что-то лежит. Давайте посмотрим, что в нем написано.
«В первом гнезде сидели 5 птенцов, а во втором -4 птенца. Сколько птенцов сидело в двух гнездах?»
- Что я прочитала? (Задачу)
- О чем говорится в задаче? (о птенцах)
- Где находились птенцы? (в гнезде)
- Сколько было гнезд? (2)
- Сколько птенцов сидело в 1 гнезде? (5)
- Сколько птенцов сидело во 2 гнезде? (4)
- Что нужно узнать? (сколько птенцов в двух гнездах)
Составление краткой записи на доске и в тетрадях.
1 гн. – 5 пт.
? пт
2 гн. – 4 пт.
2.Работа по краткой записи.
- Что обозначает число5? (5 птенцов в 1 гнезде)
- Что обозначает число 4? (4 птенца во 2 гнезде)
- Какой вопрос в задаче? (сколько птенцов в двух гнездах)
- Как будем решать задачу? (к 5 прибавить 4)
3.Работа в тетради. Запись решения, ответа на доске и в тетрадях:
5 пт. + 4 пт. = 9 пт.
Ответ: 9 птенцов.
Индивидуальная работа с слабомотивирующими детьми. Решение простых наглядных задач.
VI.Физкультминутка. Задание на развитие концентрации внимания и логического мышления.
Грачи.
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
VII. Закрепление изученного материала. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10. - Задание на развитие логического мышления, на закрепление навыков сложения и вычитания, на развитие самостоятельности и самоконтроля.
- Грачи прилетели, солнце греет, сосульки растаяли, бегут ручейки и появляются на проталинах первые весенние цветы. Какие? (подснежники).
-Вот и у нас выросли подснежники. (на доске 10 цветов, из них 6 синего цвета, 4 – красного, у 7-ми цветов – 1 листик, у 3-х – 2 листика)
-Сколько подснежников? (10)
-Чем отличаются подснежники друг от друга? (цветом, количеством листиков)
-Сколько цветков синего цвета? (6)-
-Сколько цветков красного цвета? (4)
-Сколько цветков с одним листиком? (7)
-Сколько цветков с двумя листиками? (3)
- Каждый из вас может получить 1 цветок, если решит примеры, которые написаны на обратной стороне. Цветы красного цвета сорвут Кирилл, Илья, Муслим,Кира. Цветы синего цвета сорвут Артём, Эскендер.
-Самостоятельное решение примеров детьми и запись в тетрадях. (индивидуальная направляющая помощь учителя детям с красными цветами).
Индивидуальная работа с слабомотивирующими детьми. Решение примеров в пределах 3.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Какое настроение было у вас в начале урока? Что помогло нам быть в хорошем настроении? (солнышко).
-Солнышко сопровождало нас весь урок, и какое настроение у вас сейчас?
-Как Вы считаете, все ли у Вас на уроке получилось, со всеми заданиями справились? Прошу оценить свою работу карточками (у детей на партах карточки с изображение солнышка, тучки, солнышка с тучкой).
-Спасибо всем за работу, Вы - молодцы, справились со всеми очень трудными заданиями. И сегодня в «блокнот успеха» я Вам поставлю смайлики. Урок окончен!
Самоанализ урока.
Обучение математике в 1 дополнительном классе является достаточно традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагога по отбору методов и приёмов обучения, направленную на более успешную реализацию целей и задач урока, на наиболее эффективное овладение учащимися учебным материалом на примере урока математики в 1 дополнительном классе на тему: «Задачи на нахождения суммы в пределах 10».
Тема урока соответствует программе 1 доп. класса по математике и календарно-тематическому плану.
Поставленные цель, задачи урока адекватны психолого-педагогической характеристике класса. Место урока в системе уроков по данной теме – пятый.
Тип урока: комбинированный.
При выборе методов обучения я руководствовалась следующими критериями:
1)Соответствие цели и задачам урока.
2)Соответствие содержанию учебного материала, учебным возможностям учеников и возмож-
ностям учителя.
3)Соответствие формам организации познавательной деятельности.
Методы, используемые на уроке, можно классифицировать следующим образом:
1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2.По степени взаимодействия учащегося и учителя: беседа, самостоятельная работа.
3.В зависимости от дидактических задач: объяснение, закрепление.
4.По характеру познавательной деятельности учащегося и участия учителя: объяснительно-ил-люстрированный, репродуктивный.
5.По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, обобщаю-
щий.
6.По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный.
Методы и примеры, используемые на уроке, были педагогически оправданы, соответствовали его структурным элементам; соответствовали реальным возможностям учеников данного класса; оказывали развивающее, коррекционное, воспитательное воздействие.
Средства обучения (задания, дидактические пособия, предметные картинки) использовались адекватно цели и задачам урока.
Были полностью реализованы принципы: доступности знаний, поэтапного формирования
знаний и умений, наглядности, системности, индивидуального подхода к уч-ся.
В процессе урока использовались различные формы обучения: индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы было целесообразно.
Не формировался навык коллективной работы, т.к. ученики недостаточно адаптировались к школьным условиям.
Структура урока полная, соответствует цели и типу урока.
Начало и конец урока организованы. Время на каждом этапе распределено оправданно.
Материал урока последовательно усложнялся: от счёта конкретных предметов к самостоятельной работе с опорой на наглядность.
Темп ведения урока оптимальный.
Активность и работоспособность учащихся активизировались сменой динамических пауз,
системой вопросов, включением игровых моментов, яркой наглядностью, занимательным материалом.
Приёмы стимуляции работы учащихся: поощрение, похвала, учебная игра, создание ситуации успеха.
Атмосфера урока была спокойной, доброжелательной. Я стремилась быть настойчивой в осуществлении цели, не терять самообладания, такта, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
В целом, цель урока достигнута – учащиеся показали умение решать задачи на сложения, умение присчитывать, отсчитывать, пересчитывать
Урок построен на основе применения положения теории Л. С. Выготского о зонах актуального развития, ближайшего развития и теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применялись технологии, используемые в педагогическом процессе:
1)Здоровьесберегающие.
2)Обучения и воспитания с учётом типов ЦНС.
3)Индивидуализация обучения.
4)Личностно-ориентированного подхода.
5)Педагогической дифференциации учащихся.
6)Выявления психологических причин и коррекции трудностей при обучении младших школьников математике.
Урок имел выраженную коррекционно-развивающую направленность: материал урока развивал устойчивость и переключаемость внимания, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы анализа и синтеза, обобщение, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, лексикограмматический строй речи.
Считаю, что урок был эффективен, т. к. удалось реализовать обучающие, развивающие, воспитательные задачи в полном объёме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 6 классе на тему: Деление на однозначное число в пределе 10 000.
Цели и задачи:1. Научить учащихся делить на однозначное число в пределе 10 000.2.Способствовать развитию памяти, логического мышления.3.Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Оборудова...
конспект урока по математике в 11 классе на тему "Подготовка к ЕГЭ. Решение задач по теме "Цилиндр""
Конспект урока по математике в 11 классе дает возможность повторить тему "Цилиндр", более качественно подготовиться к ЕГЭ....
презентация к уроку математике в 5 классе по теме "Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности"
презентация сократит время на уроке и сохранит поэтапность урока...
План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000".
План-конспект урока по математике в 6 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000"....
Конспект урока по математике в 6 классе по теме "Решение задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби"
На данном уроке по математике ученики тренируются в решении задач и развивают умение относить задачу к тому или иному типу....
Открытый урок по математике в 5 классе по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через разряд".
Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд» второй урок в системе изучения этой темы, составлен на основе матери...
Конспект урока по математике в 6 классе по теме: "Нахождение числа по его дроби"
Урок систематизации и обобщения знаний...