Рабочая программа по русскому языку для обучающихся с ОВЗ. 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно -речевых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_6-a_russkiy_yazyk_22_dlya_nsportala.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант-1
Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- АООП (вариант 1) для обучающихся основной школы с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год.
- Учебника Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программ / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. -5-е изд.-М.: Просвещение, 2019. -239 с.: ил.
- Учебника Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. -5-е изд.-М.: Просвещение, 2019. -256 с.: ил.
- Рабочей тетради по русскому языку 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 3-е издание. Автор: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская., Я.В. Коршунова Москва: Просвещение, 2017г.
- Рабочей тетради по русскому языку 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 6-е издание. Автор: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова Москва: Просвещение, 2020г.
- Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ» 2022-2023г.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Осознание языка как основного средства человеческого общения.
- Восприятие русского языка как явления национальной культуры.
- Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
- Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- Формирование речевых умений и навыков, для обеспечения речевой деятельности на родном языке.
- Расширение активного и пассивного словарного запаса обучающихся.
Предметные результаты:
Регулятивные УД
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Самостоятельно формулировать задание при работе с учебником и рабочей тетрадью: определять его цель, планировать алгоритм
его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
- Использовать при выполнении заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи.
С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УД
- Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
- Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать
необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
- Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
сеть Интернет).
- Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию сообщений с помощью
учителя.
- Составлять план текста. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
Коммуникативные УД
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в диалог на уроке и в жизни.
- Сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи).
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли при работе в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Основные требования к умениям учащихся:
2-й уровень (достаточный) | 3-й уровень (минимальный) |
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами; - пользоваться школьным орфографическим словарём; - решать орфографические задачи, опираясь на схему; - называть и различать части речи; - принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; - оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя). | - знать буквы, обозначать звуки буквами; - списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова; - записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря; - участвовать в подборе слов к предметным картинкам; - находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце); - участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту; - записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес. |
В Федеральном компоненте государственного стандарта учебный предмет «Русский язык» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 6 классе отведено 136 часов, 4 часа в неделю, 34 учебные недели.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Содержание разделов и тем |
1 | Раздел 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст. | 20 | - звуки и буквы; - звуки гласные и согласные; - согласные твердые и мягкие; - гласные ударные и безударные; - алфавит; |
2 | Раздел 2. Предложение. Текст | 10 | - главные и второстепенные члены предложения; -распространённые и нераспространённые предложения; - однородные члены предложения; - текст, деление текста на части; |
3 | Раздел 3. Состав слова. Текст. | 30 | - корень, приставка, суффикс, окончание; - безударные гласные в корне; - звонкие и глухие согласные в корне; |
4 | Раздел 4. Части речи. Текст. | 69 | - понятие о частях речи; - имя существительное; - имя прилагательное; - глагол; |
5 | Раздел 5. Предложение. Текст. | 11 | - главные и второстепенные члены предложения. - предложения распространенные и нераспространенные. - однородные члены предложения. - обращение |
6 | Раздел 6. Повторение. | 6 | - состав слова; - части речи; - предложение; |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
6 класс
№ | Наименование раздела и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки |
I триместр I модуль 4 часа в неделю | |||
1.Повторение ( 18+2р.р. ч.) | |||
Инструктаж по т/б. Звуки и буквы. Текст. (8 часов) | |||
Гласные и согласные. Их различение. | |||
Безударные гласные в словах. | |||
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. | |||
Сомнительные гласные и согласные в словах. | |||
Текст. Части текста. Красная строка. | |||
Непроверяемые гласные и согласные в словах | |||
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. | |||
Урок повторения | |||
Р.Р.Составление предложений о природе | |||
Предложение. Текст (10 часов) | |||
Деление текста на предложение | |||
Выделение главных и второстепенных членов предложения | |||
Нераспространённые и распространённые предложения. | |||
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. | |||
Распространение предложений с помощью рисунков | |||
Распространение предложений с помощью вопросов | |||
Однородные члены предложения. | |||
Предложение. Закрепление знаний по теме. | |||
Контрольная работа по теме «Повторение» (диктант) | |||
Р.Р. Составление описания предмета | |||
II модуль (4 часа в неделю) | |||
2.Состав слова. Текст (28 +2р.р. ч.) | |||
Корень и однокоренные слова. | |||
Окончание как изменяемая часть слова. | |||
Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. | |||
Приставка как часть слова. | |||
Изменение значения слова в зависимости от приставки. | |||
Суффикс как часть слова. | |||
Разбор слов по составу. | |||
Правописание безударных гласных в корне. | |||
Написание гласных в корне однокоренных слов. | |||
Проверяемые и проверочные слова. | |||
Проверка безударных гласных в корне | |||
Правописание звонких и глухих согласных в корне. | |||
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. | |||
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | |||
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. | |||
Повторение. | |||
Контрольная работа по теме «Состав слова» (Подбор проверочных слов, разбор слов по составу) | |||
Р.Р. Изложение | |||
II триместр III модуль (4 часа в неделю) | |||
Приставка и предлог. | |||
Различение приставки и предлога. | |||
Наблюдение за правописанием гласных в приставках. | |||
Правописание гласных в приставках. | |||
Правописание безударных гласных в корне и приставке. | |||
Текст. Деление текста на части по данному плану. | |||
Наблюдение за правописанием согласных в приставках. | |||
Правописание приставок на согласную. | |||
Разделительный ъ в словах с приставками. | |||
Различение написаний слов с разделительными твёрдым знаком и без него. | |||
Состав слова. Закрепление знаний. | |||
Повторение | |||
Контрольная работа (контрольное списывание с заданиями) | |||
Р.Р. Рассказ на основе картины. | |||
3. Части речи. Текст. ( 65 ч.) | |||
Имя существительное как часть речи (29+2р.р.) | |||
Существительное, прилагательное, глагол. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении. | |||
Имя существительное. Значение существительных в речи. Существительные, обозначающие явления природы | |||
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. | |||
Различение существительных по родам. | |||
Изменение существительных по числам. | |||
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | |||
Кавычки в именах собственных. Различение написаний существительных собственных и нарицательных. | |||
Имя существительное. Закрепление знаний. Повторение | |||
Контрольная работа (диктант) | |||
Работа над ошибками | |||
IV модуль (4 часа в неделю) | |||
Р.Р. Изложение | |||
Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении. | |||
Определение падежей существительных по вопросам | |||
Именительный падеж - кто? что? | |||
Родительный падеж - кого? чего? | |||
Дательный падеж - кому? чему? | |||
Винительный падеж - кого? что? | |||
Творительный падеж - кем? чем? | |||
Предложный падеж - о ком? о чём? | |||
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. | |||
Понятие о начальной форме. Урок освоения новых знаний | |||
Постановка существительных в начальную форму. | |||
Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний. | |||
Повторение | |||
Контрольная работа (списывание с заданиями) | |||
Р.Р. Составление рассказа по картине | |||
Имя прилагательное как часть речи (22+1р.р.) | |||
Значение прилагательных в речи. | |||
Описание явлений природы с помощью прилагательных. | |||
Описание человека, животных с помощью прилагательных. | |||
Прилагательные, противоположные по значению. | |||
Изменение имен прилагательных по родам. | |||
Окончания имен прилагательных мужского рода. | |||
Окончания имен прилагательных женского рода | |||
Окончания имен прилагательных среднего рода. | |||
Определение родовых окончаний прилагательных | |||
III триместр Vмодуль | |||
Изменение прилагательных по числам | |||
Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний. | |||
Понятие о склонении прилагательных. | |||
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. | |||
Именительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |||
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |||
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |||
Винительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | |||
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |||
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода | |||
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. | |||
Повторение. | |||
Контрольная работа (диктант) | |||
Работа над ошибками | |||
Глагол (14+1р.р.) | |||
Значение глагола в речи. | |||
Глаголы, противоположные по значению. | |||
Различение существительных, прилагательных, глаголов. | |||
Настоящее время глаголов | |||
Прошедшее время глаголов | |||
Будущее время глаголов | |||
VI модуль.( 4 часа в неделю) | |||
Различение глаголов по временам | |||
Единственное и множественное число глаголов настоящего времени | |||
Единственное и множественное число глаголов будущего времени | |||
Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени | |||
Текст. Связь частей в тексте | |||
Глагол. Закрепление знаний | |||
Повторение | |||
Контрольная работа (диктант) | |||
Р.Р. Составление рассказа по картине. Работа над ошибками | |||
Предложение. Текст (10 часов+1р.р.) | |||
Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений | |||
Однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | |||
Однородные члены предложения без союзов | |||
Однородные члены предложения с союзом “И” | |||
Обращение. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении | |||
Предложение. Закрепление знаний | |||
Контрольная работа (списывание с заданиями) | |||
Работа над ошибками | |||
Повторение ( 6 часов) | |||
Состав слова | |||
Правописание гласных и согласных в корне и приставке | |||
Имя существительное | |||
Имя прилагательное | |||
Глагол | |||
Текст. Части текста. Красная строка. | |||
Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основеФедерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),Приме...
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса (индивидуальное обучение)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для ребёнка с ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникат...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 10-11 классов.
Рабочая программа разработана на основе программно-методического обеспечения с углубленно-трудовой подготовской для обучающихся 10-11 классов в специальных (коррекционных) образовательных учрежд...