Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы2, Рабочей программы «Русский язык предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и друхих 5-9 классы». М.: Просвещение, 2011 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
д
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от «___» ___________ Руководитель ШМО _____________________ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 31» г. Чебоксары ____________ (А.Д.Григорьев) Приказ № 0-____ от 31.08.2018 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТ русский язык
КЛАСС 5А
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 175 (всего) 5 (в неделю)
УЧЕБНЫЙ ГОД 2018-2019
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ(А) Иванова Эльвира Аркадьевна
Чебоксары 2018
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускникам основной школы программы по русскому (родному) языку являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной
компетенции.
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.»
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов : толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., ииспользование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой
компетенции.
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (175 часов)
№п/п | Тема, разделы | Количество часов | Примечание | ||
Язык и общение (3+1ч) | |||||
1 | Вводный урок. Язык и человек. | 1ч | |||
2 | Язык и культура. Язык и его единицы Общение устное и письменное | 1ч | |||
3 | Читаем учебник Слушаем на уроке | 1ч | |||
4 | Р/р . Стили речи | 1ч | |||
Повторение изученного в начальных классах (17+3 ч.) | |||||
5 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1ч | |||
6 | Орфограмма | 1ч | |||
7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1ч | |||
8 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1ч | |||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1ч | |||
10 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1ч | |||
11 | Буквы И, У, А после шипящих | 1ч | |||
12 | Разделительные Ъ и Ь | 1ч | |||
13 | Раздельное написание предлогов | 1ч | |||
14 | Р/р Текст, тема текста | 1ч | |||
15 | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | 1ч | |||
16 | Глагол. -Тся и -ться в глаголах | 1ч | |||
17 | Личные окончания глаголов | 1ч | |||
18 | Имя существительное | 1ч | |||
19 | Имя прилагательное | 1ч | |||
20 | Р/р Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом» | 1ч | |||
21 | Местоимение | 1ч | |||
22 | Р/р. Основная мысль текста | 1ч | |||
23 | Повторение материала по разделу | 1ч | |||
24 | Контрольный диктант | 1ч | |||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (26+5ч). | |||||
25 | Синтаксис. Пунктуация Слово сочетание, виды словосочетаний | 1ч | |||
26 | Разбор словосочетания | 1ч | |||
27 | Предложение | 1ч | |||
28-29 | Р/р Сжатое изложение | 2ч | |||
30 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | 1ч | |||
31-32 | Р/р. Как писать отзыв? | 2ч | |||
33 | Члены предложения. Главные члены предложения | 1ч | |||
34 | Подлежащее | 1ч | |||
35 | Сказуемое | 1ч | |||
36 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1ч | |||
37 | Нераспространённые и распространённые члены предложения Второстепенные члены | 1ч | |||
38 | Дополнение | 1ч | |||
39 | Определение | 1ч | |||
40 | Обстоятельство | 1ч | |||
41 | Предложения с однородными членами | 1ч | |||
42 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1ч | |||
43 | Предложения с обращением | 1ч | |||
44 | Р/р Письмо | 1ч | |||
45 | Синтаксический разбор простого предложения | 1ч | |||
46 | Р/р Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» | 1ч | |||
47 | Сложные предложения | 1ч | |||
48 | Знаки препинания в сложном предложении Синтаксический разбор сложного предложения | 1ч | |||
49 | Прямая речь Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1ч | |||
50 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1ч | |||
51 | Диалог | ||||
52 | Повторение | 1ч | |||
53 | Выборочное изложение | 1ч | |||
54 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1ч | |||
55 | Работа над ошибками | 1ч | |||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.(11+3 ч.) | |||||
56 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. Чередование гласных и согласных звуков | 1ч | |||
57 | Твёрдые и мягкие согласные | 1ч | |||
58-59 | Р/р Повествование | 2ч | |||
60 | Звонкие и глухие согласные | 1ч | |||
61 | Графика. Алфавит | 1ч | |||
62 | Р/р Сочинение-описание предмета | 1ч | |||
63 | Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака | 1ч | |||
64-65 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 2ч | |||
66 | Орфоэпия | 1ч | |||
67 | Фонетический разбор слова | 1ч | |||
68 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1ч | |||
69 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | 1ч | |||
70 | Проверочная работа. Тест | 1ч | |||
Лексика. Культура речи.(6+2ч) | |||||
71 | Слово и его лексическое значение | 1ч | |||
72 | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов | 1ч | |||
73 | Омонимы | 1ч | |||
74 | Синонимы | 1ч | |||
75 | Антонимы | 1ч | |||
76 | Повторение по теме «Лексика» | 1ч | |||
77-78 | Р/р Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1ч | |||
Морфемика. Орфография. Культура речи.(19+3ч.) | 1ч | ||||
79 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слова | 1ч | |||
80 | Окончание | 1ч | |||
81 | Основа слова | 1ч | |||
82 | Р/Р Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма | 1ч | |||
83 | Корень слова | 1ч | |||
84 | Р/р Рассуждение | 1ч | |||
85 | Суффикс | 1ч | |||
86 | Приставка | 1ч | |||
87 | Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем | 1ч | |||
88 | Морфемный разбор слова | 1ч | |||
89 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1ч | |||
90 | Буква З-С на конце приставок | 1ч | |||
91 | Буква З-С на конце приставок | 1ч | |||
92 | Буквы О-А в корне -ЛАГ- -ЛОЖ- | 1ч | |||
93 | Буквы О-А в корне -РАСТ- -РОС- | 1ч | |||
94 | Буквы О-Ё после шипящих в корне слова | 1ч | |||
95-96 | Буквы Ы-И после Ц | 1ч | |||
97 | Повторение по теме «Морфемика. Орфография» | 1ч | |||
98 | Р/р. Сочинение по картине | 1ч | |||
99 | Проверочная работа. Тест | 1ч | |||
100 | Работа над ошибками | 1ч | |||
Морфология. Орфография. Культура речи.(46+12ч.) | 1ч | ||||
101-102 | Имя существительное как часть речи | 1ч | |||
103 | Р/Р Доказательство в рассуждении | 1ч | |||
104 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1ч | |||
105 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1ч | |||
106 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1ч | |||
107 | Род имён существительных | 1ч | |||
108 | Имена существительные, имеющие форму только множественного числа | 1ч | |||
109 | Имена существительные, имеющие форму только единственного числа | 1ч | |||
110 | Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных | 1ч | |||
111 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1ч | |||
112 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1ч | |||
113-114 | Р/р Изложение с изменением лица | 1ч | |||
115 | Множественное число имён существительных | 1ч | |||
116 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | 1ч | |||
117 | Морфологический разбор | 1ч | |||
118 | Повторение по теме «Имя существительное» | 1ч | |||
119 | Р/р. Сочинение по картине | 1ч | |||
120 | Систематизация знаний по теме «Имя существительное» | 1ч | |||
121 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1ч | |||
122 | Имя прилагательное как часть речи | 1ч | |||
123 | Имя прилагательное как часть речи | 1ч | |||
124-125 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 2ч | |||
126-127 | Р/р Описание животного Изложение | 2ч | |||
128 | Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц | 1ч | |||
129 | Прилагательные полные и краткие | 1ч | |||
130 | Правописание кратких прилагательных | 1ч | |||
131 | Р/р Описание животного на основе его изображения | 1ч | |||
132 | Морфологический разбор прилагательного | 1ч | |||
133 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1ч | |||
134 | Контрольный диктант | 1ч | |||
135 | Анализ контрольного диктанта | 1ч | |||
136 | Р/р Художественное описание животного на основе наблюдений Сочинение-этюд | 1ч | |||
137 | Глагол как часть речи Глагол как часть речи | 1ч | |||
138-139 | Правописание НЕ с глаголами | 2ч | |||
140 | Р/р Рассказ | 1ч | |||
141-142 | Неопределённая форма глагола | 2ч | |||
143-144 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 2ч | |||
145-146 | Виды глагола | 2ч | |||
147 | Контрольный диктант | 1ч | |||
148-149 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 1ч | |||
150 | Р/р Невыдуманный рассказ | 1ч | |||
151 | Время глагола Прошедшее время | 1ч | |||
152 | Настоящее время | 1ч | |||
153 | Будущее время | 1ч | |||
154 | Спряжение глагола | 1ч | |||
155-156 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 2ч | |||
157 | Морфологический разбор глагола | ||||
158-159 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | 2ч | |||
160 | Употребление времён | 1ч | |||
161-162 | Р/Р Сочинение в жанре репортажа | 2ч | |||
163-164 | Повторение по теме «Глагол» | 2ч | |||
165-166 | Урок-зачёт по теме «Глагол» | 2ч | |||
167 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1ч | |||
168 | Анализ контрольного диктанта | 1ч | |||
Повторение и систематизация изученного.(6+1ч.) | |||||
169 | Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях | 1ч | |||
170 | Орфограммы в окончаниях | 1ч | |||
171 | Употребление букв Ъ и Ь | 1ч | |||
172 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью | 1ч | |||
173 | Итоговая контрольная работа | 1ч | |||
174 | Комплексный анализ текста | 1ч | |||
175 | Резерв | 1ч |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
6 класс
210 часов
№ урока | Дата проведения | Тема | |||||
План | Факт | ||||||
Язык и общение (2+1) | |||||||
1 | Русский язык - один из развитых языков мира | ||||||
2 | Язык. Речь. Общение. | ||||||
3 | РР. Ситуация общения. | ||||||
Повторение изученного в 5 классе (14) | |||||||
4 | Фонетика, орфоэпия. | ||||||
5-6 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | ||||||
7-8 | Части речи. | ||||||
9-10 | Орфограммы в окончаниях слов. | ||||||
11 | Словосочетание. | ||||||
12 | Простое предложение. Знаки препинания простом предложении. | ||||||
13 | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. | ||||||
14 | Синтаксический разбор предложений. | ||||||
15 | Прямая речь. Диалог. | ||||||
16 | Контрольная работа по повторению изученного в 5 классе. | ||||||
17 | Анализ контрольной работы. | ||||||
Текст (8 уроков развития речи). | |||||||
18 | РР. Текст и его особенности. | ||||||
19 | РР. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | ||||||
20 | РР. Начальные и конечные предложения текста. | ||||||
21 | РР. Ключевые слова. | ||||||
22 | РР. Основные признаки текста. | ||||||
23 | РР. Текст и стили речи. | ||||||
24 | РР. Официально-деловой стиль речи. | ||||||
25 | РР. Проверочная работа по речеведчекому анализу текста. | ||||||
Лексика. Фразеология. Культура речи (15 + 2). | |||||||
26 | Слово и его лексическое значение. | ||||||
27 | РР. Устное сочинение-описание картины. (А.М. Герасимов «После дождя») | ||||||
28 | Общеупотребительные слова. | ||||||
29 | Профессионализмы. | ||||||
30 | Диалектизмы. | ||||||
31 | РР. Сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского. | ||||||
32-33 | Исконно русские и заимствованные слова. | ||||||
34 | Неологизмы. | ||||||
35 | Устаревшие слова. | ||||||
36 | Словари. | ||||||
37-38 | Фразеологизмы. | ||||||
39 | Источники фразеологизмов. | ||||||
40 | Повторение изученного по теме «Лексика», «Фразеология», «Культура речи». | ||||||
41 | Контрольная работа по теме «Лексика», «Фразеология», «Культура речи». | ||||||
42 | Анализ контрольной работы по теме «Лексика», «Фразеология», «Культура речи». | ||||||
Словообразование (21 + 8). | |||||||
43 | Повторение и систематизация изученного по теме «Морфемика». | ||||||
44 | РР. Описание помещения. | ||||||
45-46 | РР. Выборочное изложение — описание помещения с изменением лица (А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»). | ||||||
47-48 | Основные способы образования слов в русском языке. | ||||||
49 | Этимологический анализ слова. | ||||||
50 | РР. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | ||||||
51 | РР. Сочинение-описание помещения. | ||||||
52 | Анализ творческих работ (выборочное изложение, сочинение –описание). | ||||||
53-54 | Буквы О и А в корне КОС- КАС. | ||||||
55-56 | Буквы О и А в корне -ГОР- ГАР. | ||||||
57 | Буквы Ы и И после приставок. | ||||||
58-59 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ. | ||||||
60 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней и приставок». | ||||||
61 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | ||||||
62 | Соединительные О и Е в сложных словах. | ||||||
63-64 | Сложносокращенные слова. | ||||||
65-66 | РР. Сочинение-описание изображенного на картине Т.Н. Яблонской "Утро". | ||||||
67 | Морфемный и словообразовательный разбор слов. | ||||||
68-69 | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография». | ||||||
70 | Контрольная работа по теме «Словообразование и орфография». | ||||||
71 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | ||||||
Имя существительное (19 + 3). | |||||||
72-73 | Имя существительное как часть речи. | ||||||
74 | РР. Письмо другу. | ||||||
75 | Разносклоняемые существительные. | ||||||
76 | Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на –МЯ. | ||||||
77 | РР Составление устного публичного выступления о происхождении имен. | ||||||
78 | Несклоняемые имена существительные. | ||||||
79 | Род несклоняемых имен существительных. | ||||||
80 | Имена существительные общего рода. | ||||||
81 | Морфологический разбор имени существительного. | ||||||
82 | РР Сочинение-описание по личным впечатлениям. | ||||||
83-84 | НЕ с существительными. | ||||||
85-86 | Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК). | ||||||
87 | Гласные в суффиксах существительных -ЕК и –ИК. | ||||||
88-89 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | ||||||
90-91 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | ||||||
92 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». | ||||||
93 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||||||
Имя прилагательное (23 + 7). | |||||||
94-95 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное». | ||||||
96 | РР. Описание природы. | ||||||
97-98 | Степени сравнения имен прилагательных. | ||||||
99 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | ||||||
100 | Относительные прилагательные. | ||||||
101-102 | РР. Выборочное изложение по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | ||||||
103 | Притяжательные прилагательные. | ||||||
104 | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||||||
105-106 | НЕ с прилагательными. | ||||||
107-108 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | ||||||
109-110 | РР. Сочинение-описание природы по картине (Н.П. Крымов. "Зимний вечер"). | ||||||
111-113 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | ||||||
114-115 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и -СК-. | ||||||
116-117 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | ||||||
118-119 | РР. Сочинение-описание произведения народного промысла. | ||||||
120-121 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | ||||||
122 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | ||||||
123 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||||||
Имя числительное (14 + 1). | |||||||
124 | Имя числительное как часть речи. | ||||||
125 | Простые и составные числительные. | ||||||
126-127 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | ||||||
128 | Разряды количественных числительных. | ||||||
129-130 | Числительные, обозначающие целые числа. | ||||||
131 | Дробные числительные. | ||||||
132 | Собирательные числительные. | ||||||
133 | Порядковые числительные. | ||||||
134 | Морфологический разбор имени числительного. | ||||||
135 | РР. Публичное выступление-призыв на тему "Берегите природу!". | ||||||
136 | Повторение изученного по теме «Имя числительное». | ||||||
137 | Контрольная работа по теме «Имя числительное». | ||||||
138 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | ||||||
Местоимение (20 + 4). | |||||||
139 | Местоимение как часть речи. | ||||||
140-141 | Личные местоимения. | ||||||
142 | Возвратное местоимение себя. | ||||||
143 | РР. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица. | ||||||
144 | Вопросительные местоимения. | ||||||
145 | Относительные местоимения. | ||||||
146-147 | Неопределенные местоимения. | ||||||
148-149 | Отрицательные местоимения | ||||||
150 | Притяжательные местоимения. | ||||||
151 | РР Сочинение- рассуждение. | ||||||
152-153 | Указательные местоимения. | ||||||
154 | Определительные местоимения. | ||||||
155 | Местоимения и другие части речи. | ||||||
156 | Морфологический разбор местоимения. | ||||||
157-158 | РР. Сочинение-рассказ по воображению (упр. 494) или по картине Е.В. Сыромятникова «Первые зрители». | ||||||
159-160 | Повторение изученного по теме «Местоимение». | ||||||
161 | Контрольная работа по теме «Местоимение». | ||||||
162 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | ||||||
Глагол (23 + 6). | |||||||
163-165 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол». | ||||||
166 | РР Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. | ||||||
167 | Разноспрягаемые глаголы. | ||||||
168-169 | Глаголы переходные и непереходные . | ||||||
170 | Наклонение глаголы. Изъявительное наклонение. | ||||||
171 | РР. Изложение текста-повествования (упр. 541). | ||||||
172-173 | Условное наклонение. | ||||||
174-176 | Повелительное наклонение. | ||||||
177-178 | РР. Рассказ по сюжетным рисункам. | ||||||
179-180 | Употребление наклонений. | ||||||
181-182 | Безличные глаголы. | ||||||
183 | Морфологический разбор глагола. | ||||||
184-185 | РР. Рассказ на основе услышанного. | ||||||
186-187 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | ||||||
188-189 | Повторение изученного по теме «Глагол». | ||||||
190 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». | ||||||
191 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | ||||||
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (17 + 2). | |||||||
192 | Разделы науки о языке. | ||||||
193-194 | Орфография. Орфографический разбор. | ||||||
195 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | ||||||
196 | РР. Сочинение на выбранную тему. | ||||||
197 | РР. Анализ творческой работы, работа над ошибками. | ||||||
198-199 | Лексика и фразеология. | ||||||
200-201 | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | ||||||
202-203 | Морфология. Морфологический разбор слова. | ||||||
204 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | ||||||
205 | Итоговая контрольная работа. | ||||||
206 | Анализ итоговой контрольной работы. | ||||||
207 | Итоговое занятие. | ||||||
208-210 | Резервные уроки. (Используются по усмотрению учителя.). |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
7 класс
140 часов
№ урока | Дата проведения | Тема | |||
План | Факт | ||||
1 | Русский язык как развивающееся явление. | ||||
Повторение изученного в 5-6 классах (9+5) | |||||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | ||||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | ||||
4 | Лексика и фразеология. | ||||
5 | Фонетика и орфография. | ||||
6 - 7 | Словообразование и орфография. | ||||
8 – 9 | Морфология и орфография. | ||||
10 | Диктант с грамматическим заданием. | ||||
11 | РР. Текст. Средства связи предложений в тексте. Смысловые типы текстов. | ||||
12 | РР. Диалог. | ||||
13 | РР. Виды диалога. | ||||
14 | РР. Стили литературного языка | ||||
15 | РР. Публицистический стиль. | ||||
Морфология и орфография. Культура речи. | |||||
Причастие (27+4) | |||||
16 | Причастие как часть речи. | ||||
17 | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | ||||
18- 19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | ||||
20 | РР. Описание внешности человека. | ||||
21 | Действительные и страдательные причастия. | ||||
22 | Краткие и полные страдательные причастия | ||||
23 –24 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | ||||
25 | Действительные причастия прошедшего времени. | ||||
26 | РР. Изложение текста с изменением формы действующего лица. | ||||
27– 28 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | ||||
29 | Страдательные причастия прошедшего времени. | ||||
30 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | ||||
31 – 32 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. | ||||
33 – 34 | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | ||||
35 | РР. Выборочное изложение с описанием внешности (Отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»). | ||||
36 | Морфологический разбор причастий. | ||||
37 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||||
38 | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием и работа над ошибками. | ||||
39 – 40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | ||||
41 | Буквы Е-Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | ||||
42 | РР. Сочинение – описание внешности по личным наблюдениям. | ||||
43-44 | Повторение изученного материала по теме «Причастие». | ||||
45 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||||
46 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||||
Деепричастие (9+1) | |||||
47 | Деепричастие как речи. | ||||
48 – 49 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | ||||
50 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | ||||
51 | Деепричастия несовершенного вида. | ||||
52 | Деепричастия совершенного вида. | ||||
53 | РР. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | ||||
54 | Морфологический разбор деепричастий. | ||||
55 | Повторение изученного по теме «Деепричастие». | ||||
56 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». | ||||
Наречие и категория состояния (23+9) | |||||
57 | Наречие как часть речи. | ||||
58 | Разряды наречий по значению. | ||||
59 | РР. Сочинение в форме дневниковых записей по картине И.Попова «Первый снег». | ||||
60 | Степени сравнения наречий. | ||||
61 | Морфологический разбор наречия. | ||||
62 | РР. Сочинение-рассуждение. | ||||
63-64 | Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О, -Е. | ||||
65-66 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | ||||
67 | Н и НН в наречиях на –О, -Е. | ||||
68-69 | РР. Описание действий. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | ||||
70 | Буквы –О и –Е после шипящих на конце наречий. | ||||
71 | Буквы –О и –А на конце наречий. | ||||
72 | РР. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | ||||
73 – 74 | Дефис между частями слова в наречиях. | ||||
75 – 76 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | ||||
77 | Ь после шипящих на конце наречий. | ||||
78 – 79 | Повторение изученного по теме «Наречие» | ||||
80 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||||
81 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||||
82 | РР. Отзыв. | ||||
83-84 | РР. Учебный доклад. | ||||
85 – 86 | Категория состояния как часть речи. | ||||
87 | Морфологический разбор категории состояния | ||||
88 | РР. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский. «Обыкновенная земля») | ||||
Предлог (8+1) | |||||
89 | Самостоятельные и служебные части речи. | ||||
90 | Предлог как часть речи. | ||||
91 | Употребление предлогов. | ||||
92 | Непроизводные и производные предлоги. | ||||
93 | Простые и составные предлоги. | ||||
94 | Морфологический разбор предлога. | ||||
95 | РР. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу. | ||||
96-97 | Слитное и раздельное написание предлогов. | ||||
Союз (12+1) | |||||
98 | Союз как часть речи. | ||||
99 | Простые и составные союзы. | ||||
100 | Сочинительные и подчинительные союзы. | ||||
101 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | ||||
102 | Сочинительные союзы. | ||||
103 | Подчинительные союзы. | ||||
104 | Морфологический разбор союзов. | ||||
105 | РР. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. | ||||
106 –107 | Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. | ||||
108 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | ||||
109 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||||
110 | Анализ контрольного диктанта с грамматическим заданием. | ||||
Частица (14+3) | |||||
111 | Частица как часть речи. | ||||
112 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | ||||
113-114 | Смысловые частицы. | ||||
115 | Раздельное и дефисное написание частиц. | ||||
116–117 | РР. Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины (К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень») | ||||
118 | Морфологический разбор частицы. | ||||
119– 120 | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | ||||
121– 122 | Различение частицы и приставки НЕ. | ||||
123 | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. | ||||
124 | РР. Сочинение-рассказ по данному сюжету. | ||||
125 | Повторение изученного по теме «Частицы». | ||||
126 | Контрольная работа. | ||||
127 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | ||||
Междометие (2) | |||||
128 | Междометие как часть речи. | ||||
129 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | ||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (9+2) | |||||
130 | Разделы науки о русском языке. | ||||
131 | РР. Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. | ||||
132 | РР. Контрольное сочинение на предложенную тему (изложение). | ||||
133 | Фонетика. Графика. | ||||
134 | Лексика. Фразеология. | ||||
135 | Морфемика. Словообразование. | ||||
136–137 | Морфология. | ||||
138 | Орфография. | ||||
139 | Синтаксис и пунктуация. | ||||
140 | Заключительный урок. |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
8 класс
102 часа
№ урока | Дата проведения | Тема | |
План | Факт | ||
1 | Русский язык в современном мире. | ||
Повторение изученного в 5-7 классах (6+2) | |||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | ||
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | ||
4 | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | ||
5 | Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | ||
6 - 7 | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр. 26) | ||
8 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | ||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5 часов) | |||
10 | Основные единицы синтаксиса | ||
11 | Р.Р. Текст как единица синтаксиса | ||
12 | Предложение как единица синтаксиса | ||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | ||
14-15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | ||
Простое предложение (2 + 1) | |||
16 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | ||
17 | Порядок слов в предложении. Интонация | ||
18 | Р.Р. Описание памятника культуры | ||
Двусоставные предложения (13 + 2) | |||
19 | Подлежащее. Сказуемое | ||
20 | Простое глагольное сказуемое | ||
21 | Р.Р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр. 102) | ||
22 | Составное глагольное сказуемое | ||
23-24 | Составное именное сказуемое | ||
25-26 | Тире между подлежащим и сказуемым | ||
27 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | ||
28 | Определение. | ||
29 | Р.Р. Сжатое изложение | ||
30-31 | Приложение. Знаки препинания при нем | ||
32 | Обстоятельство | ||
33 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | ||
34 | Р.Р. Характеристика человека | ||
35 | Повторение. | ||
36 | Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | ||
Односоставные предложения (9 + 2) | |||
37 | Главный член односоставного предложения | ||
38 | Назывные предложения | ||
39 | Определенно-личные предложения | ||
40 | Неопределенно-личные предложения | ||
41 | Р.Р. Инструкция | ||
42 | Безличные предложения | ||
43 | Р.Р. Рассуждение | ||
44 | Неполные предложения | ||
45 | Синтаксический разбор односоставного предложения | ||
46 | Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту | ||
47 | Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» | ||
Простое осложненное предложение | |||
48 | Понятие об осложненном предложении | ||
Однородные члены предложения (11 + 2) | |||
49 | Понятие об однородных членах предложения | ||
50 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | ||
51 | Р.Р. Изложение по тексту упр. 242 | ||
52 | Однородные и неоднородные определения | ||
53-54 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них | ||
55-56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | ||
57 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | ||
58 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | ||
59 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | ||
Обособленные члены предложения (17 + 2) | |||
60 | Понятие об обособлении | ||
61-63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | ||
64-65 | Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему | ||
66-67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | ||
68-69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | ||
70-71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | ||
72 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | ||
73-74 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту | ||
75 | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | ||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 + 2) | |||
76 | Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении | ||
77 | Употребление обращений | ||
78 | Р.Р. Составление делового письма | ||
79 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | ||
80 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | ||
81 | Вставные слова, словосочетания и предложения | ||
82 | Р.Р. Публичное выступление (упр. 386) | ||
83 | Междометия в предложении | ||
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | ||
85 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | ||
86 | Проверочная работа по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | ||
Чужая речь (6 + 1) | |||
87 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. | ||
88 | Косвенная речь. | ||
89-90 | Прямая речь | ||
91 | Диалог. | ||
92 | Р.Р. Рассказ Переработка данного текста в рассказ диалогом | ||
93 | Цитата | ||
94 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь» | ||
95 | Р.Р. Сжатое изложение по упр. 418 | ||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 + 2) | |||
96 | Синтаксис и морфология | ||
97 | Синтаксис и пунктуация | ||
98 | Итоговая контрольная работа | ||
99 | Анализ итоговой контрольной работы | ||
100 | Синтаксис и культура речи | ||
101 | Синтаксис и орфография | ||
102 | Итоговый урок |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
9 класс
102 часа
№ урока | Дата проведения | Тема | |
План | Факт | ||
1 | Международное значение русского языка | ||
2 | Р.Р. Написание выборочного изложения (упр. 6) | ||
Повторение изученного в 5-8 классах | |||
3 | Устная и письменная речь. Монолог, диалог | ||
4-5 | Р.Р. Стили речи | ||
6 | Простое предложение и его грамматическая основа | ||
7-8 | Предложения с обособленными членами | ||
9 | Обращение, вводные слова и вставные конструкции | ||
10 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-8 классах» | ||
Сложное предложение. Культура речи | |||
11 | Понятие о сложном предложении | ||
12-13 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | ||
14 | Р.Р. Написание сочинения по картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой» (упр. 52). | ||
15 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | ||
16 | Интонация сложного предложения | ||
17 | Р.Р. Написание сочинения по упр. 59 (или сочинения на лингвистическую тему «Роль интонации в русском языке», «Роль знаков препинания в русском языке») | ||
Сложносочиненные предложения | |||
18 | Понятие о сложносочиненном предложении | ||
19 | Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | ||
20 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами | ||
21 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами | ||
22 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами | ||
23-24 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | ||
25 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения | ||
26 | Повторение изученного по теме «Сложносочиненное предложение» | ||
27 | Диагностическая работа по теме «Сложносочиненное предложение» | ||
Сложноподчиненные предложения | |||
28 | Понятие о сложноподчиненном предложении | ||
29-30 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | ||
31 | Р.Р. Написание сочинение - рассуждения о роли Интернета в жизни современного человека (упр. 87) | ||
32-33 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | ||
34-35 | Р.Р. Способы компрессии текста. Написание сжатого изложения (упр. 95) | ||
36-37 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | ||
38 | Р.Р. Написание сочинение – рассуждения «Что такое доброта?» (упр. 100, 101) | ||
Основные группы сложноподчиненных предложений | |||
39-41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | ||
42-43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | ||
44 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени | ||
45 | Сложноподчиненные предложения с придаточными места | ||
46 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины | ||
47 | Р.Р. Написание сочинения – рассуждения «Что такое искусство?» (на материале упр. 133, 134) | ||
48 | Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия | ||
49 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия | ||
50 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки | ||
51 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели | ||
52-53 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени | ||
54 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными | ||
55 | Р.Р. Написание сочинения рассуждения «Что такое Родина?» (на материале упр. 165, 166) | ||
56-58 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них | ||
59 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | ||
60 | Р.Р. Написание подробного изложения по упр. 177 | ||
61 | Повторение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение» | ||
62 | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения «Что такое подвиг?» (упр. 183, 184) | ||
63 | Диагностическая работа по теме «Сложноподчиненное предложение» | ||
Бессоюзные сложные предложения | |||
64 | Понятие о бессоюзном сложном предложении | ||
65 | Интонация в бессоюзных сложных предложениях | ||
66-67 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложения | ||
68 | Р.Р. Написание сочинения по упр. 192 | ||
69-70 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | ||
71-72 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении | ||
73 | Р.Р. Отзыв. Написание отзыва или рассказа по материалу упр. 202 или упр. 260 | ||
74 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения | ||
75 | Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» | ||
Сложные предложения с различными видами связи | |||
76-77 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | ||
78-79 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | ||
80 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | ||
81 | Р.Р. Написание подробного изложения (упр. 219) | ||
82 | Р.Р. Публичная речь. Р.Р. Устное сочинение (упр. 222) | ||
83 | Повторение изученного по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | ||
84 | Диагностическая работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи» и «Бессоюзное сложное предложение» | ||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | |||
85 | Фонетика и графика | ||
86-87 | Лексикология и фразеология | ||
88 | Морфемика | ||
89 | Словообразование | ||
90-92 | Морфология | ||
93-94 | Синтаксис | ||
95-97 | Орфография. Пунктуация | ||
98 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | ||
99 | Р.Р. Написание сжатого изложения по упр. 259 | ||
100 | Анализ письменных работ. Работа над ошибками | ||
101-102 | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 класса создана на основеФедерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),Приме...
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку для обучающегося 6 класса (дистанционное обучение)
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа состоит из ряда разделов, поэтому изучение лю...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 6 классов коррекционной школы VIII вида
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности дет...
Рабочая программа по русскому языку для обучающегося 5 класса (индивидуальное обучение)
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для ребёнка с ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 7 класса
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникат...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 10-11 классов.
Рабочая программа разработана на основе программно-методического обеспечения с углубленно-трудовой подготовской для обучающихся 10-11 классов в специальных (коррекционных) образовательных учрежд...
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распо...