Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
методическая разработка
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
Научить обучающихся с интеллектуальными нарушениями вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, оценивать - важные задачи всех школьных предметов коррекционной школы, в том числе и биологии.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, - письменной речи, способствует продуктивному обучению.
Приемы смыслового чтения:
1. Прием «Дополни определение, предложение»
Цель: сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
На уроках биологии можно использовать при проведении лабораторных работ, на заключительном этапе урока, когда необходимо подвести итог и сделать вывод. На доске написано начало предложения, которое обучающие должны продолжить.
Тема урока «Состав крови» (9 класс).
Тромбоциты – это кровяные пластины, которые участвуют в ____________.
Лейкоциты – это бесцветные кровяные клетки, которые защищают наш организм ___________.
Тема урока «Болезни органов дыхания и их предупреждение» (9 класс).
К заболеваниям органов дыхания, передающимся через воздух, относятся ______________.
2. Прием «Установление соответствие»
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с текстом, понимать информацию, содержащуюся в тексте.
Тема «Многообразие растительного мира» (7 класс)
Задание. Между биологическими объектами и их классификацией существует определенная связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведенной таблице?
Объект | Классификация |
Ель | Хвойное |
Пшеница | ? |
Хлорофитум | Лилейное |
Петунья | ? |
Соя | ? |
- Лилейное
- Хвойное
- Злаковое
- Пасленовое
- Бобовое
Тема «Земноводные и пресмыкающиеся» (8 класс)
Задание. Соедини стрелочками термин и его характеристику.
Беспозвоночные | Животные, не имеющие скелета и позвоночника. |
Позвоночные | Животные, которые могут жить как в воде, так и на суше, к ним относятся: лягушки, жабы, тритоны. |
Земноводные | Животные, имеющие скелет и позвоночник. |
Пресмыкающиеся | Животные, живущие в воде, так и на суше, к ним относятся ящерицы, змеи, черепахи. |
3. Прием «Верные и неверные утверждения»
Цель: понимать информацию, содержащуюся в тексте, сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Перед началом уроков по какой-либо теме предлагаются высказывания.
Тема урока «Стебель» (7 класс)
1. Стебель соединяет корень с листьями.
2. Стебель является опорой для листьев и плодов.
3. Стебель участвует в дыхании листьев.
4. По стеблю передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества.
5. В стебле образуются питательные вещества
6. Растения размножаются при помощи стебля.
Затем происходит устное обсуждение утверждений с обоснованием. После знакомства с основной информацией - это может быть текст параграфа, обучающиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
4. Приём «Лови ошибку»
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.
Заранее готовится текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагается учащимся выявить допущенные ошибки. Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Такой материал можно предложить на этапе закрепления изученного материала.
Тема «Грибы» (7 класс)
Задание. Найди ошибки в тексте
Грибы – это живые организмы. Они появляются на свет, дышат, питаются, размножаются, а затем умирают. У грибов есть корни, стебли, листья, цветки. Надземная часть шляпочного гриба называется плодовое тело. Оно состоит из ножки и шляпки. В почве у гриба развивается грибница. Она живет один год, поэтому грибы – однолетние организмы. Грибница похожа на белые нити. Она глубоко расположена, под лесной подстилкой. Грибница берет из почвы воду и минеральные соли для жизни гриба. Грибы размножаются семенами.
5. Сопоставление / нахождение сходств и различий
Сопоставление / нахождение сходств и различий - приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов.
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
Выработать умение на сопоставление биологических объектов или явлений у обучающихся достаточно трудно. Данное умение связано с такими мыслительными процессами как синтез и анализ, которые также необходимо развивать на каждом уроке.
Темы уроков «Мхи» и «Папоротники» (7 класс)
Задание. Сравни.
Параметры | Мхи | Папоротники |
Вид растения | многолетнее травянистое растение | многолетнее травянистое растение |
Место произрастания | влажные места | влажные места |
Строение | стебель и листья | стебель, листья, корневище |
Способ размножения | споры | споры |
6. Приём «Восстанови текст»
Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.
На уроке раздаются предложения какого-то биологического текста, которые надо расположить в правильном порядке. Затем происходит обсуждение, обучающиеся рассказывают содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.
Применять его лучше при изучении новой темы, т.к. в процессе работы над текстом чаще всего возникают проблемные вопросы по изучаемой теме, которые возможно решить только при полном осмыслении текста, что и является целью смыслового чтения.
В результате применения в работе описываемых приёмов у обучающихся будут заложены основы формирования смыслового чтения. Обучающиеся смогут добиться определённых позитивных результатов в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование навыков смыслового чтения у учащихся 5-6 классов на уроках математики
Статья представляет собой исследование деятельности педагога на уроках математики по формированию умения ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл в рамках компетенции с...
Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках письма, чтения, математики.
Проблема самостоятельности обучающихся коррекционной школы не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен.Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясн...
Методические рекомендации педагогам по формированию чертежных и измерительных навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Методические рекомендации педагогам по формированию чертежных и измерительных навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями....
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...
Формирование социальных жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
В статье раскрыты процессы социализации обучающихся с умственной отсталостью. На уроках биологии успешно используются ряд педагогических приемов для социализации, для включения обуча...
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...