Методические рекомендации педагогам по формированию чертежных и измерительных навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка по математике

Вилкул Елена Анатольевна

Методические рекомендации педагогам по формированию чертежных и измерительных навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по формированию чертёжных и измерительных навыков.

Обучение учащихся элементам геометрии невозможно себе представить без систематической работы, обеспечивающей формирование навыков использования измерительных и чертежных инструментов, построения геометрических фигур, умения описывать процессы и результаты работ. Важным условием реализации этой системы является сознательное выполнение учащимися необходимых действий. В последующем эти действия приобретают автоматизированный характер.

Учитель должен хорошо понимать, что выработка любого практического умения у школьника с нарушением интеллекта сопряжена с огромной затратой усилий со стороны обучающего и обучаемого. Автоматизация навыков требует систематических (ежедневных) упражнений не только на уроках математики, но и во время занятий другими учебными предметами.

У большинства учащихся с интеллектуальным недоразвитием отмечается несовершенство моторики, обусловленное стертыми компенсированными паретическими состояниями, а нередко и явными физическими недостатками (параличи, парезы, треморы рук). Это сказывается, например, в том, что ученики испытывают значительные трудности при необходимости овладеть навыками работы с измерительными и чертежными инструментами.

Учитель школы VIII вида буквально с 1-го класса должен терпеливо, настойчиво и систематически формировать у учащихся умение работать с инструментами. Например, учащиеся 1-го класса чертят произвольные прямые, затем учатся проводить с помощью линейки прямую через одну (две) точку, соединять точки, измерять. Учащиеся 2-го класса знакомятся с сантиметром, учатся измерять отрезки заданной длины оцифрованной линейкой.

Учитель должен показать, как держать линейку, как приложить ее к измеряемому объекту, от какого деления производить измерение линейкой. Здесь недостаточно однократно фронтально показать приемы работы. Нужно к каждому ребенку подойти индивидуально, взять (буквально) его руки в свои и учить правильно держать линейку, учить вычерчивать отрезки заданной длины.

Во 2-м классе навыки работы с линейкой совершенствуются, учитель предъявляет требования к качеству чертежей. Учащиеся учатся чертить с помощью линейки по вершинам (точкам) геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник); с помощью чертежного треугольника они учатся чертить углы. Постепенно учащиеся овладевают важным умением описывать выполненную работу.

На последующих годах обучения учитель должен повышать требования к качеству выполняемых работ по черчению и точности построения. Например, уже в 4-м классе учащиеся выполняют построение фигур по заданным размерам в миллиметрах. Формирование прочных навыков измерения и построения фигур подготавливает учащихся к занятиям профессиональным трудом, способствует более успешному овладению трудовыми навыками.

Формирование измерительных и чертежных навыков осуществляется в определенной последовательности (поэтапно): показ действия учителем с комментированием его выполнения; выполнение этого действия учеником совместно с учителем или под его руководством; громкое проговаривание учеником приемов выполнения действия; самостоятельное выполнение действия учеником (учитель контролирует его правильность); объяснение приемов работы с помощью наводящих вопросов; автоматизация навыка путем многократного повторения Вия; умение самостоятельно объяснить приемы работы.

Работа с линейкой

1.Взяли линейку в руки.

2.Нашли на линейке отметку 0 (рис. 1) .

3.Прикладываем отметку 0 на линейке к краю (началу) предмета.

4.Совместим боковую грань линейки с кромкой материала, с которым работаем.

5.Нашли на линейке нужную отметку (длину отрезка).

5.На рабочем материале против нужной отметки поставим точку.

       6.Проводим линию от отметки 0 до точки поставленной против нужной отметки (если это нужно).

C:\Users\EAVILKUL\Desktop\t1526555784aa.png

Работа с транспортиром

         1.Чтобы найти угол с помощью транспортира, нужно:

2.Найти в центре внутренней стороны линейки транспортира штрих.

3.Совместить этот штрих с вершиной измеряемого угла .

4.Совместить внутреннюю грань линейки с одной из сторон угла.

5.На материале поставить точку в том месте, где вторая сторона угла пересекается с развернутым углом транспортира.

Количество градусов в этой точке и будет соответствовать измеряемому углу

C:\Users\EAVILKUL\Desktop\t1526555784ab.png

Работа с циркулем

1.Взяли циркуль в руки.

2.Острие циркуля соединили с отметкой 0 на линейке.

3.Второй конец циркуля развести до нужной отметки (например, 5 см).

4.Этот развод циркуля переносим на рабочий материал (ткань, бумага и т.д.)

5.Острый конец циркуля аккуратно ставим на рабочий материал, не меняя развод циркуля, установив ножку циркуля перпендикулярно плоскости чертежа (рис).

6.Вторым концом проводим окружность заданного радиуса, вращая этот конец циркуля вокруг неподвижного острия.

C:\Users\EAVILKUL\Desktop\t1526555784ac.pngC:\Users\EAVILKUL\Desktop\t1526555784ad.png

Вычерчивание прямого угла с помощью треугольника

1.Прикладываем треугольник к рабочему материалу.

2.Совмещаем вершину прямого угла с той точкой, от которой должен строиться прямой угол (точка А).

3.Проводим из вершины (точки В) прямую вдоль одной стороны прямого угла треугольника.

4.Затем из той же вершины (точки В) в заданном направлении прямую вдоль другой стороны прямого угла треугольника.

         5.Снимаем треугольник с материала

C:\Users\EAVILKUL\Desktop\t1526555784ae.jpg.

Литература:

  1. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 1989.
  2. Щибакова  Ю.А. Методические рекомендации по формированию измерительных и чертежных навыков у обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

https://урок.рф/library/metodicheskie_rekomendatcii_po_formirovaniyu_izmerite_133352.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам по формированию геометрических представлений при изучении геометрических тел – куб, брус, шар у учащихся с интеллектуальными нарушениями в 6 классе.

Методические рекомендации педагогам по формированию геометрических  представлений при изучении геометрических тел – куб, брус, шар   у учащихся с интеллектуальными нарушениями в 6...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...