"Особенности коммуникативной сферы у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР"
статья

Богорубова Ольга Владимировна

Статья написана для педагогов коррекционных школ и родителей детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности коммуникативной сферы у обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР»

Ведущей особенностью при различных вариантах ЗПР у детей является инфантилизм, следовательно, достигая школьного возраста, такой ребенок по своему поведению остается дошкольником. Поведение младших школьников с ЗПР не соответствует возрасту, преобладают мотивы игровой деятельности, не позволяя учебной превратиться в ведущую. Ведущей остается игровая деятельность, но к младшему школьному возрасту оказываются несформированными не только учебные навыки, но и высшая форма игровой деятельности - сюжетно-ролевая игра, поэтому усвоение новой социальной роли ученика происходит со значительным своеобразием, отмечает слабость словесной регуляции действий у детей.

В учебных ситуациях младший школьник с ЗПР способен выполнять лишь то, что связано с его интересами. Результатом является общее отставание в социальном развитии. Личностный компонент «школьной незрелости» обусловлен недоразвитием или замедленным созреванием лобных и лобно-диэнцефальных систем головного мозга.

Развитие общения – необходимое условие для формирования готовности к школьному обучению. Дети с ЗПР оказываются по многим характеристикам неспособными к систематическому усвоению знаний, умений, навыков.

У детей с ЗПР снижена нуждаемость в общении как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств, но необходимо отметить, что дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательному отношению.

Младший школьный возраст является важным периодом в формировании межличностного      общения. В этом возрасте расширяются контакты со школьниками, формируется устойчивая потребность в общении со сверстниками; усложняются формы межличностного взаимодействия; фокусируются вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Дети младшего школьного возраста сенситивны к воспитательном воздействию, специфика общения учителя с классом и с каждым ребенком детерминирует характер межличностного общения учащихся. Важными факторами формировании межличностного общения является коллектив сверстников, в котором усваиваются многие нормы, ценности, стереотипы поведения, приобретается опыт межличностного общения, а также специально организованные учителем внеурочные занятия, которые помогают детям справиться с неуверенностью в себе, скованностью в общении, неспособностью контролировать те чувства и поступки, которые препятствуют их успешному межличностному общению со сверстниками.

На основе полученной информации о характере межличностных отношений, о качестве социальной жизни учеников педагог планирует воспитательную работу по формированию межличностного общения младших школьников с ЗПР, в содержание которой включается два направления: развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности и оптимизация социально-педагогической среды. Первое направление предполагает формирование системы знаний о культуре межличностного общения, основополагающих нормах и правилах поведения в обществе, бесконфликтном общении с окружающими; самовоспитание младших школьников. Включает в себя формирование совокупности умений и навыков межличностного общения, опыта успешного взаимодействия со взрослыми, сверстниками и другими детьми. Важным условием этого направления является привлечение младших школьников с ЗПР к нравственной оценке их поведения.

 Постоянное участие в жизни коллектива класса, в межличностном общении со школьниками, самостоятельное регулирование (без вмешательства учителя) тех отношений, которые возникали при этом, требуют от учащихся начальной школы весьма высокого уровня осознания поведения своего и окружающих.

Учителя помогают учащимся осмыслить накапливаемый опыт межличностного общения с одноклассниками и окружающими людьми. Необходимо создавать круг ситуаций, в основном в игровой деятельности, в которых младшие школьники оказываются перед необходимостью дать оценку поведению своему и окружающих, самому становиться объектом признания; привлекать детский коллектив, учителей, родителей к оцениванию по достоинству поступков младших школьников. Очень важно, чтобы в детском образовательном учреждении создавались комфортная благоприятная среда и специальные условия для детей с задержкой психического развития, в которой он сможет чувствовать себя комфортно и при этом наиболее интенсивно будет происходить формирование его коммуникативных навыков. Полученные результаты могут в дальнейшем использоваться для целенаправленной работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Гуманно-личностный подход утверждает идеи гуманного отношения к ребенку, педагогической любви к детям, заинтересованности в их судьбе, оптимистической веры в их творческие силы, этичного отношения к ним, управления воспитанием и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов. Он предполагает сотрудничество со школьниками, отсутствие прямого принуждения, оказание педагогической поддержки учащимся, проявление терпимости к детским недостаткам. Учителя экспериментальных классов в формировании культуры межличностного общения младших школьников придерживались гуманно-личностного стиля отношений с учащимися, что способствовало созданию в детском коллективе атмосферы доверия, понимания, сотрудничества, тепла в межличностном общении с педагогами и между младшими школьниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

«Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста

Одной из  актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР.  Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом с...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях ОУ

Мой опыт работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы....

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте

Актуальность темы. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития р...

Особенности обучения английскому языку учащихся младшего школьного возраста

Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка. Даже те, кто, казалось бы, пока молчат, могут быть заняты напряжённой мыслительной работой: обду...

Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста на материале сказки «Гуси-лебеди» (1 класс).

В игровой форме дети выполняют задания на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, моторики и речи...