Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста на материале сказки «Гуси-лебеди» (1 класс).
план-конспект по психологии
В игровой форме дети выполняют задания на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, моторики и речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_tekstovoe_opisanie_psihologo-pedagogicheskoy_praktiki_s_prilozheniyami.docx | 507.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста на материале сказки «Гуси-лебеди» (1 класс).
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;
- развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления;
- развитие речи и мышления.
Образовательные:
- закрепить знание приемов группировки, обобщения, ответов на вопросы по картинке;
- развитие способности действовать по инструкции.
Воспитательные:
- воспитание способности подчинять свои действия инструкции.
- воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к
окружающим.
Этапы занятия:
1. Организационная часть.
2. Работа по теме занятия.
3. Динамическая пауза.
4. Продолжение работы по теме занятия.
5. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Молодцы!
2. Работа по теме занятия.
Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю вам послушать сказку.
Чтение отрывка из сказки «Гуси-лебеди»:
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
- Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!
Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.
Педагог-психолог: Ребята! Чтобы речка спрятала детишек, мы должны им помочь.
Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? Молодцы, ребята! (Задание 1 . «Нарисуй по точкам» (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта) (Прил.1).
Продолжение чтения сказки: А гуси тем временем воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Вдруг заметила сестрица яблоньку.
Педагог-психолог: Ребята! Чтобы яблонька спрятала детишек нужно им помочь!
Задание 2. - «Вспомни и назови» (зрительная память) (Прил.2).
Педагог-психолог: Ребята! В течение 30 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано, и по моей команде рисуете в тетради то, что запомнили.
( дом, кукла, яблоко, зонт, лебедь, кувшин, цветы, корабль, заяц).
Молодцы, ребята!
Педагог-психолог: Ребята! Сейчас я вам прочитаю текст, а вы постарайтесь запомнить все названия конфет, которые в нем услышите. (Задание 3. «Вспомни и назови» (Слуховая память).
Далее читается текст:
По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».
Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.
А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.
Педагог-психолог: Ребята! Постарайтесь вспомнить все названия конфет.
Молодцы, ребята!
3. Динамическая пауза.
Педагог-психолог: Устали? Давайте поиграем.
Вот так яблоко
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Молодцы, ребята!
4. Продолжение работы по теме занятия.
Продолжение чтения сказки: Бежит сестрица с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дорогепечка.
Чтобы печка спрятала детишек, нужно им помочь!
Задание 3. «Где кто живет?» (развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления) (Прил. 3).
Педагог-психолог: Ребята! Покажите стрелками: какие животные дикие и живут в лесу, а какие домашние и живут рядом с человеком.
Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил. 4)
Педагог-психолог: Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…
Молодцы, ребята!
А сейчас, ребята, выполним упражнение для наших глазок:
Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
Больше спать не захотел, (поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
Задание 5. Учимся логически мыслить:
Педагог-психолог: Ребята! Сейчас я задам вам несколько вопросов, постарайтесь на их ответить:
- Из него видно, что делается на улице? (окно)
- Дедушка, который раздаёт подарки? (Дед Мороз)
- Что получается, когда заплетают волосы? (Коса)
- Большое морское животное с фонтаном? (Кит)
- Какая польза от коровы? (Молоко)
- Где можно увидеть себя? (В зеркале)
- Самое известное сумчатое животное? (Кенгуру)
- Маленький друг Карлсона? (Малыш)
- Съедобный герой русской сказки (Колобок)
Молодцы, ребята!
5. Рефлексия. Итог занятия.
Педагог-психолог: Вот вы и помогли детишкам вернуться домой.
Как вы думаете, им понравилось то, как вы им помогали?
А, что больше всего понравилось вам?
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Молодцы. Спасибо вам, ребята.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...
Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов
Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художествен...
Статья на тему: Занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях объединения "Языкомания"
Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслител...
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...
Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок».
Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса....
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...