Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста на материале сказки «Гуси-лебеди» (1 класс).
план-конспект по психологии

Шелковская Ольга Андреевна

В игровой форме дети выполняют задания на развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, моторики и речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста на материале сказки «Гуси-лебеди» (1 класс).

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

 

Задачи:

коррекционно-развивающие:

-  развитие мелкой моторики;                                                        

-  развитие зрительного и слухового восприятия, памяти ;

-  развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления;

-  развитие речи и мышления.

Образовательные:

- закрепить знание приемов группировки, обобщения, ответов на вопросы по картинке;

- развитие способности действовать по инструкции.

Воспитательные:

-  воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

-  воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

    окружающим.

Этапы занятия:

1. Организационная часть.

2. Работа по теме занятия.

3. Динамическая пауза.

4. Продолжение работы по теме занятия.

5. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Молодцы!

2. Работа по теме занятия.

Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю вам послушать сказку.

Чтение отрывка из сказки «Гуси-лебеди»:

     Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
- Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.
     Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. Пришла девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся!
   Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.
  Побежала - стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла; а гуси за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Бежит молочная речка, кисельные берега.
Педагог-психолог:   Ребята! Чтобы речка спрятала детишек, мы должны им помочь.

Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось? Молодцы, ребята! (Задание 1 .  «Нарисуй по точкам» (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта) (Прил.1).

    Продолжение чтения сказки: А гуси тем временем воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Вдруг заметила сестрица яблоньку.
Педагог-психолог: Ребята! Чтобы яблонька спрятала детишек нужно им помочь!

Задание 2. - «Вспомни и назови» (зрительная память) (Прил.2).

Педагог-психолог: Ребята! В течение 30 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано, и по моей команде рисуете в тетради то, что  запомнили.

( дом, кукла, яблоко, зонт, лебедь, кувшин, цветы, корабль, заяц).

         Молодцы, ребята!

Педагог-психолог: Ребята! Сейчас я вам прочитаю текст, а вы постарайтесь запомнить все названия конфет, которые в нем услышите. (Задание 3. «Вспомни и назови» (Слуховая память).

Далее читается текст:

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Педагог-психолог: Ребята! Постарайтесь вспомнить все названия конфет.

Молодцы, ребята!

3. Динамическая пауза.

Педагог-психолог: Устали? Давайте поиграем. 

Вот так яблоко
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно 
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.
(Руки на пояс.)
Руку протяните, 
(Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.
(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, 
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. 
(Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну 
(Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! 
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко!
(Встали.)
Оно 
(Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. 
(Руки на пояс.)

Молодцы, ребята!

4. Продолжение работы по теме занятия.

Продолжение чтения сказки: Бежит сестрица с братцем, а гуси увидели - да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди - из рук вырвут! К счастью, на дорогепечка.
Чтобы печка спрятала детишек, нужно им помочь!
Задание 3. «Где кто живет?» (развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления) (Прил. 3).

Педагог-психолог:   Ребята! Покажите стрелками: какие животные дикие и живут в лесу, а какие домашние и живут рядом с человеком.

Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи) (Прил. 4)

Педагог-психолог:   Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…

Молодцы, ребята!

А сейчас, ребята, выполним упражнение для наших глазок:

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)
И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
Больше спать не захотел, (поморгать глазами)
Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Задание 5. Учимся логически мыслить:

Педагог-психолог:   Ребята!  Сейчас я задам вам несколько вопросов, постарайтесь на их ответить:

  • Из него видно, что делается на улице? (окно)
  • Дедушка, который раздаёт подарки? (Дед Мороз)
  • Что получается, когда заплетают волосы? (Коса)
  • Большое морское животное с фонтаном? (Кит)
  • Какая польза от коровы? (Молоко)
  • Где можно увидеть себя? (В зеркале)
  • Самое известное сумчатое животное? (Кенгуру)
  • Маленький друг Карлсона? (Малыш)
  • Съедобный герой русской сказки (Колобок)

Молодцы, ребята!

5. Рефлексия. Итог занятия. 

Педагог-психолог:   Вот вы и помогли детишкам  вернуться домой.

Как вы думаете, им понравилось то, как вы им помогали?

А, что больше всего понравилось вам?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

         Молодцы. Спасибо вам, ребята.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

C:\конкурс\Задания на классификацию предметов, Проведи стрелки от диких животных к лесу, Проведи стрелки от домашних животных к хлеву, Головоломки.jpg

Приложение 4

C:\конкурс\images.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Особенности речи и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...

Мастер–класс по теме: Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста с ОВЗ посредством моделирования из нетрадиционных материалов

Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художествен...

Статья на тему: Занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях объединения "Языкомания"

Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслител...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Цели программы-  Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок».

Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса....

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...