Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.
план-конспект урока (5 класс) по теме

В конспекте представлены разнообразные  логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_arbuznyy_chas_dlya_5_klassa.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС»

для учащихся 5 класса

с использованием информационных технологий, речевых игр.

Автор-составитель:

Боева Елена Владимировна,

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Темы:

Логопедическая: Совершенствование навыка языкового анализа и синтеза.

Лексическая: Дружба.

Грамматическая: Состав слова.

Цель: Привитие интереса к логопедическим занятиям и урокам русского языка и литературы.

Задачи:

  1. Совершенствование навыка языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие зрительного внимания, словесно-логического мышления, слухового восприятия.
  3. Развитие навыка чтения и письма.
  4. Актуализация знаний учащихся, обогащение словаря по теме «Дружба».
  5. Совершенствование навыка разбора слова по составу.
  6. Воспитание взаимоуважения, взаимовыручки между одноклассниками.
  7. Создание положительной эмоциональной атмосферы.
  8. Сплочение детского коллектива.

Оборудование: мультимедийная компьютерная презентация с логопедическими заданиями, компьютер, экран, проектор, тетради, шариковые ручки, пазлы  из классной фотографии,  индивидуальные карточки с логопедическими  заданиями, картинки половинок арбуза с частью пословиц о дружбе, карточки для нахождения отличий, заготовка стенгазеты, арбуз, посуда)

Ход занятия:

1.Организационный момент.

(На доске: «Как здорово, что все мы сегодня собрались!»

2. Знакомство с темой занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня в рамках классного часа у нас пройдет необычное логопедическое занятие на тему «Арбузный час». Посмотрите на надпись на доске. Хорошо, что мы все  вместе дружно собрались. Теперь вы – пятиклассники. Вы стали учениками средней школы. В класс пришло много новых ребят из других школ. Нам важно сегодня поближе познакомиться, подружиться, сплотиться. В этом нам помогут интересные логопедические задания.

3. Задание 1 «Сложи фотографию».

(Учащимся раздаются фрагменты общего классного фото и предлагается его собрать)   

Вы собрали фотографию своего класса. На фрагментах вы были изображены каждый в отдельности. А если люди объединяются, то получается ... (коллектив, команда). А какие качества присущи дружному коллективу? Об этом вы узнаете, выполнив следующие задания.

4. Задание 2 «Логопедическое ассорти»:

а). «Буквенный пример».

Решите буквенный пример.

В + (ЗАЛОГ – ЛОГ) + (ИМЯ – Я) + О + (ВЫСОТА – СОТА) + (ЗАРУЧИТЬСЯ – ЗА – ИТЬСЯ) + КА = __________________________________

Ответ: взаимовыручка.

б) «Ладошки».

Перед вами контуры ладошек, на которых написаны буквы. Выберите только синие буквы из всех предложенных, выпишите их, составьте слово.

о

б

ю

у

д

р

в

ф

т

ж

ц

к

а

Ответ: дружба.

в) Составление слова из частей.

Перед вами карточки с частями слова. Составьте слово

Ответ: поддержка

Впишите слово в клеточки. Вспомните состав слова. Разберите слово по составу.

г) Нахождение слова в ряду букв.

Найдите слово в ряду букв и выделите его любым цветом. Какое слово вы нашли?

АРПЕКТЬБЬКЖСОЧУВСТВИЕПРЗКДЮЖЭЫЪ

Ответ: сочувствие

ж) «Страховка».

Двигаясь по линии-страховке, соберите только правильно написанные буквы.

с

е

х

п

у

Ответ: успех.

з) Чтение слова через три буквы.

Прочитайте слово через три буквы.

Ответ: забота.

4. Задание 3 «Найди вторую половинку пословицы».

Если вдруг мне станет туго,

Позову на помощь друга.

Если трудно станет вдруг.

То придет на помощь друг.

Ты - мой друг и друг твой - я,

Мы вместе - школьная семья.

Друг всегда тебе поможет.

Выход из беды предложит.

(На дольках арбуза частично написаны пословицы о дружбе. Ребята должны найти свою половинку и прочитать пословицу.)

5. Задание 4 «Назови пару».

Друзьями человеку могут быть и животные. В сказках герои часто помогают друг другу, крепко дружат. Назовите пару:

Малыш и ...(Карлсон)

Чебурашка и ...(Крокодил Гена)

Белоснежка и ...(гномы)

Крестная и ...(Золушка)

Мальвина и ...(Артемон, Пьеро, Буратино)

Лунтик и ...(Кузнечик)

Вини Пух и ...(Пятачок)

Шрек и ...(Ослик)

Слон и....(девочка)

Приведите примеры из сказок, когда герои объединяются вместе, но не являются хорошими друзьями. (Крыса Лариса и ... Шапокляк; Карабас-Барабас и ... Дуремар; Кот Базилио и ...Лиса Алиса). Большого успеха их общие дела не имеют, т.к. каждый из них все делает для себя, а не для друга. Ведь, чтобы добиться успеха, надо уметь сотрудничать, оказывать помощь, быть искренним.

6. Задание 5 «Найдите отличия».

Кого можно назвать друзьями? А кто из животных умеет сотрудничать? (Собака, кот, пчелы, мышь и заяц)

(Учащимся предлагаются две карточки с рисунками и предлагается найти 5 отличий).

7. Физминутка.

8. Задание 6 «Доскажи словечко».

Раньше рифма помогала,

А теперь коварной стала.

Ты, дружок, не торопись,

И, смотри, не ошибись.

Знает даже и малыш,
Что Матроскин — это...

                                               (кот, а не мышь)

В огороде, в старом баке
Громко квакают ...

                                              (лягушки, а не собаки)

Быстро бегает от страха
По лесочку ...

                                              (заяц, а не черепаха)

Подрастет щенок - потом
Станет верным он...

                                              (псом, а не котом)

А в мае чуть раньше срока
Родила котят...

                                              (кошка, а не сорока)

Прожужжала очень близко
У меня над ухом...

                                             (пчела, а не киска)

Звонко цокают подковы
На копытах у...

                                            (коня, а не коровы)

За корягой, где камыш,
Там клюет отлично ...

       (окунь, а не мышь)

9. Задание 7 «Сделай стенгазету».

(На доске висит заготовка стенгазеты. На ней нарисованы долька арбуза, арбузные плети с листьями и фотографиями учеников класса на них. Учащиеся вытягивают разноцветные карточки и пишут на них пожелания друг  другу.)

Карточки:

Я тебе желаю ...

Хочу тебе пожелать ...

Желаю тебе ...

Желаем вам ...

(Карточки с пожеланиями соотносятся с цветовым фоном фотографий и вклеиваются на

арбузные листья. Ребятам предлагается сложить четверостишие о дружбе и приклеить на дольку арбуза.)

Прекрасней друга в мире нет,

Ясней и ярче солнца свет.

Чудесней дружбы слова нет.

Когда мы вместе, выше небо,

10.Литературный монтаж.

(Ребятам предлагаются карточки с четверостишиями под номерами. Учащиеся, учитель-логопед и классный руководитель встают в соответствии с цифрами на карточках и выразительно читают стихотворение о дружбе).

Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса.

Нам с тобой земля - волшебница

Снова дарит чудеса.

Если песня в небе кружится-

Веселей звенит листва.

Если все вокруг подружатся,

Будет больше волшебства.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

Если песня в небе кружится

Веселей звенят сады.

Если все вокруг подружатся-

Будет больше красоты.

Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод,
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет.

Если песня в небе кружится -
Веселей звенит заря.

Если все вокруг подружатся-

Улыбнется вся земля.

                                                                             П.Синявский

11. Домашнее задание.

-Ребята, мы вам предлагаем дома пофантазировать, какие чудеса могут произойти в вашем классе, школе,  если все подружатся.  Это вы сможете обсудить на следующем классном часе.

12. Подведение итогов.

13.Организация окончания  занятия.

(Ребята пьют чай и угощаются арбузом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"

Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук,  зритель...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

Индивидуальное логопедического занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с ученицей 3 класса ТНР

Тема: Дифференциация предлогов и приставокЦель: совершенствовать умение дифференцировать предлоги и приставки, закреплять знания о правильном написании предлогов и приставок.Задачи:— закрепление...

Индивидуальное логопедического занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с ученицей 3 класса ТНР

Тема: Дифференциация предлогов и приставокЦель: совершенствовать умение дифференцировать предлоги и приставки, закреплять знания о правильном написании предлогов и приставок.Задачи:— закрепление...

Индивидуальное логопедического занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с ученицей 3 класса ТНР

Тема: Разбор слова по составуЦель: совершенствовать навык морфемного разбора слов, уточнять знания о частях слова и словообразовании.Задачи:— обобщение и систематизация знаний о составе слова;&m...