Формирование экологической грамотности
статья (10 класс)
Актуальность формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обусловлена, с одной стороны, нарастающими экологическими проблемами под действием различных факторов, вызванных, в том числе деятельностью человека (вымирание видов животных, изменения климата, дефицит природных ресурсов, загрязнение воздуха и воды и др.). С другой стороны, позитивной повесткой социально-экономических изменений в обществе, основывающихся на идеях «устойчивого развития». Включение вопросов формирования экологической грамотности и экологическиответственного поведения в содержание общего и дополнительного образования является общемировой тенденцией, определяемой возрастающей ролью образования для устойчивого развития. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, связанного с ним внимания к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды, включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное 2 значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений. В предлагаемых рекомендациях используется следующий концепт «экологическая грамотность»: способность понимать системы и процессы природы и окружающей среды, которые позволяют обеспечивать создание и функционирование устойчивых сообществ. Экологическая грамотность является одной из основных целей экологического образования, состоящего в повышении осведомленности населения об окружающей среде и связанных с ней проблемах и формировании «знаний, навыков, установок, мотивации и стремлений действовать индивидуально и коллективно в поисках решений современных техногенных проблем и предотвращении новых» по определению Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО). Концепт «экологически-ответственное поведение» описывает сформировавшиеся знания и навыки ответственного поведения в контексте природопользования, защиты окружающей среды и приверженности целям устойчивого развития. Экологически-ответственное поведение предполагает способности: действовать определенным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды, прогнозировать развитие событий, напрямую или косвенно связанных с состоянием окружающей среды; понимать последствия индивидуальных и коллективных действий в плоскости «человек – природа», в том числе с учетом специфики социально-экономического развития региона и планеты в целом; принимать эффективные решения (в том числе совершая выбор из возможных вариантов) и их выполнять. Это означает, что экологически ответственное поведение задействует компоненты трех универсальных компетентностей: — мышления, — взаимодействия с людьми и окружающим миром, — взаимодействия с собой. Экологически ответственное поведение является высшим выражением экологической грамотности. Оно описывает точку, в которой компетентности, знания и установки приведены в действие в конкретном контексте. Экологически ответственное поведение формируется на основе универсальных компетентностей знаний и представлений об окружающем мире и принципах его существования. Спектр таких знаний разворачивается в плоскости отношений «человек — природа»: как строились эти отношения в прошлом и, особенно, как строятся они в настоящем и будущем. Такие знания и представления не ограничены естественными науками, в равной степени выходя в плоскость социальных и гуманитарных наук. Поэтому экологическая грамотность предполагает знание как природных, так и социальных, культурных и политических систем. Чтобы соответствовать вызовам современности, решать актуальные проблемы, экологического образования человеку необходимо выйти за рамки теории, и стать более гибким и открытым инновациям. Применительно к дополнительному образованию детей формирование экологически ответственного поведения не может быть замкнуто на объединениях естественнонаучной направленности, должно проникать в содержание программ и практик объединений всех направленностей, используя как универсальные методы и средства обучения, так и специфические для каждой из них. 3 Концепты экологической грамотности и экологически-ответственного поведения возникают в процессе эволюции подходов к экологическому образованию, в первую очередь вследствие критики традиционной модели пассивной передачи знаний о серьезности техногенных проблем. Признается, что в рамках традиционной модели не удалось развернуть социальные перспективы, связанные с вопросами о коренных причинах проблем и возможностях действий, которые открыты для общества и личности. Новый подход, связанный с конструктивистскими теориями обучения, делает акцент на более активных стратегиях обучения, ориентированных на региональный опыт и вовлеченность обучающихся, связь приобретаемых знаний и реальных проблем. Он фокусирует внимание на формирование потенциала «действия», расширяющего возможность контроля и влияние на условия жизни обучающихся, как в местном сообществе, так и в обществе в целом. В этом контексте экологически-ответственное поведение предусматривает активное участие, направленное на решение проблем посредством отдельных видов деятельности, связанных с образом жизни, включая экологически безопасные потребительские покупки, с опорой на нормы ответственного ресурсного пользования; содействие в обеспечении соблюдения экологических норм; использование личных и межличностных средств для поощрения экологическиответственного поведения и экологических практик; поддержка законодательных инициатив, направленных на защиту окружающей среды. Экологическая грамотность в современном мире приобретает значение атрибутов образованного человека, становится необходимым элементом гражданской грамотности в передовых странах и сообществах, условием успешного трудоустройства в различных секторах экономики, реализующих принципы экологической ответственности. Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения рассматривается как необходимая часть непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) человека, обеспечивающая готовность общества к эффективному ответу на фундаментальные вызовы изменений экологической ситуации. Экологически ответственное поведение становится важным способом самореализации человека в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обусловлена, с одной стороны, нарастающими экологическими проблемами под действием различных факторов, вызванных, в том числе деятельностью человека (вымирание видов животных, изменения климата, дефицит природных ресурсов, загрязнение воздуха и воды и др.). С другой стороны, позитивной повесткой социально-экономических изменений в обществе, основывающихся на идеях «устойчивого развития». Включение вопросов формирования экологической грамотности и экологическиответственного поведения в содержание общего и дополнительного образования является общемировой тенденцией, определяемой возрастающей ролью образования для устойчивого развития. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, связанного с ним внимания к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды, включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное 2 значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений. В предлагаемых рекомендациях используется следующий концепт «экологическая грамотность»: способность понимать системы и процессы природы и окружающей среды, которые позволяют обеспечивать создание и функционирование устойчивых сообществ. Экологическая грамотность является одной из основных целей экологического образования, состоящего в повышении осведомленности населения об окружающей среде и связанных с ней проблемах и формировании «знаний, навыков, установок, мотивации и стремлений действовать индивидуально и коллективно в поисках решений современных техногенных проблем и предотвращении новых» по определению Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (далее - ЮНЕСКО). Концепт «экологически-ответственное поведение» описывает сформировавшиеся знания и навыки ответственного поведения в контексте природопользования, защиты окружающей среды и приверженности целям устойчивого развития. Экологически-ответственное поведение предполагает способности: действовать определенным образом (и достигать определенного результата), чтобы содействовать поддержанию желательного состояния окружающей среды, прогнозировать развитие событий, напрямую или косвенно связанных с состоянием окружающей среды; понимать последствия индивидуальных и коллективных действий в плоскости «человек – природа», в том числе с учетом специфики социально-экономического развития региона и планеты в целом; принимать эффективные решения (в том числе совершая выбор из возможных вариантов) и их выполнять. Это означает, что экологически ответственное поведение задействует компоненты трех универсальных компетентностей: — мышления, — взаимодействия с людьми и окружающим миром, — взаимодействия с собой. Экологически ответственное поведение является высшим выражением экологической грамотности. Оно описывает точку, в которой компетентности, знания и установки приведены в действие в конкретном контексте. Экологически ответственное поведение формируется на основе универсальных компетентностей знаний и представлений об окружающем мире и принципах его существования. Спектр таких знаний разворачивается в плоскости отношений «человек — природа»: как строились эти отношения в прошлом и, особенно, как строятся они в настоящем и будущем. Такие знания и представления не ограничены естественными науками, в равной степени выходя в плоскость социальных и гуманитарных наук. Поэтому экологическая грамотность предполагает знание как природных, так и социальных, культурных и политических систем. Чтобы соответствовать вызовам современности, решать актуальные проблемы, экологического образования человеку необходимо выйти за рамки теории, и стать более гибким и открытым инновациям. Применительно к дополнительному образованию детей формирование экологически ответственного поведения не может быть замкнуто на объединениях естественнонаучной направленности, должно проникать в содержание программ и практик объединений всех направленностей, используя как универсальные методы и средства обучения, так и специфические для каждой из них. 3 Концепты экологической грамотности и экологически-ответственного поведения возникают в процессе эволюции подходов к экологическому образованию, в первую очередь вследствие критики традиционной модели пассивной передачи знаний о серьезности техногенных проблем. Признается, что в рамках традиционной модели не удалось развернуть социальные перспективы, связанные с вопросами о коренных причинах проблем и возможностях действий, которые открыты для общества и личности. Новый подход, связанный с конструктивистскими теориями обучения, делает акцент на более активных стратегиях обучения, ориентированных на региональный опыт и вовлеченность обучающихся, связь приобретаемых знаний и реальных проблем. Он фокусирует внимание на формирование потенциала «действия», расширяющего возможность контроля и влияние на условия жизни обучающихся, как в местном сообществе, так и в обществе в целом. В этом контексте экологически-ответственное поведение предусматривает активное участие, направленное на решение проблем посредством отдельных видов деятельности, связанных с образом жизни, включая экологически безопасные потребительские покупки, с опорой на нормы ответственного ресурсного пользования; содействие в обеспечении соблюдения экологических норм; использование личных и межличностных средств для поощрения экологическиответственного поведения и экологических практик; поддержка законодательных инициатив, направленных на защиту окружающей среды. Экологическая грамотность в современном мире приобретает значение атрибутов образованного человека, становится необходимым элементом гражданской грамотности в передовых странах и сообществах, условием успешного трудоустройства в различных секторах экономики, реализующих принципы экологической ответственности. Формирование экологической грамотности и экологически-ответственного поведения рассматривается как необходимая часть непрерывного образования (обучения в течение всей жизни) человека, обеспечивающая готовность общества к эффективному ответу на фундаментальные вызовы изменений экологической ситуации. Экологически ответственное поведение становится важным способом самореализации человека в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1004792-1541920989.jpg)
Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности
Ссылка на данный ресурс:https://www.youtube.com/watch?v=l4jzrvMdyH8&feature=youtu.be...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-735473-1453923095.jpg)
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1082035-1542199458.jpg)
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ.
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/02/picture-149934-1483338105.jpg)
Формирование математической грамотности через экологическое воспитание школьников.
Данная статья через решение математических задач, повышает экологическую культуру школьнков. Учит их правильно относиться к природе. пропогандирует ЗОЖ....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/21/picture-325297-1705866196.jpg)
Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках географии в рамках экологического образования
quot;Экология детства: реализация экологического направления рабочей программы воспитания"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-486160-1411529346.jpg)
Статья: Формирование экологической грамотности школьников
Из опыта работы формирования экологической грамотности школьников....