Формирование естественнонаучной грамотности школьников на уроках географии в рамках экологического образования
методическая разработка по географии
"Экология детства: реализация экологического направления рабочей программы воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_estestvennonauchnoy_gramotnosti_na_urokah_geografii.doc | 662.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественнонаучной грамотности школьников
на уроках географии в рамках экологического образования
Трифонова Л.П.
Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографический взрыв», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Стремительность изменений, которые происходят в настоящее время в окружающей среде, не оставляют людям времени на раздумье. Формирование экологического мышления, грамотности, экологической культуры учащихся – это требование времени, предъявляемое педагогу. Формирование экологической грамотности у учащихся подразумевает под собой не только знание ими основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы, способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе. Каждый ребенок в школе должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и в мире должны не только общественные деятели и чиновники, но и он сам. Именно в этом и заключается роль педагога в учреждении образования: не только сформировать определенный объём знаний по экологии, но и способствовать приобретению ребятами навыков научного анализа явлений природы, осознанию значимости своей личной практической помощи природе. География в школе – один из учебных предметов, который дает учащимся систематические знания основ физической и экономической географии, целостное представление о современном мире, о месте нашей страны в этом мире. География как предмет обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников.
Отсюда вытекает, что особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности обучающегося, на формирование функциональной грамотности.
Одним из видов функциональной грамотности, которую будут оценивать в рамках внешней оценки учебных достижений обучающихся, является естественнонаучная грамотность (физика, химия, биология, география). Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
СЛАЙД №2
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и приводить доказательства.
СЛАЙД №3, 4, 5 и другие
Как формируется ЕНГ?
Технология критического мышления.
Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений
Систематическая оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях
Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
Проблемно-диалогическое обучение.
Использование технологии позволяет обучающимся вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Критериальное оценивание
способ оценивания того или иного параметра (знаний, умений, компетенций) на основе критериев, т.е. объективных показателей выраженности данного параметра, которые могут быть выявлены путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Как проверяется ЕНГ?
- Высокий уровень грамотности.
Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведённых исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения
2 Средний уровень грамотности.
Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.
3 Низкий уровень грамотности.
Воспроизведение простых знаний (терминов, правил, фактов), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.
ПРИМЕРЫ заданий
Упражнения и задания, направленные на развитие естественнонаучной грамотности.
На формирование знаний учебного материала.
Определения истинного или ложного суждение.
5 класс Тема «Методы географических исследований». Использование дополнительной литературы
Тема «Движение земной коры» 6 класс. Продолжить предложенный текст.
І. Закончите предложение.
1.Место на глубине, где образуются разрыв и смещение горных пород, называется _______________
2.Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения, называется ______________
3.Прибор, записывающий малейшие сотрясения земной коры, называется ______
2.Что обозначено на рисунке цифрами 1, 2 3.Что на рисунке обозначено цифрами 3, 4
На иллюстрации показана разница. На склоне А растительность намного зеленее и богаче, чем на склоне В.
Иван с другом Алексеем решили исследовать вопрос, почему растительность на разных склонах так различается. Иван и Алексей в течение определённого периода времени измеряли три фактора окружающей среды:
Солнечное излучение: сколько света падает на этот участок?
Влажность почвы: насколько влажная почва на данном участке?
Осадки: сколько осадков выпадает на данном участке?
Иван и Алексей разместили по два экземпляра каждого из трёх следующих приборов на каждом склоне, как показано на иллюстрации:
Датчик солнечного излучения: измеряет количество солнечной энергии в мДж/ на м2
Датчик влажности почвы: измеряет количество воды в % от объёма почвы
Дождемер: измеряет количество осадков в мм.
Почему, исследуя различия растительности используют по два прибора каждого типа на каждом склоне?
В последние годы все большее внимание уделяется проблемам экологического образования. Причины этого понятны. Проблемы во взаимодействии человека и природы заставляет всерьез задуматься о том, как научить наших детей и внуков если и не избежать грядущих осложнений, то хотя бы по возможности смягчить их.
Прежде чем говорить о воздействии на природу хозяйственной деятельности, учащиеся должны приобрести четкие представления о том, что она собой представляет.
Необходимость экологического образования отмечается в различных государственных нормативно - программных документах. (Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", Закон об образовании, Федеральная целевая комплексная научно-техническая программа "Экологическая безопасность России" и др.) В области образования такой подход вносит проблему формирования целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени обучения и воспитания, начиная с дошкольных учреждений и школы первой ступени. Именно школа призвана формировать у учащихся заботливое, бережное отношение к общественному достоянию - окружающей природной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Доклад на тему: "Формирование естественнонаучной грамотности и метапредметных умений в условиях реализации биологического образования"
Выступление на педагогическом совете...
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Разработка содержит задания по различным темам по физике, направленные на формирование и развитие естественнонаучной грамотности обучающихся....
Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках географии
Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнон...
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...
Индивидуальный образовательный маршрут по формированию естественнонаучной грамотности школьников
Индивидуальный образовательный маршрут педагога – как хороший инструмент для оценки профессиональных достижений педагога....