Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок
статья
Статья "Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок
Использование в работе со старшими дошкольниками отгадывания загадок открывает широкие перспективы для формирования и обогащения словаря. Это объясняется такими особенностями загадок, как выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи, традиционность и импровизационность, предполагающая возможность обогащения и активизации детского словаря. Загадки раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящегося, хотя и бессознательно в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. Загадки – наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников жанры литературы, которые можно считать оптимальным содержанием художественно-речевой и игровой деятельности. А именно в данном виде деятельности создаются наиболее благоприятные условия для овладения дошкольниками словарем, а также для речевого самовыражения ребенка. Организация восприятия загадок детьми старшего дошкольного возраста предполагает использование разных приемов, активизирующих процесс обогащения детского словаря. Создается общий эмоциональный настрой на активное слушание с помощью обращения к личному опыту детей, предваряющего слушание и отгадывание загадки. Поэтому перед детским садом стоит задача – научить детей свободно пользоваться грамматикой родного языка в непосредственном общении с окружающими людьми, правильно и понятно для слушателей выражать свои мысли в устной речи. Становление речи у детей, сущность и закономерности, механизмы этого сложного процесса изучают представители разных наук – психологи, физиологи, логопеды, дефектологи, лингвисты, педагоги. Среди тех, кто своими исследованиями помог понять специфику развития речи детей, назовем Л.С. Выгодского, Н.Х. Швачкина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.М. Леушину, А.Н. Гвоздева и многих других.
1.1 Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
2. Уточнение словаря, т.е. словарно – стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому требуется работа по углублению понимания детьми уже известных слов, наполнению их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшему овладению обобщением, которое в них выражено, развитию умения пользоваться общеупотребительными словами.
3. Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, прагматическом аспекте (формирование речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка являются уроками воспитания нравственности, гражданственности (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и другие). Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
1.2.Характеристика загадки, виды загадок
Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона Е. А. предлагает такое определение: «Загадка, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство». Большой справочник по литературе так определяет: «Загадка – вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки».
Классификацию по типам и приёмам описания предлагает Ю. Г. Илларионова. Она выделяет 4 признака загадки:
1.По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать.
2. Описание оформляется в виде вопросительного предложения.
3. Описание даётся лаконично.
4. Загадке свойственен определённый ритм.
Далее Ю. Г. Илларионова рассматривает разнообразие приёмов описания по выдвинутым признакам. Ещё одну классификацию – по структуре предлагает тот же автор, рассматривая используемые грамматические и лексические средства с целью «надёжнее «упрятать» объект речи»:
1. Содержание передаётся одним простым предложением - вопросом.
2. Вопросительное предложение находится в начале загадки.
3. Вопрос – в конце загадки.
4.Загадка оформляется с помощью простых и сложных повествовательных предложений (вопрос присутствует в скрытой форме)
5. Содержание передаётся односоставным предложением.
6. Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки путём подбора рифмы.
Итак, загадки классифицируются:
I. По происхождению.
II. По форме.
III. По типам и приёмам описания.
IY. По темам (по содержанию).
1.3.Значение загадок для решения задач словарной работы, требования к подобру загадок для детей дошкольного возраста
Обучение детей отгадыванию загадок – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания дошкольников. «Цели обучения отгадывания загадок: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей». Обучение детей отгадыванию загадок как учебный процесс предполагает развитие «способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать сказанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» и развитие собственного литературного творчества детей.
На НОД по развитию речи и в свободной деятельности дошкольники изучают лучшие произведения детской литературы. Истоки детской литературы - в сказочном волшебном царстве устного народного творчества. Русский фольклор - богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из её ярчайших жемчужин.
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д..
Художественные образы загадок не только знакомят с языком народной литературы, но и помогают созданию художественной картины мира, тем самым выполняя не только познавательную, но и эстетическую функцию литературы. Эстетическое воспитание осуществляется путём выявления и использования средств эстетического содержания, что позволит детям взглянуть на мир и человека в нём с художественной стороны, облагородит личность ребёнка, поможет общему и литературному развитию.
При отгадывании развивается чёткая логика, способность к рассуждению и доказательству, а это является основой творческой деятельности. Сочиняя загадки, дети выражают себя, свой внутренний мир, формируют себя как личность, развивают свою речь. Коллективное отгадывание загадок и последующее обсуждение также развивает речь и способствует формированию коммуникативных способностей.
Тайный условный язык загадки заставляет рассуждать, соображать, пристально всматриваться в окружающую действительность, находить поэзию в самых простых вещах. «Ни для какого жанра, кроме загадки,- пишет В. Митрофанова, - не представляет интереса простой сучок в бревне или доске, заслонка русской печи, оконное стекло, ледяная сосулька, свисающая с крыши, ковш в воде, иголка, ножницы и т.п. А загадка умеет включить этот будничный мир мелочей в яркую систему образов».
Загадки дают представление не только о быте, но и о культуре нашего народа, о его истории. В загадках обращается внимание на близкие и дорогие детям понятия: семья, дом, Родина, родная природа, человеческие взаимоотношения, интерес к родному языку. Это определяет духовное развитие детей. Педагогическая направленность народных загадок очевидна, все вышеперечисленные особенности, характеристики и признаки загадки определяют её богатые дидактические возможности. Великие отечественные педагоги – К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой применяли этот жанр для обучения детей чтению, для их развития, воспитания. Авторы учебников чтения применяли загадки. К. Д. Ушинский писал: "Загадку я помещал для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение".
В “Азбуке” Л. Н. Толстого широко применены загадки, отражающие быт крестьянина, русскую природу. В наше время возможности загадки для развития детей возрастают в связи с тем, что загадка, бывшая некогда фольклорным жанром стала жанром литературным. Авторы современных загадок сохраняют и продолжают традиции русского фольклора, в новых загадках отражаются предметы и явления, окружающие современного ребёнка, природа, близкий и знакомый ребёнку мир. Загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Признаки загадки:
- По содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать,
- Описание нередко оформлено в виде вопроса,
- Как правило, это описание лаконично,
- Загадке часто присущ ритм.
Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими педагогами.
- Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций (Г.Н. Волков).
- Загадка доставляет уму полезное упражнение (К.Д. Ушинский).
- Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному, доставляют ребенку эстетическое наслаждение (Ю.Г. Илларионова).
- Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка (Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина).
Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательные.
Длинная, гладкая,
Оранжевая, сладкая,
Зайчики едят
И нам велят. (Морковь)
Для этого же возраста подходят загадки с рифмующейся отгадкой:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок)
Тематика для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.
Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела, всю землю одела (зима).
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.
В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою
И окружаться над землею
Легкие пушинки, белые … (снежинки).
Воспитатели при проведении развлечений и праздников используют заученные загадки-вопросы. Такие загадки и ответы на них способствуют формированию у детей убеждений. Их можно найти в сказках и заучить с детьми. Например, Что для человека дороже всего на свете? - Нет ничего дороже Родины. («Сказка о барине и его работнике»).
Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок.
Без крыл летит,
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце).
Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
Широко используются загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (жук).
В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.
Молода – похожа на серп,
Поживет – станет, как лепешка. (Месяц, луна).
Загадки можно использовать на литературных викторинах, посиделках и развлечениях. Также можно использовать такой вид работы как загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
С образной загадке можно начинать любое занятие по сказке (ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация, музыкальное, физкультурное занятия), что станет хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность. Загадки может загадывать сам сказочный герой или дети. С загадки может начинаться каждая часть занятия, что способствует поэтапному разворачиваю его содержания. Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем не обязательно за отгадку). При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха помогает ребенку чувствовать уверенность в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он был раньше).
Загадки по сказкам используются как на занятиях, развлечениях, так и в свободной деятельности детей.
Таким образом, загадки умны, выскопоэтичны, нравственны, а значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей разного возраста. Значение загадок для решения задач словарной работы велико, так как именно в загадках представлен широкий спектр слов, красочных метафор, язык русского народа.
1.4. Методы и приемы, используемые в процессе обучения детей отгадыванию загадок
Загадка, в самых разнообразных ее видах – издавна используется как одно из действенных средств воспитания и обучения детей. Дошкольная педагогика отвела загадке достойное место в системе средств воспитания ребенка дошкольного возраста, как в семье, так и в детском саду.
Загадка рассказывает о труде и жизни людей, об играх, забавах, мире вещей и природе. Загадывая детям загадки, мы воспитываем эстетическое восприятие детей: ребенок слушает, анализирует и создает в своем воображении зрительные образы, он как бы видит то, о чем так живо говорится в загадке, мы воспитываем чуткость к образной речи, любовь к художественному слову, которая в дошкольном возрасте выражается в любви к загадкам. Особенность методов и приемов, используемых в процессе обучению детей отгадыванию загадок заключается в том, что она по существу, связана со всеми видами деятельности ребенка. Большое значение эта работа имеет для развития словаря (и, прежде всего для его накопления). Обучение детей отгадыванию загадок имеет следующие основные направления:
- уточнение и понимание смысла известных детям слов,
- расширение запаса синонимов и антонимов,
- активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формирование умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.
Воспитатель детского сада является посредником между загадкой и детьми, так как дети дошкольного возраста – только слушатели, а не читатели. От воспитателя зависит, как дети примут загадку. Чем выразительнее читает воспитатель загадку, тем внимательнее слушают ее дети, тем лучше они воспримут и проанализируют ее содержание. Загадки могут быть прочитаны по книге, наизусть без книги, рассказаны. Выбор способа передачи зависит от вида загадок, от возраста слушателей.
Основная задача воспитателя во время загадывания загадок – обеспечить полноценное восприятие детьми загадки. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы загадывания загадки. Все дети непосредственно, живо воспринимают художественное произведение, но они по-разному выражают свое отношение к тому, о чем им повествует загадка.
Выбрав загадку для загадывания детям, воспитатель должен постараться воспринять ее с точки зрения детей и решить, все ли в содержании и языке будет понятно детям. Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения, слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию загадки, тогда необходимо пояснить непонятное слово таким приемом: во время загадывания загадки, не останавливаясь, пояснить новое слово синонимом или краткой фразой. Например, «терем» - большой, светлый дом.
Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять смысл загадки, то и не следует объяснять им эти слова. Многие из этих понятий совершенно недоступны детям, так как они связаны с далекой от нас исторической эпохой. Объяснять детям дошкольного возраста образные выражения нет надобности, так как взятые отдельно от текста слова теряют свое образное значение, а в контексте и выразительном чтении дети их правильно понимают. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «Лучше недообъяснить, чем переобъяснить».
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию загадок: обратиться к личному опыту, чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили ответами на предлагаемые загадки, показать картины, связанные с текстом загадок.
В ходе загадывания загадок не следует отвлекать детей объяснениями, вопросами, замечаниями. Чтобы помочь детям удовлетворить естественное желание детей отгадать загадку, воспитатель два и три раза может прочитать загадку, или же повторить ключевые места, которые подведут детей к отгадке. Русские народные загадки различны по строению художественного образа. Детей знакомят с некоторыми приёмами анализа загадки, с планом самостоятельного составления загадки по образцу. Есть задания, направленные на самостоятельный анализ литературной загадки:
- «Посмотрите внимательно как «сделаны» загадки Б. Захадера, С. Маршака, А. Прокофьева. Попробуйте сами сочинить загадки».
Творческие задания:
- «Нарисуйте отгадки.
- Можно устроить на занятии весёлый конкурс загадок.
Помимо отгадывания загадок воспитатель может предлагать материал, расширяющий представления ребенка о мире литературы и искусства. Одна из задач – создание условий для постижения дошкольниками многоплановости словесно-художественного образа. Загадку тут надо рассматривать как средство образного художественного отражения мира. В системе работы с загадкой много разноплановых заданий:
На изучение особенностей загадки как жанра литературы,
На выделение групп загадок:
1. По темам.
2. По структуре.
3. По строению художественного образа: звукоподражательные, с отрицательным и положительным сравнением:
- Продолжи ряд сравнений.
- С чем сравниваются загаданные предметы?
-Нарисуй отгадку в виде живого персонажа.
4. По происхождению:
- Догадайся, какие загадки старше? Что тебе подсказало? Какие слова, какие предметы?;
5. На осознание функции рифмы в загадке.
- Найди отгадку и слово, с которым она рифмуется.
6.На развитие творческих способностей:
- Придумай свои предметы и сравни их с чем-нибудь.
-Сочини свои загадки.
- Нарисуй, загадку. Сравни свой рисунок с отгадкой.
- Сравни с рисунками других детей.
- Сочини загадку, загадай её товарищу.
7. На развитие логического мышления:
- Докажи правильность своей отгадки.
Далее педагог должен предлагать детям также большое количество литературных, чем народных загадок, где много внимания уделяется работе с рифмой в загадке – часто используются стихи, в которых надо вставить в рифму слова, например:
Мне неженки сандальи
Доверчиво…:
Боимся мы щекотки
Большой сапожной… (Е. Серова)
Далее педагог может предложить следующие методы и примы работы:
- Выбери тему загадки: о природе, о вещах, о животных, о доме.
- Выбери предмет и сочини о нём загадку.
-Докажи, что получилась загадка»
Немаловажным значением в методике обучении отгадыванию загадок является обучение детей составлению загадок. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку), к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешенной моделью. Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в следующей последовательности.
1.С детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется таблица “Свойства и качества”. По мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений подводятся итоги.
2. С детьми выбирается объект. Обозначаются его действия.
3. Выбирается объект и дети рассказывают о наиболее характерных частях этого объекта.
Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: “Про кого или чего я говорю здесь?”. После отгадывания детьми объекта, воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.
- Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
- При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
- Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.
- Выбор объекта на картине.
- Выбор модели загадки.
- Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
- Выбор наиболее удачных сравнений.
- Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: “как”, “но не”.
- Выразительное рассказывание загадки.
Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор.
- Выбор объекта на картине.
- Выбор модели метафоры.
- Подбор характеристик.
- Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.
- Демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.
Тренинги.
- Планирование предварительной работы по обогащению знаний об объектах, обогащении словаря (через наблюдения, чтений художественной литературы и дидактических игр).
- Составление загадок и метафор по моделям. Конкурс между детьми.
- Составление стихотворных загадок.
- Оформление книжек-малышек с загадками и метафорами к определенной картине.
Таким образом, любимый педагогами и детьми жанр, отгадывания загадок может и должен быть использован в полной мере для достижения целей овладения детьми словарем – для развития речи, литературного развития и развития собственного литературного творчества старших дошкольников.
Список используемых источников:
1. Без лица в личине: Старинные и современные загадки /Сост. Л.М.Сукач. – Гомель: ИПП "Сож".2012 - 120 с.
2. Большая книга загадок /Сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель, АСТ, 2011.- 350 с.
3. Гамазкова И.Л. Азбука в загадках. – М.: Век 2, 2005.- 100с.
4. Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких: 544 загадки с картинками. – СПб.: Кристалл, 2008.- 45 с.
5. Гурин Ю.В. 500 загадок для будущего первоклассника. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 60 с.
6. Гурин Ю.В. Школьная программа в загадках. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 45 с.
7. Гурин Ю.В. Энциклопедия обучающих загадок. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 200с.
8.Детям на потеху: Песни, загадки, пословицы /Сост. Э.В.Померанцева. – М.: Детская литература, 2003.- 200с.
9.Дружинина М.В. Весёлый букварь: Загадки. Кроссворды. Путаницы. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2000.- 120 с.
10.Загадки для детей. – М.: Новь, 2008.- 50 с.
11.Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Составил Д.Н.Садовников. – М.: Современный писатель, 2005.- 450 с.
12.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.- 150 с.
13.Макарова О. Азбука в загадках. – М.: АСТ-Пресс, 2009.- 300с.
14.Малые жанры русского фольклора: Пословицы, поговорки, загадки /Сост. В.Н.Морохин. – М.: Высшая школа, 2006.- 340 с.
15. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература, 2008.- 500 с.
16.Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки, сказки /Отв. ред. Г.И.Гусева. – М.: Детская литература, 2009.- 200 с.
17.Пожарова М.А. Загадки. – М.: Детгиз, 2006.- 48 с.
18.Полинина Л. Азбука в загадках: Пособие для дошкольников. – М.: Дрофа, Наталис, 2007.- 130 с.
19.Пословицы. Поговорки. Загадки /Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. – М.: 2006.- 200с.
20.Пшеницына Н.А. Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. – М.: Владос, 2011.- 100с.
21.500 загадок для детей /Сост. Мазнин И.А. – М.: ТЦ "Сфера", 2012.- 300с.
22. Рождественская А.А. Сто загадок – сто отгадок. – М.: Малыш, 2012.- 26 с.
23.Российская детская энциклопедия загадок /Ред.-сост. А.В.Богданова. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 700с.
24.Русские народные загадки /Запись и сост. Г.М.Науменко. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2009.- 300с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
23.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
24.Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
25.Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева / под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1981. – 159с.
26.Ушинский К.Д. Об изучении грамматики. М., 1954– 234 с.
27.Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
28.Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
29. Ладыгина О.А . Опыт работы «Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников» МДБОУ д/c 31г. Туапсе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...
"Теоретические аспекты физического развития детей в процессе занятий хореографии средствами народного танца"
Методическая разработка педагога Денисова Г.В....
Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством сложных игр
Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной статье...
Доклад на тему "Развитие психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальные ступени обучения"
Выступление на районном семинаре для педагогов...
Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы).
Консультация для педагогов "Развитие математических способностей дошкольников посредством дидактических игр" (из опыта работы)....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Теоретико-методологическое обоснование проблемы коррекции важно в плане выработки оптимальных форм и методов для решения поставленных проблем. Всестороннее изучение проблемы коррекции особенно у детей...
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"
План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"...