План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"
методическая разработка

Шилкина Евгения Алексеевна

План по самообразованию "Развитие связной речи дошкольников посредством театрально - игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_teatr_podgotovka_23-24.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по самообразованию

ФИО педагога: Шилкина Евгения Алексеевна

Должность: Воспитатель

Группа: подготовительная I,II компенсирующей направленности

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023

Дата окончания работы: май 2024

Тема: «Развитие связной речи дошкольников посредством  театрально - игровой деятельности» 

Цель работы Формирование связной монологической и диалогической речи дошкольников посредством театрально - игровой  деятельности в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде  группы.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы)  в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста.

  2. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.

  3. Подводить к умению: выразительно интонировать голоса героев сказки;
  4. использовать образные выражения при пересказе сказки; выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
  5. Разработать формы работы с детьми на год.
  6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи. Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность; привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности; вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ.

                                       Актуальность:

            Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие связной речи – одна из основных и главных задач детского сада. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

          Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

           Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

          Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. 

           Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Форма образования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

  1.  У детей появился интерес к художественной литературе, театру, музыке - как видам искусства.
  2. Занятия развили детскую фантазию, воображение.
  3. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимика, движения).
  4. Речь детей стала более связанной, выразительной, расширился их словарный запас.
  5. Дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других и сопереживать.
  6. Дети стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, застенчивость.

План работы на год.

Раздел

плана

Сроки

Содержание работы

Организационный

Сентябрь

В течении года

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы:

  • Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
  • Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
  • Вакуленко Ю.А, Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
  • Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.
  • Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. 2009.
  • А.В.Щеткин Театральная деятельность в детском саду М.,» Мозаика-синтез»2010

Изучение статей в журналов

  • «Воспитатель ДОУ»,
  • «Дошкольное воспитание»,
  •  «Ребенок в детском саду»,
  • «Обруч»

Практический

Октябрь

   Работа с детьми:

  • Беседа: «Что такое театр?  Цель: Познакомить детей с волшебным миром театра, с видом зданий театра - современных и прошлых лет; дать понятия: сцена, оркестровая яма, зрительный зал. Познакомить с миром театральных профессий, познакомить с профессией актера и режиссера, рассказать, чем они занимаются, как проходят репетиции.

Материал: презентация о театре, фото наших театров – кукольного и драматического.

  • Упражнение «Расскажи потешку» Цель: учить с помощью театральных кукол произносить знакомые потешки, отражая характер обыгрываемого героя, развивать выразительность речи.
  • Упражнение «Кто как двигается»  Цель: учить узнавать, называть и отражать с помощью движений животное, его характер. Закрепить умение придумывать несложный сюжет и обыграть его (встреча, знакомство, игра, ссора, примирение, дружба). Развивать фантазию.

Ноябрь

  • Игра «День рождения» Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

  • «В сказки мы играем, чувства изучаем».  Цель: знакомство со сказкой «Пых», ответы на вопросы по содержанию.
  • Игровые разминки на передачу эмоций персонажей перед зеркалом; обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.
  • Драматизация сказки «Пых». Цель:  помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности, выразительность речи, выразительность движений.

Декабрь

  • Игра на развитие двигательных способностей:«Снеговик» Цель: развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса. Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.
  • Этюд «Дикие животные зимой». Чувствовать и понимать эмоциональное состояние персонажа. Проявлять инициативу и самостоятельности в выборе средств перевоплощения; экспериментировать при создании образа.
  • Театрализованная игра «Дед Мороз и лесные звери». Использовать различные средства выразительности речи, мимику, пластику для передачи характера и особенностей поведения персонажей - лесных зверей.
  • Разыгрывание сценки «Приключение в лесу» - экспериментирование при создании одного и того же образа, обсуждение характеров и настроений получившихся персонажей.

Январь

  • Игра «Бабушка Маланья» Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
  • Игра«Доскажисловечко»Цель.Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.
  • Знакомство с р. н. сказкой «Лисичка со скалочкой», ответы на вопросы по содержанию.

Игровые разминки на передачу эмоций и развитие выразительности движений.

Разыгрывание эпизодов по ролям.

  • Театрализованная игра по сказке «Лисичка со скалочкой». Цель: Разыгрывание представления по знакомым литературным произведениям. Чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя. Вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Февраль

  • Этюд на интонационную выразительность: «Позови Снегурушку угрюмо, радостно,шепотом, приветливо… »
  • Знакомство с русской народной сказкой «Снегурушка», ответы на вопросы по содержанию
  • Театрализованная игра по р. н. сказке «Снегурушка». Развивать выразительность речи, подбирать средства выразительности движений в соответствии с сюжетом.
  • Импровизация - выбор героя, придумывание истории (какое у него настроение, почему). Стараться передавать эмоциональное состояние своего героя.

Март

  • Этюды на выражение эмоции «Маме улыбаемся», «Мама рассердилась» Цель: развивать умение детей выразительно двигаться, выражать свои эмоции с помощью мимики.
  • Знакомство со сказкой В. Сутеева «Под грибом»
  • Игра-пантомима «Угадай, кто просился под грибок»  Цель: развивать пантомимические навыки
  • Драматизация сказки В.Сутеева «Под грибом».

Проговаривание диалогических скороговорок:

-Расскажите про покупки.

-Про какие про покупки?

-Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я       буду тише».

Апрель

  • Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» Цель: воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.
  • Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака) »  Цель: развивать пантомимические навыки
  • Упражнение «Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» Цель: упражнять в интонировании диалогов
  • Драматизация сказки В.Сутеева«Кто сказал «мяу»?»

Май

  • Театр кукол из ладошки. Изготовление игрушек-варежек для сказки «Теремок на новый лад» Цель: Учить детей, используя технику художественного приема аппликации, сделать объемные игрушки-варежки.
  • Сказка «Теремок на новый лад» - воспитывать умение следить за развитием действий, привлекать к рассказыванию сказки, передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа

Инсценировка музыкальной сказки на новый лад «Сказка о глупом мышонке», как подведение итогов работы за учебный год.

Работа с семьей

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Беседа  «Как поддержать у детей интерес к театру»

Предложение родителям – посещение театра

Привлечение родителей к созданию новогодних костюмов

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Рекомендации для родителей «Организация домашнего театра».

Консультация « Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Заключительный- подведение результатов работы, фотоотчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция м развитие речи у детей с ОВЗ через театрально - игровую деятельность.

Коррекция и развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность....

Театрально-игровая деятельность при изучении английского языка дошкольниками

Как известно из психологии, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. И для дошкольников - это игра - мост, по которому проходит кратчайший путь постижения "чужого" яз...

опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»

Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности»

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.Театрализованная деятельность...

Выступление на педсовете. Тема: «Театрально-игровая деятельность, ее виды, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой».

Показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором ...

Опыт работы по теме самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально - игровой деятельности"

Проект по теме  самообразования:"Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрально-игровой деятельности"...