Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством сложных игр
методическая разработка на тему

 Гидзинская Людмила Борисовна

Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной статье есть темы занятий, которые направлены на формирование у детей готовности к овладению навыками чтения, письма, счёта, а главное получать удовольствие от самого процесса обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гидзинская Л.Б.

 педагог дополнительного образования

ГБДОУ СПб ЦД(Ю)ТТ

Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников

посредством сложных игр

Важной задачей Новой школы сегодня является обучение, воспитание и развитие интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения.

В ГБДОУ Санкт-Петербургском центре детского технического творчества (далее СПбЦДЮТТ) уже более 25 лет работает детское объединение «Пифагорик», занятия в котором проводятся по авторской образовательной программе педагога Гидзинской Л.Б. «Развитие интеллекта и творческих способностей (с элементами ТРИЗ) «Пифагорик» (далее «Пифагорик»). Программа адекватно отвечает требованиям новых стандартов обучения и запросам родителей в раннем развитии когнитивных и творческих способностей детей.

Ведущая идея программы - создание на занятиях творческой атмосферы, направленной на развитие у маленьких детей способности к обучению. Программа построена с использованием традиционных методов обучения и современных образовательных технологий (Б.П. Никитина, Г.С. Альтшуллера, А.В. Волкова, де Монтессори, П.И. Эльконина-Давыдова). [6]

Занятия по программе призваны формировать ценностные ориентации и личностные качества, заявленные еще математиком и философом Пифагором, чье имя и носит данная программа. Во всех делах придерживаться меры, это основа пифагорейского образа жизни. «Мера есть то, что не в тягость, то что необходимо и возможно. Достойными считаются люди, которые без постороннего совета могут предвидеть то, что полезно, а так же те, кто на чужом примере способны понять, что им полезно.»

Новизна программы определяется системным подходом к включению в содержание занятий элементов современной эвристической технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Включение элементов ТРИЗ позволяет: целенаправленно знакомить детей с основными понятиями ТРИЗ на доступном им уровне, повышать мотивацию к обучению, формировать интерес к технике и изобретательской деятельности.

Каждое занятие для детей дошкольного возраста интегрирует в себе интеллектуальную (теоретическую), практическую (прикладную) части, а также музыкальную и спортивно-оздоровительную составляющие.

Основной формой проведения занятий по программе «Пифагорик» является игра. Для ребенка игра – это жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазии, ум и смекалку, активизирует свое природное любопытство и активно действует. Занятия строятся как путешествие по сказкам – хорошо известным и придуманным специально для занятий. Например, «Про точку», «Как лучик родился», «Линии добрые, злые и просто прямые», «Про сложные буквы». В ходе путешествий дети выполняют задания, которые развивают память и внимание, мышление и воображение, моторику и речь, знакомят с основами грамотности. Занятия способствуют решению проблем интеллектуального и эмоционального развития воспитанников. Дети учатся познавать свои возможности, особенности других людей, учатся творческому многовариантному подходу к решению задач, учатся ставить цель и достигать ее.

Результатами образовательной программы являются: эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям и самостоятельной деятельности, умение выполнять логические задания, навыки творческого подхода к выполнению заданий, развитие образного мышления, воображения; развитие слуха, чувства ритма, координации движений; способность к художественно-эстетическому восприятию информации; приобретение коммуникативных навыков. Актуальность программы обусловлена необходимостью развития творческого потенциала в интеллектуальной, психической, духовной сферах, как одаренных детей, так и детей с проблемами развития с учетом возрастных и личностных особенностей дошкольников.

Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету [1;7]. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной программе есть темы занятий, которые направлены на формирование у детей готовности к овладению навыками чтения, письма, счёта, а главное получать удовольствие от самого процесса обучения.

При реализации любой методики важен способ обучения. Анализ известных способов обучения [6] показал, что большинство из них направлено на развитие одной из составляющих общей грамотности. Возникла проблема – найти универсальный способ обучения. В поисках универсального способа автор проработал педагогическую литературу и патентный фонд в области образования. Анализ патентов [5] выделил ряд способов, наиболее интересных для решения этой проблемы. Взяв за прототип патент России № 2225040, кл. G09B 17/00, 2004, автор разработал новый способ обучения, описание которого было признано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, изобретением. 

Получен патент на имя Гидзинской Л.Б. Патент RU № 2225040 С2, публ. 2010.10.27. [4].

Формула изобретения: Способ обучения, включающий проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, отличающийся тем, что занятия проводят с использованием программных модулей, при этом для каждого модули используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита, при этом обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или обучающий задает ряд  цифр, а обучаемый составляет из букв слово.

Для реализации способа автором разработан комплект дидактических материалов, получивший рабочее название «Пифагорик». В комплект входят: карточки-задания (задания напечатаны на карточках, но в реальной практике, обучая дошкольников, педагог читает текст задания карточки и получает устный ответ); рабочее поле, состоящее из 9 квадратов (рис. 1); 6 модулей, рабочее поле которых состоит из 4 квадратов (рис.2).

Все квадраты разделены на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Квадраты в модулях сочетаются друг с другом тематически, структурно и по смыслу. В зависимости от сложности задания может использоваться рабочее из 9 квадратов (сложное) или поле модуля из 4 квадратов (простое).

Использование в игровой форме на занятиях по программе «Пифагорик» комплекта «Пифагорик» помогает детям эффективно овладевать основами грамотности, тренировать внимание и память, быстро находить и правильно называть буквы, цифры и геометрические фигуры, читать, сочинять, конструировать.

В зависимости от возраста и степени подготовленности детей может использоваться большое поле из 9 квадратов или любой из шести модулей из 4 квадратов.

image7

D:\рабочие материалы 11_12\всерос конк мет разр 11\Гидзинская\media\image5.jpeg

    Рис.  1                                Рис. 2

Работа с игровым полем из 9 квадратов.

Игровое поле - это город, в котором живут буквы. У каждой буквы есть свой дом под определенным номером – от 1 до 33, по количеству букв в алфавите. Дом каждой буквы имеет свою геометрическую форму – треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.

Примеры заданий

Задания для тренировки внимания

1. Найди цифры и сосчитай от 1 до 10; от10 до 20 и т.д.

2. Найди и назови буквы в порядке алфавита.

3. Выбери все прямоугольники (квадрат, это тоже прямоугольник) и сосчитай их. (6), треугольники (17), трапеции (5), четырехугольники (14).

Примечание. Цифры в скобках – правильный ответ для игрового поля из 9 квадратов.

Задания для проверки уровня вербальной и математической грамотности, пространственного воображения.

4. Задание «Составь слова»

А) выбери фигуры одного типа (например, прямоугольники) и выпиши (выбери из магнитной азбуки) буквы, которые живут в этих домах (в прямоугольниках - Е, Ф, Ж, А, Р, С).

Б) составь слова из этих букв (возможные ответы: ЕЖ, ФАРА, ЖАР САЖА и т. д.).

5.  Задание «Составь фигуру и сочини историю»

А) получи у педагога карточку со словом (например, тигр) и настольную игру «Сложи квадрат» [3]. Найди на поле игры домики (геометрические фигуры) в которых живут буквы слова ТИГР.  В данном случае буквы Т и И живут в одинаковых трапециях, Р - в прямоугольнике, Г – тоже в трапеции, но с другими размерами.

Б) найди в игре «Сложи квадрат» такие же геометрические фигуры, (3 трапеции и 1 прямоугольник) и сложи из них заданную фигуру (например, корабль).

В) сочини историю про тигра, включив фигуру из пункта Б (корабль). (История о тигре - моряке в оранжевой тельняшке и его морском путешествии).

6. Задание «Построй дом»

А) получи карточки, на которых написано несколько цифр, где цифры – адреса букв,

(например, на карточке записаны цифры – 12   16   20   13   10   19   1), найди буквы по адресам и составь из них слова.  В нашем примере получим 2 слова: КОТ и ЛИ СА.  

 Вспоминаем, какие сказки знаем с этими сказочными героями. Выбираем сказку «Кот, петух и лиса». Найдем недостающего героя, в нашем случае это Петух.

Б) найди по буквам слова ПЕТУХ геометрические фигуры (как в задании 5 А и Б) и

построй Дом из выбранных фигур.

Задания могут использоваться как в процессе обучении, так и для контроля усвоения знаний по программе. Во втором случае, сложность задания определяется типом контроля и оценивается в баллах.

Практикой установлено, что привлечение нового способа обучения и контроля с использованием комплекта демонстрационных материалов «Пифагорик» обеспечивает успешное освоение основ грамотности, развивает когнитивные и творческие способности.

Работа по программе «Пифагорик» с использованием запатентованного способа обучения в игровой форме позволяет усвоить достаточно сложный изучаемый материал, поддерживает интерес к обучению и существенно повышает эффективность усвоения детьми программы в целом. Автор, продолжая работать над корректировкой программы по использованию современных педагогических технологий и разработке новых способов контроля результативности обучения по программе,  разработал более сложный вариант таблицы  для одаренных детей, где используются для формирования поля геометрические игры: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Игра Пифагора» и «Монгольская игра».Усложненный вариант игры открывает более широкие возможности для конструирования из геометрических фигур, цифровых головоломок и игр со словами и предложениями. Таким образом, данная программа, не отрицая традиционных методик, опираясь на них делает акцент на развитии творческого потенциала ребенка, посредством сложных игр, активизирующих зону ближайшего развития.

Список литературы

  1. Ильин М.А. Готовим ребенка к школе. – СПб.: Литера, 2004
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005
  3. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990
  4. Патент RU № 2225040 С2, публ. 2010.10.27
  5. Патенты ФИПС РФ: патент России № 2110846, публ. 1998.05.10), патент России № 2225040, публ. 2004.02 10; патент России № 2318245, публ. 2008.02.27)
  6. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 2006
  7. Шалаева Г.П. Занимательная грамматика. – М.: АСТ-СЛОВО, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"

Развитие познавательного интереса  у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...

Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"

Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок

Статья "Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок"...