Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников посредством сложных игр
методическая разработка на тему
Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной статье есть темы занятий, которые направлены на формирование у детей готовности к овладению навыками чтения, письма, счёта, а главное получать удовольствие от самого процесса обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellektualnyh_sposobnostey_u_starshih_doshkolnikov.docx | 79.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Гидзинская Л.Б.
педагог дополнительного образования
ГБДОУ СПб ЦД(Ю)ТТ
Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников
посредством сложных игр
Важной задачей Новой школы сегодня является обучение, воспитание и развитие интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения.
В ГБДОУ Санкт-Петербургском центре детского технического творчества (далее СПбЦДЮТТ) уже более 25 лет работает детское объединение «Пифагорик», занятия в котором проводятся по авторской образовательной программе педагога Гидзинской Л.Б. «Развитие интеллекта и творческих способностей (с элементами ТРИЗ) «Пифагорик» (далее «Пифагорик»). Программа адекватно отвечает требованиям новых стандартов обучения и запросам родителей в раннем развитии когнитивных и творческих способностей детей.
Ведущая идея программы - создание на занятиях творческой атмосферы, направленной на развитие у маленьких детей способности к обучению. Программа построена с использованием традиционных методов обучения и современных образовательных технологий (Б.П. Никитина, Г.С. Альтшуллера, А.В. Волкова, де Монтессори, П.И. Эльконина-Давыдова). [6]
Занятия по программе призваны формировать ценностные ориентации и личностные качества, заявленные еще математиком и философом Пифагором, чье имя и носит данная программа. Во всех делах придерживаться меры, это основа пифагорейского образа жизни. «Мера есть то, что не в тягость, то что необходимо и возможно. Достойными считаются люди, которые без постороннего совета могут предвидеть то, что полезно, а так же те, кто на чужом примере способны понять, что им полезно.»
Новизна программы определяется системным подходом к включению в содержание занятий элементов современной эвристической технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Включение элементов ТРИЗ позволяет: целенаправленно знакомить детей с основными понятиями ТРИЗ на доступном им уровне, повышать мотивацию к обучению, формировать интерес к технике и изобретательской деятельности.
Каждое занятие для детей дошкольного возраста интегрирует в себе интеллектуальную (теоретическую), практическую (прикладную) части, а также музыкальную и спортивно-оздоровительную составляющие.
Основной формой проведения занятий по программе «Пифагорик» является игра. Для ребенка игра – это жизнь. Через игру он постигает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазии, ум и смекалку, активизирует свое природное любопытство и активно действует. Занятия строятся как путешествие по сказкам – хорошо известным и придуманным специально для занятий. Например, «Про точку», «Как лучик родился», «Линии добрые, злые и просто прямые», «Про сложные буквы». В ходе путешествий дети выполняют задания, которые развивают память и внимание, мышление и воображение, моторику и речь, знакомят с основами грамотности. Занятия способствуют решению проблем интеллектуального и эмоционального развития воспитанников. Дети учатся познавать свои возможности, особенности других людей, учатся творческому многовариантному подходу к решению задач, учатся ставить цель и достигать ее.
Результатами образовательной программы являются: эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям и самостоятельной деятельности, умение выполнять логические задания, навыки творческого подхода к выполнению заданий, развитие образного мышления, воображения; развитие слуха, чувства ритма, координации движений; способность к художественно-эстетическому восприятию информации; приобретение коммуникативных навыков. Актуальность программы обусловлена необходимостью развития творческого потенциала в интеллектуальной, психической, духовной сферах, как одаренных детей, так и детей с проблемами развития с учетом возрастных и личностных особенностей дошкольников.
Существует много развивающих методик, обучающих чтению, письму, счету [1;7]. И все равно находится большое количество детей, для которых чтение – проблема, математика – беда, учение – пытка. В данной программе есть темы занятий, которые направлены на формирование у детей готовности к овладению навыками чтения, письма, счёта, а главное получать удовольствие от самого процесса обучения.
При реализации любой методики важен способ обучения. Анализ известных способов обучения [6] показал, что большинство из них направлено на развитие одной из составляющих общей грамотности. Возникла проблема – найти универсальный способ обучения. В поисках универсального способа автор проработал педагогическую литературу и патентный фонд в области образования. Анализ патентов [5] выделил ряд способов, наиболее интересных для решения этой проблемы. Взяв за прототип патент России № 2225040, кл. G09B 17/00, 2004, автор разработал новый способ обучения, описание которого было признано Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, изобретением.
Получен патент на имя Гидзинской Л.Б. Патент RU № 2225040 С2, публ. 2010.10.27. [4].
Формула изобретения: Способ обучения, включающий проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, отличающийся тем, что занятия проводят с использованием программных модулей, при этом для каждого модули используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита, при этом обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или обучающий задает ряд цифр, а обучаемый составляет из букв слово.
Для реализации способа автором разработан комплект дидактических материалов, получивший рабочее название «Пифагорик». В комплект входят: карточки-задания (задания напечатаны на карточках, но в реальной практике, обучая дошкольников, педагог читает текст задания карточки и получает устный ответ); рабочее поле, состоящее из 9 квадратов (рис. 1); 6 модулей, рабочее поле которых состоит из 4 квадратов (рис.2).
Все квадраты разделены на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Квадраты в модулях сочетаются друг с другом тематически, структурно и по смыслу. В зависимости от сложности задания может использоваться рабочее из 9 квадратов (сложное) или поле модуля из 4 квадратов (простое).
Использование в игровой форме на занятиях по программе «Пифагорик» комплекта «Пифагорик» помогает детям эффективно овладевать основами грамотности, тренировать внимание и память, быстро находить и правильно называть буквы, цифры и геометрические фигуры, читать, сочинять, конструировать.
В зависимости от возраста и степени подготовленности детей может использоваться большое поле из 9 квадратов или любой из шести модулей из 4 квадратов.
Рис. 1 Рис. 2
Работа с игровым полем из 9 квадратов.
Игровое поле - это город, в котором живут буквы. У каждой буквы есть свой дом под определенным номером – от 1 до 33, по количеству букв в алфавите. Дом каждой буквы имеет свою геометрическую форму – треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция.
Примеры заданий
Задания для тренировки внимания
1. Найди цифры и сосчитай от 1 до 10; от10 до 20 и т.д.
2. Найди и назови буквы в порядке алфавита.
3. Выбери все прямоугольники (квадрат, это тоже прямоугольник) и сосчитай их. (6), треугольники (17), трапеции (5), четырехугольники (14).
Примечание. Цифры в скобках – правильный ответ для игрового поля из 9 квадратов.
Задания для проверки уровня вербальной и математической грамотности, пространственного воображения.
4. Задание «Составь слова»
А) выбери фигуры одного типа (например, прямоугольники) и выпиши (выбери из магнитной азбуки) буквы, которые живут в этих домах (в прямоугольниках - Е, Ф, Ж, А, Р, С).
Б) составь слова из этих букв (возможные ответы: ЕЖ, ФАРА, ЖАР САЖА и т. д.).
5. Задание «Составь фигуру и сочини историю»
А) получи у педагога карточку со словом (например, тигр) и настольную игру «Сложи квадрат» [3]. Найди на поле игры домики (геометрические фигуры) в которых живут буквы слова ТИГР. В данном случае буквы Т и И живут в одинаковых трапециях, Р - в прямоугольнике, Г – тоже в трапеции, но с другими размерами.
Б) найди в игре «Сложи квадрат» такие же геометрические фигуры, (3 трапеции и 1 прямоугольник) и сложи из них заданную фигуру (например, корабль).
В) сочини историю про тигра, включив фигуру из пункта Б (корабль). (История о тигре - моряке в оранжевой тельняшке и его морском путешествии).
6. Задание «Построй дом»
А) получи карточки, на которых написано несколько цифр, где цифры – адреса букв,
(например, на карточке записаны цифры – 12 16 20 13 10 19 1), найди буквы по адресам и составь из них слова. В нашем примере получим 2 слова: КОТ и ЛИ СА.
Вспоминаем, какие сказки знаем с этими сказочными героями. Выбираем сказку «Кот, петух и лиса». Найдем недостающего героя, в нашем случае это Петух.
Б) найди по буквам слова ПЕТУХ геометрические фигуры (как в задании 5 А и Б) и
построй Дом из выбранных фигур.
Задания могут использоваться как в процессе обучении, так и для контроля усвоения знаний по программе. Во втором случае, сложность задания определяется типом контроля и оценивается в баллах.
Практикой установлено, что привлечение нового способа обучения и контроля с использованием комплекта демонстрационных материалов «Пифагорик» обеспечивает успешное освоение основ грамотности, развивает когнитивные и творческие способности.
Работа по программе «Пифагорик» с использованием запатентованного способа обучения в игровой форме позволяет усвоить достаточно сложный изучаемый материал, поддерживает интерес к обучению и существенно повышает эффективность усвоения детьми программы в целом. Автор, продолжая работать над корректировкой программы по использованию современных педагогических технологий и разработке новых способов контроля результативности обучения по программе, разработал более сложный вариант таблицы для одаренных детей, где используются для формирования поля геометрические игры: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Игра Пифагора» и «Монгольская игра».Усложненный вариант игры открывает более широкие возможности для конструирования из геометрических фигур, цифровых головоломок и игр со словами и предложениями. Таким образом, данная программа, не отрицая традиционных методик, опираясь на них делает акцент на развитии творческого потенциала ребенка, посредством сложных игр, активизирующих зону ближайшего развития.
Список литературы
- Ильин М.А. Готовим ребенка к школе. – СПб.: Литера, 2004
- Гин А.А. Приемы педагогической техники – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990
- Патент RU № 2225040 С2, публ. 2010.10.27
- Патенты ФИПС РФ: патент России № 2110846, публ. 1998.05.10), патент России № 2225040, публ. 2004.02 10; патент России № 2318245, публ. 2008.02.27)
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: Просвещение, 2006
- Шалаева Г.П. Занимательная грамматика. – М.: АСТ-СЛОВО, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ: "Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку"
Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность при обучении иностранному языку...
Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"
Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ...
Развитие координационных способностей у старших дошкольников средствами вида спорта «прыжки на батуте»
В статье представлен анализ научно-методической литературы....
Доклад на тему "Развитие психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальные ступени обучения"
Выступление на районном семинаре для педагогов...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
Материал предназначен для логопедов,учителей-дефектологов,воспитателей детского сада....
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии
Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...
Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок
Статья "Теоретический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок"...