Особенности проведения непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста
консультация

Шиманская Елена Михайловна

Особенности проведения непосредственной образовательной деятельности  по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему: «Особенности проведения непосредственной образовательной деятельности  по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста»

Шиманская Елена Михайловна

Методика проведения занятия по обучению грамоте предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. В ходе занятия реализуется основной принцип – принцип соблюдения триединой задачи: обучение, развитие, воспитание. Основным методом организации НОД является комплексно – игровой метод, который даёт возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваиваются в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.

Дети постигают понятие «звук», «слог», «слово», «предложение», «предлог», «буква», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.  В занятии по подготовке детей  к обучению грамоте вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, лексико – грамматические задания, физминутки, голосовые и дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи и диалоги.

Свою работу с детьми на занятиях по обучению грамоте строю по следующей схеме:

1.Организационный момент

2.Сообщение темы занятия

3. Повторение пройденного материала                                                                                                                                                                                

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам                                      

5. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах

6. Физминутка                                                                                                                                                  

7. Работа над предложением

8. Обучение элементам грамоты

9. Закрепление пройденного материала

10. Итог занятия

Организационный момент

Цель организационного момента: создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Основная задача на этом этапе  – включить детей в работу с первых минут занятия.

Сообщение темы занятия

Обычно выставляю игрушки, плоскостные фигурки, соответствующие тематике занятия. Занятия провожу в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения или одной лексической темы в рамках тематики недели.

Игровая форма сообщения темы не только побуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

Например, в занятии «Наши друзья – Домовой и Домовенок» (звуки [д],[д’]) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки [д],[д’])

На занятии «Едем в Простоквашино» (звук [ч]) дети разговаривают по телефону с котом почтальоном Печкиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к почтальону Печкину и повторим звук [ч].

                                                                                                                                                                              Повторение пройденного материала                                                                                                                                                                                 

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом.                                                              

Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам 

На данном этапе реализуются следующие задачи:                                                                                                      

- уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;                                                                                                                        

- уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок ( глухие и звонкие звуки ), поётся или не поётся звук ( гласные и согласные звуки);                                                                                

- находится образное сравнение  звука ( р – рычание тигра, ль – весенняя капель);                                                                                                                                                                            

- звуки обозначаются цветными символами;                                                      

- определяется их место в звукобуквенном городе: в синем домике живут согласные твёрдые звуки, в зеленом – согласные мягкие звуки, в красном – гласные звуки.

Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.        

Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

Са-ша-са-ша – здороваются,

со-шо-со-шо – удивляются,

су-шу-су-шу – сердятся,

сы-ши-сы-ши – прощаются.

На этом этапе решаются следующие задачи:

- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

- уточнение и расширение лексического запаса;

- овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- овладение простыми и сложными видами звукового анализа и синтеза.

 В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляю предметы, игрушки, картинки.

Физминутка                                                                                                                                                

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.                                                                                                                                                               

Основные задачи физминутки заключаются:                                                                                                              

- в снятии усталости напряжения;                                                                                                                                

- в внесении эмоционального заряда;                                                                                                                          

- в совершенствовании общей моторики;                                                                                                                        

- в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.                                        

Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Музыку для физминутки связываю с темой занятия.                                                                                                                

Работа над предложением

На данном этапе решаются следующие задачи:                                                                                                                                              

- установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;                                                                                                                                        

- актуализация накопленного словаря;                                                                                            

- формирование связности и чёткости высказывания;                                                                                                  

- работа над предложением, как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;                                                                  

- анализ и синтез словесного состава предложения.

При работе по анализу и синтезу словесного состава предложения использую полоски для обозначения слов, делаем с детьми зарисовки схем в тетрадях, составляем предложению по предложенной схеме.

Обучение элементам грамоты

Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

- познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;

- учить читать букву, слоги, слова;

-учить писать печатными буквами слоги, слова.

При решении первых двух задач связываю звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом, так как дети понимают, главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Знакомство с буквой начинаю с того, что детям демонстрирую заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Также элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой. Определяем, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:

“Вот какая буква “Ц”

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка”.

Закрепление пройденного материала                                                  

В конце занятия даю детям задание на закрепление пройденного материала.                                                                  

Итог занятия

Подводим итог. Даю положительную эмоциональную оценку. Отмечаю активность каждого ребенка. Узнаю, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.

В конце занятия детей часто ожидает сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по чтению художественной литературе: « Да здравствует мыло душистое!» Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр».

побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить и выразительно прочесть стихи; формировать здоровый образ жизни....

Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР «Незнайка в деревне».

Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Непосредственно-образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста с ОНР “ Песенка-звук и”

Развитие фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...

Алгоритм\чек-лист по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Знакомство со звуком и буквой"

Четкий план занятия как для спецалистов так для родителей, по знакомлению детей со звуком и буквой....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Дифференциация звуков [ш] - [с]».

В конспекте представлены игры и упражнения по обучению грамоте с  детьми старшего дошкольного возраста на  дифференциацию звуков [ш] - [с]....