Методическая разработка занятия "Цветная фантазия"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная школа № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

на тему: «Цветная фантазия: рисование узоров по мотивам дымковских игрушек»

Подготовила и провела воспитатель:

Гриб Н.В.

Санкт-Петербург

2022

Конспект занятия

на тему: «Цветная фантазия: Дымковская роспись»

Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальная гордость за мастерство русского народа.

   

        Задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность почувствовать себя народным мастером.

- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно прикладном искусстве.

- закреплять знания детей о дымковских игрушках, о способах и приёмах лепки, о способах дымковской росписи, развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;

        -  Развивать мелкую моторику, развивать глазомер, умение правильно соблюдать пропорции.

        -  Развивать воображение, память.

- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на образцы, вызывать у детей желание вылепить и расписать игрушки.

         -  Воспитывать уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: Ознакомительная беседа об истории, происхождении дымковской игрушки, какие бывают фигурки, способах лепки разных фигурок. Рассматривание и рисование дымковских узоров, элементов росписи.

Оборудование:

Пластилин (много) бросовый, доска для лепки, стеки, плоские кисти, для сметания муки с пластилина, наборы с разными цветами гуаши, белая гуашь, для выбеливания, кисти разной толщины, баночки для воды, палитра, презентация «Дымковская игрушка». Образцы, плакаты, альбом с картинками, ноутбук.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были- везде встретим чудо- мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где    живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Вот и дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

 (Воспитатель показывает дымковские игрушки)

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В. Фофанов)

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Воспитатель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

- Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

– Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Народное творчество)

- Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

– Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(Народное творчество)

- Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного козла, со своими красными с золотом рогами. Он кажется экзотическим, в оранжевых с золотом штанишках, из-под которых виднеются ножки и чёрные копытца. Дымковский козёл полон достоинства и боевого задора. На его груди и боках всегда могут красоваться круги точки, круг в круге.

Козлик, козлик круторогий,

У него характер строгий.

На ногах его штанишки,

Полюбуйтесь ребятишки.

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (П. Синявский)

(Конец показа слайдов, презентаций)

Вопрос: что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и слепить и самим расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы лепки и росписи (от крупных деталей к мелким).

В процессе самостоятельной работы (лепки) учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и оставляют так до следующего занятия. Воспитатель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

II. Основной этап занятия

Дорогие ребята, сегодня мы снова вернёмся к нашим Дымковским игрушкам. Давайте вспомним каким же должен стать следующий этап нашей работы. Смотрим презентации с последовательными изготовления игрушек.

Чтобы расписать наши фигурки дымковской росписью, необходимо пройти следующую стадию – выбеливание. Но наши фигурки из пластилина, а он очень жирный и гуашь будет с него скатываться. Необходимо обезжирить поверхность. Мы сделаем это при помощи обычной муки. Осыпаем фигурки мукой, не пропуская самых мелких частичек. Оставляем так на сутки.

III. Третий этап занятия

Ребята, вот и настал следующий момент изготовления дымковских игрушек.

Сегодня мы и займёмся выбеливанием наших фигурок. Но чтобы гуашь ровно легла на поверхность фигурки, нужно очистить поверхность от муки. Мы будем сметать плоской кисточкой муку с поверхности наших игрушек, выметая из самых маленьких уголков.

Звучит народная музыка, ребята старательно выполняют задание.

     Готово. Переходим к просмотру презентации о дальнейшей работе. Делаем вывод, что занимаемся выбеливанием.

Меняем кисть на круглую, мягкую, толстую. Пользуясь водой, покрываем поверхность фигурки белой гуашью, не пропуская мелкие детали и самые дальние углубления. И вот у нас получилась заготовка для росписи дымковской игрушки. Ещё сутки сушим краску.

IV. Четвёртый этап занятия

Ребята, сегодня настал самый ответственный этап завершения изготовления дымковской игрушки-роспись. Воспитатель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким). Снова возвращаемся к презентации на доске, подходим ближе, разглядываем элементы росписи. Открываем баночки с гуашью, пользуемся палитрой, переходим к росписи. Начиная с мелких деталей одного цвета, с верху в низ, начинаем расписывать фигурки. Руководствоваться образцами дымковских игрушек, картинками из презентации.

            В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с воспитателем радуются, фотографируются со своими работами. Воспитатель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

V.    Заключение

       Дорогие ребята, мы проделали долгую нелёгкую работу.

 Побывали в центре народных промыслов, на реке Вятке, в Дымковской слободе.

       Узнали о промысле дымковской игрушки. В деталях изучили из чего и как делают игрушки настоящие дымковские мастера и расписывают художницы.

       Изучив все этапы, мы сами попробовали превратиться в дымковских мастеров, заменив материал и краски, у нас получилось!  

Очень здорово, что в нашей стране живут такие замечательные умельцы и нам несут добро, своими промыслами, а люди не забывают и чтят это искусство много лет!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Атласная фантазия"

Разработка занятия в объединении "Художественная вышивка" для детей 9-14 лет....

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС ...

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе Тема: «Космические фантазии»

Представлен план-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по программе В.С. Кузина. Рекомендованная тема "На космодроме", однако для повышения интереса учащихся к самостоятельной рабо...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"

Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству. Тема: «На крыльях фантазии. Превращаем пятно в изображение» (2 часа)

Данная разработка предназначена для занятий изобразительной деятельностью в начальной школе...

Методическая разработка коррекционного занятия педагога-психолога в сенсорной комнате "Звёздные фантазии в сенсорной комнате"

Сенсорная комната предоставляет огромную возможность для творчества и полёта фантазии воспитанников, но главная её функция развитие сенсорного, зрительного восприятия, благоприятное воздействие на нер...

Методическая разработка Вводное занятие по программе Лоскутная фантазия

Методическая разработка занятия знакомит учащихся с историей лоскутного шитья, дает полное представление, чем будут заниматься дети в процессе обучения. Занятие ориентировано на сочетание репродуктивн...