Методическая разработка занятия "Атласная фантазия"
методическая разработка на тему

Сахароварова Марина Николаевна

Разработка занятия в объединении "Художественная вышивка" для детей 9-14 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_atlasnaya_fantaziya.rar20.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ИМ. А. ГАЙДАРА

Методическая разработка занятия по теме:

«Атласная фантазия» 

в творческом объединении «Художественная вышивка»

                                             Сахароварова М. Н.

Педагог дополнительного образования

                                         Высшая категория

г. Арзамас.

СОДЕРЖАНИЕ:

Объяснительная записка:………………………………………………………….3

Место учебного занятия

Тип учебного занятия

Уровень сложности занятия

Цель занятия

Задачи

Методы проведения занятия

Формы проведения занятия

Примерный хронометраж занятия

Характеристика группы.

Конспект занятия…………………………………………………………………..5

Приложение……………………………………………………………………….11

Место учебного занятия.

Данное занятие проводится с детьми 3 года обучения, в рамках подготовки к Новогодней выставке. Оно посвящено выполнению ёлочных игрушек. Чтобы они получились более интересные и необычные, мы будем использовать технику вышивки атласными лентами. И хотя полный курс по вышивке лентами запланирован в последующих годах обучения, при оформлении изделий мы начинаем их использовать уже с 1 года обучения. Простейшие приёмы и швы,  необходимые в данной вышивке, девочкам уже знакомы, так как они основаны на техники выполнения декоративных швов (по программе 1 года обучения).

Тип учебного занятия.

Исходя из выше сказанного следует то, что занятие комбинированное: с элементами закрепления и совершенствования знаний умений и навыков, и самостоятельного применения их.

Уровень сложности занятия.

Занятие имеет средний уровень сложности. Ребятам необходимо применить старые знания в новых условиях, выполняя более сложную задачу, работая самостоятельно.

Цель занятия: выполнить ёлочную игрушку с использованием вышивки лентами.

Задачи:

образовательные – воспроизведение в памяти учащихся усвоенных ранее

                                  знаний, умений и навыков;

                                - обучение навыкам самостоятельной работы с эскизами,

                                  схемами, опираясь на полученные знания;

                                - знакомство с Новогодними традициями;

воспитательная – воспитание аккуратности, усидчивости, культуры поведения;

развивающая – развитие творческой фантазии и воображения,

                           пространственного мышления и чувства прекрасного.

Методы проведения занятия:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.

Форма проведения занятия.

Комбинированное занятие в группе со следующими элементами: мини-лекция, игра, практическая работа.

Примерный хронометраж занятия.

Два урока по 45 минут, перерыв – 10 минут.

Организационный этап – 5 минут.

Подготовительный этап – 5 минут.

Этап усвоения новых знаний – 10 минут.

Этап всесторонней проверки знаний – 5 минут

Игровая разминка – 5 минут.

Этап закрепления материала в практической деятельности – 10 минут.

Контрольный этап – 5 минут.

Перерыв. Физкультурная пауза – 10 минут.

Этап усвоения новых знаний через самостоятельную работу – 25 минут.

Физкультминутка – 3 минуты.

Этап практического применения результатов работы – 5 минут.

Контрольный этап – 2 минуты.

Рефлексивный этап – 5 минут.

Итоговый этап – 3 минуты.

Информационный этап – 2 минуты.

Характеристика группы.

Группа разновозрастная. Дети – учащиеся 5 – 7 классов, возраст 11 – 13 лет, из разных школ города. Отношения в группе дружеские, девочки свободно общаются друг с другом. Старшие помогают младшим. Им свойственны такие чувства, как взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, коллективизм. На занятия они приходят с желанием, по собственной воле (так как отбора в объединение нет). На занятиях дети могут высказывать свои мнения и взгляды, советоваться между собой, свободно перемещаться по классу. Но присутствие на гостей может их сковать, поэтому я прошу отнестись к ним с пониманием. Девочки совершенно разные по своему характеру. Дисциплина на занятии стоит у нас на первом месте. Уровень подготовленности воспитанников примерно одинаковый, а вот уровень усвоения знаний, умений и навыков различный. В этом вы сейчас убедитесь.

 

Ход урока.

1. Организационный этап – 5 мин.

Педагог: Здравствуйте, девочки, рада вас видеть на занятии. Сегодня присутствуют все (отметить отсутствующих). Проверьте, на столах у каждого должно быть всё необходимое: ёлочный шарик, ткань (канва, трикотаж), игольница с двумя иглами и булавками, х/б нитки, ленты, тесьма, шнур, мелок, ножницы, пяльца, бисер, блёстки, люрекс.

 Чтобы нам было легче и проще настроится на занятие и более плодотворно его провести, используем игру на концентрацию внимания.

Игра «Круг».

Нам необходимо всем встать в круг и взяться за руки.

Круг – это совершенная фигура, где сливается энергия всех его участников. Давайте сейчас я вам пошлю своё хорошее настроение, свою положительную энергию. Все получили заряд положительной энергии? Молодцы!!

А теперь всё внимание на меня! Тема нашего занятия непосредственно связана с предстоящими праздниками. За окном у нас зима. Какие праздники приближаются?

Дети: Новогодние и рождественские.

2. Подготовительный этап – 5 мин.

П.: А что вы можете рассказать о праздновании Нового года? (Дети отвечают).

Оказывается, Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. Потом праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая. Зимой Новый год стали отмечать при Петре I, в 1700 году.

 Царь Пётр издал указ, в котором повелевалось новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигали костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. В каждом доме ставили ёлку, украшенную игрушками. На Руси новогодние праздники – Новый год, рождество и крещение отмечали в течение двух недель.

 Новый год невозможно представить без Деда Мороза. В каждой стране его называют по-разному.

 Наш Дед Мороз на новогодних торжествах начал появляться в конце XIX века. Во многих странах на Новый год и Рождество принято наряжать ёлку.

Впервые ёлку начали наряжать в Германии в средние века. Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения   Иисуса.

3. Этап усвоения новых знаний – 10 минут.

П.: Вот и сегодня мы с вами будем выполнять ёлочные украшения. Ведь нет ничего приятнее, чем подарить и украсить ёлку игрушками, не купленными в магазине, а сделанными своими руками. Поэтому эпиграфом к нашему занятию могут послужить такие слова:

                                             

                                             «С занятным рукодельем жизнь намного краше,

                                             Лишь надо приложить к нему терпенье.

                                             И мастерство становится выше,

                                             Когда тобой владеет вдохновенье».

Но игрушки у нас будут необычные, а выполненные в технике вышивки атласными лентами. Вот мы и подошли к теме нашего занятия:

«Атласная фантазия».

Сегодня мы с вами будем фантазировать и творить. Но вначале окунёмся в историю (можно использовать географическую карту).

Вводная мини-лекция.

С давних времён узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы оживить свой образ (показ иллюстраций Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»). Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причём каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шёлковых лент. В это время знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами.

Особенно большой спрос на изделия, украшенные шёлковой лентой и вышивкой шёлковыми лентами был в начале XVII века. Король Франции Людовик XIV украшал лентами даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой (Вспомните фильм «Три мушкетёра»).

В России, в конце XVII века, когда Пётр I своим указом повелевал носить костюм западного образца, вошло в моду украшать одежду шёлковыми лентами. В XVIII веке шёлковые ленты использовали и для одежды, и для украшения шляпок, обуви, причёсок (показ иллюстраций Д. Распе «Приключения Барона     Мюнхаузена»).

Шёлковые ленты применяли не только в высшем свете, но и в народной среде. Девушки вплетали в косы и повязывали голову широкими атласными лентами  (показ иллюстраций А. С. Пушкин «Сказки»).

С давних времён на Руси, когда праздник «Троица», берёзки и берёзовые ветки украшали разноцветными лентами.

Шёлковые ленты прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Шёлковой лентой можно не только украшать, но и вышивать. Для такого вида вышивки берётся очень узкая лента, которая подходит к любым типам ткани (показать образец). Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придаёт рисунку объёмность. Изучив выполнение различных видов швов, можно без труда создать своими руками необыкновенно красивые вещи (показать образцы). Помимо этого можно придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. В этом заключается универсальность данного вида вышивки. Многие из вас уже убедились в удачном применении лент в оформлении изделий. Сейчас именно этим мы и займемся. Для такой вышивки используются ленты из синтетического шёлка (атласные), шириной 4 – 12мм (мы используем 7мм).

Каждую ленту следует нарезать на куски длиной 40 – 50 см, чтобы лента не перекручивалась во время шитья. Иглы для вышивания лентой берутся достаточно толстые (№18 – 22) с длинным ушком, а ткань нам нужна эластичная, чтобы сквозь неё легко проходила лента, и чтобы она хорошо обтягивала шарик. Помимо лент,  нам ещё необходимы для оформления тесьма и декоративный шнур (показать образцы).

Ещё раз проверим, всё ли у вас есть для занятия?

- пяльца

- ткань (канва, трикотаж)

- мелок

- игольница с иглами (для лент, бисера, х/б ниток) и булавками

- ножницы

- ленты различных цветов

- х/б нитки

- тесьма

- шнур

- бисер

- блёстки

- люрекс

- карандаш

4.Этап всесторонней проверки знаний – 5 мин.

Проверка домашнего задания.

П.: Я просила вас вспомнить декоративные швы, которые мы с вами проходили. Давайте их повторим (показываю схемы и образцы).

Д.: шов «вперёд иголку», «назад иголку», петельный, тамбурный, стебельчатый, шнурок, петелька с прикрепом, узелки).

П.: Молодцы! Мы не зря повторяем декоративные швы, так как они применяются и при вышивке шёлковыми лентами. (Показать схемы выполнения).

Повторить правила техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Разминка – 5 минут.

А теперь проведём небольшую разминку «Да и нет». (см. приложение).

 

6. Этап закрепления пройденного материала в практической деятельности – 10 минут.

Выполнение образцов (раздать памятки с полезными советами, разобрать их).

П.: Прежде, чем вы приступите к работе, я познакомлю вас с техникой вышивки шёлковыми лентами, а именно с несколькими швами, которые используются при выполнении ёлочного украшения.

(Дать понятия стежок, строчка).

П.: Перед тем, как начать вышивать, нужно сделать на конце ленты узелок. Для этого необходимо подогнуть кончик ленты на несколько миллиметров и вколоть иглу по центру. Потяните за иглу, и шёлковая лента сама образует на конце узелок (см. приложение).

Практическое задание: выполнение швов.

П.: В конце работы ленту закрепляют. Для этого выведите её на изнанку и очень осторожно, сделав небольшую петельку, проведите иголку под стежком вышивки. Крепко придерживая пальцами стежки, легонько подтяните ленту и отрежьте её в нескольких миллиметрах от последнего стежка.

7. Контрольный этап – 5 минут.

Отметить недостатки и лучшее выполнение.

8. Перерыв – 10 минут.

Разминка на стуле, игра – разминка (см. приложение).

9. Этап усвоения новых знаний через самостоятельную работу – 25 минут.

П.: Сегодня на занятии мы выполним ёлочную игрушку – шарик. Вышивать её вы будете шёлковыми лентами. Цвет лент выберите сами, в зависимости от цвета ткани (используются таблицы контрастных цветов и плавных переходов от одного тона к другому).

Так как игрушка у нас новогодняя, то и изобразить лучше всего, как вы думаете, что? Я вам подскажу:

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые…(снежинки).

Снежинку можно сравнить и со звездой. Вот, послушайте:

С неба звёзды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много – много звёздочек

Тонких, как стекло;

Звёздочки холодные,

А земле тепло.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним следующие понятия: орнамент, ритм, динамика, симметрия, стилизация (см. приложение).

(Разобрать схемы снежинок – см. приложение).

П.: Какие приёмы мы будем использовать в нашей работе?

Д.: орнамент, симметрия, стилизация.

П.: Работать вы будете по технологической карте, в которой показана последовательность выполнения ёлочной игрушки (каждому раздать технологическую карту, разобрать её всем вместе – см. приложение).

Практическая работа: самостоятельное выполнение изделия.

10. Физкультминутка – 3 минуты.

«Снежинки» (см. приложение).

11. Этап практического применения результатов работы – 5 минут.

Оформление гирлянды.

12. Контрольный этап – 2 минуты.

П.: Обратите внимание на возможные ошибки:

- слишком сильное натяжение ленты;

- нессиметричное расположение деталей рисунка;

- неправильный подбор лент по цвету;

- перекручивание ленты.

Нет ли у вас таких ошибок? (Показать наиболее удачные работы, помочь отстающим).

13.Рефлексивный этап – 5 минут.

На доске висят снежинки, с обратной стороны которых находятся вопросы. Каждый подходит и берёт по одной снежинке.

Что узнали нового?

Чему научились

Что вам пригодится?

Где можно использовать?

Что понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Что хотели бы изменить?

Что хотели бы добавить?

        (Один отвечает на вопрос, а остальные добавляют).

14. Итоговый этап – 3 минуты.

П.: Теперь настала пора подвести итоги нашего занятия. Посмотрим, чем же вы нас порадуете?

Все молодцы! Вы сегодня хорошо справились с новой для вас техникой вышивки лентами. Не переживайте, если у кого-то из вас что-то не получилось. Я уверена в том, что у вас в дальнейшем всё получится.

15. Информационный этап – 2 минуты.

(Если кто-то не успел, то нужно дать задание на дом – завершить свою работу и принести на следующий урок).

П.: В дальнейшем мы продолжим изучение техники вышивки атласными лентами, но уже с применением более сложных элементов, как в художественном оформлении изделий, так и в декоративном оформлении интерьера.

 А на прощание и нашим гостям, и детям я хочу сказать всего лишь три слова:

«Спасибо» - мы с вами хорошо пообщались, подружились, весело и интересно провели время;

«До свидания» - Земля круглая и мы обязательно ещё встретимся.

«Успехов» - успех в жизни ещё никому не помешал.

Результаты учебного занятия.

Дети продолжили знакомство с новыми видами вышивки. Узнали о новом применении уже изученных швов (декоративных) в технике вышивки лентами. Научились самостоятельно выполнять изделия, используя вышивку лентами, пользуясь схемами, памяткой и технологической картой, подбирать цветовую гамму лент, что позволит им в последующем применять эти знания и умения на практике.

Список литературы:

Белоножкина О.В. и др. «Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе»- Волгоград: Учитель, 2007г.

Гаврилова В.Ю. «Вышивка лентами».- Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга»», 2007г.

Конаржевский Ю.А. «Анализ урока». М.: Центр «Педагогический поиск», 2000г.

Кристанини Д., Страбелло В. «Вышивка шёлковыми лентами». ЗАО «Издательская группа «Контэнт»», 2006г.

Кун Н. «Легенды и мифы Древней Греции». Издательство «Мир Искателя», 2001г.

Пушкин А.С. «Сказки». Издательство «Урал-Пресс Лтд», 1993г.

Распе Д. «Приключения Барона Мюнхаузена». Издательство «Омега», 1997г.

Чернова А.Г., Чернова Е.В. «Искусство вышивки лентами». Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.

Шерстнёва М. М. «Встречаем Новый год и Рождество всей семьёй». М.: «Мир книги», 20006г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАЗМИНКА.

«Да и нет».

А, сейчас, друзья, сыграем

В интересную игру:

То, чем ёлку наряжаем

Я сейчас вам назову.

Вы послушайте внимательно,

И ответьте обязательно:

Если я скажу вам верно,

Говорите «Да» в ответ.

Ну, а если вдруг неверно,

Говорите смело «нет».

- Разноцветные «хлопушки»?

- Одеяла и подушки?

- Раскладушки и кровати?

- Мармелад и шоколадки?

- Шарики стеклянные?

- Стулья деревянные?

- Плюшевые мишки?

- Буквари и книжки?

- Бусы разноцветные?

- А гирлянды светлые?

- Снег из ваты белой?

- Ранцы и портфели?

- Туфли и сапожки?

- Чашки, вилки, ложки?

- Конфеты блестящие?

- Тигры настоящие?

- Шишки золотистые?

- Звёздочки лучистые?

РАЗМИНКА НА СТУЛЕ.

Сядьте на правый край стула.

Вернитесь в исходное положение.

Сядьте на левый край стула.

Вернитесь в исходное положение.

Откиньтесь на спинку стула.

Запрокиньте голову назад.

Вытяните ноги вперёд.

ИГРА - РАЗМИНКА С ГАЗЕТОЙ.

Нужно взяться за угол развёрнутой газеты и начать комкать её одной рукой, стараясь собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой не разрешается. В выполнении этого упражнения могут принимать участие несколько человек. Победителем будет считаться тот, кто, имея более сильные и ловкие пальцы, быстрее скомкает лист.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СНЕЖИНКИ».

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке,

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(Поднять руки над головой и делать хватательные движения).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

(Потягивания, руки в стороны).

Не завязнуть в поле чтобы

Поднимаем выше ноги.

(Ходьба на месте).

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(Прыжки на месте).

Ну, а мы идём, идём

(Ходьба на места).

И к себе приходим в дом.

(Садимся на свои места).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского)

В методической разработке урока изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Изображение и фантазия» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС ...

Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе Тема: «Космические фантазии»

Представлен план-конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по программе В.С. Кузина. Рекомендованная тема "На космодроме", однако для повышения интереса учащихся к самостоятельной рабо...

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"

Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...

Методическая разработка занятия по изобразительному искусству. Тема: «На крыльях фантазии. Превращаем пятно в изображение» (2 часа)

Данная разработка предназначена для занятий изобразительной деятельностью в начальной школе...

Методическая разработка коррекционного занятия педагога-психолога в сенсорной комнате "Звёздные фантазии в сенсорной комнате"

Сенсорная комната предоставляет огромную возможность для творчества и полёта фантазии воспитанников, но главная её функция развитие сенсорного, зрительного восприятия, благоприятное воздействие на нер...

Методическая разработка Вводное занятие по программе Лоскутная фантазия

Методическая разработка занятия знакомит учащихся с историей лоскутного шитья, дает полное представление, чем будут заниматься дети в процессе обучения. Занятие ориентировано на сочетание репродуктивн...

Методическая разработка вводного занятие Изостудии "Мир фантазий"

Вашему вниманию представлен конспект вводного  занятия Изостудии "Мир фантазий" на тему "Волшебный мир художника". Занятие рассчитано на детей 6 - 7 лет. Имеется презентазия - сопровождение занят...