Методическая разработка Вводное занятие по программе Лоскутная фантазия
методическая разработка на тему
Методическая разработка занятия знакомит учащихся с историей лоскутного шитья, дает полное представление, чем будут заниматься дети в процессе обучения. Занятие ориентировано на сочетание репродуктивных и творческих методов. Дети выполняют первую творческую работу: изготавливают прихватку. В организации практической работы применяется индивидуально-дифференцированный подход. Для предания яркой эмоциональной окраски занятию, педагогом использована кукла : бабушка Пелагея , сшитая воспитанниками (талисман объединения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vvodnoe_zanyatie_po_programme_loskutnaya_fantaziya.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом Детской культуры (искусств) «Радуга»
Методическая разработка занятия
«Введение в образовательную программу»
к разделу «Вводное занятие»
программы дополнительного образования
«Лоскутная фантазия»
Автор разработки: Яшина В.А.,
педагог дополнительного образования,
г. Выкса
2015 г.
Пояснительная записка
Каждый педагог дополнительного образования, начиная реализовывать свою образовательную программу, нередко сталкивается с проблемой, как продемонстрировать, или представить образовательную программу так, чтобы дети заинтересовались ей, чтоб продолжили свое образование по этой программе. Успех может принести удачно проведенное занятие "Введение в образовательную программу". Занятие должно быть ярким, запоминающим, обучающиеся должны получить как можно более полное представление о том, чем им предстоит заниматься на протяжении обучения по данной программе.
Данная методическая разработка занятия знакомит детей с историей лоскутного творчества, техниками исполнения из лоскутиков. Дети знакомятся с учащимися, которые уже посещают объединение, с их работами, что мотивирует их к дальнейшему сотрудничеству.
Выполненная первая работа своими руками и подаренная маме, радует детей и у них появляется стимул к выполнению следующих работ.
Первое занятие надо подготовить так, что бы дети получили конечный результат, поэтому поделка должна быть несложна в изготовлении.
Предлагаемое занятие рассчитано на детей младшего школьного возраста. В методическом плане разработка ориентируется на сочетание репродуктивных и творческих методов. В организации практической работы применяется индивидуально-дифференцированный подход.
Методы организации занятия подобраны с учетом возрастных особенностей младшего школьника. На занятии присутствуют элементы игры, загадки. Для придания яркой эмоциональной окраски занятию, педагогом использована кукла бабушка Пелагея, которую сшили воспитанники 3 года обучения. Продолжительность занятия 45 минут.
Тема: «Введение в образовательную программу»
«Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»
Цель занятия: Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству, пробудить у учащихся познавательный интерес к лоскутному шитью, создать атмосферу быстрого включения детей в деятельность, выявить начальные навыки и умения работы детей.
Возраст детей: 9-10лет
Задачи:
- познакомить с работой творческого объединения «Лоскутная фантазия»;
- познакомить с техникой лоскутного шитья, основами цветоведения;
- вызвать интерес и стремление обладать необходимыми знаниями и умениями;
- обучить приёмам изготовления прихватки;
- развивать внимание, память, художественный вкус, развивать познавательную активность учащихся;
- воспитывать интерес к народному творчеству, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность, формировать чувство бережного отношения к культурному наследию народа России.
План занятия.
1.Организационный
- знакомство педагога с детьми, беседа
2. Теоретическая часть Изучение нового материала: путешествие в страну лоскутиков. Презентация «Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества»
- ознакомление с историей лоскутного шитья, с изделиями мастериц и детскими работами.
- техники лоскутного шитья
- техника безопасности, инструменты.
- основа цветоведения
3 Физкультминутка
4. Практическая часть. Творческая работа
- самостоятельное выполнение работы по изготовлению прихватки. - индивидуальная помощь
5. Рефлексия
Оборудование и инструменты: ноутбук, ножницы, нитки, иглы, игольницы, швейная машина.
Дидактический материал: презентация, таблицы по технике безопасности, пошаговая инструкция изготовления прихватки, образцы готовых изделий, раздаточный материал для проведения практической работы: ножницы, разноцветные лоскутики, остатки мебельной ткани , нитки, мел портновский , лекала прихваток ( круг, квадрат 15*15см) , коллекция тканей, цветовой круг
Методы обучения: рассказ, отгадывание загадок демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ приемов, инструктаж, демонстрация наглядного материала, самостоятельная работа, просмотр готовых изделий.
Ход занятия:
- Организационный.
Педагог: Добрый день, дорогие дети! Меня зовут Валентина Александровна. Вы уже выбрали объединение, в котором хотите заниматься творчеством. Наше объединение не зря называется «Лоскутная фантазия». На занятиях мы окунемся в мир лоскутиков из ткани и прекрасных вещей, которые можно сделать своими руками. Вы научитесь шить, и пределу ваших фантазий не будет границ. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости: ваши будущие друзья учащиеся, которые уже обучаются в объединении «Лоскутная фантазия» Это мои помощники: Софья и Максим. Они вместе со мной поведут вас в увлекательное путешествие в страну чудесных лоскутиков.
А еще нам будет помогать бабушка Пелагея, которую ребята сшили в объединении. Бабушка Пелагея стала талисманом нашего объединения «Лоскутная фантазия». Она будет помогать вам в течение всего вашего обучения, поможет вам приобрести знания и умения в работе с лоскутным шитьем, изготовить своими руками чудесные поделки из лоскутиков.
- Теоретический этап. Изучение нового материала. Путешествие в страну лоскутик с показом презентации «Лоскутное шитье – неиссякаемый источник творчества»
Педагог: Говорят, « Мал лоскуток, а нужен!» Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные картины, игрушки и другие, сказочные по красоте изделия. Шитье из лоскутков - один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитье из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.
Лоскутная техника - это соединение лоскутов ткани разной расцветки и формы.
Сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения лоскутного шитья, с техниками, которые используются в лоскутном шитье, научимся подбирать лоскутки по цвету, познакомимся с инструментами и материалами и техникой безопасности во время работы (Слайд №2)
- С чего все началось?
И сейчас, я, бабушка Агафья и ребята поведут вас в путешествие по лоскутному творчеству, в далёкое прошлое в волшебный мир цветных лоскутков и узнать когда начали заниматься лоскутным творчеством.
1 уч-ся: Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегкапотёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов. (Слайд №3)
Лоскутное шитье зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были и полезны, и красивы: лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки.
Имеются свидетельства, что еще в 17 веке старообрядцы использовали подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов. (Слайд №4)
2 уч-ся: Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой век одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, сшивались, как придется. Такое одеяло выполняло свою главную функцию – оно служило защитой от холода.
Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым. (Слайд №5)
Педагог: Посмотрите, какие замечательные изделия можно изготовить из лоскутов.
(демонстрация изделий, сделанных руками воспитанников в объединении)
Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика. (Слайд №6)
Давайте познакомимся с техникой Пэчворк . Второе рождение лоскутного шитья относится к концу 20-го века, когда это шитьё вновь появилось в России, но уже под названием “печворк”. Оказалось, что, если подойти к этой работе серьёзно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. п.
Квилт. В переводе с английского “квилт” - одеяло стёганное. Является разновидностью печврка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: вверх, собранный из лоскутов, прокладку и подкладку. Все три слоя обязательно простёганы. ( демонстрация изделий, сделанных руками воспитанников в объединении)
Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.
Текстильная мозаика– онамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг” (Слайд №7)
1 уч-ся: Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг. “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Цвета условно распределили на две группы: “тёплые” - красный, оранжевый, жёлтый – напоминают о солнце и тепле. “Холодные” - зелёный, голубой, синий и фиолетовый – напоминают о холоде. Существует нейтральная (ахроматические) группа цветов – чёрный, белый и серый. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный-зелёный, оранжевый - синий, жёлтый - фиолетовый.
2 уч-ся: А сейчас мы с вами поиграем в цвета: Игра в цвета
Задание детям: Расположите ткани по группам цвета: (работа в группах по 3 человека)
Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый)
Холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый)
Нейтральные цвета (белый, черный и все оттенки серого)
( Дети разбирают ткани по цвету)
2 уч-ся: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием
Педагог: Существует много техник лоскутного шитья, мы с вами познакомимся с основными техниками (квадрат, полоска, треугольник, уголки)
В дальнейшей работе мы с вами научимся применять эти техники в изготовлении изделий. (Слайд № 8-13)
Педагог: А сегодня мы с вами будем шить вещь, без которой трудно обходиться на кухне? Можете мне ответить, что же это за предмет?
Дети отвечают: прихватка
Педагог: правильно
Для того чтобы изготовить прихватку нам понадобятся инструменты и оборудование. (Иглы, ножницы, нитки, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш).
В моем волшебном ларце хранятся инструменты. Чтобы узнать, что это за инструменты, ребята загадают вам загадки.
1.Уч-ся Тонконогая Ненила
Всех одела-нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки. ( Игла)
2.Уч-ся Инструмент бывалый -
Не большой не малый. У него полно забот,
Он и режет и стрижет. (Ножницы.)
1.Уч-ся Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход! (Карандаш)
2. Уч-ся Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка)
1.Уч-ся Острая, как игла, только нитку в нее не вдеть и служит она для временного скрепления деталей. (Булавка)
2.Уч-ся Как зовется тот щиток, что хранит пальцы и ноготок? (Наперсток) (Слайд №15)
И перед тем, как начать работу, мы вами сделаем перерыв и немного разомнемся. Ребята сделают с вами зарядку.
- Физкультминутка. Вы, наверное, устали?
Так давайте отдохнем.
Начинается разминка
Встали, выровняли спинки.
Вправо – влево наклонились,
Головой теперь покрутим.
Так мы лучше думать будем.
Мы работаем руками
Раз-рывок и два-рывок.
Приседаем мы по счету,
Раз-два-три-четыре-пять.
А теперь тихонько сядем,
И работать будем дальше.
Педагог: Итак, чтобы сшить прихватку нам понадобятся следующие инструменты: иголка, ножницы, нитки, линейка, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш). Все инструменты у вас имеются.
Так же для работы нам понадобится ткань. Фактура ткани – это структура её поверхности. Фактура зависит от переплетения нитей. В школе на уроках технологии вы уже изучали переплетение тканей.
- Какое переплетение вы уже знаете? ( Полотняное)
В лоскутной технике предпочтение отдаётся простому переплетению (полотняному, сатиновому, атласному).
Для работы лучше использовать, ткани которые имеют это переплетение: ситец, сатин, бязь, хлопок, лён. ( Демонстрация коллекция тканей)
Для шитья прихватки лучше использовать плотную ткань. Мы будем использовать мебельную ткань.
Чтобы работа приносила удовольствие, мы не забудем про основные правила по технике безопасности: (Слайд№16)
- Иглы и булавки хранить в игольнице.
- Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.
- Проталкивайте иглу в ткань с наперстком.
- Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия.
- Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.
- Используйте ножницы по назначению.
- И так мы запаслись самыми необходимыми знаниями для выполнения работы.
- Практическая часть. Творческая работа. Изготовление прихватки по форме квадрат или круг (по самостоятельному выбору детей)
Сегодня мы будем шить прихватку по плану изготовления, в дальнейшем мы познакомимся с вами с технологической картой.
План изготовления прихватки лежит на столе перед вами. ( Приложение 1)
- Подбери лоскутки ткани для выполнения прихватки.
- Выбери шаблон: квадрат или круг
- Обведи шаблон прихватки мелом по внешнему контуру на ткани
- Сделай припуски 1см, обведи мелом
- Вырежи деталь прихватки
- Сделай еще один экземпляр детали прихватка.
- Соедини детали лицевой стороной внутрь, заколи портновскими иголками
- Сшей детали вместе швом: «вперёд, назад иголку», оставив итверстие.
- Выверни прихватку, зашей отверстие.
- Оцени работу
Самостоятельная работа детей: самоконтроль, выявление дефектов и устранение их.
(Педагог и старшие учащиеся оказывают индивидуальную помощь)
5. Рефлексия:
Педагог: Вот и закончилось знакомство с удивительным искусством лоскутного шитья.
Итак, ребята расскажите бабушке Пелагее, что нового вы узнали сегодня на занятии? Чему научились? Покажите ей ваши работы.
(Дети рассматривают работы.) Приложение 2
Понравилась вам работа с лоскутами? Чем? (Дети отвечают, педагог уточняет)
- что такое лоскутная техника (соединение лоскутов ткани)
- с какими техниками лоскутного шитья вы познакомились? (шахматка, полоски, треугольники)
- с какими тканями вы познакомились? (ситец, фланель, гобелен, мебельная ткань)
- по чему распознать цветовой круг? («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
- назовите этапы изготовления прихватки. (ответы детей)
Педагог: Молодцы, я уверена бабушке Пелагее ваши работы понравились. Мама будет довольна вашими подарками. Я тоже довольна вашей работой. А я надеюсь, что вы будете активно посещать занятия, чтобы пополнить свои знания по лоскутному шитью.
Лоскутный ворох, разноцветный край
С моей фантазией ты снова поиграй.
И пусть она порхает так легко
В волшебном мире пестрых лоскутков.
Раскрою веер, сказочный ковер,
Сошью, сумею, выстелю узор,
Поймав рукой перо из лоскутка,
Жар-птицей унесусь под облака… (слайд №18)
Педагог: Спасибо всем детям. Вы сегодня творчески поработали. Я жду вас на следующем занятии. А сейчас приведем в порядок свои рабочие места
7. Уборка рабочих мест.
Используемая литература
- Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика» - М.: Школа – Пресс, 1993
- Ерзенкова Н.В. «Свой дом украшу сама». – СПб, Мастерица, 1995.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб.: 1999.
- Максимова М. "Лоскутики" М.Просвещение, 1988
- МакКормик Г.М. «Лоскутное шитье». М.: Ниала ХХ1век, 2001
- Хаунс С. "Как научиться шить" Москва 1999
- Хелен Мур «Креативный пэчворк», Феникс, 2005.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Цветочные фантазии из бумаги"
Цветы - символ любви и верности, они привносят в нашу жизнь радость и счастье. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. Однако, живые цветы недолг...
Методическая разработка вводного занятия программы «Туристическое».
Цель занятия: дать представление программного материала, познакомить с основными направлениями деятельности....
Методическая разработка вводного занятия студии мультипликации "Капитошка"
Возраст детей: 6-8 лет.Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая.Направления: художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально – личностноеОбразовательные области: худож...
Методическая разработка вводного занятие Изостудии "Мир фантазий"
Вашему вниманию представлен конспект вводного занятия Изостудии "Мир фантазий" на тему "Волшебный мир художника". Занятие рассчитано на детей 6 - 7 лет. Имеется презентазия - сопровождение занят...
Методическая разработка "Вводное занятие в программу "Веселый английский" для детей 5-6 лет"
Методическая разработка "Вводное занятие в программу "Веселый английский" для детей 5-6 лет"...
Методическая разработка вводного занятия в программу "Конструирование"
Методическая разработка вводного занятия в программу "Конструирование"...
Методическая разработка вводного занятия в программу "Рукоделие и дизайн"
Данная методическая разработка представляет собой проект занятия по дополнительной образовательной программе «Рукоделие и дизайн» и состоит из следующих разделов:ВведениеМетодические совет...