Методическая разработка занятия на тему "Осенние изменения в природе"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskiy_chas_osennie_izmeneniya_v_prirode_.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

общеобразовательная школа № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Воспитательский час

на тему: «Осенние изменения в природе»

Подготовила и провела воспитатель:

Гриб Н. В.

Санкт-Петербург

2020

Воспитательский час

на тему: «Осенние изменения в природе»

для обучающихся 1-4 классов

Задачи: 

- обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, осенних изменениях в живой и неживой природе.

Ход занятия

1 часть — организационная.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько листочков залетело к нам в класс! Почему это произошло? Давайте их соберём! А вот этот листочек необычный — на нём что-то написано: «Королева Осени приглашает вас в путешествие. Вашими спутниками будут осенние листочки».

2 часть — основная.

Воспитатель: На этом листочке — первое задание: «Назовите осенние месяцы!» Как называется первый осенний месяц в народном календаре? Ответа детей (Хмурень). Почему народ дал Сентябрю такие имена? (Потому что в лесах в это время цветёт верес). Найдите осенние месяцы на календаре!

— Назовите разные имена Октября! Ответа детей (Грязник, Мокрохвост, Ветродуй) Объясните эти названия. Вспомните названия Ноября! (Полузимник, Листопад) От каких слов произошли эти имена последнего месяца осени?

Воспитатель включает аудиозапись музыкального фрагмента «Времена года», дети с листочками под музыку кружатся.

— Куда же нас привели листочки? (слайд осеннего леса) Вам нравится осенний лес? Почему он такой красивый? Почему изменилась окраска листьев? (Из-за холодов, деревья готовятся к зиме и т.д.)

— Какое явление природы называется листопадом? Почему листья с деревьев, кустарников осенью опадают? Ответа детей (Деревья и кустарники так сохраняют питательные вещества на зиму, меньше расходуют энергии в зимние месяцы; чтобы на веточках не задерживался снег и не ломал их и т.д.)

— Все ли деревья изменяют свой наряд осенью? (Ель, сосна остаются зелёными) Почему эти деревья называют «вечнозелёными»? Хвоя, или иголочки, на ветках этих деревьев не боятся морозов, а гибкие ветви могут выдержать огромные снежные шапки.

— Какие ещё деревья вы знаете? Назовите, с какого дерева листок! Закройте глаза и прислушайтесь, какие звуки осеннего леса вы услышите? (Шум листвы, шёпот листьев, скрип старых деревьев и т.д.). Прилетел к нашим листьям осенний ветер, и закружился листопад! Дети кружатся, шуршат листьями под музыку.

— Какие запахи мы чувствуем в осеннем лесу? Ответа детей (Запахи сухих листьев, вереса, сырого мха, грибов). Какой урожай дарит нам осенний лес? (Много разных грибов). Грибы эти вовсе не надо искать.

— Рассмотрите изображения грибов. Назовите и «соберите» только хорошо известные вам грибы: около изображения съедобных для человека грибов нарисуйте зелёный кружок, а несъедобные грибы обозначь красным кружочком.

— Вспомните правила сбора грибов! «Не срывать и не топтать грибы», «Хороший гриб можно срезать аккуратно ножом, не раскапывать палкой грибницу», «Не срывать очень маленькие и очень старые грибы», «Нельзя собирать грибы у проезжей части».

Педагог показывает муляж (изображение, слайд) гриба. А вот и наш первый гриб! Как он называется? (Это боровик). Как ещё его называют? (Белый гриб). Почему люди дали грибу с коричневой шляпкой такое название? (У него белая мякоть, в любом виде она сохраняет свой цвет). Этот гриб считается королём, царём всех грибов.

— Земля в осеннем лесу устлана разноцветными листьями. Они скрывают от наших глаз яркие шляпки грибов. Поищите другие грибы! (Дети находят в классе муляжи подосиновика, подберезовика, сыроежки, боровика, лисички, опят). Рассмотрите эти грибы и расскажите о них. Почему они так называются? Это съедобный гриб: у него красивая оранжевая шляпка и серая ножка. Он любит расти под осинками. Назовите его! Ответа детей (Подосиновик).

— Обратите внимание на целое семейство грибов: они не растут на земле, а забираются повыше — на пенёчки, деревья. Как они называются? Ответа детей (Опята). Ребята, смотрите, какой у меня красивый гриб!

Сорвал красивый гриб в лесу,

Любуюсь на его красу:

Он на белой ножке,

На шляпке белые горошки…

А люди говорят,

Что в нем опасный яд! Ответа детей (Мухомор)

— Можно ли его срезать? Почему нельзя? (Он ядовитый для человека). Почему он так называется? (Люди заметили, что его запаха боятся мухи).

— Однажды я собирала в лесу грибы и заметила, что незнакомый мальчик ногой сбивал все встречающиеся ему на дороге мухоморы. Когда я спросила, для чего он так поступает, он ответил, что эти грибы очень ядовитые, их нельзя собирать, есть. Ребята, как вы думаете, правильно ли поступал этот мальчик? (Нет. Для людей эти грибы ядовитые, но они очень нужны зверям: лось и белка ими лечатся. В природе нет ничего ненужного. Без грибов лес может заболеть).

— Что люди делают с грибами, которые собирают в лесу? Ответа детей (Варят, жарят, сушат, маринуют, консервируют).

Физкультминутка «Кто больше соберёт грибов?»

— Наши листочки помогли нам собрать грибы, и ветер вновь закружил их в вальсе листопада. Полетим с ними дальше! В лесу для такого танца листочкам мало места. Они могут зацепится… за что цепляются листочки? (За веточки, прилипают к мокрым стволам деревьев, за шляпки грибов, за иголки сосен и ежей…)

— Мой листочек попал в невидимую, прозрачную ловушку.

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк! (Паук)

Без рук, без станка

Наткал тонкого холста.

Кто придет к нему гостить,

Может голову сложить:

Холст тот клейкий, липкий,

Запутаетесь в нитках! (Паутина)

— Что за мастер сплёл такую ловушку? (Паук). «Не рви мои сети!» — Ребята, кто это говорит? (Это паучок). Извини нас, паучок, мы не заметили твоей паутинки! Для чего тебе она? Что ответит паучок? (Я готовлюсь встретить холода, Мне надо наловить много мух. Осенью все готовятся встретить холодную зиму).

— Рассмотрите изображения животных и расскажите, как насекомые, звери готовятся к зимним холодам. (Лягушки, улитки зарываются в ил. Муравьи собираются в глубине муравейника и запечатывают его вход. Пауки заворачиваются в путину. Божьи коровки прячутся под опавшие листья, в засохшую траву. Белка запасает грибы, орехи, утепляет гнездо в дупле. Ёж устраивает жилище из листьев, собирает грибы, плоды. Медведь строит берлогу. Барсук, лиса утепляет свои норы).

— Многие насекомые зимуют в опавших, сухих, свернувшихся листьях. Как вы думаете, можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ещё один наш листочек зацепился за иголки ежа. Для чего ёжику листья? (Он носит их в ямку под пенёк, устраивает себе постель). Как ёж собирает листья? (Он свернется в клубочек и катается по сухим листьям, как мячик).

— А этот листочек зацепился за шишку. Кто из лесных зверей собирает шишки осенью? (Белочки) Как белки готовятся к зиме? (Собирают грибы, орехи, меняют шубку с рыжей на серую, утепляют дупло и т.д.).

— Как заяц готовится к зиме? Сначала у него белеет хвостик, потом — задние лапки. Вот и получается, что осенью заяц наряжается в белые штанишки. А потом у него меняется вся шубка.

— Ветер поднял наши листочки вверх. Они увидели в небе стаи птиц. Рассмотрите рисунок и назовите только перелётных птиц.

— Какие птицы улетают первыми? Ответа детей (Ласточки и стрижи, потому что для них становится мало еды — насекомых).

— Приземлились листочки в саду и огороде! Чем заняты люди? Ответа детей (Сажают саженцы, люди собирают урожай: яблоки и груши с деревьев складывают в ящики; собирают картошку в мешки и т.д.). Люди осенью наводят порядок не только в садах и огородах, но и в городе. Чем заняты люди осенью в городе? Можно ли сжигать опавшие листья и сухую траву? Почему? Ответа детей

3 часть — заключительная.

Воспитатель: Понравилось ли вам путешествие с листочками? Как сохранить эти листочки? Ответа детей (Засушить в гербарий).

Всем молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме «Берегите природу»

Цель:Формировать у детей дошкольного возраста представление о животных и растениях Красной книги  Санкт-Петербурга.Задачи:·        Образовательные:- повторить т...

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально - личностного отношения к природе "Обиженный кустик" для детей 6-9 лет.

Целью занятия «Обиженный кустик» является  формирование толерантности, как качества личности, через осознание детьми своих поступков, направленных на мир c природой.  Использование  кон...

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной."

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной "...

Методическая разработка занятия на тему "Осенние изменения в природе".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия "Осенние изменения в природе"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Знатоки родной природы".

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Осенние изменения в природе"

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....