Методическая разработка занятия на тему "Знатоки родной природы".
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение общеобразовательная школа № 584 «Озерки»
Выборгского района г. Санкт – Петербурга
Методическая разработка
«Знатоки родной природы»
Выполнила воспитатель
ГБОУ школа №584 «Озерки»
Белова Ирина Анатольевна
2020 – 2021 уч.г.
Тема: Знатоки родной природы.
Цель: воспитание экологического мировоззрения
Задачи:
- Учить любить и беречь родную природу.
- Формировать правила поведения в природе.
- Воспитывать бережное отношение к живому миру.
- Выработать потребность в общении с природой.
Оборудование: «Красная книга», презентация «Красная книга», интерактивная доска, открытки с изображением растений, животных, занесённых в Красную книгу, плакаты «Правила поведения в природе».
Ход занятия:
1. Вводное слово
- Любите вы природу? А знаете ли вы, как надо охранять и беречь природу? Вот сейчас проверю кто из вас настоящий знаток природы. (ответы детей)
- Как мы знаем, миллион или больше лет назад на Земле в результате эволюции появились первые древние люди. Природа жила сама по себе. А разве миллион большой срок? Если принять возраст Земли за 24 часа, то история человека составит всего 9 секунд! Но как много натворить успел человек за эти 9 секунд! Конечно, древние люди охотились на животных, собирали травы, плоды и ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, да и никакой промышленности и сельского хозяйства тогда не было. Поэтому в древности люди не причиняли Природе большого вреда. Влияние людей на Природу было незначительным.
Но время шло. Человечество развивалось, придумывало всё новые и новые орудия и приспособления для того, чтобы использовать Природу в своих целях. Постепенно появились современная промышленность и сельское хозяйство. Да и жителей планеты становилось всё больше и больше. Ведь сейчас, как мы уже знаем, нас уже почти 6 миллиардов! Поэтому, если раньше влияние человека на Природу было мало заметным, сейчас оно многократно возросло. Человек стал слишком много брать от Природы и слишком много выбрасывать своих отходов. Именно поэтому нарушаются природные круговороты.
Многие миллионы лет Природа из остатков древних растений «создавала» природное топливо – нефть, газ, уголь. Людям нужны энергия и тепло. Человек придумал паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания. Эти двигатели «пожирают» колоссальные количества нефти, угля и газа. Природное топливо – органические вещества. При сгорании органических веществ, также как и при любом процессе горения, поглощается кислород, а выделяется углекислый газ. И природный баланс газов в атмосфере нарушается.
Промышленность развивается, и миллионы тонн неочищенных вредных отходов выливаются в океаны, моря, реки, озёра. Природа просто «не знает», что с ними делать! После этого уже не искупаешься, да и чистой воды не попьёшь. А каково несчастным водорослям, рыбам и другим водным обитателям?
Люди вырубают леса. Ведь из древесины делают бумагу, мебель и множество других полезных вещей. Вырубка леса сокращает фотосинтез и нарушает глобальные круговороты кислорода и углекислого газа. А несчастные жители лишаются своего привычного дома и погибают.
Средиземное море, разделяющее Европу, Африку и Азию, превратилось международную свалку отходов! Чистые пляжи остались только в Греции и Испании. Ежегодно в Средиземное море сбрасывается около 120 тысяч тонн отработанных масел, 60 тысяч тонн моющих средств, 100 т ртути.
С тех пор, как человек начал своё наступление на Природу, многие сотни и тысячи видов растений и животных исчезли с лица Земли.
Уже к 1900 году на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих животных и 140 видов птиц! А в наши дни около 600 видов животных находятся на грани полного истребления. Это - киты, морские черепахи, носороги, журавли, уссурийские тигры, белые полярные медведи, чёрные аисты и многие, многие другие. В угрожающем положении находится сейчас каждый десятый вид высших растений. Учёные экологи считают, что каждый десятый день на планете бесследно исчезают несколько десятков видов растений и животных. Но некоторые ещё можно спасти. Их записывают в специальную Красную книгу. Когда будете в лесу и встретите прекрасный цветок ландыш, не рвите его – он записан в Красную книгу. Порадуйтесь его красоте и запаху и идите дальше.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыш в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речке смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.
- Презентация «Красная книга»
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.
3. Физминутка
4.Правила поведения в природе
- Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. Я вам рассказывала о глобальной катастрофе, которая может произойти и уже происходит. А чем вы можете помочь родной природе, которая окружает вас?
Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала
Каждому правила знать не мешало.
- Давайте подумаем, что нас радует в природе? (Ответы учащихся) Да, красота, чистый воздух, тишина, леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.
- Наше занятие называется «Знатоки родной природы». А кто такие знатоки? Знаток – Это человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь. А вы знатоки природы? Любите вы природу? Знаете ли вы как надо охранять и беречь её? Вот я сейчас и проверю ваши знания.
- Внимательно рассмотрите плакаты и скажите, что они запрещают делать в природе.
Не рви в лесу, на лугу цветов, не порть кору деревьев, не ломай ветки.
- Пусть красивые растения останутся в природе. Помни, что букет можно составить только из растений, которые выращены человеком. В нашей Ленинградской области есть растения, которые занесены в «Красную книгу».
(Показ открыток с изображением растений, занесённых в «Красную книгу»)
- Назови и запомни эти растения. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им?
(Все хором)
- Нет!
Давай пройдёмся медленно по лугу
И, «здравствуй», скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Не сбивай мухоморы.
- Посмотрите на следующий плакат. Что он запрещает?
- Кто из вас любит собирать в лесу грибы? А знаете ли вы, что грибы могут заменить мясо? Из-за большого содержания в них белков грибы называют растительным мясом. Кто знает как правильно собирать грибы? Гриб надо срезать ножом или аккуратно выкручивать. Однако собирать грибы надо с большой осторожностью, иначе недалеко до беды. Недаром народная мудрость гласит: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в корзину кладут». Грибникам, особенно новичкам рекомендуется собирать только те грибы, которые они хорошо знают, незнакомый гриб лучше оставить в лесу. Если вам встретится ядовитый гриб, что вы сделаете?
- Помните, что грибы очень нужны в природе. Ядовитый гриб может понадобиться какому-нибудь животному или просто украсит лес, например, красавец мухомор. Ядовитые грибы никому не причиняют вреда, если не трогать.
Я сорвал цветок – и он увял,
Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
- К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономично, а эгоистично, расточительно. Я уже вам говорила, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.
- Природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи, просит защиты.
А природа опять
То предельно проста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня не её красота,
Удивляет её терпенье.
А когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе Земли,
Для меня
Это прежде всего –
Крик о помощи!
5.Итог
- Мы с вами рассмотрели «Красную книгу», повторили несколько правил поведения в природе. Но их существует очень много и их обязательно надо знать и выполнять так, как вы, например, каждый день чистите зубы, говорите «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Соблюдая эти правила – природа наша станет богаче и краше. В благодарность одарит своей красотой.
- По теме « Экология» продолжится работа :
Одна группа учащихся будет составлять «Красная книга России», вторая – альбом «Правила поведения в природе» и эти работы будут представлены на школьной выставке работ по теме «Экология».
- Вам предлагается провести практическую работу «От жёлудя до дуба». Высадим плоды деревьев (дуб, каштан) в горшки и будем наблюдать, ухаживая за ними. Пророщенные плоды весной высадим на пришкольный участок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-501685-1413707041.jpg)
Методическая разработка занятия и презентация: "Народный фольклор родного края. Уж вы горы, горы Жигулёвские"
Разработка занятия предназначена для учащихся музыкальной студии третьего года обучения. Разработка включает сценарий занятия и презентацию по теме занятия....
Методическая разработка занятия по теме «Берегите природу»
Цель:Формировать у детей дошкольного возраста представление о животных и растениях Красной книги Санкт-Петербурга.Задачи:· Образовательные:- повторить т...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/29/picture-698140-1527617800.jpg)
Методическая разработка по литературе "Поэтизация родной природы в стихотворении А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…»".
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А.А. Ахматовой, с выразительностью художественного языка поэтессы. Задачи: 1. Формирование представления об особенностях лирики А.А. Ахматовой. 2. Сов...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/13/picture-1081043-1649832646.jpg)
Методическая разработка занятия на тему "Многообразие природы".
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Методическая разработка занятия "Осенние изменения в природе"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/23/picture-1317267-1614076439.jpg)
Методическая разработка занятия на тему "Берегите природу"
Занятие рассчитано для обучающихся основной школы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/23/picture-1317267-1614076439.jpg)
Методическая разработка занятия на тему "Берегите природу"
Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....