Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с ЗПР 5-9 классов
рабочая программа

Насибова Конуль Аслановна

Рабочая программа для детей с задержской психтческого развития с 5 по 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchitelya_defektologa_5-9_klass.docx1014.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Any Scanner_11_18_2022(2) 1.jpg

Раздел программы

Страница

         1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей

4

1.3

Возрастные и индивидуальные особенности психического развития детей с нарушением развития

6

1.4

Отслеживание результатов усвоения программы

7

2.

СОД Е Р Ж АТ Е Л Ь НЫ Й Р АЗ Д Е Л

2.1

Особенности организации работы учителя-дефектолога

8

2.2

Формы, способы, методы и средства реализации программы

8

2.3

Критерии оценки результативности работы по программе

9

2.4

Условия для реализации программы

10

2.5 Планируемые результаты  освоения коррекционного курса

10

2.6

Содержание коррекционного курса

13

2.7 Примерное тематическое планирование занятий.

15

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Программно - методическое обеспечение программы (методическая литература)

34

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Программа коррекционной работы предусматривает создание в МАОУ CОШ №1 системы комплексной помощи, т.е. специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО с изменениями), с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) МАОУ СОШ № 1.  Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития. Специальные условия получения общего образования обучающимися с задержкой психического развития включают использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися.

В последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всѐ больше детей, испытывающих стойкие трудности в обучении. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога и учителя логопеда. Коррекционно- развивающая работа, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое

направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы. В современном обществе идѐт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.

  1. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей

Коррекционно – развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и педагога, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

- развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.

- развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором педагог задает вопросы, стимулирующие мышление.

- развитие у обучающихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.

- коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Цель программы: развитие когнитивной сферы, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой регуляции.

Задачи:

  • способствовать обогащению активного словарного запаса и развитию разговорной речи;
  • развивать основные свойства внимания;
  • содействовать развитию мыслительной деятельности;
  • формировать и развивать внутренний план действий, навыки самоконтроля, саморегуляции деятельности;
  • способствовать формированию адекватной самооценки;
  • формировать навыки конструктивного общения.

  Для работы с детьми с ЗПР программой предусматривается групповая форма занятий (по 2-4 человека) и индивидуальные занятия, имеющие коррекционно-развивающую и предметную направленность. Два занятия в неделю, 68 часов в год.

                    На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ТПМПК. При поступлении ребёнка учитель-дефектолог проводит первичную диагностику, используя материалы для психолого-педагогической диагностики детей (Нейропсихологическая диагностика высших психических функций детей с 3-х до 18-лет, 2018).

   Выбор формы занятий (индивидуальная или групповая) осуществляет учитель-дефектолог самостоятельно, исходя из особенностей развития ребёнка по результатам диагностики. Программа является частью «Коррекционной программы». Направлена на выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, и создание адекватных условий для их реализации; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); оказание индивидуальной помощи в освоении обучающимися с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях ребенка.

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Трудности в обучении у обучающихся с ЗПР обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Внимание обучающихся с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, при чем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. В развитии мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

Для обучающихся с ЗПР наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно -логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно-логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

  1. Отслеживание результатов усвоения программы.

Динамика отслеживается следующим образом:

  • первичная диагностика – выявление зоны актуального и ближайшего развития, составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ);
  • промежуточная диагностика специалистами в середине учебного года - анализ динамики коррекционной работы;
  • итоговая диагностика специалистами - психолого-педагогическую диагностику развития специалисты проводят, используя те же методы, что и при первичной диагностике, но на другом наглядном и практическом материале. При необходимости, КРЗ пролонгируются на следующий год.

На каждый вид диагностики отводится 1-3 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка и характера нарушений.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

     2.1. Особенности организации работы учителя-дефектолога.

    Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

   Формирование приѐмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.А. Чернышовой «Организация работы с учащимися 5-6 классов, испытывающими трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной коррекции). Учеб. пособие / Е.А. Чернышова; под ред. Е.А. Ямбурга. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – (Инклюзивное образование), с учѐтом ФГОС ОВЗ. Так же на основании авторского пособия Мищенковой Л. В «36 занятий для будущих отличников с 7 - 8 класс, в данном пособии предоставлены материалы к тематическим коррекционно-развивающим занятиям.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Коррекционно-развивающее обучение построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

  • планирование материала от простого к сложному,
  • дозирование помощи взрослого,
  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объѐм материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения (КРО), где игры и упражнения, подобраны таким образом, что еѐ задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии.

  1. Критерии оценки результативности работы по программе.

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной программы.

           Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста. Деятельность обучающихся в ходе реализации коррекционно-развивающей программы не оценивается.

  1. Условия для реализации программы.

Программно-методические условия:

  • диагностический материал с методическими рекомендациями;
  • демонстрационный материал по предметам;
  • игровые коррекционно-развивающие пособия;
  • дидактический раздаточный материал для обеспечения прохождения разделов программы;
  • учебные пособия по развитию устной и письменной речи, математических представлений;
  • детская литература;
  • цифровые образовательные ресурсы;
  • методическое сопровождение к материалу.
  • Материально-технические условия:
  • Оргтехника.
  • Помещение для проведения занятий, соответствующее СанПин
  • Оборудование кабинета учителя-дефектолога соответствующей СанПин мебелью.
  1.  Планируемые результаты коррекционной работы:

Предполагается, что в итоге проведения коррекционной работы, обучающиеся с ЗПР в достаточной мере, осваивают основную образовательную программу основного общего образования.

Результаты обучающихся с особыми образовательными потребностями на уровне основного общего образования демонстрируют готовность к последующему профессиональному образованию и достаточные способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.

Наблюдаются преодоление, компенсация или минимизация имеющихся особых образовательных потребностей и совершенствование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных компетенций, что позволит школьникам освоить основную образовательную программ программу, успешно пройти итоговую аттестацию и продолжить обучение в выбранных профессиональных образовательных организациях разного уровня.

Личностные результаты:

  • сформированная мотивация к труду;
  • ответственное отношение к выполнению заданий;
  • адекватная самооценка и оценка окружающих людей;
  • сформированный самоконтроль на основе развития эмоциональных и волевых качеств;
  • умение вести диалог с разными людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • понимание        ценностей        здорового        и        безопасного        образа        жизни,        наличие        потребности        в        физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • понимание и неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);
  • осознанный выбор будущей профессии и адекватная оценка собственных возможностей по реализации жизненных планов;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осмысленного принятия ценностей семейной жизни.

    Метапредметные результаты:

  • продуктивное общение и взаимодействие в процессе совместной деятельности, согласование позиции с другими участниками деятельности, эффективное разрешение и предотвращение конфликтов;

  • овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
  • самостоятельное        (при        необходимости        - с        помощью)        нахождение        способов        решения        практических        задач, применения различных методов познания;
  • ориентирование в различных источниках информации, самостоятельное или с помощью; критическое оценивание и интерпретация информации из различных источников;
  • овладение языковыми средствами, умениями их адекватного использования в целях общения, устного и

письменного представления смысловой программы высказывания, ее оформления;

  • определение назначения и функций различных социальных институтов.

   Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения и/или профессиональной деятельности школьников с ЗПР. Обучающиеся с ЗПР достигают предметных результатов освоения основной образовательной программы на различных уровнях в зависимости от их индивидуальных способностей, вида и выраженности особых образовательных потребностей, а также успешности проведенной коррекционной работы.

    На базовом уровне обучающиеся с ЗПР овладевают общеобразовательными и общекультурными компетенциями в рамках предметных областей ООП ООО. Учитывая разнообразие и вариативность особых образовательных потребностей учащихся, а также различную степень их выраженности, прогнозируется достаточно дифференцированный характер освоения ими предметных результатов.

         Результативность работы по программе оценивается комплексом диагностических методик, обозначенных в программе. Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы о динамике развития обучающегося.

         2.6.  Содержание коррекционного курса              .

5 - 6 класс

Тема № 1 Диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей (2 часа) Тема № 2 «Грамоте учиться – всегда пригодиться» (10 часов)

Тема № 3 «Каков разум — таковы и речи» (7 часов)

Тема № 4 «Кто рано встает, тому Бог дает» (7 часов) Тема № 5 «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (5 часов)

Тема № 6 «Ангел на Землю спустился и сказал: "Христос родился!"» (5 часов) Тема № 7 «Мороз и солнце — день чудесный!» (3 часа)

Тема № 8 «Уж тает снег, бегут ручьи, а окно повеяло весною…» (3 часа)

Тема № 9 «Лето» (3 часа)

Тема № 10 «Листья желтые над городом кружатся...» (5 часов) Тема № 11 «Пойду плясать, никому не удержать» (5 часов) Тема №12 «Где любовь да совет, там и горя нет!» (6 часов) Тема №13 «Где родился, там и пригодился» (5 часов)

Тема №14 Итоговая диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей (2 часа)

7- 9 класс

Тема № 1 Диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей (6 часов) Тема № 2 Пространственная ориентировка (11 часов)

Тема № 3 Коррекция, развитие и диагностика восприятия (6 часов) Тема № 4 Коррекция, развитие и диагностика внимания (7 часов) Тема № 5 Коррекция, развитие и диагностика памяти (9 часов) Тема № 7 Коррекция, развитие и диагностика мышления (7 часов) Тема № 8 Работа с текстом (16 часов)

Тема № 9 Итоговая диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей (6 часов)

2.7. Тематическое планирование 5-6 класс

Тема урока

Кол/во

часов

Содержание занятия

Формируемые представления

Примечание

Тема №1: Диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных

особенностей (2 часа)

1

Диагностика

познавательной деятельности

1

Диагностика общей ориентации детей в

окружающем мире и запаса бытовых знаний. Тест Керна-Йерасика на определение уровня интеллектуального развития        детей.        Диагностика когнитивных способностей. Матрицы Равена.    Диагностика    эмоциональной

сферы и личностных особенностей

2

Диагностика        устной        и

письменной речи

1

Чтение незнакомого текста, словарный

диктант, списывание текста

Тема № 2: «Грамоте учиться – всегда пригодиться» ( 10часов)

3

Вводный урок: знакомство с типами предложений.

Многозначные слова.

1

Вводный урок в курс «Комплексная коррекция». Требования к учащимся. Ознакомление учащихся с типами упражнений. Развитие внимания и работа над увеличением его объема. Обучение гимнастике и массажу кистей рук. Понятие «многозначные слова», практика в чтении незнакомого текста и

беседа по его содержанию.

Р.т. 1ч.,

урок № 1 (4).

4

Пословицы, их переносный смысл;

фразеологический оборот.

1

Пословица «Ученье — свет, а неученье

— тьма», объяснение ее лексического значения. Определение переносного смысла пословицы «Красна птица перьем, а человек - уменьем». Понятие

«фразеологический оборот». Развитие зрительно-моторной координации.

Практика в чтении текст по ролям.

Р.т. 1ч.,

урок № 2 (3).

5

Понятие «Обобщающее слово», практика диалога.

1

Понятие «Обобщающее слово». Определение значения словосочетания

«школьные принадлежности». Развитие зрительно-моторной координации.

Работа над формированием

категориальности мышления. Практика диалогической речи (с опорой на

«сценарий»).

Р.т. 1ч.,

урок № 3 (6).

6

Пословицы, их переносный смысл; практика чтения текста.

1

Изучение пословиц «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «На воре шапка горит» и объяснение их переносного смысла. Развитие внимания, произвольной деятельности.

Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Р.т. 1ч.,

урок № 4 (4).

7

Лексическое значение

слов, понятия; скороговорка.

1

Работа над расширением словарного

запаса, определением лексического значения слов. Работа по расширению знаний об окружающем. Понятия

«неязыковые факторы коммуникации»,

«ситуация». Разучивание скороговорки

«У ежа и елки иголки колки». Практика в выразительном чтении текста по ролям, пересказ текста (с

дополнительным речевым заданием).

Р.т. 1ч.,

урок № 5 (4).

8

Конспектирование, практика диалога.

1

Составление простейшего конспекта по рассказу учителя. Уточнение смысла

пословицы «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Практика диалогической речи, обучение диалогической речи с опорой на ситуацию. Расширение знаний об окружающем.

Р.т. 1ч.,

урок № 6 (4).

9

Пословицы, их

переносный смысл; практика чтения текста.

1

Ознакомление с пословицей «Учиться

никогда не поздно», уточнение ее смысла. Работа над развитием внимания, развитие мелкой моторики кистей рук. Практика в чтении незнакомого текста и беседа по его

содержанию.

Р.т. 1ч.,

урок № 7 (5).

10

Значение многозначных слов. Пословицы-

синонимы.

1

Работа над определением значения многозначных слов «урок» и «грамота».

Работа над усвоением пословиц «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно». Пословицы-синонимы.

Работа по формированию образа слова. Практика в монологической речи (с

дополнительным речевым заданием).

Р.т. 1ч.,

урок № 8 (3).

11

Обобщение.

1

Обобщающий урок по теме № 1.

Закрепление знаний. Речевая игра.

Р.т. 1ч.,

урок № 9.

12

Промежуточное

обследование.

1

Диагностика навыков устной и

письменной речи.

Тема № 3: «Каков разум — таковы и речи» (7 часов)

13

Знакомство со словами- паразитами. Аудирование.

1

Тренировка в восприятии содержания текста на слух (аудирование).

Ознакомление с понятием «слова- паразиты». Практика в чтении незнакомого текста, беседа по его

содержанию.

Р.т. 1ч.,

урок № 10 (4).

14

Крылатые выражения, пословицы, их смысл;

практика чтения по ролям.

1

Крылатое выражение «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей», пословица

«Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь», уточнение их смысла.

Развитие речи, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Практика в

выразительном чтении по ролям.

Р.т. 1ч.,

урок № 11 (4).

15

Значение слов, понятие

«синоним».

1

Определение и уточнение значения слов

«классик», «классика». Развитие

фонематического слуха и

звукобуквенного анализа. Работа над расширением словарного запаса.

Понятие «синоним». Развитие диалогической речи по теме.

Р.т. 1ч.,

урок № 11

(5).

16

Пословицы, их смысл;

составление из данных слов предложений.

1

Ознакомление с Пословицами: «Язык

голубит, язык и любит», «Язык до Киева доведет», «Ласковым словом и камень растопишь», выяснение их смысла. Практика в чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию, подбор синонимов. Развитие

пространственного восприятия, мелкой

моторики кистей рук. Составление предложений по заданным словам.

Р.т. 1ч.,

урок № 12 (2).

17

Понятия «устная речь» и

«письменная речь»;

«образ слова».

1

Ознакомление с понятиями «устная речь» и «письменная речь».

Разучивание скороговорок. Развитие речевой моторики, речи, фонематического слуха. Чтение незнакомого текста и беседа по его содержанию. Работа над «образом

слова».

Р.т. 1ч.,

урок № 13 (4).

18

Рассказ по разрезным картинкам; практика

монолога.

1

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам.

Практика в монологическом высказывании на основе рассказа Л. Каминского «Понедельник — день тяжелый». Работа над развитием внимания и речи, мышления и

пространственного восприятия.

Р.т. 1ч.,

урок № 15 (3).

19

Контрольный урок.

1

Урок контроля и закрепления знаний по темам № 1 и № 2.  Словесная игра.

Р.т. 1ч.,

урок № 16 (2).

Тема № 4: «Кто рано встает, тому Бог дает» (7 часов)

20

Пословицы, их переносный смысл; определение времени.

1

Пословица «Кто рано встает, тому Бог дает» и определение ее переносного смысла. Работа по развитию

произвольной деятельности, зрительно- моторной координации и пространственного восприятия.

Обучение определению времени по стрелочным часам. Восстановление последовательности действия по разрезным картинкам. Работа по

расширению знаний об окружающем (время и способы его измерения), практика в осмысленном чтении незнакомого текста, беседа по его содержанию.

Р.т. 1ч.,

урок № 19 (3).

21

Значение слов; рассказ по

последовательным

картинкам.

1

Работа по уточнению значений слов.

Ознакомление со словом

«обсерватория». Работа по развитию пространственного восприятия, логического мышления. Составление рассказа по последовательным картинкам. Обучение определению времени по стрелочным часам.

Практика в выразительном чтении текста по ролям и его пересказе.

Р.т. 1ч., №

20 (5).

22

Пословица, определение времени; практика чтения.

1

Пословица «Делу — время, потехе — час». Работа над развитием внимания, расширением его объема,

формированием зрительно-моторной координации, развитием речи.

Обучение определению времени по стрелочным часам. Практика в осмысленном чтении незнакомого

текста, беседа по его содержанию.

Р.т. 1ч.,

урок № 21 (5).

23

Рассказ по разрезным картинкам, составление

монолога; практика чтения текста с пересказом.

1

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам и

составление по ним монологического высказывания. Обучение мышлению (обобщение), развитие мелкой моторики. Работа по расширению знаний об окружающем (необычные

часы). Практика чтения знакомого текста и его пересказ.

Р.т. 1ч.,

урок № 22 (4).

24

Практика определения времени и чтения

знакомого текста.

1

Работа над расширением знаний об окружающем (часы механические,

электрические, электронные). Работа над развитием внимания и увеличением его распределения, пространственного восприятия, мелкой моторики, логического мышления Самостоятельная работа по определению времени по стрелочным часам. Практика чтения знакомого

текста.

Р.т. 1ч.,

урок № 23 (5).

25

Пословица, подбор ситуации к ней; план по

опорным словам.

1

Работа по развитию произвольной деятельности, зрительно-моторной

координации, восприятие речи, звукобуквенного анализа. Работа по расширению знаний об окружающем (какие бывают календари). Пословица

«Скучен день до вечера, коли делать нечего» и подбор ситуации к ней.

Практика в осмысленном чтении незнакомого текста и беседа по его содержанию. Составление плана по опорным словам.

Р.т. 1ч.,

урок № 24 (5).

26

Обобщение.

1

Обобщающий урок по теме № 3.

Развитие зрительно-моторной

Р.т. 1ч.,

урок № 25

координации, пространственного

восприятия и произвольной деятельности. Работа над «образом слова». Работа над развитием внимания и увеличения его распределения, развитием памяти. Составление плана

текста и пересказ по плану.

(5).

Тема № 5: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» (5 часов)

27

Пословица, их переносный смысл;

рассказ по последовательным картинкам.

1

Пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и раскрытие ее переносного

смысла. Расширение знаний об окружающем (старинные единицы измерения). Работа над развитием

внимания и расширением его объема, развитием мелкой моторики, пространственного восприятия, зрительного восприятия. Составление рассказа по последовательным картинкам. Практика осмысленного чтения незнакомого текста.

Р.т. 1ч.,

урок № 26 (7).

28

Пословицы, их

переносный смысл; практика пересказа текста.

1

Пословицы «Поспешишь — людей

насмешишь», «Семь бед — один ответ» и определение их переносного смысла.

Работа по расширению знаний об

окружающем (метрическая система мер, понятие «эталон»). Работа над развитием внимания, расширением его объема. Работа над развитием зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, наблюдательности, мелкой моторики.

Практика пересказа текста.

Р.т. 1ч.,

урок № 27 (7).

29

Пословицы, их переносный смысл; разучивание

скороговорки.

1

Пословицы «Не зная броду, не суйся в воду», «Тише едешь — дальше

будешь», уточнение их переносного смысла. Работа над развитием внимания (расширение его объема), речевой моторики. Обучение выделению существенного (по рисункам).

Расширение знаний об окружающем (единицы измерения и измерительные приборы). Разучивание скороговорки

«Портной клин с приподклинком выкроил и перекроил, перекроил и выкроил». Практика осмысленного чтения незнакомого текста и беседа по его содержанию.

Р.т. 1ч.,

урок № 28 (6).

30

Обобщение.

1

Обобщающий урок по теме № 4. Работа

над развитием внимания (расширение его объема). Практика чтения знакомого

текста, пересказ текста с дополнительным речевым заданием.

Р.т. 1ч.,

урок № 29 (4).

31

Контрольный урок.

1

Урок контроля и закрепления знаний по

темам № 3 и № 4. Словесная игра.

Тема № 6: «Ангел на Землю спустился и сказал: "Христос родился!"» (5 часов)

32

Гимнастика-релаксация; восприятие на слух

песни, извлечение из неѐ информации.

1

Развитие внимания, зрительно- моторной координации, произвольной

деятельности, мелкой моторики кистей рук, мышления. Работа по расширению знаний об окружающем (почему и когда мы празднуем Новый год). Обучение гимнастике-релаксации. Восприятие на слух песни о Новом годе, извлечение из нее интересующей информации.

Практика в чтении незнакомого текста и

организация контроля его понимания.

Р.т. 1ч.,

урок № 33 (5).

33

Рассказ по разрезным картинкам; практика

чтения с контролем понимания содержания текста.

1

Составление рассказа по разрезным картинкам. Работа над развитием

внимания, мышления, речи. Работа по расширению знаний об окружающем (праздник Рождество Христово).

Практика чтения и организация контроля понимания содержания

незнакомого текста.

Р.т. 1ч., №

34 (3).

34

Рассказ по последовательным картинкам, плана текста и

краткий пересказ.

1

Составление рассказа по последовательным картинкам. Работа над развитием памяти, речи, мышления.

Составление плана текста и краткий пересказ. Тренировка зрительной

памяти.

Р.т. 1ч.,

урок № 35 (3).

35

Промежуточное обследование.

1

Диагностика навыков устной и письменной речи.

36

Промежуточное

обследование.

1

Диагностика навыков устной и

письменной речи.

Тема № 7: «Мороз и солнце — день чудесный!» (3 часа)

37

Работе с текстами, практика чтения

незнакомого текста.

1

Обучение работе с текстами. Работа над формированием внимания, зрительно-

моторной координации,

звукобуквенного анализа, мышления. Практика в чтении незнакомого текста. Расширение знаний об окружающем (декабрь).

Р.т. 1ч.,

урок № 36 (3).

38

Кубики Никитиных;

чтение подготовленного текста, работа по нему, с опросом.

1

Тренировка зрительной памяти.

Обучение работе с кубиками Никитиных. Развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, мышления, памяти, речи. Расширение знаний об окружающем (январь). Опрос по чтению подготовленного текста и организация работы по тексту.

Р.т. 1ч., №

37.

39

Пересказ текста с

помощью составления плана; повторение

1

Работа по подготовке пересказа текста с

помощью составления плана и пересказа текста. Работа по развитию

Р.т. 1ч., №

38 (2).

фразеологических

оборотов.

фонематического слуха, речи,

мышления. Расширение знаний об окружающем (февраль). Организация

повторения фразеологических оборотов,

изученных в I полугодии.

Тема № 8: «Уж тает снег, бегут ручьи, а окно повеяло весною…» (3 часа)

40

Восприятие на слух

песни, извлечение из неѐ информации; практика чтения незнакомого текста с беседой по содержанию.

1

Развитие внимания, мелкой моторики

кистей: рук, расширение знаний об окружающем (март). Восприятие на слух песни о весне и извлечение из нее необходимой информации.

Упражнение-лабиринт «Охотник». Практика чтения незнакомого текста и беседа по его содержанию.

Р.т. 2 ч.,

урок № 39 (4).

41

Понятие «антонимы»;

чтение подготовленного текста с опросом.

1

Лексическая работа по тексту. Понятие

«антонимы». Обучение работе с кубиками. Опрос учащихся по чтению подготовленного текста. Развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, речи, мышления.

Расширение знаний об окружающем (апрель).

Р.т. 2 ч.,

урок № 40 (2).

42

Составление рассказа по разрезным

картинкам. Пересказ текста по плану.

Составление рассказа по заданной теме

1

Составление рассказа по разрезным

картинкам. Пересказ текста по плану. Составление рассказа по заданной теме. Развитие речи, мышления, памяти, зрительно-моторной координации.

Расширение знаний об окружающем

(май).

Р.т. 2 ч.,

урок № 41 (2).

Тема № 9: «Лето» (3 часа)

43

Кубики Никитиных; практика осмысленного

чтения незнакомого текста.

1

Обучение работе с кубиками. Восприятие на слух песни о лете и

извлечение из нее интересующей информации. Развитие мелкой моторики кистей рук, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления. Расширение знаний об

окружающем (июнь). Практика осмысленного чтения незнакомого

текста.

Р.т. 2 ч.,

урок № 42 (4).

44

Тренировка зрительной памяти повторения и закрепление

фразеологических оборотов.

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие зрительной памяти, речи, мышления. Расширение знаний об

окружающем (июль). Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Организация повторения и закрепление фразеологических оборотов, изученных в I полугодии.

Р.т. 2 ч.,

урок № 43 (2).

45

Опрос по чтению

подготовленного текста.

1

Составление рассказа по разрезным

картинкам. Опрос по чтению

Р.т. 2 ч.,

урок № 44.

Обучение краткому

пересказу.

подготовленного текста. Обучение

краткому пересказу. Развитие речи, мышления. Расширение знаний об окружающем (август).

Тема № 10: «Листья желтые над городом кружатся...» (5 часов)

46

Кубики Никитиных; практика осмысленного чтения незнакомого текста

с контролем понимания его содержания.

1

Обучение работе с кубиками. Практика осмысленного чтения незнакомого текста и организация контроля его

понимания. Развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации. Расширение знаний об окружающем (сентябрь).

Р.т. 2 ч.,

урок № 45 (2).

47

Понятия «диалектные» и

«просторечные» слова, пересказ по «опорным» словам; повторения пройденного.

1

Понятия «диалектные» и

«просторечные» слова. Составление пересказа по «опорным» словам. Опрос по чтению подготовленного текста.

Развитие внимания, мелкой моторики кистей рук, речи, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, мышления. Расширение знаний об окружающем (октябрь).

Организация повторения материала, пройденного в I полугодии.

Р.т. 2 ч.,

урок № 46 (5).

48

Восприятие на слух

песни, извлечение из неѐ информации; разучивание стихов «с голоса».

1

Разучивание стихотворения «с

голоса». Восприятие на слух песни об осени, извлечение из нее

интересующей информации. Развитие мышления, зрительно- моторной координации, речевой моторики, речи, памяти, навыков рисования.

Расширение знаний об окружающем

(ноябрь).

Р.т. 2 ч.,

урок № 47 (2).

49

Обобщение.

1

Обобщающий урок по темам № 5, 6, 7, 8, 9. Практика чтения незнакомого

текста и контроль его понимания. Самостоятельная работа и ее анализ.

50

Контрольный урок.

1

Урок контроля и закрепления знаний по темам

№ 5, б, 7, 8, 9. Игра «Проще простого».

Тема № 11: «Пойду плясать, никому не удержать» (5 часов)

51

Конспектирование;

тренировка памяти, навыков чтения «про себя».

1

Обучение составлению простейшего

конспекта. Обучение приемам тренировки памяти. Развитие пространственного восприятия, памяти, мышления, навыков чтения «про себя». Расширение знаний об окружающем (государственные праздники). Практика осмысленного чтения незнакомого текста и составление плана. Повторение материала, изученного в I полугодии.

Р.т. 2 ч.,

урок № 52 (5).

52

Практика осмысленного

чтения незнакомого текста, беседа по его содержанию; повторение изученного.

1

Обучение приемам тренировки памяти.

Развитие памяти, мышления, речи. Расширение знаний об окружающем (обычаи и традиции). Практика осмысленного чтения незнакомого текста и беседа по его содержанию. Повторение материала, изученного в I

полугодии.

Р.т. 2 ч.,

урок № 53 (2, п.2).

53

тренировка памяти,

навыков чтения «про себя»; графический диктант.

1

Развитие мелкой моторики кистей рук,

пространственного восприятия, мышления, умение следовать инструкции. Расширение знаний об окружающем (профессиональные праздники). Обучение приемам тренировки памяти. Обучение чтению

«про себя» для получения

интересующей информации. Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Графический диктант.

Р.т. 2 ч.,

урок № 54 (3).

54

Обобщение.

1

Обобщающий урок по теме № 10.

Составление рассказа по разрезным картинкам. Аудирование песни о Великой Отечественной войне. Беседа по теме.

Самостоятельная работа.

55

Промежуточное

обследование.

1

Диагностика навыков устной и

письменной речи.

Тема №12: «Где любовь да совет, там и горя нет!» (6 часов)

56

Кубики Никитиных; практика осмысленного

чтения текста.

1

Развитие внимания, мышления, пространственного восприятия, навыков

чтения «про себя». Обучение работе с кубиками Никитиных. Практика осмысленного чтения текста.

Лексическая работа.

Р.т. 2 ч.,

урок № 56 (5, п.2).

57

Переносный смысл пословиц, тренировка

памяти; практика осмысленного чтения текста.

1

Работа по определению переносного смысла пословиц о семейных

отношениях. Обучение приемам тренировки памяти. Практика осмысленного чтения незнакомого текста. Развитие речи, мышления, мелкой моторики кистей рук.

Р.т. 2 ч.,

урок № 57 (3).

58

Автоматизацией

пословиц, восприятие на слух песни, извлечение из неѐ информации.

1

Развитие внимания, памяти, речи,

мышления, мелкой моторики кистей рук. Работа над автоматизацией пословиц в речи. Восприятие на слух песни, извлечение из нее интересующей информации. Практика осмысленного

чтения незнакомого текста, организация контроля его понимания.

Р.т. 2 ч.,

урок № 58 (3).

59

Переносный смысл

пословиц, конспект рассказа с помощью

1

Определение переносного смысла

пословиц: «В сиротстве жить — только слезы лить», «В семье не без урода».

Р.т. 2 ч.,

урок № 59 (3).

пиктограмм.

Составление конспекта рассказа

учителя при помощи пиктограмм. Практика чтения незнакомого текста и работа с ним. Развитие памяти, зрительного восприятия, речи, мышления.

60

Понятие «генеалогическое

древо», графический диктант.

1

Ознакомление с понятием

«генеалогическое древо». Чтение незнакомого текста и организация контроля его понимания. Графический диктант. Развитие пространственного восприятия, мелкой моторики кистей рук, произвольной деятельности, речи, умения следовать инструкции.

Расширение знаний об окружающем.

Р.т. 2 ч.,

урок № № 60 (1).

61

Обобщение.

1

Обобщающий урок по теме № 11.

Практика чтения незнакомого текста

«про себя» и контроль его понимания.

Графический диктант.

Р.т. 2 ч.,

урок № 62 (2)

Тема №13: «Где родился, там и пригодился» (5 часов)

62

Значение слов, практика осмысленного чтения

незнакомого текста с анализом; работа с картиной.

1

Расширение знаний об окружающем (Моя Родина — Россия). Развитие

внимания, расширение его объема, зрительно-моторной координации. Уточнение значений слов «федерация»,

«патриотизм». Практика осмысленного чтения незнакомого текста и его

анализ. Обучение работе с картиной.

Р.т. 2 ч.,

урок № 62 (3)

63

Переносный смысл пословиц; практика

чтения незнакомого текста, пересказ.

1

Ознакомление с пословицами: «Своя земля и в горсти мила», «В гостях

хорошо, а дома лучше», «Дома и стены помогают», «Своя рука — владыка» и определение их переносного смысла.

Расширение знаний об окружающем (Мой родной город). Практика чтения

незнакомого текста и его пересказ.

Р.т. 2 ч.,

урок № 63

64

Активизация в речи изученных пословиц; графический диктант;

работа с картой.

1

Активизация в речи изученных ранее пословиц. Графический диктант.

Расширение знаний об окружающем (наш микрорайон). Обучение работе с картой. Чтение незнакомого текста и организация работы по нему. Развитие речи, мышления, пространственного восприятия, мелкой моторики кистей

рук.

Р.т. 2 ч.,

урок № 64

65

Обобщение.

1

Обобщающий урок по теме № 12.

66

Контрольный урок.

1

Урок контроля и закрепления знаний по темам № 10, 11, 12. Словесная игра

(итоговая).

Тема №14:Итоговая диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей (2 часа)

67

Диагностика

1

Диагностика общей ориентации детей в

познавательной

деятельности

окружающем мире и запаса бытовых

знаний. Тест Керна-Йерасика на определение уровня интеллектуального развития        детей.        Диагностика когнитивных способностей. Матрицы Равена.    Диагностика    эмоциональной

сферы и личностных особенностей

68

Диагностика        устной        и

письменной речи

1

Чтение незнакомого текста, словарный

диктант, списывание текста

Тематическое планирование 7-9 класс

Тема урока

Кол/в о

часов

Содержание занятия Формируемые представления

Тема №1: Диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных особенностей

(6 часов)

1

Диагностика развития восприятия.

1

Оценка зрительного восприятия (Методика

«Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений»,

«Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).

Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем,

наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

2

Диагностика развития

внимания.

1

Диагностика устойчивости и произвольности

внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.)

Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7)

Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову»

уровень сложности 7).

3

Диагностика развития памяти

1

Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов» по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов», уровень сложности 7).

Диагностика смысловой памяти (Методика

«Пиктограмма», уровень сложности 7). Диагностика зрительной памяти (методика

«Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)

Диагностика скорости запоминания, точности,

прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

4

Диагностика развития мышления

1

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез). Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт») Исследование скорости протекания мыслительных процессов.

5

Диагностика развития речи

1

Чтение в слух: беглость, осознанность, литературное

произношение.

6

Диагностика уровня школьной мотивации, самооценки

1

Уровень школьной мотивации Н.Г.Лускановой. Самооценка по методике Дембо-Рубинштейн

Тема 2: Пространственно-временная ориентировка (11 часов)

7

Вводный урок

1

Вводный урок в курс. Требования к учащимся.

Ознакомление учащихся с типами упражнений.

Развитие внимания и работа над увеличением его объема. Обучение гимнастике и массажу кистей рук. Практика в чтении незнакомого текста и беседа по

его содержанию.

8

Солнечная система.

1

Формирование представлений о солнечной системе. Чтение целыми словами

Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка, развитие памяти, формирование

навыков чтения

9

Планета Земля.

1

Формирование представлений о планете Земля Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка, развитие памяти, формирование

навыков чтения

10

Животный мир

1

Формирование знаний о животных, их названий, разнообразии животного мира

Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка, развитие памяти, формирование навыков чтения

11

Растительный мир

1

Формирование знаний о растениях, их названий, разнообразии растительного мира. Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка,

развитие памяти, формирование навыков чтения

12

Отличие животного мира от растительного

1

Формирование представлений о животном мире, отличиях растительного и животного мира.

Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка, развитие памяти, формирование навыков чтения

13

Охрана природы

1

Формирования представлений об охране природы,

заботы о животных

Расширение кругозора, социально-бытовая

ориентировка, развитие памяти, формирование навыков чтения

14

Здоровье человека

1

Формирование знаний о том как можно сохранить здоровье человека

Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка, развитие памяти, формирование

навыков чтения

15

Лекарственные травы

1

Формирование представлений о разнообразии мира

лекарственных трав, их пользе.

Расширение кругозора, социально-бытовая ориентировка, развитие памяти, формирование навыков чтения

16

Безопасность на дороге.

1

Формирование правил безопасности на дорогах в

осенний и зимний период

Расширение кругозора, социально-бытовая

ориентировка, развитие памяти

Тема 3: Коррекция, развитие и диагностика восприятия (6 часов)

17

Обобщение по теме пространственно-временная

ориентировка

1

Повторение и закрепление пройденного материала

18

Коррекция и развитие

1

Методика М.Монтессори «Назови цвет». Игра

восприятия цвета.

«Цветные картинки»

Таблица геометрических фигур. Развитие восприятия, знакомство с цветом

19

Коррекция и развитие

способности к целостному восприятию формы предметов.

1

Методика «Дорисуй предмет». Учимся видеть.

Развитие восприятия

20

Игровые тренинги для

развития наблюдательности.

1

Игра «Развиваем наблюдательность». Игра «Самые

наблюдательные»

Игра «Взвесь в руках». Развитие внимания,

наблюдательности

21

Игровые тренинги для развития наблюдательности.

1

Игра «Учись слушать звуки». Игра «Развиваем чувство времени»

Развитие внимания, наблюдательности

22

Упражнения для развития воображения:

1

Найди выпавший осколок. Какой вид сверху соответствует предмету

Что перепутал художник. Развитие воображения,

мышления

23

Диагностика развития восприятия.

1

Тема 4: Коррекция, развитие и диагностика внимания ( 7 часов)

24

Коррекция и развитие

концентрации и устойчивости внимания.

1

Игра «Корректурная проба». Игра «Синтез слов и

звуков». Таблицы Шульте. Перепутанные линии. Развитие внимания

25

Коррекция и развитие

переключения внимания.

1

Игра «Хлопни - встань». Игра «Не пропусти

растение». Методика «Красно – черная таблица» (1

– 18, 19 -1). Развитие внимания

26

Коррекция и развитие произвольного внимания:

1

Игра «Слушаем тишину». Игра «Нарисуй и закрась треугольники»

Игра «Запретное движение». Игра «На одну букву». Игра «Правая, левая»

Игра «Повтори за мной»

27

Коррекция и развитие

наблюдательности.

1

Упражнение «Найди ошибки». Методика

«Сравниваем картинки». Игра «Чей это дом?»

28

Коррекция и развитие

распределения внимания

1

Игра «Считай и двигайся» Игра «Нос, пол,

потолок». Методика «Знаковый тест»

29

Развитие объема внимания

1

Игра «Что изменилось». Игра «Знаем ли мы

пословицы»

30

Диагностика развития внимания

1

Тема 5: Коррекция, развитие и диагностика памяти (9 часов)

31

Изучение законов памяти. Упражнения для тренировки памяти.

1

Логически не связанный текст. Логически связанный текст

Лица с именами и фамилиями. Пересказ текстов

32

Упражнения, направленные

на развитие способности устанавливать связи между

элементами материала.

1

Перегруппируй слова. Ассоциативное мышление.

Двойная стимуляция памяти

33

Упражнения направленные на развитие слуховой памяти.

1

Слова – имена Кто больше запомнит Форма предметов Опиши по памяти

34

Приемы запоминания

1

Формирование навыков работы с учебным

материалом

35

Секреты хорошей памяти

1

Формирование навыков работы с учебным

материалом

36

Упражнения направленные на развитие зрительной памяти:

1

Чей предмет? Угадай, как меня зовут? Запомни порядок

37

Упражнения для развития

вербальной и механической памяти.

1

38

Правила сохранения знаний.

Упражнения на запоминание.

1

39

Диагностика развития памяти

1

Тема 6: Коррекция, развитие и диагностика мы шления (7 часов)

40

Коррекция, развитие наглядно

– образного мышления

1

Пройди лабиринт Дорисуй рисунок

41

Коррекция, развитие наглядно

– действенного мышления

1

Игра «Муха» Игра «Круглые очки»

42

Коррекция, развитие вербально – логического мышления.

1

Составление предложений Совместная история сколько в слове слогов

Кто кем будет Установление отношений

43

Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию

1

Четвертый лишний Назови одним словом Исключение лишнего

44

Коррекция и развитие

причинного мышления.

1

Преобразование предметов и слов Установление

ситуативных связей между предметами Установление причинных связей между событиями Нахождение причины событий Угадывание

последствий событий

45

Развитие логического мышления

1

Игра «Вывод» Тест «Аналогия»

46

Диагностика развития

мышления

1

Тема 7: Работа с текстом (16 часов)

47

Работа        с        текстом.        Чтение текста.

1

Формирование навыков осознанного чтения вслух целыми словами с соблюдением норм

литературного произношения, работа над беглостью. Практика чтения текста и беседа по его содержанию. Развитие связной устной речи,

навыков чтения, расширение словарного запаса.

48

Работа        с        текстом. Выразительное чтение.

1

Формирование навыков осознанного чтения вслух целыми словами с соблюдением норм

литературного произношения, работа над выразительностью чтения: соответствующая содержанию и смыслу текста интонация. Практика чтения текста и беседа по его содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения,

расширение словарного запаса.

49

Чтение        «про        себя»        с выполнением заданий.

1

Формирование умения чтения «про себя», осознание прочитанного, выполнение заданий по тексту.

Практика чтения текста и беседа по его содержанию. Развитие связной устной речи,

навыков чтения, расширение словарного запаса.

50

Чтение по ролям.

1

Практика чтения текста и беседа по его

содержанию.

Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

51

Отработка беглого чтения

1

Формирование умения выделять с помощью учителя главной мысли художественного произведения.

Практика чтения текста и беседа по его содержанию. Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

52

Работа        с        текстом.        Умение

выделять непонятные слова, пользоваться словарем

1

Формирование умения нахождения в тексте

непонятных слов и выражений, пользования надстрочным и толковыми словарями. Практика чтения текста и беседа по его содержанию. Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

53

Работа        с        текстом.

Составление плана текста.

1

Формирование умения озаглавливать части текста и

составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Развитие связной устной речи, навыков чтения,

расширение словарного запаса.

54

Работа с текстом. Пересказ по плану.

1

Формирование умения пересказа текста по составленному плану, использование при пересказе

слов и оборотов речи из текста. Практика чтения текста и беседа по его содержанию. Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение

словарного запаса.

55

Ответы на вопросы к тексту.

1

Формирование умения находить ответы на вопросы в тексте, умения анализировать прочитанное.

Практика чтения текста и беседа по его содержанию. Развитие связной устной речи,

навыков чтения, расширение словарного запаса.

56

Как        готовить        устные домашние задания

1

Формирование осознания необходимости правильной подготовки к урокам на основе знаний о требованиях к ответам. Составление памятки.

Развитие связной устной речи, навыков чтения.

57

Искусство устного ответа

1

Формирование осознания необходимости правильной подготовки к урокам на основе знаний о

требованиях к ответам. Составление памятки. Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

58

Практика чтения незнакомого текста.

1

Обучение работе с текстами. Работа над

формированием внимания, зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа, мышления. Практика в чтении незнакомого текста. Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение

словарного запаса.

59

Самостоятельная        работа        с текстом.

1

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя (найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к

пересказу, выразительному чтению). Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение

словарного запаса.

60

Составление        рассказа        по

сюжетным,        разрезным        и последовательным картинкам

1

Составление простого рассказа по картинке.

Восстановление последовательности рассказа по разрезным картинкам. Составление рассказа по последовательным картинкам. Развитие связной устной речи, навыков чтения, расширение словарного запаса.

61

Правила написания сочинения

1

Обучение правилам написания сочинения на

заданную тему

Развитие связной устной речи, навыков чтения,

расширение словарного запаса.

62

Конспектирование

1

Обучение приемам простейшего конспектирования Развитие устной и письменной речи, развитие навыков чтения, расширение словарного запаса

Тема №8: Диагностика когнитивных способностей, эмоциональной сферы и личностных

особенностей (6 часов)

63

Итоговая        диагностика восприятия

1

Оценка зрительного восприятия (Методика

«Узнавание реалистических изображений» - А.Р. Лурия, «Узнавание перечеркнутых изображений »,

«Узнавание наложенных изображений»: фигуры Поппельгейтора).

Оценка восприятия пространства, уровня сформированности восприятия: объем,

наблюдательность (методика «Понимание предлогов и слов, обозначающих пространственное взаимоположение объектов»).

64

Итоговая        диагностика мышления

1

Диагностика устойчивости и произвольности внимания (таблицы Шульте, методика «Исправь ошибки», уровень сложности 7.)

Исследование переключения и концентрации внимания (методика «Красно – черная таблица», уровень сложности 7)

Исследование избирательности, продуктивности и устойчивости внимания (методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба по Е.И. Рогову» уровень сложности 7).

65

Итоговая диагностика памяти

1

Диагностика слуховой памяти (Методика «10 слов»

по А.Р. Лурия; методика «Запоминание двух групп слов», уровень сложности 7).

Диагностика смысловой памяти (Методика

«Пиктограмма», уровень сложности 7). Диагностика зрительной памяти (методика

«Исследование зрительной памяти», уровень сложности 7)

Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти (уровень сложности 7)

66

Итоговая диагностика речи

1

Диагностика степени сформированности

мыслительных процессов (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенного, анализ, синтез).

Диагностика наглядно – образного мышления (Методика «Лабиринт»)

Исследование скорости протекания мыслительных

процессов.

67

Итоговая        диагностика внимания

1

Чтение в слух: беглость, осознанность, литературное произношение.

68

Итоговое занятие

1

Уровень школьной мотивации Н.Г.Лускановой

Самооценка по методике Дембо-Рубинштейн

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Программно - методическое обеспечение программы

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  1. АООП для детей с задержкой психического развития.
  2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. –М.: АРКТИ, 2002.
  3. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991
  5. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
  6. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 1. — с. 47 – 54
  7. Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с. 9
  8. Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР:

коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. –96с. — С. 65–73.

  1. Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003. - № 1.– С. 54 – 56.
  2. Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. — 2003. — №1. — С. 54–56.
  3. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 5. — С. 73–77.
  4. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т.

Алтухова; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр

«Академия», 2011. – 160 с.

  1. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические аспекты» (М.: ВЛАДОС, 2001).
  2. Дурова Н.В. Читаем сами. – М.: Школьная пресса, 2011. – 32 с.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно- временных представлений у детей младшего и

среднего школьного возраста. – М.: Школьная пресса, 2003. – 80 с.

  1. Жукова Н.С. Букварь : учебное пособие / Н.С. Жукова ; ил. В. Трубицына и Ю. Трубицыной. – М.: Эксмо, 2013. – 96 с.: ил.
  2. Игнатьева Т.В. Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник/ Т.В. Игнатьева, Л.Е.Тарасова. – М.: Издательство

«Экзамен», 2011. – 190, [2] с. Серия («Справочник») 19.Игры и упражнения на развитие внимания (папка).

20.Игры и упражнения на развитие мышления, восприятия, моторики (папка). 21.Игры и упражнения на развитие памяти (папка).

  1. Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов //

В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 139 – 146.

  1. Методическое пособие «Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика, М. : Гуманитарный изд. центр Владос, 2008.
  2. Павлушкова Н.Н., Харитонова Р.И. Обучение грамоте младших школьников с ЗПР. Методика и планирование занятий в классе выравнивания / Н.Н. Павлушкова, Р.И. Харитонова. – Издательство «ГНОМ и Д», 2006 – 152 с.
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 1999.
  4. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение.

Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно- развивающее обучение: Начальные классы (I – IV).
  2. Чернышова Е.А. «Организация работы с учащимися 5-6 классов, испытывающими трудности в усвоении школьной программы (уроки комплексной

коррекции). Учеб. пособие / Е.А. Чернышова; под ред. Е.А. Ямбурга. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. – (Инклюзивное образование).

  1. .Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения

Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"

Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков.     Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...

Коррекционно - развивающее занятие с учащимися 2-го класса.

Коррекционно - развивающее занятие с учащимися 2-го класса с фонетико - фонематическим недоразвитием речи, обусловленным артикуляторно - акустической дисграфией....

Рабочая программа коррекционно - развивающих занятий для учащихся 6 - 7 классов с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2023 учебный год

Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования направлена на созд...

Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ

При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии  ...