Рекомендации для составления описательных рассказов у детей с ОНР
учебно-методический материал
Cвязная речь.
Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как этот вид монолога наиболее сложен. Дети затрудняются в названии характерных признаков предмета, не знают как начать и закончить описание.
При обучении детей монологам-описаниям нужно соблюдать ряд правил:
1. Необходимо помнить, что описательный рассказ строится по определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:
зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое красивое животное»).
часть, где дается общая характеристика предмета.
часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую характеристику предмета.
вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки, потому что они вкусные»).
2. Облегчает процесс становления связной речи использование наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * - холодный, ``` - колючий и др.)
3. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить по следующему алгоритму:
Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства, на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями.
Взрослый дает образец описания, либо использует прием параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно 2 разных предмета, причем ребенок повторяет за взрослым каждое предложение, рассказывая о своем предмете (взрослый: «Это огурец» Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он круглый и красный»).
Затем ребенок рассказывает о предмете самостоятельно. Взрослый помогает ему начать и закончить рассказ, при необходимости задает наводящие вопросы.
Повышает интерес к описанию интересная речевая ситуация. Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Cвязная речь.
Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как этот вид монолога наиболее сложен. Дети затрудняются в названии характерных признаков предмета, не знают как начать и закончить описание.
При обучении детей монологам-описаниям нужно соблюдать ряд правил:
1. Необходимо помнить, что описательный рассказ строится по определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:
зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое красивое животное»).
часть, где дается общая характеристика предмета.
часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую характеристику предмета.
вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки, потому что они вкусные»).
2. Облегчает процесс становления связной речи использование наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * - холодный, ``` - колючий и др.)
3. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить по следующему алгоритму:
Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства, на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями.
Взрослый дает образец описания, либо использует прием параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно 2 разных предмета, причем ребенок повторяет за взрослым каждое предложение, рассказывая о своем предмете (взрослый: «Это огурец» Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он круглый и красный»).
Затем ребенок рассказывает о предмете самостоятельно. Взрослый помогает ему начать и закончить рассказ, при необходимости задает наводящие вопросы.
Повышает интерес к описанию интересная речевая ситуация. Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми с ОНР 3 уровня «Составление описательного рассказа «Моя улица» по опорным предметным картинкам»
Обучение детей составлению рассказа с опорой на предметные картинки...
НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...
Конспект занятия по теме "Музыкальные инструменты. Составление описательного рассказа" для детей подготовительной к школе группы
Конспект занятия...
Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".
Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....
Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору
При обучении детей составлению описательных рассказов я остановила свой выбор на технологии из ТРИЗ – педагогики, а именно используем для этих целей технологию формирования основ системного мышл...
«Использование наглядного моделирования - кругов Эйлера при составлении сравнительно-описательных рассказов для детей с ОНР»
В своём мастер-классе мне хочется рассказать о развитие связной речи у детей с ОНР через составление сравнительно-описательного рассказа с и...
«Обучение детей составлению описательных рассказов»
laquo;Обучение детей составлению описательных рассказов»...