Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору
методическая разработка
При обучении детей составлению описательных рассказов я остановила свой выбор на технологии из ТРИЗ – педагогики, а именно используем для этих целей технологию формирования основ системного мышления детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 250.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору.
В отечественной педагогике идет активный поиск путей развития связной речи детей, и в частности, обучения детей составлению связных текстов описательного характера. С этой целью такие авторы, как Т.А.Ткаченко предложила схемы для составления описательных рассказов, где для каждой классификационной группы объектов разработана своя схема: посуда, земноводные, грибы и т.д.
Данная методика является неудобной, т.к. нужно иметь десяток схем.
При обучении детей составлению описательных рассказов я остановила свой выбор на технологии из ТРИЗ – педагогики, а именно используем для этих целей технологию формирования основ системного мышления детей.
Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер.
Системное мышление по отношению к объектам рукотворного и природного мира имеет свои характерные особенности.
Природные объекты умеют производить какие-то действия. Рукотворные объекты имеют каждый свой назначение – то, для чего его человек придумал (функцию).
Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор».
Минимальная модель системного оператора – это девять экранов, которая может зарисовываться на листе ватмана, мелом на доске или использоваться пособие с кармашками:
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
Первым шагом работы с системным оператором является обозначение объекта и определение его функции (окно №1).
Далее рассматриваются части (подсистема – окно№2) выбранного объекта, которые позволяют ему выполнить функцию.
В третьем окошке рассматривается окружение (надсистема), в котором выполняется функция выбранного объекта.
Четвертое окошко позволяет обозначить прошлое объекта по выполняемой функции (система в прошлом), его части (окно№5) и место его функционирования (окно№6).
В седьмом окне определяются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части (окно№8) и место (окно№9).
Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку.
«Что-то» (в сокращении)
Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский
Если мы рассмотрим что-то... (объект)
Это что-то для чего-то... (функция объекта)
Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Когда дети уже знакомы с признаками и их условными обозначениями, то в клеточки можно заполнять карточками, либо схематически изображать фломастером.
А теперь рассмотрим для примера природный объект – воробей.
- Кто это? (Называется объект и обозначается схемой). Что он умеет делать?
- Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть?
- Где находится (живёт) наш объект? Кто его «друзья»? (Представители того же класса). Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (Для объектов живой природы или экосистем)
- Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
- Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
- Где и благодаря чему это объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, каков есть сейчас?
- Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
- Как изменится каждая его часть?
- Где он тогда будет? Что нужно, чтобы так произошло?
Рассмотрим рукотворный объект – стакан.
- Что это? (Называется объект и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Какие ещё "дела" умеет делать этот объект.
- Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению "главного дела"?
- Где мы можем встретить этот объект? Для чего он там? Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
- Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было? Что умел его предшественник»?
- Какие у него были части? Чем он отличался от сегодняшнего?
- Где его использовали? Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?
- Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить? Какие новые дела научить делать? Какие качества улучшить?
- Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Почему он будет лучше?
- Как измениться жизнь человека, если так произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдёт и потеряет?"
Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считаются дидактическая игра и творческие задания.
Творческие задания игрового характера можно использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.
Таким образом, системный оператор может результативно использоваться при обучении детей составлению рассказов описательного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми с ОНР 3 уровня «Составление описательного рассказа «Моя улица» по опорным предметным картинкам»
Обучение детей составлению рассказа с опорой на предметные картинки...
НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
Конспект занятия по теме "Музыкальные инструменты. Составление описательного рассказа" для детей подготовительной к школе группы
Конспект занятия...
Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".
Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....
Рекомендации для составления описательных рассказов у детей с ОНР
Cвязная речь. Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как...
«Обучение детей составлению описательных рассказов»
laquo;Обучение детей составлению описательных рассказов»...
- Мне нравится (2)