Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору
методическая разработка

При обучении детей составлению описательных рассказов я остановила свой выбор на технологии из ТРИЗ – педагогики, а именно используем для этих целей технологию формирования основ системного мышления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx250.68 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору.C:\Users\Катя\Desktop\98727355_8 (1).png

В отечественной педагогике идет активный поиск путей развития связной речи детей, и в частности, обучения детей составлению связных текстов описательного характера. С этой целью такие авторы, как Т.А.Ткаченко предложила схемы для составления описательных рассказов, где для каждой классификационной группы объектов разработана своя схема: посуда, земноводные, грибы и т.д.

Данная методика является неудобной, т.к. нужно иметь десяток схем.

При обучении детей составлению описательных рассказов я остановила свой выбор на технологии из ТРИЗ – педагогики, а именно используем для этих целей технологию формирования основ системного мышления детей.

Основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера ТРИЗ – педагогика считает алгоритм, основанный на так называемом «системном операторе». Автором и разработчиком алгоритма системного мышления является Г.С. Альтшуллер.

Системное мышление по отношению к объектам рукотворного и природного мира имеет свои характерные особенности.

Природные объекты умеют производить какие-то действия. Рукотворные объекты имеют каждый свой назначение – то, для чего его человек придумал (функцию).

 

Систематизация объектов рукотворного мира осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор».

Минимальная модель системного оператора – это девять экранов, которая может зарисовываться на листе ватмана, мелом на доске или использоваться пособие с кармашками:

6

3

9

4

1

7

5

2

8

Первым шагом работы с системным оператором является обозначение объекта и определение его функции (окно №1).

Далее рассматриваются части (подсистема – окно№2) выбранного объекта, которые позволяют ему выполнить функцию.

В третьем окошке рассматривается окружение (надсистема), в котором выполняется функция выбранного объекта.C:\Users\Катя\Desktop\98727355_8 (1).png

Четвертое окошко позволяет обозначить прошлое объекта по выполняемой функции (система в прошлом), его части (окно№5) и место его функционирования (окно№6).

В седьмом окне определяются перспективы развития данного объекта по его функции (система в будущем), части (окно№8) и место (окно№9).

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует рифмовку.

«Что-то» (в сокращении)

Автор: к.п.н. М. С. Гафитулин, г. Жуковский

Если мы рассмотрим что-то... (объект)

Это что-то для чего-то... (функция объекта)

Это что-то из чего-то... (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то... (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то... (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то... (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Когда дети уже знакомы с признаками и их условными обозначениями, то в клеточки можно заполнять карточками, либо схематически изображать фломастером.

А теперь рассмотрим для примера природный объект – воробей.

  1. Кто это? (Называется объект и обозначается схемой). Что он умеет делать?
  2. Из каких частей он состоит? Для чего каждая часть?
  3. Где находится (живёт) наш объект? Кто его «друзья»? (Представители того же класса). Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (Для объектов живой природы или экосистем)
  4. Каким этот объект был раньше? Откуда он появился?
  5. Какие у него были части? Чем они отличались от того, что есть сейчас?
  6. Где и благодаря чему это объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, каков есть сейчас?
  7. Как изменится этот объект, когда вырастет? Какие новые «дела» у него появятся?
  8. Как изменится каждая его часть?
  9. Где он тогда будет? Что нужно, чтобы так произошло?

Рассмотрим рукотворный объект – стакан.

  1. Что это? (Называется объект и обозначается схемой). Для чего люди его придумали? Какие ещё "дела" умеет делать этот объект.
  2. Какие части есть у объекта? Как каждая из них помогает выполнению "главного дела"?
  3. Где мы можем встретить этот объект? Для чего он там? Какие ещё вы знаете объекты с таким же назначением?
  4. Как раньше люди решали свою проблему, когда этого объекта не было? Что умел его предшественник»?
  5. Какие у него были части? Чем он отличался от сегодняшнего?
  6. Где его использовали? Что не устроило людей? Зачем они стали придумывать этот объект?C:\Users\Катя\Desktop\98727355_8 (1).png
  7. Что сейчас нас не устраивает? Что хотелось бы изменить? Какие новые дела научить делать? Какие качества улучшить?
  8. Как будет выглядеть объект в будущем? Какие у него будут части? Почему он будет лучше?
  9. Как измениться жизнь человека, если так произойдёт? Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае "найдёт и потеряет?"

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считаются дидактическая игра и творческие задания.

Творческие задания игрового характера можно использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.

Таким образом, системный оператор может результативно использоваться при обучении детей составлению рассказов описательного характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

Рекомендации для составления описательных рассказов у детей с ОНР

Cвязная речь. Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как...

«Обучение детей составлению описательных рассказов»

laquo;Обучение детей составлению описательных рассказов»...