Конструкты уроков
план-конспект урока

Архипова Елена Витальевна

1. Конструкт урока по чтению и развитию речи "Отговорила роща золотая..." С. Есенин.

2. Конструкт урока по профильному труду "Корень: понятие, назначение, виды. Виды корневой системы".

3. Конструкт урока по профильному труду "Виды зелёных насаждений".

4. Конструкт урока по русскому языку "Части речи".

5. Конструкт урока по ОБЖ "Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт урока №____

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 8

Тема: «Отговорила роща золотая…» С. Есенин.

Задачи:  

УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННАЯ:  познакомить  с содержанием стих-я  С. Есенина …,  

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать интеллектуально-речевые умения на основе на основе анализа произведения,; развивать навык выраз. чтения стихотворных произведений на основе образца; развивать память на основе заучивания наизусть приёмом мнемотехники;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-прививать интерес к творчеству С.А. Есенина на основе самостоятельного поиска информации;

Формирование БУД:

                   Коммуникативные учебные действия- обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

                  Регулятивные учебные действия- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 

                  Познавательные учебные действия- делать простейшие обобщения, выполнять работать с дополнительной информацией.

   Личностные учебные действия:

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей на основе анализа работы одноклассников;

               Тип урока: комбинированный

Оборудование: 1.Эпиграф к уроку. 2.Портрет С.А. Есенина. 3.Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова. 4.ИКТ ( интерактивная доска, презентация «С.А.Есенин. Отговорила роща золотая», аудиозаписи  чтения стихотворения и романса на стихи Есенина) )5.Таблицы со словарными словами. 6.Учебник чтения для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII).

Конструкт урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

Организационный момент.

Проверка готовности обучающегося к уроку. Психологический настрой. Рапорт.

- Сядут те, у кого день рождения летом

- Сядут те, у кого день рождения зимой

- Сядут те, у кого день рождения весной

- Сядут те, у кого день рождения осенью.

Рапорт. Проверка готовности к уроку. Настраивается на урок.

Р. Л.

Актуализирует знания, необходимые для изучения темы

Речевая разминка.

-Проведем речевую разминку.

-Читаем вслух по моей указке.

  Шум, блеск, всплеск, гам.

               Гром, треск, плеск, гам.

- Похожи эти слова на стихотворение?

-Почему? (произносятся складно)

-Совершенно верно. Это один из признаков стихотворения, называемый рифмой.

-Все ли слова мы произносим при чтении стихотворений одинаково? (одни - тише, другие – громче)

-Правильно. Это называется интонацией.

-Прочитаем эти слова еще раз, выделяя голосом первое слово. Попытаемся прочитать с чувством радости.

-Хорошо!

-Теперь прочитаем с интонацией удивления, спрашиваем , выделяя голосом четвертое слово, соблюдаем паузы.

-Что мы сейчас повторили?

(правила выразительного чтения)

-Перечислите их.

(-читать не торопясь,

-выделять голосом отдельные слова

-останавливаться на знаках препинания)

Но сначала давайте выполним дыхательную гимнастику.

Дыхательное е упражнение «Зевание».

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. (Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, снимает стрессовое состояние.)

Итог

Обучающиеся повторяют материал прошлого урока,

называют темы прошлого урока.

1 группа –

записывают в тетрадь, 2,3 группы выбирают сюжетные картинки)

П, Р

Сообщение темы и задач урока:

- Тема урока: «Отговорила роща золотая…» С. Есенин.

Откройте свои тетради, запишите: Число. Классная работа. Постановка задач урока.

Проговаривает, что должен знать и уметь обучающийся.  

Сообщение  темы урока, постановка задач урока, индивидуальных задач.

Должны знать: краткие биографические сведения о жизни и творчестве поэта; содержание стихотворения «Отговорила роща золотая».

Должны уметь: отвечать на вопросы, читать стихотворение выразительно.

Индивидуальные задачи по группам:

- коррекция моделей поведения в отношениях со сверстниками, взрослыми;

- формировать способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;

- Коррекция коммуникативных навыков.

-Формировать адекватные представления о собственных возможностях;

- Профилактика девиантного поведения.

-  Вступительная беседа (с опорой на иллюстрации).

- Какую широкую тему мы проходим? (Осень)

- Какие более узкие темы вошли в неё? (Перечисляют названия стихотворений)

- Какое общее ведущее настроение мы отмечали, читая произведения об осени? (грустное, печальное, хмурое).

-Какими картинами можно проиллюстрировать это настроение? (выбор иллюстраций).

А какие оттенки были у «осеннего» настроения? Вспомним, как и в каких случаях осенью человек испытывает радость или печаль?. (светлая печаль, богатство урожая, воспоминания о лете) (иллюстрации)

- Кого из писателей вы можете назвать, который писал об осени? (Пушкин А.С., Бунин)

Записывают число и  тему урока в тетрадь.

Ориентируясь на тему урока, определяют задачи:

1 группа – самостоятельно;

2 группа -  с контролирующей помощью учителя;

3 группа -  с направляющей помощью учителя;

4 группа: по повтору слов учителя.

Р

Изучение нового материала

- Какой  отрывок в домашнем задании (С. Есенина «Пороша» вызвал у вас самое грустное чувство?

( 1 куплет)

- Сейчас мы будем выразительно читать этот отрывок, так чтобы  «сделалось печально на душе». Для этого надо сначала хорошо представить картину, нарисованную автором.

 ( Выбор из абзаца для чтения выражений, характеризующих это настроение):

Тихо. Только серый вороны...)

- Теперь отметим паузы и логическое ударение.

Повторное чтение данного абзаца на фоне музыки П. И. Чайковского или любой грустной мелодии.

Итог этапа.

Вводная беседа.

-Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Сергея Есенина « Отговорила роща золотая…», в которой поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков.

2.Аудиозапись чтения стихотворения. Следите внимательно, вслушивайтесь в интонацию чтеца.

-Ребята,  что увидели, что услышали, что представили, слушая стихотворение?

-Какое время года описано? Почему?

3.Словарная работа.

-Я бы хотела выяснить, как вы понимаете значение следующих слов?

  1. Журавли - большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей.
  2. Равнина  - ровная, без холмов земная поверхность
  3. Юность-возраст, промежуточный между детством и зрелостью

На доске демонстрируется толкование слов после высказываний обучающихся)

4.Чтение стихотворения учащимся «про себя».

-Сейчас прочитайте стихотворение «про себя».

(учащиеся читают вполголоса)

-Я за вами наблюдала и видела, что вам было интересно читать. Интерес к стихотворению поможет понять его и выразительно прочитать вслух.

-Чтение вслух.

-Понравилось вам исполнение актера?

-Сегодня, мы будем учиться выразительно читать это стихотворение. Для этого нам нужно поставить логическое ударение в тексте и проанализировать стихотворение. Работу проведем по карточкам.

*Чтение по цепочке.

-Я буду читать по одному четверостишию, голосом выделяя слова и паузы.

-Вы должны подчеркнуть эти слова и расставить паузы.

(учитель читает по четверостишию, учащиеся работают в карточках. Затем учитель проверяет, задавая вопросы:

-Какие слова подчеркнули?

-Где следует поставить паузы?)

(После проделанной работы читаются стихотворение по цепочке по четверостишию.)

-Как вы думаете, ребята, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

(тоска, одиночество, сожаление)

-Каким настроением оно проникнуто? (грустью)

-В каких строчках поэт сравнивает, природу с живым существом? Зачитайте эти строки.

-Ребята, а с чем сравнивает поэт себя? (с деревом)

-Зачитайте эти строки.

-Кем чувствует себя поэт?

(осенней рощей)

-Ребята, вы уже говорили, что это стихотворение грустное, печальное.

-А о чем печалится поэт?

(о прошедшей юности, об ушедшем лете)

-Но несмотря на свою тоску, печаль, грусть, какое это стихотворение?

( красивое,  пронизано любовью к родной земле).

*Выразительное чтение.

-Теперь, я думаю, вам не составит труда прочитать это стихотворение выразительно.

-Вспомним еще раз правила выразительного чтения.

-Попробуем вместе прочитать стихотворение, выделяя голосом все смысловые слова и паузы. При чтении нужно постараться передать настроение поэта.

*Хоровое чтение.

-Молодцы!

-Я даю вам минуту на тренировочное чтение.

-Прочитай стихотворение….

-Очень хорошо!

А теперь попробуем выучить наизусть стихотворение мнемотехническим способом. Мы уже с вами заучивали таком образом. Кто напомнит, кА мы это делали?

Итог

Составление полных ответов на вопросы самосточтельно – 1 группа;

2,3 группы – по наводящим словам и вопросам учителя, по сюжетным картинкам.

Обучабщиеся слушают учителя

Обучающиеся прослушивают

Обучающиеся отвечают на вопросы

Обучающиеся выполняют словарную работу-

1 группа сасмостоятельно, 2,3 группы – под контролем- переписывание, вставка недостающих букв

Работа у доски 2, 3 группы по цепочке

1,2,3 группа – самостоятельно, 4 группа – списывание

Слушание по образцу

Обучающиеся просматривают карточку для определения пауз: 1 группа – самостоятельно;

2,3 группы – по образцу.

4 группа – списывание образца.

Выбор иллюстраций – 3, 4 группа

Определения оттенков настроения по смайликам – 3, 4 группа

Отработка интонации

Паузы, логические ударения.  

П К

Физ.

минутка.

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Выполняет гимнастику под контролем дежурного.

Р

Закрепление изученного материала

-Ребята, что вам напоминает это стихотворение? (песню)

-«К стихам расположили песни», - отмечал Есенин в автобиографических набросках. И многие стихи поэта, в свою очередь, стали известными песнями. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» не могло не стать песней. Композитор Г. Пономаренко переложил его на музыку и получился прекрасный романс. Я предлагаю вам его послушать

-Понравилось вам это произведение?

-Какие чувства оно вызывает?

(волнение, любовь к природе)

-Да. Оно волнует, завораживает, озаряет душу каким – то таинственным, тихим светом.

- Анализ работы обучающихся на уроке: как решены задачи урока, индивидуальные задачи.  Оценки с комментированием.

Итог

Обучающиеся отвечают на вопросы: 1 группа – самостоятельно, 2,3 группы – используют учебник и запись в тетради слова «Песня».

Прослушивание романса, отзывы – 1 группа, 2,3 – группа по смайликам

Итог урока

Учитель подводит итог урока:

Оценивание.

-Ребята, что на ваш взгляд, отличает поэзию Есенина?

(любовь к Родине, к природе, к родным местам)

-В стихах Есенина мы видим не только изображенные поэтом картины природы, но и самого поэта. Поэта можно понять только по хорошим  настоящим стихам. Когда их читаешь, будто слышишь его голос.

Наш урок подошел к концу. Но на этом уроке мы не закончили изучать творчество С. А. Есенина. В этом разделе учебника только два произведения поэта, но я думаю, что вы еще не раз в течение своей жизни  откроете томик стихов Есенина.

 Поэтому, мне хочется вам пожелать: читайте, любите,  наслаждайтесь поэзией Сергея Есенина.

-Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.

-За активную работу…

-За красивое, выразительное чтение…

-Хорошо работали…

-Вам, ребята, понравился урок?

-Что нового узнали?

-Что было наиболее увлекательным?

-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.

-Спасибо всем за работу.

Итог урока

Проговаривание выполненных задач

Анализ деятельности по плану (самостоятельный, с направляющей помощью учителя).

Рефлексия:

- Я узнал на уроке.  

-  Мне было трудно …,

- Мне было интересно ….

Л, Р

Домашнее задание

Выучить наизусть, подготовить сообщения по понравившемуся произведению.

Записывает в дневник: выучить наизусть, подготовить сообщение

Р



Предварительный просмотр:

Конструкт урока №

Предмет: Профильный труд

Дата: 

Класс: 5

Тема: Корень: понятие, назначение, виды. Виды корневой системы.

Задачи:  

учебно-коррекционная: познакомить с новыми понятиями – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы

коррекционно-развивающая: Коррекция умения устанавливать логические связи;

коррекционно-воспитательная: Формировать умение ответственно относится к порученному делу и доводить начатое дело до конца;

    Формирование БУД:

                   Коммуникативные учебные действия- обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

                  Регулятивные учебные действия- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 

Познавательные учебные действия- делать простейшие обобщения, выполнять работать с дополнительной информацией.

Личностные учебные действия:

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей на основе анализа работы одноклассников;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальных работ.

                           Конструкт урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

Организационный момент.

Контроль посещаемости, внешнего вида, соответствия одежды требованиям охраны труда (обучающиеся должны иметь спецодежду, х/б перчатки).

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха, ни пера!

Кто сегодня дежурный?

Дежурный сообщает о присутствии и отсутствии учащихся.

Рапорт. Психологический настрой.

Организация внимания и готовности обучающихся к уроку, устранение отвлекающих факторов. Обучающиеся занимают места в кабинете, предназначенном для практической (теоретической) подготовки.

Итог

Рапорт. Проверка готовности к уроку. Настраиваются на урок.

Р. Л.

Актуализирует знания, необходимые для изучения темы

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Какие вы знаете уровни организации всего живого на Земле? Приведите примеры. Какие органы цветковых растений вы знаете?
Итог

Обучающиеся повторяют материал прошлого урока, отвечают на вопросы.

К  Р

Сообщение темы и задач урока:

Откройте свои тетради, запишите: Число.

Классная работа. Тема урока.

Постановка задач урока.

Учащиеся принимают учебную задачу, формулируют тему урока.

Учащиеся слушают учителя.

Знать: правила посадки лука.

Уметь: сажать лук мостовым способом.

Проговаривает, что должен знать и уметь обучающийся.  

Ориентируясь на тему урока, определяет задачи с направляющей помощью учителя.

Р

Изучение нового материала

Словарно-лексическая работа: корневая система: мочковатая и стержневая.

Функции корня: защитная удерживает растение в почве всасывание воды и минеральных веществ накопление питательных веществ Корень является основным органом растения, без которого цветковые растения жить не могут.
Первый корень, который появляется у растений, называется зародышевый. Из него появляется главный корень. Могут корни отходить от стебля? Где вы это видели? Корни, отходящие от стебля, называются придаточными. От придаточных корней и главного отходят боковые корни. Как вы думаете, что такое корневая система? Из чего она состоит?
Существует 2 типа корневой системы – мочковатая и стержневая. Как вы думаете, где здесь мочковатая корневая система, а где стержневая? По каким вы признакам определили? В чем различие? В чем сходство?
Учитель: Корни растут всю жизнь? Правильно. Куда направлен рост корня? Рост корня направлен вниз. В этом проявляется чувствительность растения к земному притяжению. Такое явление получило название геотропизм – «тяга, поворот к земле». Все корни растут верхушкой.
Особенности внутреннего строения корня Учитель: Все живые организмы имеют клеточное строение. Корень – орган, часть организма или тела. Рассмотрим его строение и сделаем его рисунки в тетради.
Учитель: Корень свои питательные вещества накапливает в видоизмененных корнях.

Самоанализ, подведение итогов

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.

Выполняют словарную работу.

Запись в тетрадь правил набрасывания снега на посадки.

Приклеивают карточку в тетрадь.

П

Физ.

минутка.

Физминутка Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.

1) Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).

2) Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3) Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Исходное положение: руки на столе.

Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положения.

Повторить 3 раза.

Дежурный выполняет гимнастику у доски, остальные - повторяют

Р

Закрепление изученного материала

Проверка и закрепление полученных знаний обучающимися.

- Что называется  органом?

(это часть тела, выполняющая определенные функции).

- Чем укрепляются растения в почве?

(корнем).

- что образуют многочисленные разветвления корня?

(образуют корневую систему ).

- корневая система делится?

(главный, боковой и придаточный корень ).

- какая бывает корневая система?

(стержневая с хорошо развитым главным корнем (люпин, фасоль, одуванчик)-

Мочковатый – с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем( рис, пшеница, лук. ).

- Какую функцию выполняет мощная корневая система?

(мощная корневая система не только удерживает растение в почве, но и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества. У некоторых растений (редис, морковь, свекла), из главного корня и основания побега образуют корнеплоды которые служат местом запасания питательных веществ).

- чем покрыт кончик корня?

(корневым чехликом).

- какую функцию он выполняет?

(защищает клетки зоны деления от механических повреждений.

- как называются клетки, которые постоянно делятся?

(клетки зоны деления- делятся, давая начало всем клеткам корня).

- Что находится над зоной деления?

(Зона роста).

- какие функции выполняет?

(ее клетки вытягиваются в длину, обеспечивая этим рост корня).

В зоне всасывания клетки наружного слоя образуют выросты, что с ними происходит?

(корневые волоски, они всасывают из почвы воду с растворенными в ней миниральными солями. Корневые волоски увеличивают всасывающую поверхность корня в сотни раз. ).

- в центре корня расположены проводящие ткани, как они называются?

(древесина и луб- по древесине передвигается вода и минеральные вещества, по лубу- перемещаются органические вещества).

- Итог

Обучающиеся работают по карточкам. Выполняют задание в группе, индивидуально.

Повторяют технику безопасности.

Выполнение практической части по образцу.

П К Р

Итог урока

Учитель подводит итог урока:

Прием «поощрения» развернутая словесная оценка.

Каждый ученик оценивает свою деятельность во время занятия:

Учитель, совместно с учащимися оценивает работу, проделанную на уроке, комментируя деятельность каждого ученика.

Просит учащихся заполнить таблицу, оценить себя и одноклассников

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

– На листе бумаги начерчена таблица с вашими именами,

Сейчас нам надо подумать и выставить в эту таблицу те оценки, которые вы заслужили за свою работу на уроке. Дети вместе с учителем оценивают работу каждого ученика по работе на уроке. (Таблица дана в уже готовом заполненном варианте.)

Ф.И._____________________________________

Ф.И. уч-ся

«5»«4»«3»«2»

- Решение задач, поставленных в начале урока.

Анализ деятельности по плану (самостоятельный, с направляющей помощью учителя).

Рефлексия:

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3. не понял

Л, Р

Домашнее задание

Домашнее задание: повторить материал по записям в тетради, ответить на вопросы теста. https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-biologii-na-temu-koren-vneshnee-i.html 

Записывают в дневник

Л

1.Главный корень развивается из корешка зародыша. Он обычно толще и длиннее остальных. У растения пустыни- верблюжьей колючки- главный корень достигает более 15 метров и достает до грунтовых вод. У наших растений он не такой длинный, но все же он хорошо виден среди остальных корней. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/17/s_5bc7661f2a84a/972043_3.jpeg

2.В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Их всегда много. Они одинаковые по толщине (показывается черенок с придаточными корнями). Главный и придаточные корни ветвятся.

3.Корни, отрастающие от главного и придаточных корней, называются боковыми.

Типы корневых систем:

* Стержневая корневая система - включает главный и боковые корни, характерна для двудольных цветковых и голосеменных растений.
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/17/s_5bc7661f2a84a/972043_4.jpeg

Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют- стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ,МОРКОВЬ) . Стержневая система уходит глубоко, хорошо удерживает растение, достает глубокие грунтовые воды, но основная масса корней не разветвляется в плодородном слое почвы.
* Мочковатая - формируется из придаточных корней, которые вырастают из нижней части побега.

Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).), Мочковатая корневая система имеет много корней, разветвляющихся в верхнем, плодородном слое почвы. При выращивание рассады специально отрывают кончик корня. Главный корень перестает расти, но от него отрастает множество боковых корней, которые будут всасывать вещества в плодородном слое почвы. Этот процесс назвали пикировкой, потому что эту процедуру проводят заостренным колышком наподобие пики.https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/17/s_5bc7661f2a84a/972043_5.jpeg



Предварительный просмотр:

Конструкт урока № 35

Предмет: Профильный труд

Дата: 

Класс: 9а

Тема: Виды зеленых насаждений.

Задачи:  

учебно-коррекционная: познакомить с видами зеленых насаждений (общего и ограниченного пользования);

коррекционно-развивающая: Коррекция умения устанавливать логические связи;

коррекционно-воспитательная: Формировать умение ответственно относится к порученному делу и доводить начатое дело до конца;

    Формирование БУД:

                   Коммуникативные учебные действия- обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

                  Регулятивные учебные действия- контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 

                  Познавательные учебные действия- делать простейшие обобщения, выполнять работать с дополнительной информацией.

   Личностные учебные действия:

- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей на основе анализа работы одноклассников;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки для индивидуальных работ, дополнительный материал.

                           Конструкт урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

Организационный момент.

Контроль посещаемости, внешнего вида, соответствия одежды требованиям охраны труда (обучающиеся должны иметь спецодежду, резиновые и х/б перчатки). Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Мы друг к другу повернемся

И, конечно, улыбнемся.

Пожелаю вам, друзья,

Я ни пуха, ни пера!

Кто сегодня дежурный?

Дежурный сообщает о присутствии и отсутствии учащихся.

Рапорт. Психологический настрой.

Организация внимания и готовности обучающихся к уроку, устранение отвлекающих факторов. Обучающиеся занимают места в кабинете, предназначенном для практической подготовки.

Итог

Рапорт. Проверка готовности к уроку. Настраиваются на урок.

Р. Л.

Актуализирует знания, необходимые для изучения темы

Фронтальный опрос. Ответы на вопросы:

Назовите формы растений. Дайте краткую характеристику каждой формы растений. Для чего выращивают деревья, кустарники.

Приведите примеры каждой формы растений.

Итак, тема нашего урока: Виды зеленых насаждений.

Итог

Обучающийся повторяет материал прошлого урока, отвечает на вопросы.

К  Р

Сообщение темы и задач урока:

- Тема урока.

Откройте свои тетради, запишите: Число.

Классная работа. Постановка задач урока.

Учащиеся принимают учебную задачу, формулируют тему урока.

Учащиеся слушают учителя.

Знает: виды зелёных насаждений.

Умеет: определять виды насаждений по описанию.

Проговаривает, что должны знать и уметь обучающиеся.  

Ориентируясь на тему урока, определяют задачи с направляющей помощью учителя.

Р

Изучение нового материала

1. Беседа

Сегодня мы ознакомимся с видами зеленых насаждений (общего и ограниченного пользования).

Введение в тему.

Зеленые насаждения являются основой декоративного садоводства — важной отрасли коммунального хозяйства, включающей в себя зеленое строительство, декоративные древесно-кустарниковые питомники и цветоводство.
Роль зеленых насаждений многозначна. Они имеют важнейшее санитарно-гигиеническое значение, влияют на тепловой, водный и ветровой режимы, обусловливая формирование микроклимата города в целом или отдельных его районов. Летом температура воздуха среди зеленых насаждений ниже, а зимой выше, чем на открытом участке.
Благодаря большой испаряющей поверхности листьев зеленые насаждения способствуют повышению влажности воздуха. Они обладают также определенными ветрозащитными свойствами и при соответствующем размещении и породном составе могут существенно улучшить ветровой режим города или населенного пункта.

Рассказ по теме.

По функциональному назначению и использованию объекты озеленения подразделяют на три основных категории:
1)         объекты озеленения общего пользования — различные парки, лесопарки, сады, скверы, бульвары, уличные насаждения, озелененные участки общественных зданий; 
2)         объекты озеленения ограниченного пользования — озелененные участки жилой застройки, детских и учебных учреждений, больниц, промышленных предприятий;
3)         объекты озеленения специального назначения — санитарно-, ветро- и снегозащитные, противоэрозионные и водоохранные насаждения, декоративные и лесные питомники, ботанические и зоологические сады.
Объекты озеленения общего пользования. Распределяются на территории равномерно; парки по назначению различаются на следующие виды: парки культуры и отдыха, городские парки, лесопарки, спортивные (стадионы) и детские парки.

В системе озеленения города выделяются три категории зеленых насаждений.

1. Общего пользования - парки культуры и отдыха, спортивные парки (стадионы), парки тихого отдыха, скверы, бульвары, озелененные участки при общегородских торговых и административных центрах, лесопарки .

2. Ограниченного пользования - насаждения на жилых территориях (за исключением садов микрорайонов), насаждения на территориях детских и учебных заведений, спортивных и культурно - просветительных учреждений, при научно-исследовательских учреждений, учреждений здравоохранения, на территориях предприятий промышленности.

3. Специального назначения - насаждения вдоль улиц. магистралей и на площадях, ботанические и зоологические сады и парки, цветочно-оранжерейные хозяйства и т.д.

Насаждения общего пользования - доступны всем жителям города и приезжим, защищающие от пыли. избыточной солнечной радиации, создающие комфортные условия для отдыха, занятия спортом и т.д.

Насаждения ограниченного пользования предназначены для занятий на открытом воздухе и игр детей, лечебных и профилактических процедур, отдыха в перерывах между работой. Ими пользуются сотрудники предприятий и учреждений , учащиеся и студенты учебных заведений, больные и посетители лечебно-профилактических учреждений и т.д. , размещенных на данной территории.

Зеленые насаждения специального назначения создают для сокращения неблагоприятного воздействия промышленности и транспорта на окружающую среду.

Самоанализ, подведение итогов

Обучающиеся слушают учителя, отвечают на вопрос.

Выполняют словарную работу.

Запись в тетрадь основных видов.

П

Физ.

минутка.

Физминутка

Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.

1) Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до

трех).

2) Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3) Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Исходное положение: руки на столе.

Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положения.

Повторить 3 раза.

Дежурный выполняет гимнастику у доски, остальные - повторяют

Р

Закрепление изученного материала

Учитель выявляет глубину полученных знаний обучающимися.

Работа в тетрадях

Запишите определения по категориям зеленых насаждений

Общего и специального назначения

Ограниченного назначения

Работа с карточками

Определите категорию зеленого насаждения.

Закрепление изучаемого материала.

Что называют зелеными насаждениями. Расскажите значение зеленых насаждений общего пользования. Приведите примеры. Расскажите значение зеленых насаждений специального пользования. Приведите примеры. Запишите ответы в тетрадях.

На сколько категорий разделяют зеленые насаждения. Расскажите значение зеленых насаждений ограниченного пользования. Приведите примеры

Итог

Обучающиеся работают по карточкам. Выполняют задание в группе, индивидуально

П К Р

Итог урока

Учитель подводит итог урока:

Прием «поощрения» развернутая словесная оценка.

Каждый ученик оценивает свою деятельность во время занятия:

Учитель, совместно с учащимися оценивает работу, проделанную на уроке, комментируя деятельность каждого ученика.

Просит учащихся заполнить таблицу, оценить себя и одноклассников

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

– На листе бумаги начерчена таблица с вашими именами,

Сейчас нам надо подумать и выставить в эту таблицу те оценки, которые вы заслужили за свою работу на уроке. Дети вместе с учителем оценивают работу каждого ученика по работе на уроке. (Таблица дана в уже готовом заполненном варианте.)

Ф.И._____________________________________

Ф.И. уч-ся

«5»«4»«3»«2»

- Решение задач, поставленных в начале урока.

Анализ деятельности по плану (самостоятельный, с направляющей помощью учителя).

Рефлексия:

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3. не понял

Л, Р

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе

Записывают в дневник

Л

Подготовка к контрольной работе

1.Дополни:

Дерево имеет…...... ствол, а кустарник   ………………………...      стволов.

 Ствол дерева и кустарника покрыт …………………………………………………..

 2.Подчеркни лиственные деревья: 

Сосна, лиственница, ольха, клён, берёза, ель, дуб,  вяз, осина, тис, рябина.

3.Подчеркни хвойные кустарники:

Сосна, калина, орешник, шиповник,  можжевельник.                                                  

4.Выбери и подчеркни правильный ответ:

Ель – это:

лиственное дерево,

 хвойное дерево.

У хвойных деревьев есть:

шишки,

плоды.

Вечнозелёное дерево:

лиственница,

сосна,

ольха.

Ядовитое растение:

тис,

липа,

ель.

Осенью листья ольхи:

       краснеют,

       опадают зелёными,

       желтеют.

5.Какое плодовое культурное растение человек использует?

1. Ель; 2.Яблоня; 3.Тополь.

6.Какой цветок является дикорастущим?

.Астра; 2.Василёк; 3.Георгин.

7.Название, какого декоративного растения в старину называли «сабля – трава».

1.Розы; 2. Гладиолус; 3.Кактус.

8.Какие прядильные культурные растения человек использует для получения тканей?

1.Хлопок; 2.Пшеница; 3. Лён; 4.Овёс.

9.Подчеркни зерновые культуры?

Рожь, картофель, ячмень, огурец, пшеница, горох, тыква, овёс.

10.Установи соответствие:

Овощные культуры груша лук слива помидор

Плодовые культуры баклажан яблоко капуста

11.Какая зерновая культура любит воду?

1.Гречиха; 2. Овёс; 3.Рис; 4.Рожь



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку  в 5 классе

Учитель: Е.В. Архипова.

Тема: Части речи

Цель: повторение общих сведений о частях речи

Задачи: - закрепить умения определять части части речи;

               - формирование аналитических умений в определении частей речи, активизация    словаря по теме «Зима».

               - формирование навыка взаимоконтроля, самоконтроля.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки с тестами, сигнальные карточки (зелёные, красные, голубые), опорные таблицы, рисунки.                

                                                        Ход  урока

1.Орг. момент.

   

   1) Проверка готовности обучающихся, воспитанников к уроку. Психологический                

       настрой.

   2) Постановка задач индивидуальных образовательных маршрутов:

                - сформировать навык правильного, выразительного чтения;                - сформировать умение отвечать на вопросы полными, развёрнутыми предложениями;

                - сформировать умения внимательно слушать учителя, ответы одноклассников;

                - формирование правильной осанки;

- Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке?

- Сегодня продолжим работу, эта тема важная и нужная для вас.

Итог

2. Проверка домашнего задания.

- Что было задано на дом?

             а) Декламирование стихотворения.

    Таблица с текстом стихотворения вывешивается на доску, разбираются орфограммы.

                                                  Снег, снежок…

                                                  Он радует

                                                  И тихонько падает.

                                                  Хлопьями летает

                                                  И немного тает.

         2)  Чтение слов, связанных с зимой.

         3) Назвать:

- имена существительные

- глаголы

          4) Взаимопроверка

          5) Самопроверка

                   Итог

3. Основная часть.

    1) Угадать пропущенные слова:   

                                          Тихо, тихо снег … (идёт),

                                          Белый снег мохнатый.

                                          Мы … (расчистим) снег и лёд

                                          Во дворе лопатой.

                                          Осень медленно ушла,

                                          Прогнала её …  (зима).

        2)    Выбор слов из таблицы (лишнее слово)

                           белеет             чистота            милый

                           ищет               чистый             нежный

                           гриб                красота             злость

     

  Физкультминутка (упражнения для мышечной релаксации)

     

      3) Работа с тестами

           На доске сигнальные карточки, которые нужно правильно разместить.

                             имя существительное             имя прилагательное              глагол

        Вопросы:            кто? что?                                 какой?(-ая, -ое)              что делать?

        Обозначение:     предмет                                   признак предмета          действие

        Подчёркивание:

        Слова-примеры: краснота                                 красный                           краснеть

                                     воспитатель                           воспитанный                   воспитать

                                     снег                                         красивый                         учиться

     4) Чтение обучающимися правила по таблице.

     5) Самостоятельная работа обучающихся, воспитанников в тетрадях

           (Списать текст, указать, какими частями речи являются однокоренные слова, на какие вопросы они отвечают.)  

        6) Проверка выполненного.

Итог

4. Домашнее задание.

Стр. 80, подготовиться к контрольным вопросам и заданиям по теме «Части речи».

5. Итог урока.

          - оценки;

          - решение задач индивидуальных, образовательных маршрутов.



Предварительный просмотр:

Урок №

Дата:

Класс: 9

Тема: Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров.

Задачи:

Образовательные: 

  • Закрепить знания о лесных и торфяных пожарах, как чрезвычайных ситуациях природного характера; основных причинах возгорания лесов; изучить правила пожарной безопасности в лесах и способы защиты при возгорании лесных и торфяных пожаров.

Коррекционно-развивающие:

         - развивать интеллектуально-речевые умения на основе анализа текста; научить пользоваться сетью интернет в поиске дополнительной информации по заданной теме;

Воспитательные: 

         - воспитание ответственного отношения к легковоспламеняющимся материалам, продолжить формирование бережного отношения к природе и личной, общественной безопасности, формировать умение работать в коллективе.

Формирование БУД:

  • Личностные учебные действия: формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки; развитие интереса к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных;
  • Коммуникативные учебные действия: владение приемами и навыками общения со взрослыми, одноклассниками; готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Регулятивные учебные действия: сформировать  взаимоотношения с окружающими; прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения;
  • Познавательные учебные действия: делать простейшие обобщения, выполнять тестированные задания; работать с дополнительной информацией; познакомиться с последствиями  возникновения лесных пожаров и действиями при возникновении пожара;

Оборудование и материалы: раздаточный материал – карточки с индивидуальными заданиями, рабочие тетради, интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролик, памятки для обучающихся, тесты, лист самоконтроля.

Тип урока: комбинированный

№ П./П

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

1.

ООрганизационный момент (создание мотивации)

Приветствие.

Организует, настраивает на учебную деятельность. Определяет готовность к уроку.

Напоминает правила работы. Определяет задачи  ИОМ.

1 группа: 

2 группа:

Приветствие.

Сдают рапорт.

Настраиваются на урок.

На парте каждого обучающегося прикреплены цветные листы.

Регулятивные: сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми, одноклассниками;

2.

Актуализация  знаний

Учитель дает задание для самостоятельной работы с ресурсом по ссылке.

Дать определение лесным и торфяным пожарам (1 группа самостоятельно)

Объясняет, чем опасны природные пожары?

Задает вопросы обучающимся 2 группы:

  • Что такое пожар?

«ПОЖАР – ___________

 (неконтролируемое) распространение огня, причиняющее материальный _______(ущерб), вред жизни и здоровью граждан.

Лесной пожар – это стихийное, __________________

(неуправляемое)

человеком распространение огня по лесной площади.

Торфяной пожар – это горение торфяного болота, осушенного или естественного, при __________ (перегреве) его поверхности.

Учитель предлагает самостоятельно ответить на вопросы, используя презентацию:

Пожары верховые, низовые, подземные.

Учитель задаёт вопрос обучающимся: что узнали по пройденному материалу прошлого урока?

Арсенал спасения МЧС

Справочник лесные и торфяные пожары.

Работа со словарём по ссылке:

http://www.arspas.ru/mchs/spravochnik/1/les.php

Обучающиеся (2 группы) дополняют определение в карточках и приклеивают их в тетрадь.

Обучающиеся просматривают презентацию: слайды №________

2.Отвечают на вопросы.

Обучающиеся отвечают на вопрос цепочкой, со слова «Я узнал…».

Регулятивные: сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения со взрослыми;  готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

3.

Постановка учебных задач.

Учитель ставит проблему по средствам показа видеофрагмента СМИ.

Подбор слов по рассмотренному материалу, подведение к теме урока.

Видео фрагмент СМИ «Бушуют лесные и торфяные пожары»

http://www.youtube.com/watch?v=-4UjCkJZtY4

Совместно с обучающимися выводит тему нового материала

Обучающиеся записывают тему урока: «Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров »

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;  готовность к коллективным формам деятельности.

Учитель задаёт вопрос обучающимся: что должны узнать сегодня на уроке?

Обучающиеся отвечают на вопрос цепочкой, со слов «Я должен (на) узнать…».

Учитель объявляет тип урока.

Сегодня мы проводим комбинированный урок, на котором повторим причины возникновения пожаров природного характера и познакомимся с правилами и действиями населения при угрозе и во время возникновения пожаров.

-Какой план урока мы можем составить, чтобы добиться целей урока?  ( Учитель совместно с обучающимися записывает план на доске)

Обучающиеся составляют план совместно с учителем.

План:

1. Повторить причины возникновения природных пожаров.

2. Изучить правила пожарной безопасности в лесах и способы защиты при возгорании лесных и торфяных пожаров

3.Разработать памятку: «Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров»

4.

Реализация построенного проекта

Учитель ставит проблему по средствам показа видеофрагмента СМИ.

Учителем ставится задача:

назвать основные причины возникновения пожаров.

Видео фрагмент СМИ

http://coolreferat.com/362100

Обучающиеся делятся на группы по заранее приготовленным цветным эмблемам.

Обучающиеся работают в группе.

Взаимопроверка по слайду №_____

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных;

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; моделировать ситуации; сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Познавательные: познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками;  взрослыми;  готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;

5.

Первоначальное закрепление знаний

Учитель ставит проблему по средствам показа презентации.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются:

•  неосторожное обращение с огнем туристов, охотников, рыбаков, грибников и других лиц при посещении лесов (костер, непогашенный окурок, не затушенная спичка, искры из глушителя автомобиля и т.д.) – 50–60 %; 
•  весенние и осенние неконтролируемые сельхозпалы (выжигание сухой травы на сенокосах, отгонных пастбищах, а также стерни на полях) – до 15-20 %; 
•  нарушение правил пожарной безопасности лесозаготовителями – до 20 %; 
•  грозовые разряды – до 10–20 %.

- Как можно предотвратить природные пожары?

- Какие заблаговременные мероприятия для этого проводятся?

1.Просмотр презентации «Причины лесных и торфяных пожаров».

2.Отвечают на вопросы по группам.

Обучающиеся просматривают презентацию: слайды №________

2.Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Учитель предлагает провести физкультминутку по системе М.С.Норбекова.

Обучающиеся выполняют упражнения для снятия напряжения используя данный ресурс (1 группа – самостоятельно, 2 группа- используя вспомогательные карточки):  http://school-collection.edu.ru/catalog/res/18e7f5b3-7861-4aec-9923-ed085c3f8ae0/view/

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

6.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Учитель дает задание на построение алгоритма действий при пожаре.

Задание 1. Составить алгоритм действий при возникновении лесных и торфяных пожаров.

Обучающиеся выполняют практическую работу.

Составляют коллективно по серии рисунков  алгоритм действий.

Взаимопроверка по слайду №_____

Личностные: развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных

Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; Познавательные: познакомиться с последствиями  возникновения лесных пожаров и действиями при возникновении пожара.

7.

Включение в систему и повторение

Учитель предлагает пройти тестирование по пройденному материалу.

  1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 (+).
  2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара (+).
  3. Бросать горящие спички, окурки ( - ).
  4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( -)
  5.  Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.  ( + )
  6. Оставлять без присмотра горящий костер. ( - )
  7. Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - )
  8. Учиться пользоваться огнетушителем. ( + )
  9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления ( + )
  10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). (+)
  11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - )
  12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись ( + )
  13.  При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )
  14. Отправить пострадавшего в больницу ( + )

Обучающиеся работают в группе, отвечают на вопросы теста.

Познавательные: закрепить  правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Регулятивные: уметь анализировать опасные ситуации природного характера.

8.

Рефлексия

Предлагает ответить на 3 вопрос: «Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?»

Обучающиеся отвечают на вопрос цепочкой, со слов «Я узнал …».

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

9.

Итог урока

Подводит итог урока. Совместно с обучающимися оценивает работу каждого ученика и выставляет оценки.

Оценивают работу на уроке:

«На уроке я узнал …»,

«Мне было интересно …»,  

«Я должен поработать над …»

Личностные: социально-психологического (качество отношений с окружающими людьми);

Регулятивные: сформировать  взаимоотношений с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками;

10.

Домашняя работа

Стр. 104, №5, ситуационные задачи по учебнику.

Обучающиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)

Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....

Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...