Приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к российским традициям и народной культуре через внеурочную деятельность
учебно-методический материал

Яшкина Татьяна Юрьевна

Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества. Забыты семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_rossiyskim_traditsiyam.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к российским традициям и народной культуре через внеурочную деятельность

Автор: воспитатель Т.Ю. Яшкина

Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено. Наша жизнь сейчас заполнена большим количеством иностранного в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Все это привело к утере понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия; исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества. Забыты семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.

Для работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в данном направлении необходимо выбрать педагогическую технологию.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле: знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.

Приобщение к народным традициям происходит через реализацию содержательного компонента педагогической технологии. Содержательный компонент технологии приобщения к истокам народной культуры можно условно разделить на блоки, в соответствии с которыми ребенка следует приобщать к истокам русской народной культуры:

  • народная философия;
  • фольклор;
  • традиционные жилища и одежда;
  • народные игры, народные праздники;
  • традиционные народные праздники.

Блоки могут меняться местами или вводиться параллельно. Каждый блок желательно заканчивать праздником, развлечением или театрализованным представлением на основе народных сказок. Это помогает сформировать у детей положительное эмоциональное отношение, как к народным традициям, так и самим народам — носителям этих традиций.

В технологии приобщения к истокам русской народной культуры, традициям выделяют компонент творческого развития.

Компонент творческого развития включает в себя игровую, познавательную, продуктивную деятельность, ознакомление с фольклором, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

Игра предполагает знакомство с играми разных народов, использование их в различных формах приобщения. Такой вид деятельности предполагает активизацию интереса к народным традициям. С народными играми целесообразнее знакомить на протяжении всего периода приобщения к истокам русской народной культуры для поддержания интереса. Детям очень нравятся народные подвижные игры – «Жмурки», «Холодно-горячо», а также игры-состязания – «Быстрые и меткие», «Снежная баба», «Снежная крепость».

Продуктивная деятельность включает в себя рисование, лепку, конструирование, аппликацию. На занятиях изо, декоративно-прикладного искусства, просто в свободное время дети рисуют свою семью, своих мам, расписывают бумажные силуэты и объемные игрушки. К праздникам 8 Марта и 9 Мая дети изготавливают открытки для педагогов, мам, ветеранов.

Ознакомление с фольклором, на внеклассных занятиях, отражает жанровое многообразие произведений устного народного творчества: сказки, легенды, стихи, считалки, поговорки, пословицы, загадки.

В музыкальную деятельность входят: исполнение народных песен, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; театрализация сюжетов народных сказок с музыкальным сопровождением.

Для ознакомления воспитанников с русскими народными традициями можно проводить праздники: « Осенины», «Рождество Христово», «Широкая Масленица», «Пасха».

При проведении праздников используется детский календарный фольклор. Календарный детский фольклор - это заклички, игровые припевы, приговоры.

Особенно любим в народе праздник «Широкая Масленица». В эту праздничную неделю все веселятся и развлекаются, дарят друг другу подарки. Люди надевают праздничную одежду, устраивают разные развлечения и забавы, катание на тройках и на санках с гор. Ярким зрелищем является сжигание чучела из соломы. Смысл этого обряда – зима не должна мешать приходу весны.

Дети знают и любят этот праздник, с удовольствием принимают участие в организации этого праздника, вместе с взрослыми поют песни, водят хороводы, играют в игры.

Познавательная деятельность включает в себя знакомство с родным краем и народами, в нем проживающими; их традициями через экскурсии, видеопросмотры, составление рассказов, рассматривание репродукций, фотографий.

Так же развитию целостного отношения детей к истории и культуре своего народа способствует музейно-педагогическая технология. Музей позволяет познакомить детей с подлинными ценностями, накопленными предшествующими поколениями, демонстрирует жизнь человеческого общества, показывает ее в развитии. В течение уже нескольких лет наша школа активно сотрудничает с городским музеем истории города. Ребята посещают различные тематические выставки: «Страницы нашей истории», «Путешествие по реке времени», «От–Чая–нная выставка»,  «Руками трогать обязательно» (духовный центр «Радуга»). Совместно с общеобразовательными школами участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках.

Необходимо так же обратить внимание на такую педагогическую технологию – как проектная методика. Метод проектов позволяет органично интегрировать знания воспитанников из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует «интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес».

Таким образом, комплексная последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей с умственной отсталостью, интереса к народной культуре и традициям, историческому прошлому своей страны.  

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шафнер)

Методическая литература:

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. - Москва: 2010.
  3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
  4. Королёва Е.В. О необходимости приобщения детей к русской народной культуре. Интернет журнал «Мистер Вульф». http://www.mrwolf.ru/Nauka_i_obrazovanie/Pro4ee/10708 08.09. 19.17
  5. Мамонтов С.П. Основы культурологи. 2-е изд. М.: Из-во РОУ, 1996.
  6. Неволина В. А.Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: Екатеринбург: 2005.
  7. Народные игры и традиции в России. Изд. 2-е, доп. – М., 1994. – 242 с
  8. Толпыкин В.Е.. Толпыкина Т.В. Культурология: учебник для вузов. 2-е изд, исп. И доп. М.: Экспо, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы компьютерной грамотности" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития 1-4 класс

Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...