Предмет: сенсорное развитие Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5в
рабочая программа (5 класс)

Шапарь Ольга Игоревна

Предмет: сенсорное развитие

Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2

Класс: 5в

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

1. Цель образования с учетом специфики учебного предмета: 

обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи программы:

  1. формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  2. коррекция недостатков познавательной деятельности учащегося путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предмета, их положения в пространстве;
  3. формирование пространственно-временных ориентировок;
  4. развитие слухо-голосовых координаций;  
  5. формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  6. совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  7. обогащение словарного запаса учащегося на основе использования соответствующей терминологии;
  8. исправление недостатков в развитии моторики;
  9. совершенствование зрительно-двигательной координации.

2. Описание места учебного предмета «Сенсорное развитие» в учебном плане:

Предмет

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Сенсорное развитие

102

3

В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована. Часть программного материала допустимо реализовать дистанционно.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

результаты

Предметные результаты

  • возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- пользоваться учебной мебелью;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

- принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия

Зрительное восприятие:

  • Фиксация взгляда на лице человека; фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него; прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад); прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие:

  • Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии; прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником; локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником; нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие:

- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;  на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий); на вибрацию, исходящую от объектов; на давление на поверхность тела; на положение тела (горизонтальное, вертикальное); на положение частей тела; на соприкосновение тела с разными видами поверхностей; различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

4.  Описание УМК и материально-технического обеспечения учебного предмета «Сенсорное развитие».

1. УМК предмета «Сенсорное развитие».

УМК подбирается в соответствии с требованиями АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2, а также с учетом особенностей индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.

2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Материально-техническое оснащение включает в себя:

-пирамидки из 4, 6 деталей;

-вкладыши (геометрические фигуры, животные, транспорт);

-цветные карандаши;

-трафареты;

-кубики (деревянные, пластмассовые);

-мозаики;

-шнуровка;

-предметные картинки;

-конструктор;

-шнурки для обуви (короткие, длинные);

-печатные пособия;

-дидактический раздаточный материал: карточки-задания;

-технические средства обучения; экранно-звуковые пособия.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета состоит из следующих разделов: зрительное восприятие, слуховое восприятие, кинестетическое восприятие, восприятие особых свойств предметов, восприятие пространства, восприятие вкуса и запаха.

Тема раздела

Описание основных видов деятельности обучающихся

Зрительное восприятие

Развитие зрительного восприятия:

-фиксация взгляда на лице человека;

-фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете,

-фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;

-узнавание и различение цвета объекта.

Слуховое восприятие

Развитие слухового восприятия:

-локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

-прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником;

-локализация неподвижного удаленного источника звука; соотнесение звука с его источником;

-нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие

Развитие кинестетического восприятия:

-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;  

-на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);

-реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

-реакция на давление на поверхность тела;

-реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное);

-реакция на положение частей тела;

-реакция на соприкосновение тела с разными видами предметов;

-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие особых свойств предметов

Развитие восприятия особых свойств предметов:

-адекватная реакция на запахи; различение объектов по запаху.

-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий);

-узнавание продукта по вкусу, различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Восприятие пространства  

Восприятие пространства:

-ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше;

-движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения;

-ориентировка в поле листа (выделение всех углов).

-расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;

-словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами;

-пространственная ориентировка на игровой площадке;

-пространственная ориентировка на поверхности парты;

-возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами.

Восприятие вкуса

Восприятие вкуса:

-различать вкусовые качества предметов, пробуя на вкус;

-знакомство с внешними признаками и функциональными возможностями языка, как органа вкуса;

-показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами.

Восприятие запаха

Восприятие запаха:

-формирование адекватную реакцию на запахи;

-развитие умения нюхать, реагировать на запах;

-расширение спектра обонятельных ощущений.

Календарно - тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Дата план

Дата коррекции

Тема занятия

Содержание видов деятельности

1.

Зрительное восприятие

Восприятие цветов: красный, желтый, белый.

Игры на определение и различение цветов "Что бывает такого цвета?" Выбери и покажи.

2.

Восприятие цветов: синий, зелёный, оранжевый.

Игры на определение и различение цветов "Что бывает такого цвета?". Выбери и покажи.

3.

«Солнышко-жёлтое,

Лист-зелёный, Малина-красная».

Игры на определение и различение цветов "Что бывает такого цвета?". Выбери и покажи.

4.

Восприятие цветов: голубой, розовый, сиреневый.

Игры на определение и различение цветов "Что бывает такого цвета?". Выбери и покажи.

5.

«Цветные кубики».

Закрепление знаний о цвете.

6.

Восприятие пространства

«Геометрическое лото».

Развитие представления о геометрических фигурах.

7.

Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона).

Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона).

8.

Восприятие особых свойств предметов

Ориентация в предметах «холодный или горячий?».

Ориентация в предметах «холодный или горячий».

9.

Зрительное восприятие

«Обведи фигуру».

Развитие представления о форме: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

10.

Игра «Парные изображения».

Работа с предметными картинками.

11.

Восприятие пространства

«Геометрический конструктор».

Составление композиций из геометрических фигур по образцу. Развитие зрительного и пространственного восприятия.

12.

Слуховое восприятие

«Зоопарк».

Различение речевых и неречевых звуков.

Различение звукоподражаний.

13.

Игра «Найди пару».

Нахождение объектов по звучанию.

Различие звуков.

14.

Игра «Чей голосок?».

Различение речевых звуков.

15.

Игра «Угадай какой инструмент звучит?».

Различение неречевых звуков (ложки, бубен, колокольчик).

16.

Кинестетическое восприятие

Игра «Море волнуется».

Выполнение упражнений по заданию педагога.

17.

Игра «Прикрепи прищепки».

Играем с предметами.

18.

Игра «Чудесный мешочек».

Развитие тактильного восприятия.

Обследование предметов.

19.

Рваная аппликация.

Развитие тактильного восприятия.

Отрывание бумаги заданной формы.

20.

Заготовка к аппликации «Улитка».

Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики.

21.

Завершение аппликации «Улитка».

Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики.

22.

Найди игрушку в ёмкости с крупой.

Тактильное различие свойств предметов.

23.

Восприятие запахов

Узнай по запаху (овощи, фрукты).

Обследование предметов по запаху.

24.

Узнай по запаху (чай, кофе, какао).

Обследование предметов по запаху.

25.

Восприятие запахов

Игра «Какой аромат больше нравится».

Сочетание запаха с продуктом.

26.

Восприятие вкуса

«Съедобное, несъедобное».

Развитие умения различать съедобные и несъедобные продукты.

27.

«Фрукт или овощ».

Развитие умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

28.

Восприятие запахов

«Найди пару».

Дети должны найти баночки с одинаковым вкусом.

29.

Восприятие вкуса

«Что, каким бывает?».

Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус.

30.

Знакомство со вкусом – сладкий.

Обследование на вкус.

31.

Знакомство со вкусом – соленый.

Обследование на вкус.

32.

Знакомство со вкусом – кислый.

Обследование на вкус.

33.

Знакомство со вкусом – горький.

Обследование на вкус.

34.

Дидактическая игра “Найди солёное, кислое, сладкое, горькое”.

Работа с картинками, с выражением лица.

35

Кинестетическое восприятие

Восприятие предметов по структуре поверхности (гладкий-шероховатый).

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами, ежиком.

36

Зрительное восприятие

«Светофор».

Закрепление основных цветов: красного, жёлтого и зелёного.

37

Кинестетическое восприятие

Восприятие предметов по структуре поверхности (шелк, вельвет, бархат).

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом, бархатом.

38

Пространственное восприятие

«Машинка».

Прослеживание за движущемся предметом вправо, влево, взад, вперёд.

39

«Геометрическое лото».

Развитие представления о геометрических фигурах.

40

Ориентация в пространстве (правая сторона, левая сторона).

Ориентация в окружающем пространстве (правая и левая сторона).

41

Составление композиций из геометрических фигур.

Составление композиций из геометрических фигур по образцу. Развитие зрительного и пространственного восприятия.

42

Восприятие особых свойств предметов

Ориентация в предметах «холодный или горячий?».

Ориентация в предметах «холодный или горячий».

43

Пространственное восприятие

«Обведи фигуру».

Развитие представления о форме: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

44

«Геометрический конструктор».

Составление композиций из геометрических фигур по образцу. Развитие зрительного и пространственного восприятия.

45

Зрительное восприятие

Игра «Парные изображения».

Работа с предметными картинками.

46

Слуховое восприятие

«Зоопарк».

Различение речевых и неречевых звуков.

Различение звукоподражаний.

47

Игра «Найди пару».

Нахождение объектов по звучанию.

Различие звуков.

48

Игра «Чей голосок?»

Различение речевых и неречевых звуков.

III четверть (30ч)

49

Слуховое восприятие

Игра «Угадай какой инструмент звучит».

Различение неречевых звуков (ложки, бубен, колокольчик).

50

Кинестетическое восприятие

Игра «Море волнуется».

Выполнение упражнений по заданию педагога

51

Игра «Прикрепи прищепки».

Играем с предметами

52

Игра «Чудесный мешочек».

Развитие тактильного восприятия.

Обследование предметов

53

Рваная аппликация.

Развитие тактильного восприятия.

Отрывание бумаги заданной формы

54

Заготовка к аппликации «Улитка».

Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики

55

Завершение аппликации «Улитка».

Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики

56

Найди игрушку в ёмкости с крупой.

Тактильное различие свойств предметов

57

Восприятие запахов

Узнай по запаху (овощи, фрукты).

Обследование предметов по запаху

58

Узнай по запаху (чай, кофе, какао).

Обследование предметов по запаху.

59

Игра «Какой аромат больше нравится».

Сочетание запаха с продуктом.

60

Восприятие вкуса

«Съедобное, несъедобное».

Развитие умения различать съедобные и несъедобные продукты

61

«Фрукт или овощ».

Развитие умения познавать признак запаха и классифицировать объекты

62

«Найди пару».

Дети должны найти баночки с одинаковым вкусом

63

«Что, каким бывает?».

Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус.

64

Знакомство со вкусом – сладкий.

Обследование на вкус

65

Знакомство со вкусом – соленый.

Обследование на вкус

66

Знакомство со вкусом – кислый.

Обследование на вкус

67

Знакомство со вкусом – горький.

Обследование на вкус

68

Дидактическая игра “Найди солёное, кислое, сладкое, горькое”.

Работа с картинками, с выражением лица

69

Слуховое восприятие

«Шумящие коробочки».

Шумящие коробочки: пустая и полная. Музыкально-ритмические упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики, игры на развитие слухового восприятия. «Шумящие коробочки».

70

Где звенит колокольчик?

Музыкально-ритмические упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики. Игры на определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади), развитие слухо-моторной координации, формирование чувства ритма.

71

Звуковые понятия: громкий-тихий.

Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне, игры на определение громкости звуков, мелодий.

72

Определи, что слышится?

Игры на дифференцировку звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки).

73

Восприятие особых свойств предметов

Различение материалов по температуре (холодный-горячий).

Понятия холодный-горячий. Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?»

74

Различение материалов по влажности (мокрый-сухой).

Понятия мокрый-сухой. Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?»

75

Различение материалов по вязкости (жидкий -густой).

Понятия жидкий-густой. Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?»

76

Слуховое восприятие

Бытовые шумы и звуки природы.

Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «Где что?»

77

Звуки на улице.

Игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Различение уличных звуков.

78

Зрительное восприятие

Что здесь спряталось? («зашумлённые» изображения).

«Где что?», «Найди картинку», зашумленные изображения. игры пальчиковой гимнастики.

79

Зрительное восприятие

Что забыл дорисовать художник?

«Что забыл дорисовать художник?», «Найди недостающую часть».

80

Найди такую же фигуру.

Понятия одинаковый-разный, похожий-непохожий. Нахождение одинаковых фигур.

81

Сложи картинку.

Упражнения серии “Учимся смотреть и видеть” на формирование у ребенка зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез).

82

Дорисуй картинку и раскрась.

Упражнения серии “Учимся смотреть и видеть” на формирование у ребенка  зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними.

83

Пространственное восприятие

18,04

Куда ползут улитки?

Упражнения серии “Учимся следить глазами” на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей.

84

20,04

Стрелочки.

Стрелочки вверх-вниз-влево-вправо. Игры на формирование и развитие зрительного внимания и восприятия и представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”.

85

Восприятие запахов

21,04

Овощи и фрукты.

Дифференциация пищевые запахи. Игры на определение по запаху с закрытыми глазами, разделить овощи и фрукты

86

25,04

Что такое обоняние?

Игры на развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи.

87

27,04

Сравнение разных запахов.

Сравнение запахов: резкий-слабый, приятный-приторный. Игры на развитие обоняния (душистые мешочки, ароматная радость). 

88

28,04

Коробочки с запахами.

Пищевые – непищевые запахи. Игры на развитие обоняния (душистые мешочки, ароматная радость).

89

Восприятие вкуса

04,05

Знакомство с понятием «вкус».

Игры на определение вкусовых ощущений. «Назови вкус продуктов».

90

05,05

Различение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий).

Игры на определение вкусовых ощущений (попробуй, отгадай, узнай и сравни, найди и покажи пару).

91

11,05

Различение продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый).

Игры на определение вкусовых ощущений (попробуй, отгадай, узнай и сравни, найди и покажи пару).

92

Кинестетическое восприятие

12,05

Большой-средний-маленький.

Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами.

93

16,05

Мягкий-твердый.

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком.

94

18,05 + урок 99

Резина-дерево.

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком.

95

Пространственное восприятие

19,05

Шар-куб.

 Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами.

96

Кинестетическое восприятие

23,05

Гладкая и шероховатая бумага.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой.

97

Разные мячики.

Пластмассовые, войлочные, резиновые мячики.

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами.

98

Зрительное восприятие

Восприятие цветов: красный, желтый, зеленый.

Игры на определение и различение цветов "Что бывает такого цвета?" Выбери и покажи.

99

Восприятие цветов: синий, голубой, оранжевый.

Игры на определение и различение цветов "Что бывает такого цвета?". Выбери и покажи.

100

Восприятие цветов: фиолетовый, розовый, сиреневый.

Игры на определение и различение цветов "Что бывает такого цвета?". Выбери и покажи.

101

Кто здесь спрятался? («зашумлённые» изображения).

«Где кто?», «Найди картинку», зашумленные изображения.

102

Дорисуй недостающую половину.

«Что забыл дорисовать художник?», «Дорисуй недостающую часть».

Лист корректировки

Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: альтернативная коммуникация Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5г

Предмет: альтернативная коммуникацияВид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2Класс: 5г...

Предмет: домоводство Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5г

Предмет: домоводствоВид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2Класс: 5г...

Предмет: изобразительная деятельность Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5г

Предмет: изобразительная деятельностьВид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2Класс: 5г...

Предмет: коррекционно-развивающие занятия Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5г

Предмет: коррекционно-развивающие занятияВид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2Класс: 5г...

Предмет: математические представления Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5г

Предмет: математические представленияВид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2Класс: 5г...

Предмет: окружающий природный мир Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5г

Предмет: окружающий природный мирВид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2Класс: 5г...

Предмет: окружающий социальный мир Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2 Класс: 5г

Предмет: окружающий социальный мирВид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2Класс: 5г...