Технологическая карта урока "Окружающий природный мир"
план-конспект урока

Юрош Марина Анатольевна

Цель урока: Обобщить и дополнить знания детей о том, как животные и птицы готовятся к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._prir_mir-12.11.2021.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Окружающий природный мир

Класс

3-б класс

Тема урока

«Птицы осенью»

8 .Цель  урока: Обобщить и дополнить знания детей о том, как животные и птицы готовятся к зиме.

         9.Задачи:

- обучающие: усвоить представления об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений работать в парах, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.

- развивающие: создать условия для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса. Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе 

10.  Задачи:

Предметные

средствами обыгрывания обобщить знания учащихся о причинах перелета птиц в теплые края;

способствовать расширению кругозора о разнообразном мире птиц, посредством обобщения знаний, полученных в процессе наблюдений.

Метапредметные

создать условия для осознания школьниками процесса обучения;

 способствовать развитию наблюдательности учащихся, монологической речи, умения анализировать, делать выводы;

 создать условия для формирования умений и навыков в групповой работе;

 работать над развитием эмоционально- чувственной сферы учащихся.

11.Тип урока: урок общеметодологической направленности

12.  Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный  проектор. 

13.Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.vgf.ru/ Официальный сайт издательства “Вентана Графа” (нормативно– правовая и методическая база, презентации, видеоуроки, комментарии к учебникам и пр.).
  2. http:/numi.ru/group.php?gid=38 “Введение ФГОС НОО средствами УМК “Начальная школа 21 века”.                                                                                                                           

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность

ученика

БУД

1

2

3

4

1.

  Орг. момент. 

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Личностные БУД

1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.

2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.

2.

Актуализация полученных знаний. 

Повторение пройденного.

- Отгадайте загадки:      Слайд 2

1.Он в своей лесной палатке

носит старенький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит - и легче.  (Дятел) Слайд 3

2.Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.  (Грач) Слайд 4-5

3.Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист) Слайд 6-7

Познавательные: 1.Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2.Формирование умения применять ранее полученные знания при выполнении заданий.

Коммуникативные:

1.Формирование умений согласованно работать в  коллективе.

2.Формирование умений слушать и понимать речь других.

3

Сообщение темы и задач урока.

- Как вы думаете, ребята, о ком мы будем говорить на уроке?  (О птицах).

- Какое время года у нас сейчас? (Осень).

- Догадайтесь, как будет называться тема нашего урока. - Догадайтесь, как будет называться тема нашего урока.

 (Птицы осенью).   Слайд 8

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

4

Формирование новых знаний.

Как изменилась погода осенью? ( Стало холодно)

– Какие приметы осени вы наблюдали?  

(Погода делается пасмурной, серой. Больше дождливых дней. По утрам на деревьях, на траве появляется иней)
– Как изменились деревья?

(Деревья сбросили свой осенний наряд)
Что происходит животным миром?

Изменения в неживой природе, повлекли изменения в живой природе?

(Многие животные легли в зимнюю спячку.

Одни птицы уже улетели, а другие готовятся к отлёту.)

- Молодцы, вы назвали много признаков.

Откройте учебник на стр.22. Слайд 9

Закончился сентябрь. Улетели пеночки, славки, трясогузки. В октябре улетают дрозды, скворцы, журавли.

Последними улетают гуси и лебеди. Как ты думаешь, почему?

Послушайте текст. (Учитель читает текст, показывая презентацию)

Слайд 10-15

Отчего зависит последовательность отлёта птиц? Почему каждый год  отлет  птиц происходит в строго определенном порядке?

 Осенью всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, травянистые растения увядают. Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм.

Последними улетают водоплавающие птицы -  гуси и лебеди.

 Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.

Выдвигают гипотезы.

Отвечают на вопросы

Анализируют информацию, сопоставляют с собственными наблюдениями

Познавательные

(общеучебные: умение структурировать знания

логические: анализ, синтез)

Коммуникативные: 1.умение оформлять свои мысли в устной форме

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Формирование умения слушать и извлекать нужную информацию.

4.Формирование умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные

 (умение обобщать и классифицировать по признакам)

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

5.

Первичное закрепление, повторение пройденного материала.

Дети, давайте посмотрим на страницу учебника 22. Слайд 16

 Учитель читает текст.

    Найдите текст на стр. 22.

Вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос. О каких перелетных птицах прочитали?

Слайд.

Куда улетают перелетные птицы?  ( В теплые края.)

Они к нам еще вернуться?   Когда?  ( Весной)

Почему все-таки им приходиться улетать?

Основная причина, что они не могут найти себе корм.

Как называются птицы, которые каждый год с наступлением холодов улетают на юг? (Перелётные)

 Каких перелетных птиц вы знаете?

 А те, которые остаются зимовать? ( Зимующие)

Каких зимующих вы знаете?

Извлекают информацию из текста и иллюстраций учебника

Познавательные

 (умение выявлять особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Регулятивные: Формирование умений удерживать учебную задачу в процессе работы,  оценивать правильность выполнения задания.

Личностные: Самоопределение.

7.

Закрепление и систематизация знаний.

  1. Игра  «Знатоки» 

Слайд 19.    Сейчас  мы поиграем.  Мы  будем работать в парах.

Вспомним, как нужно работать в парах.

Работать тихо,  договориться.

Нельзя поворачиваться.

Нельзя подглядывать.

Приготовьте простой карандаш.

Нам нужно расселить птиц. Тех, кто останется у нас с вами, т.е. зимующих   соединяем с домиком, перелетных соединяем с солнышком и тучкой.

 Кто закончил, поднимите руки. Кто готов?

 Смотрим на доску,  проверяем себя. Слайд 20

Поднимите руки у кого так же как на доске.

Обсуждают в парах увиденное, аргументируют их принадлежность к  группам.  

Обобщают итоги учебной деятельности.

Коммуникативные: 1.Согласование действий с партнёром.

2.Формирование умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:    Формирование умений удерживать учебную задачу в процессе работы,  оценивать правильность выполнения задания.

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание причин успеха /неуспеха/ в учебной деятельности.

 2. Работа по теме.

 Слайд 21       Кочующие птицы. 

К кочующим птицам относятся те, которые в более тёплую зиму остаются на своей родине, а в холодные кочуют с одного места на другое в поисках пищи.  

Слайд 22 Мы с вами рассмотрели много различных птиц. А вы знаете,  что о птицах не только стихи слагали, не только художники их рисовали, но им и памятники даже созданы.  У нас в России и за рубежом.

Посмотрите на них.

Ребята как вы думаете, а птицам легко жить? (Нет)

Мы можем им помочь? (Да)

Как? ( Можем построить кормушку)  Слайд 23.

 В какое время года нам нужно их подкармливать? (Зимой)

Почему? ( Потому что зимой они не могут найти себе пищу)

Некоторые делают так, сделали кормушку, один раз насыпали  и считают что они помогли птичкам.

Слайд 24. « Лесные новости»

Анализируют информацию, сопоставляют с собственными наблюдениями, обсуждают результат, делают вывод.

Учащиеся выбирают верные признаки подготовки животных к зиме.

Познавательные

Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстрации.

Коммуникативные:

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные

 (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем)

- Ребята, а как готовятся животные к зиме?

Дети: готовят жилища, запасают корм.

Учитель: Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Вот почему осенью зверьки линяют. Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо  летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.

3. Работа в тетради.     Слайд 25-26

 Откройте рабочую тетрадь. Это задание вы тоже выполните в парах.

 Обсудите, какие птицы изображены на картинках. Закрасьте квадратики возле тех птиц, которые не улетают на юг осенью.

Обсуждают в парах увиденное, аргументируют их принадлежность к  группам.  

Обобщают итоги учебной деятельности.

8.

Итог урока.

Слайд 27

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок.

Давайте подведем итог и скажем,

– О чём мы с вами говорили сегодня на уроке?
( Мы говорили о том, что одни птицы улетают, а другие остаются)

-Какие открытия для себя сделали?

 - Как вы считаете, что необходимо запомнить?

Ответы на вопросы

Регулятивные

(умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)

Коммуникативные:

1.Формирование умения слушать и понимать других.

2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

9.

Рефлексия

Слайд 28

Каждый из вас перед уроком получил листочек.

  А теперь каждый из вас оценит свою активность на уроке, раскрасит листочек.

-Я доволен собой – красный цвет.

- Я работал хорошо – зелёный цвет.

- Не всё получилось, как хотелось бы – жёлтый цвет.

Самооценивание.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс

Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учен...

технологическая карта урока "Опасные природные явления"

В технологической карте представлена разработка урока по ОБЖ....

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе (ОВЗ, вариант 1.2)

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе (ОВЗ, вариант 1.2)...

Технологическая карта урока окружающего мира в 5 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме"Водные объекты и человек"

Технологическая карта урока окружающего мира в 5 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме"Водные объекты и человек"...

Технологическая карта урока окружающего природного мира в 1 классе по теме "Почему нужно правильно питаться".

Тема урока: Почему нужно правильно питаться.Цель урока: создание условий  для формирования у обучающихся основ правильного питания.Тип урока: урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока "Африка. Природные зоны", 7 класс

Технологическая карта урока "Африка. Природные зоны", 7 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие звери" 1 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о зверях.Задачи урокаДидактические:определять принадлежность животного к группе зверей;знать внешнее ст...