Технологическая карта урока окружающего мира в 5 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме"Водные объекты и человек"
план-конспект урока (5 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира в 5 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме"Водные объекты и человек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_korobko.docx | 40.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель | Коробко Ольга Дмитриевна | ||||
Класс | 5А | ||||
Предмет | Окружающий мир | ||||
Тема | Водные объекты и человек | ||||
Тип урока | Комбинированный | ||||
Цель | Уточнение и расширение представлений о жизни и приспособленности обитателей пресного водоема, влиянии человека на жизнь водоема | ||||
Задачи | обр | -создать условия для изучения нового материала. -актуализировать имеющиеся знания по изученному материалу. -учить устанавливать закономерности в природе. -выяснить, как деятельность людей влияет на природное сообщество – водоем. -выяснить, какое значение имеет водоем в жизни людей. -сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема. -уметь объяснять значения круговорота веществ в природе | |||
восп | -способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга. -воспитывать нравственное отношение к природе, чувство ответственности за свое поведение на природе, любовь к природе. | ||||
разв | Развивать эмоциональную сферу, способность к эмоциональному восприятию информации и передаче собственных эмоций, а также логическое мышление, внимание, память. | ||||
кор | Развивать слуховое восприятие, словарный запас корректировать звукопроизношение, формировать умение правильно воспроизводить слова | ||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа | ||||
Методы | Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый, элементы проектной деятельности | ||||
Планируемые результаты | |||||
предметные | -доказать, что водоем является природным сообществом; -выявить влияние деятельности человека на водоем: -выяснить значение пресных водоемов в жизни людей; -сформулировать запрещающие правила по охране водоемов. | ||||
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) | Регулятивные: Обучающиеся научатся: • понимать цель познавательной деятельности; • планировать свои действия при выполнении заданий; • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий. Познавательные: Обучающиеся научатся: • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам; • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы Коммуникативные: Обучающиеся научатся: оформлять свои мысли в письменной и устной речи; сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе; осуществлять само и взаимоконтроль. | ||||
личностные | -ориентация на бережное отношение к природе; оценивать поступки людей с точки зрения принятых норм и ценностей. | ||||
Межпредметные связи | Русский язык, краеведение, литературное чтение, математика. | ||||
Ресурсы для подготовки и проведения урока | Персональный компьютер, авторская презентация к уроку, толковый словарь, наглядно-иллюстративный материал по теме « Водные объекты и человек», карта Курской области, запрещающие правила по охране водоёмов(знаки), игра « Да-нет» | ||||
Ход урока | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||
1.Организационный момент (3 мин) | |||||
Активизация внимания(с/з) -Добрый день. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. -Какой сейчас урок? -- Кто сегодня дежурный? Все готовы к уроку? - Сегодня вас ждет не простой урок, а урок-исследование и вы будете не учениками, а учёными, которые в ходе урока сделают много интересных и полезных открытий. Но для этого нам с вами нужно быть внимательными, активными, хорошо говорить. Особое внимание мы сегодня на урок уделяем звукам с-з Речевая зарядка Прочитайте загадки, соблюдая ударение, паузы и правила орфоэпии 1.Состоит он из морей Ну, давай, ответь скорей. Это – не воды стакан, А, огромный…(Океан) 2.Бегу я, как по лесенке, По камушкам звеня. Издалека по песенке Узнаете меня. (река) На доску вывешиваются картинки-отгадки | -Здравствуйте. Доброе утро. Сейчас урок окружающего мира. В классе 4 человека. Все готовы к уроку.
Обучающиеся проговаривают загадки хором и по одному, соблюдая ударение и контролируя произнесение звуков. Высказывают предположение, что это. Океан Река | Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему П: произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки | |||
2. Актуализация знаний (7 мин) | |||||
- Что такое река и океан? Назовите одним словом. -Что такое водоём? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратимся к толковому словарю Ожегова. А) работа с толковым словарем Ожегова -Найдите в словарях, что такое водоем и прочитайте. Б) составление опорной схемы или кластера «Водоемы» -На какие 2 группы по происхождению можно разделить водоемы? -Назовите естественные водоемы. -Назовите искусственные водоемы. -Чем отличаются искусственные водоёмы от естественных? В) работа с картой Курской области -Каким цветом изображаются водоемы на карте? -Какие вы знаете водоемы Курской области? В Курске есть маленькая речушка под названием Кур, от нее и произошло название нашего города Курск. Покажи на карте реки Курской области Г) составление определения «Природное сообщество» На доске карточки - слова Группа, на одной территории, связанных между собой организмов, и на окружающую среду, которые обитают, влияют друг на друга. - Для какого понятия эти слова являются опорными? - Что же такое природное сообщество? -Сегодня мы будем доказывать, что водоемы тоже являются природным сообществом и определять. Это наша первая задача. (Вывешиваем задачи на доску.) | Это водоёмы. Работа с толковым словарём. Определение термина « водоёмы» Водоёмы-это место скопления воды. Естественные и искусственные. Естественные водоёмы-это река, океан, озеро, море. Искусственные водоёмы-это пруд, водохранилище, канал. Естественные водоёмы создаёт природа, а искусственные водоёмы создаёт человек. Водоёмы изображаются на карте синим цветом. Я знаю реки: Сейм, Тускарь, Псёл Обучающиеся выходят к доске и показывают на карте реки Природное сообщество Один из обучающихся выходит к доске и располагает карточки в правильном порядке Природное сообщество-это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду. 1 задача: доказать, что водоёмы являются природным сообществом | П: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. П: преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся(5 мин) | |||||
А) Работа с рассказом водяного. -А сейчас мы вспомним одного литературного героя. -Кто может его назвать? Кто это? - Где он живет? (учитель показывает картинку водяного на пруду). Прочитайте его грустный рассказ…. - Какие у вас возникают вопросы после этой истории? - А как вы думаете, почему все это произошло? - В результате чьей деятельности произошло загрязнение пруда? Б) Определение темы и задач урока Итак, тема урока « Водоемы и человек» (учитель открывает тему) - Какие ещё задачи мы должны с вами выяснить на уроке - Может ли человек что-то изменить в соей деятельности, чтобы сохранить водоемы чистыми? - Что же еще мы с вами выясним? | Русалочка. Водяной «Я Водяной, я Водяной. Никто не водится со мной. В моём пруду – болото, Пришёл бы ну хоть кто-то Вокруг меня жестянки, Бумага, банки, склянки… Давно я без лягушек - Покинули подружки. Эх, жизнь моя…» Куда исчезли лягушки? Откуда мусор? Почему это произошло? Люди загрязнили пруд, поэтому лягушки исчезли. В результате деятельности человека 2 задача: определить, как деятельность человека влияет на водоем и его обитателей 3задача: выяснить, какое значение водоем имеет в жизни человека Может 4 задача: узнать, что нужно делать,чтобы сохранить водоемы чистыми. | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Р: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||
4. Проверка домашнего задания. Первичное усвоение новых знаний. (15 мин) | |||||
А) Проверка домашнего задания. Мы будем доказывать, что водоемы являются природным сообществом благодаря информации, которую вы самостоятельно готовили дома. - Какими источниками вы пользовались? Но вы не просто представите нам свой материал, вы будете учеными. Учитель надевает на ребят бейджики и шапки ученых. Итак, познакомимся с нашими учёными. Ботаник – «Растения водоёма» Зоолог – «Животные водоёма» Ихтиолог – «Рыбы» Энтомолог- «Насекомые» Б) Составление цепи питания, доказательство круговорота в водоёме -Как живут все обитатели водоема? Водоем – это природное сообщество, в котором все взаимосвязано. - В любом природном сообществе есть три группы организмов. Что это за организмы? - Как вы думаете, в водоеме они тоже есть? Кто является производителями? Потребителями? Разрушителями? - А теперь давайте докажем, что производители, потребители, разрушители водоема связаны друг с другом. Давайте составим цепь питания. В водоеме существует круговорот веществ) -Ребята, а теперь посмотрите, на цепь питания, в которой есть лягушки. Уберем лягушек, что произойдет? В природе все взаимосвязано, нельзя нарушать то, что было создано природой. Физминутка Мы немного отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд. Мы на пляже, Солнце жжёт. Побежим скорее в реку, Окунёмся, поплывём. Ах, какая благодать! Но и меру надо знать. В) Работа с презентацией «Загрязнение водоемов» - Вспомните рассказ водяного и подумайте, кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? Давайте с вами продолжим исследовательскую работу и подумаем, как происходит загрязнение водоемов. - Какой вывод можно сделать? Мы решили вторую задачу урока. Г ) Работа с учебником. Значение водоемов. - Какой вывод мы с вами сделаем? Мы решили третью задачу урока. Д) Формулировка запрещающих правил поведения около водоемов. - Для того чтобы у нас была чистая вода, продукты питания, что необходимо делать? - Ребята, давайте составим запрещающие правила по охране водоемов. Расшифруем экологические знаки. Если они запрещающие, то будут начинаться со слов НЕЛЬЗЯ | Учебник, интернет, словарь Обучающиеся представляют свои рисунки и сообщения по темам: 1. Растения водоёма 2. Животные водоёма 3. Рыбы водоёма 4. Насекомые водоёма. Обитатели водоёма живут сообща. Производители, потребители и разрушители. да Растения, животные Обучающиеся выходят к доске и составляют цепь питания осока – комар – лягушка – цапля - бактерии Нарушится пищевая цепочка. Если не будет лягушек, появится много комаров, погибнут животные, которые питаются лягушками. Люди Обучающиеся с помощью презентации формулируют как происходит загрязнение водоёмов: 1.Отходы промышленных предприятий. 2.Ядохимикаты, минеральные удобрения. 3.Бытовой мусор Деятельность людей может приводить к загрязнению водоемов и гибели его обитателей Обучающиеся читают часть параграфа и называют значение водоёмов: 1.Запасы пресной воды. Воду используют в домашнем хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве. Вода – основа жизни всей жизни на Земле 2.Продукты питания (рыба, водоплавающие птицы, пушные звери) 3.Украшение Земли. Отдых для людей. Чистые водоемы необходимы людям для жизни Необходимо охранять водоемы Обучающиеся расшифровывают экологические знаки в картинках и формулируют запрещающие правила поведения около водоёмов. Правила: 1. Нельзя бросать в воду бутылки, консервные банки, мусор. 2. Нельзя оставлять мусор на берегу. 3. Нельзя ловить раков, моллюсков. 4. Нельзя мыть машины в водоемах. 5. Нельзя рвать белые кувшинки и другие цветы в водоемах. 6. Нельзя ловить стрекоз. 7. Не вылавливай много рыбы. | К: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. П: доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам, природе К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций Л: В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. К: читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»; отделять новое от известного; выделять главное Л: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Л: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей | |||
5. Первичное усвоение новых знаний(7 мин) | |||||
Игра «Да-нет». -А теперь проверим, как вы поняли материал урока . Если соглашаетесь с утверждением, поднимаете зелёную сигнальную карточку, не соглашаетесь — красную. | 1.В природном сообществе есть три группы организмов: производители, потребители, разрушители. (Да) 2.Исчезновение представителей одной из групп никак не повлияет на жизнедеятельность природного сообщества. (Нет) 3.В пресных водоемах сосредоточены запасы воды, без которой невозможна жизнь на Земле. (Да) 4.Реки и озера украшают нашу землю, служат местом отдыха для людей. (Да) 5.В водоемы можно сливать грязную воду с промышленного производства. (Нет) 6.Можно бросать в воду мусор, консервные банки. (Нет) 7.Нельзя вылавливать раков и моллюсков. (Да) 8.Можно вылавливать рыбы столько, сколько хочется. (Нет) 9.Нельзя оставлять мусор на берегу. (Да) 10.Чистота водоемов зависит от каждого из нас (Да) Обучающиеся читают стихотворение о реке | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний Л: в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | |||
Итог урока. Рефлексия. Оценки (3 мин) | |||||
-Какое природное сообщество мы изучали? - Что мы узнали нового? Кто сильно влияет на водоем? - Мы можем беречь водоемы? Тебе понравился урок? Какое время года будет скоро? Повторение правил безопасного поведения зимой вблизи водоёмов Зимой водоемы покроются льдом. Вы должны помнить правила безопасного поведения около водоемов. Нельзя кататься по реке на лыжах, санках, коньках. Это может быть очень опасным. Домашнее задание 1.Прочитать в учебнике стр.80, сформулировать и записать запрещающие правила поведения около водоемов. Придумать свой знак правил поведения вблизи водоёмов. | Мы изучали водоёмы. На водоёмы влияют люди и их деятельность. Да, мне понравился урок. Скоро будет зима. Повторение правил поведения вблизи водоёмов. | К: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока геометрии в 7 классе " Подготовка к контрольной работе по теме "параллельные прямые"" (урок 39)
Технологическая карта урока геометрии...
технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"
Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе (ОВЗ, вариант 1.2)
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе (ОВЗ, вариант 1.2)...
Технологическая карта урока математики в 1 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме "Последовательность чисел от 1 до 10"
Технологическая карта урока математики в 1 классе (ОВЗ, вариант 1.2) по теме "Последовательность чисел от 1 до 10"...
«Технологическая карта урока Жители мира 8 класс
урок №2 в теме №7 “Global Citizens”. УМК «Английский язык», авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие звери" 1 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о зверях.Задачи урокаДидактические:определять принадлежность животного к группе зверей;знать внешнее ст...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое погода" 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о погоде и от чего она зависит.Задачи урокаДидактические:знать понятие «погода»; условные обо...