Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР
план-конспект
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма: индивидуальное логопедическое занятие.
Характеристика обучающегося: ученица 5 "А" класса Елизавета Л. Вариант I. Системное недоразвитие речи, I уровень речевого развития. Дизартрия. Нарушение чтения и письма.
Тема: "Осенняя прогулка"
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
I. Образовательная: научить различать и сопоставлять звуки речи с буквами.
II. Коррекционно-развивающая:
- развивать фонематическое восприятие;
- развить артикуляционную, мелкую и общую моторики.
III. Воспитательная: воспитывать веру в собственные силы.
Оборудование: временная доска, обруч, шумовой материал, зрительные символы гласных звуков, белый лист, картинки (осень, дождь, листья, белка), тетрадь, ручка, наклейки.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуй, Лиза! Посмотри на доску (доска времени) скажи и покажи какое сейчас время года? Какой месяц? Какое сегодня число? Какой день недели?
Ученица: выставляет на доске дату.
Л: Сегодня на дворе осень, 24 октября, понедельник. Послушай загадку.
Спадает каждый день жара,
Уж птицам улетать пора.
Разрешения не спросит
И придёт неслышно.....( осень)
Скажи, пожалуйста, о каком времени года идёт речь? Правильно. Осень.
Посмотри на фотографию на доске. Тема нашего занятия "Осенняя прогулка". Мы видим парк. Гуляя в парке мы можем слышать разные звуки. Давай послушаем и угадаем их. Что ты слышишь? Едут машины? (нет), Дует ветер? (нет) Льёт дождь? (да) Треск костра? (нет) Дворник подметает листья?
Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Лиза, давай проведём осеннюю артикуляционную гимнастику и изобразим как барабанит дождь по крышам (упражнение лошадка), а теперь листопад (упражнение качели). Чередуем между собой артикуляционные упражнения.
Посмотри какая осенняя рамочка у меня. Сейчас мы подуем на листья и устроим настоящий листопад (дыхательная гимнастика).
Привлечение внимания к содержанию устной речи. На фотографии семейная прогулка в парке. Внимательно слушай предложения. Подходит они к этой картинке или нет?
Семья гуляет в летнем парке. (нет)
Семья гуляет в осеннем парке. (да)
На деревьях зелёные листья. (нет)
На деревьях оранжевые листья. (да)
Папа гуляет с собакой в осеннем парке. (нет)
Папа гуляет с детьми в парке. (да)
Дети радостно плачут. (нет)
Дети в восторге от прогулке. (да)
Дифференциация неречевых звуков. Послушай загадку и скажи, кого мы можем встретить в парке.
По веткам скачет, да не птица.
Рыжая, а не лисица.... (белка)
Дикие животные делают запасы на зиму. Белки прячут орехи в свои кладовочки. Давай посмотрим и угадаем на слух, какие запасы на зиму сделала белка.
Сопоставление слогов с общим согласным звуком. Сейчас послушай следующую загадку.
Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает...(дождь)
Сейчас мы поиграем. После дождя остаются лужи. Все дети любят бегать и прыгать по лужам. Представь, что обруч - это лужа. Я тебе говорю задание, ты прыгаешь в нашу лужу и выполняешь его.
Прыгни в лужу. Подними левую руку вверх скажи: та - то - ту.
Прыгни в лужу. Правую руку положи на левое плечо и скажи: ты - та - то.
Прыгни в лужу. Левой рукой возьмись за правый локоть и скажи: му - мы - ма.
Прыгни в лужу. Указательным пальцем левой руки коснись подбородка и скажи:
мо - ма - мы.
Прыгни в лужу. Подними правую руку вверх, а левую на пояс и скажи: ва - ву - во.
Прыгни в лужу. Левую руку подними вверх, а правую положи на голову и скажи: во - вы - ву.
Молодец!
Физ.пауза.
Непоседа ветерок
С тополя сорвал листок,
Долго с листиком осенним
Над деревьями кружил,
А потом мне на колени этот листик положил.
Тронул ласково лицо:
"Получите письмецо!".
Сопоставление гласных звуков со зрительными символами.
Послушай новую загадку:
Падают с ветки
Золотые монетки.... (листья)
Сейчас мы с тобой устроим листопад из звуков.
Возьми символы звуков и назови их.
Послушай моё сочетание звуков и выложи это сочетание на листе бумаги и назови их: УОА, АОУ, ИЫУ, УЫИ.
Запись гласных звуков на слух.
Возьми тетрадь. Запиши сегодняшнее число. Запиши на слух сочетание звуков которые я тебе произнесу. УОА, АОУ, ИЫУ, УЫИ.
Вот и подошло к концу наше занятие. Давай вспомним чем мы занимались.
Рефлексия. В парке осеннем гуляли? Звуки на слух определяли? Дыхательную и артикуляционную гимнастику выполняли?
Загадки отгадывали? Спасибо большое за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с обучающейся 1 класса с ОВЗ. Самоанализ.
Конспект логопедического занятия по теме: «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»...
Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Правила поведения пешеходов" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5-6 класса
Материал разработан для целевой прогулки учащихся с умственной отсталостью. В разработке определяются основные правила поведения пешеходов при движении по тротуару, при переходе улиц и дорог города по...
Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Улица города. Светофор." для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса
Материал разработан для обучающихся с умственной отсталостью. Основная цель - познакомить с историей появления светофора, расширить представления обучающихся о способах регулирования движения пешеходо...
Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости»
Зональный семинар «Результативность реализации требований ФГОС обучающихся с УО». Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой ст...
Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.
Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"
Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...