Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР
план-конспект

Яковчик Ольга Михайловна

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Форма: индивидуальное логопедическое занятие.

Характеристика обучающегося: ученица 5 "А" класса Елизавета Л. Вариант I. Системное недоразвитие речи, I уровень речевого развития. Дизартрия. Нарушение чтения и письма.

Тема: "Осенняя прогулка"

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.

Задачи:

I. Образовательная: научить различать и сопоставлять звуки речи с буквами.

II. Коррекционно-развивающая:

- развивать фонематическое восприятие;

- развить артикуляционную,  мелкую и общую моторики.

III. Воспитательная: воспитывать веру в собственные силы.

Оборудование: временная доска, обруч, шумовой материал, зрительные символы гласных звуков, белый лист, картинки (осень, дождь, листья, белка), тетрадь, ручка, наклейки.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуй, Лиза! Посмотри на доску (доска времени)  скажи и покажи какое сейчас время года? Какой месяц? Какое сегодня число? Какой день недели?

Ученица: выставляет на доске дату.

Л: Сегодня на дворе осень, 24 октября, понедельник. Послушай загадку.

Спадает каждый день жара,

Уж птицам улетать пора.

Разрешения не спросит

И придёт неслышно.....( осень)

Скажи, пожалуйста, о каком времени года идёт речь? Правильно. Осень.

Посмотри на фотографию на доске. Тема нашего занятия "Осенняя прогулка". Мы видим парк. Гуляя в парке мы можем слышать разные звуки. Давай послушаем и угадаем их. Что ты слышишь? Едут машины? (нет), Дует ветер? (нет) Льёт дождь? (да) Треск костра? (нет) Дворник подметает листья?

Артикуляционная и дыхательная гимнастика. Лиза, давай проведём осеннюю артикуляционную гимнастику и изобразим как барабанит дождь по крышам (упражнение лошадка), а теперь листопад (упражнение качели). Чередуем между собой артикуляционные упражнения.

Посмотри какая осенняя рамочка у меня. Сейчас мы подуем на листья и устроим настоящий листопад (дыхательная гимнастика).

Привлечение внимания к содержанию устной речи. На фотографии  семейная прогулка в парке. Внимательно слушай предложения. Подходит они к этой картинке или нет?

Семья гуляет в летнем парке. (нет)

Семья гуляет в осеннем парке. (да)

На деревьях зелёные листья. (нет)

На деревьях оранжевые листья. (да)

Папа гуляет с собакой в осеннем парке. (нет)

Папа гуляет с детьми в парке. (да)

Дети радостно плачут. (нет)

Дети в восторге от прогулке. (да)

Дифференциация неречевых звуков. Послушай загадку и скажи, кого мы можем встретить в парке.

По веткам скачет, да не птица.

Рыжая, а не лисица.... (белка)

Дикие животные делают запасы на зиму. Белки прячут орехи в свои кладовочки. Давай посмотрим и угадаем на слух, какие запасы на зиму сделала белка.

Сопоставление слогов с общим согласным звуком. Сейчас послушай следующую загадку.

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает...(дождь)

Сейчас мы поиграем. После дождя остаются лужи. Все дети любят бегать и прыгать по лужам.  Представь, что обруч  - это лужа. Я тебе говорю задание, ты прыгаешь в нашу лужу и выполняешь его.

Прыгни в лужу. Подними левую руку вверх скажи: та - то - ту.

Прыгни в лужу. Правую руку положи на левое плечо и скажи: ты - та - то.

Прыгни в лужу. Левой рукой возьмись за правый локоть и скажи: му - мы - ма.

Прыгни в лужу. Указательным пальцем левой руки коснись подбородка и скажи:

мо - ма - мы.

Прыгни в лужу. Подними правую руку вверх, а левую на пояс и скажи: ва - ву - во.

Прыгни в лужу. Левую руку подними вверх, а правую положи на голову и скажи: во - вы - ву.

Молодец!

Физ.пауза.

Непоседа ветерок

С тополя сорвал листок,

Долго с листиком осенним

Над деревьями кружил,

А потом мне на колени этот листик положил.

Тронул ласково лицо:

"Получите письмецо!".

Сопоставление гласных звуков со зрительными символами.

Послушай новую загадку:

Падают с ветки

Золотые монетки.... (листья)

Сейчас мы с тобой устроим листопад из звуков.

Возьми символы звуков и назови их.

Послушай моё сочетание звуков и выложи это сочетание на листе бумаги и назови их: УОА, АОУ, ИЫУ, УЫИ.

Запись гласных звуков на слух.

Возьми тетрадь. Запиши сегодняшнее число. Запиши на слух сочетание звуков которые я тебе произнесу. УОА, АОУ, ИЫУ, УЫИ.

Вот и подошло к концу наше занятие. Давай вспомним чем мы занимались.

Рефлексия. В парке осеннем гуляли? Звуки на слух определяли? Дыхательную и артикуляционную гимнастику выполняли?

Загадки отгадывали? Спасибо большое за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи с обучающейся 1 класса с ОВЗ. Самоанализ.

Конспект логопедического занятия по теме: «Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы»...

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Правила поведения пешеходов" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5-6 класса

Материал разработан для целевой прогулки учащихся с умственной отсталостью. В разработке определяются основные правила поведения пешеходов при движении по тротуару, при переходе улиц и дорог города по...

Конспект классного часа по правилам дорожного движения "Улица города. Светофор." для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости 5 класса

Материал разработан для обучающихся с умственной отсталостью. Основная цель - познакомить с историей появления светофора, расширить представления обучающихся о способах регулирования движения пешеходо...

Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости»

Зональный семинар «Результативность реализации требований ФГОС обучающихся с УО». Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой ст...

Конспект индивидуального логопедического занятия на развитие речевого дыхания в средней группе.

Тема: Развитие речевого дыхания.Цели и задачи:-развитие речевого дыхания, направленной воздушной струи, артикуляционной моторики,-учить вырабатывать свободный плавный удлиненный выдох, используя ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...

Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны речи по теме "М.В.Ломоносов"

Работа по коррекции произносительных навыков проводится на слух и слухо-зрительно. На слух предъявляются слоги и речевой материал не более двух раз. Если после двухкратного предъявления слогов или сло...