Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости»
методическая разработка
Зональный семинар «Результативность реализации требований ФГОС обучающихся с УО». Мастер–класс «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости». Публикация статьи «Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости» в сборнике методических материалов «Особое детство» выпуск 3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vikulina_statya_otsenka_rezult.docx | 398.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценка результативности освоения логопедических программ обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости».
О.Н. Викулина
учитель – логопед I квалификационной категории
КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат»
Г. Зеленогорск, Красноярский край, Российская Федерация
Аннотация. В статье представлена технологическая карта
«Средства мониторинга и оценки динамики логопедического сопровождения»обучающихся с умственной отсталостью, где сформулированы критерии речи и индикаторы, которые подлежат оценке по пятибалльной системе. Представлена балльная оценка освоения речевых навыков детей с лёгкой степенью умственной отсталости, процедура оценки, обработка результатов, уровень освоения критерия и программы для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.Используемые диагностические методики оценки состояния речевого развития.
Ключевые слова:программа логопедической коррекции, обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС, критерии оценивания, индикаторы оценивания, балльная оценка освоения речевых навыков, процедура оценки, уровень усвоения программы.
Программа логопедической коррекции для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Проекта ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Методических рекомендаций для логопедов Н.Н. Яковлевой, Т.А. Ткаченко, Е.В. Мазановой, И.А. Морозовой, О.В. Елецкой, Е.М. Мастюковой, Н.С. Жуковской, Н.Ю. Горбачевской;
- Учебного плана школы;
- Устава школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 19 декабря 2014 г., требует обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и обучении, с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
В нашей школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другие тяжелые и множественные нарушения в развитии. Ежегодно увеличивается количество поступающих в учреждение детей с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, в результате сочетания первичных и вторичных дефектов при аномальном развитии формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах перечисленных выше нарушений развития, которые и определяют необходимость создания специальных образовательных условий, соответствующих психофизическим особенностям детей.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС- это выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задача логопедического сопровождения – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Цель данной программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Основные задачи программы:
- формирование правильного звукопроизношения;
- коррекция и развития познавательной деятельности обучающихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе;
- развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
- формирование грамматической стороны речи;
- предупреждение и коррекция дисграфии;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание мотивации к учению, общению.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие фонетического слуха и восприятия;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико –грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие пространственно-временных представлений;
- развитие коммуникативной функции речевого общения;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- развитие мелкой моторики.
Для того чтобы оценить правильность и эффективность коррекционно-развивающей логопедической работы проводится мониторинг оценки уровня речевого развития. Мониторинг является основной базой в оценочно-контрольном этапе логопедического сопровождения.
Цели оценочно-контрольного этапа:- подведение итогов и проведение анализа коррекционной работы, отслеживание динамики речевого развития;
определение перспективы дальнейшей деятельности.
Для отслеживания динамики логопедического сопровождения была разработана технологическая карта.
Технологическая карта
«Средства мониторинга и оценки динамики логопедического сопровождения»
обучающихся с умственной отсталостью
Оценка предметных результатов по логопедическим программам.
Сформулированы критерии речи и индикаторы, оценке подлежат индикаторы.
Критерии оценивания | Количество индикаторов в каждом критерии | Индикаторы оценивания | Баллы | N.- Сумма баллов/среднее число баллов - С. | ∑.- Максимальное количество баллов | % от суммарных баллов С*100% ________ ∑ | уровень |
1. Понимание обращённой речи. | Выполняет инструкции. | 20 | |||||
Понимает обращённую фразу. | |||||||
Понимает текста, прочитанный учителем. | |||||||
Понимает логико-грамматических конструкции. | |||||||
2. Звукопроизношение. | Разборчивость, понятность речи. | 15 | |||||
Состояние моторики и статики артикуляционного аппарата. | |||||||
Нарушение звукопроизношения. | |||||||
3. Фонематическое восприятие и представления | Повторяет слоговые цепочки.. | 25 | |||||
Повторяет слова – паронимы. | |||||||
Повторяет фразы со словами – паронимами. | |||||||
Находит картинки с заданным звуком. | |||||||
Подбирает слова с заданным звуком. | |||||||
4. Фонематический анализ и синтез | Определяет наличие или отсутствие заданного звука. | 30 | |||||
Определяет первый ударный гласный звук в слове. | |||||||
Определяет первый согласный звук в слове. | |||||||
Определяет последний звук в слове. | |||||||
Осуществляет звукобуквенный анализ слов. | |||||||
Составляет слова из звуков. | |||||||
Составляет слова из букв. | |||||||
5. Слоговой состав слов, анализ и синтез. | Делит слова на слоги. | 10 | |||||
Составляет слова из слогов. | |||||||
6. Словарь. | Понимает, использует номинативный словарь. | 35 | |||||
Способен к обобщению. | |||||||
Способен к исключению. | |||||||
Понимает, использует предикативный словарь. | |||||||
Понимает, использует атрибутивный словарь. | |||||||
Подбирает антонимы. | |||||||
Образует названия детёнышей животных. | |||||||
7.Грамматический строй речи. | Изменяет существительные единственного и множественного числа в именительном падеже | 70 | |||||
Образует существительные единственного числа в родительном падеже | |||||||
Образует существительные множественного числа в родительном падеже. | |||||||
Образует существительные с уменьшительно - ласкательным суффиксом. | |||||||
Образует относительные прилагательных. | |||||||
Образует притяжательные прилагательных. | |||||||
Образует качественные прилагательных. | |||||||
Образует приставочные глаголы. | |||||||
Согласовывает существительные с числительными. | |||||||
Согласовывает прилагательные с существительными. | |||||||
Согласовывает слова во фразе (изменение слов по падежам). | |||||||
Понимает смысл предлогов (выполнение действий по заданию). | |||||||
8. Фразовая речь. | Составляет фразу по картинкам. | 20 | |||||
Составляет ответ на вопрос. | |||||||
Составляет предложение из заданных слов. | |||||||
Определяет количество слов в предложении. | |||||||
9. Связная речь. | Составляет рассказ по картинке. | 20 | |||||
Составляет рассказ по серии картинок. | |||||||
Пересказывает прослушанный текст (с опорой на картинку, без опоры на картинку). | |||||||
Пересказывает самостоятельно прочитанный текста (с опорой на картинку, без опоры на картинку). | |||||||
10. Зрительно-пространственные функции. | Состояние ручной моторики. | 15 | |||||
Ориентируется в окружающем пространстве. | |||||||
Ориентируется на листе бумаги. | |||||||
11. Письмо. | Знает буквы (называет, показывает). | 55 | |||||
Пишет на слух - диктант букв. | |||||||
Пишет на слух - диктант слогов. | |||||||
Пишет на слух - диктант слов. | |||||||
Пишет на слух - диктант предложения. | |||||||
Пишет на слух - диктант текста. | |||||||
Списывает с печатного текста. | |||||||
Списывает с рукописного текста. | |||||||
Сформированность связной письменной речи (3 класс -лёгкая степень, 5 класс – умеренная степень). | |||||||
Сформированность графо - моторных навыков. | |||||||
Оценка темпа письма. | |||||||
12.Чтение. | Оценка технической стороны чтения. | 10 | |||||
Оценка смысловой стороны чтения. |
Большой объем проведенной логопедической работы оценивается по пятибалльной шкале, которая дает возможность количественно отразить результаты обследования в речевом профиле ребенка, отслеживать динамику состояния речи в процессе и по окончании коррекционной работы, сравнить достигнутые результаты с возрастными нормами и другими детьми.
В данном случае оценка несет не только количественный компонент.
Критерии оценки отражают правильность выполнения задания и особенности процесса выполнения (понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).
Балльная оценка освоения речевых навыков детей с лёгкой степенью умственной отсталости
Оценка:
1 балл – индикатор присутствует, но носит кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер.
2 балла – индикатор присутствует, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и педагогов.
3 балла – индикатор формируется, обучающийся может обращаться за помощью и принимать помощь.
4 балла – индикатор формируется, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности.
5 баллов – индикатор достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения в новых жизненных ситуациях.
1 балл – обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и педагогов. Снижена способность воспринимать и понимать речь на слух. Действие выполняется ребёнком со значительной обучающей помощью взрослого, на уровне прямой подсказки. Трудности копирования. Невербальные представления сформированы на низком уровне. Полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушения звуконаполняемости слов, моторного воспроизведения слов, речь бывает непонятна для окружающих. Словарь формируется на невербальном уровне. Активный словарный запас меньше по сравнению с пассивным словарём. Фразовая речь не сформирована. Письмо отсутствует даже по обводке, чтения нет.
2 балла - индикатор формируется, обучающийся принимает помощь. Положительная динамика в способности к копированию действий, речи, деятельности. Действия выполняет с разными видами помощи, представления сформированы на уровне прямой подсказки. Инструкцию удерживает с трудом. Есть нарушения звукопроизношения, но присутствует стабильная положительная динамика в постановке звуков, изолированном произношении, автоматизации в слогах, словах. Несформирована просодика речи. Трудности формирования фонематического восприятия, анализа и синтеза. Не сформирована способность к дифференциации фонем. Словарь формируется, снижен понятийный словарь. Фразовая речь формируется. Не понимает логико – грамматических конструкций. Письмо – обводка, слогослияния нет.
3 балла - индикатор формируется, обучающийся может обращаться за помощью и принимать помощь. Отдельные действия может выполнять самостоятельно, но делает с ошибками, может выполнять по подражанию, ориентироваться на образец, знания и умения использует в практической деятельности с обучающей помощью. Остаются нарушения звукопроизношения, но звуки автоматизируются на уровне слогов, слов, фраз. Формируется способность к дифференциации фонем, к фонематическому восприятию, анализу и синтезу. Номинативный и предикативный словари формируются, трудности актуализации словаря. Активный словарный запас равен пассивному словарю, остаются трудности понятийного словаря. Фразовая (простая фраза) речь формируется. Письмо на слух с предварительным звукобуквенным анализом, списывание с печатного текста с ошибками, с рукописного списывает либо механически копирует. Слоговое чтение формируется, понимание текста с опорой на наглядность.
4 балла – индикатор формируется, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности. Действия может выполнять самостоятельно, но делает с ошибками. Представления сформированы на уровне использования с косвенной подсказкой (изображения),знания и умения использует в практической деятельности с разными видами помощи . Звукопроизношение корригировано, фонематический анализ и синтез выполняет с направляющей помощью, но пытается выполнить самостоятельно. Номинативный и предикативный словари формируются, актуализация словаря ещё затруднена. Активный словарный запас больше пассивного словаря, остаются трудности понятийного словаря. Фразовая речь формируется, пользуется предложно – падежными конструкциями. Понимает логико – грамматические конструкции с направляющей помощью. Пишет с предварительным звукобуквенным анализом, либо самостоятельно, но с ошибками. Списывает с любого вида текстов, но объём речевого материала ещё ограничен. Читает слогами, словом, пересказ текста по вопросам. Имеются трудности чтения и понимания (пересказа) текстов, рассказывает только по вопросам. Связная речь не сформирована. Сформирована диалогическая речь.
5 баллов – индикатор достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения в новых жизненных ситуациях. Действия может выполнять самостоятельно, представления сформированы на уровне самостоятельного использования. Активный словарный запас равен или меньше пассивного словаря, сформирован понятийный словарь на уровне интеллекта. Фразовая речь сформирована, пользуется предложно – падежными конструкциями. Понимает логико – грамматические конструкции. Пишет на слух предложения, текст, списывает с любого вида текстов. Чтение сформировано, словами, понимание сформировано. Может пересказать текст, близко к тексту, ответить на вопросы, в тексте ориентируется. Сформирована самостоятельная спонтанная связная речь, составляет рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок.
Процедура оценки. Обработка результатов.
- По каждому критерию подсчитываем максимальное, суммарное количество баллов, исходя из количества индикаторов - ∑.
- Оцениваем каждого ребёнка, выставляем баллы по каждому индикатору. По каждому критерию подсчитываем общее количество баллов, которое набрал ребёнок – N.
- Количество индикаторов в каждом критерии - D
- Делим суммарное количество баллов, которое набрал ребёнок, на количество индикаторов в каждом критерии N : D= С.
- Получаем среднее число баллов по каждому критерию – С.
- Находим, сколько % составляет среднее число баллов по каждому критерию от суммарного количества баллов по каждому критерию –К.
К = С ×100% = H%
∑.
Уровень освоения критерия и программы для детей с лёгкой степенью УО.
выше 65 % – достаточный уровень (отметка «5» по предметным результатам)
от 65 % до 35% - среднего (отметка «4» по предметным результатам)
от 35 % и ниже - низкий уровень (отметка «3» по предметным результатам)
- Строим график, на графиках показываем уровень освоения каждого критерия.
- Ѡ – уровень освоения программы считаем:
Находим среднее арифметическое: складываем все % - Н% и делим на количество критериев – F.
Ѡ (%) = Н%
12
Представленные мониторинги имеют ряд достоинств: позволяют ясно увидеть картину результатов коррекционной работы, точнее выработать стратегию коррекционной работы по западающим слабым звеньям, достаточно удобны в пользовании, экономят время, позволяют детям увидеть результаты своего труда, побуждают к сотрудничеству педагогов, родителей и детей, помогают в выработке положительной мотивации к учёбе, показывают тесную взаимосвязь устной и письменной речи.
ВЫВОДЫ:
Проведение мониторинга позволяет:
- Создать систему контроля коррекционного процесса на основе конечного результата.
- Повысить качество работы, в результате своевременного выявления причин затруднения учащихся.
- Оценить значимость образовательного маршрута, внести изменения в программу обучения.
- Оказать оперативную помощь учащимся.
- Стимулировать мотивацию, развивать самоконтроль учащихся.
В нашей работе важную роль играет диагностический материал, который позволяет провести диагностику уровня развития детей, на основании результатов оценить динамику и, при необходимости, скорректировать направления коррекционной работы для повышения эффективности освоения программы.
Используемые диагностические методики оценки состояния речевого развития.
- Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2013.- 64с.
- Безрукова О.А. , Калинкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие/ О.Е. Грибова.-2-е изд.-М.:Айрис – пресс, 2007.-96с.-(Библиотека логопеда- практика).
- Калягин В.А. , Овчинникова Т.С. Психолого – педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.-СПб.: КАРО, 2005.-288с.
- Калягин В.А. , Овчинникова Т.С . Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи: Практикум.- СПб.: КАРО, 2010.-432с.
- Москвина А.В., Труфанова Е.Н., Суслова Н.М. Диагностика младших школьников с нарушением интеллекта : учебно – методическое пособие / Мин-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург : Изд-в ОГПУ, 2008.
- Нищева Н.В. Критерии оценки состояния речевого развития ребенка с ТНР.
- Худенко Е.Д. Критерии оценки состояния речевого развития ребенка с ТНР.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Социальный проект "Такие разные ступени..."...
Коррекционная направленность обучения русскому языку учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.
Педагогический проект....
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 8д класса (для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой...
Критерии оценки устных ответов, письменных работ обучающихся с легкой степенью умственной отсталости по математике и практических работ по геометрии
Материал содержит основные рекомендации по оцениванию устных ответов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, самостоятельных письменных и контрольных работ и работ по геометрии, выполняем...
Коррекция дисграфии у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости
Норма письменной речи. Группы нарушений письма. Виды дисграфии. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия). Особенности детей с УО. Нарушение языково...
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса.
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра 1 класса....
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию фонематического слуха и восприятия для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости РАС и ТМНР...