выступление на педсовете: «Реализация творческого потенциала и познавательной активности - обучающегося с ОВЗ»_30.12.2021
методическая разработка

Главной целью развития каждого ребенка является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. Одним из таких методов является использование декоративно-прикладного искусства для развития детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_30.12.2021.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                           тел.: 8(496)247-68-02 ; e-mail: klinkorr@yandex.ru 

Выступление на педсовете:  

«Реализация творческого потенциала и познавательной активности - обучающегося с ОВЗ»

                                                                    Педагог: Козлова Т.Н.

30.12.2021

   Главной целью развития каждого ребенка является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений говорит о том, что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. 
     Одним из таких методов является использование декоративно-прикладного искусства для развития детского творчества.

     Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Поэтому огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями имеют занятия прикладной, творческой направленности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук. Как сказал В.А.Сухомлинский: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

ВИДЕО 1.

    Вашему вниманию мы представляем творческое занятие по прикладному творчеству у обучающихся 6 класса с использованием вторичного материала.  На данном занятии обучающиеся изготавливали сов из втулок, что способствует не только развитию творческого потенциала у детей, но и воспитанию бережного отношения к природе и окружающей среде. Хочется отметить, что наша школа с удовольствием принимает участие в различных мероприятиях связанных с экологией и часто учителя практикуют занятия творчеством, используя именно вторичный материал.  На данном видеоролике вы можете увидеть деятельность учителя и тьютера.  В настоящее время очень часто можно услышать, что тьютер это няня для детей, но на самом деле, это главный помощник учителя и детей.

Слайд 2.

Основные рабочие методы обучения и воспитания детей с ОВЗ:

1. Индивидуальный подход.
            В основе индивидуального подхода лежит идея, обеспечивающая одинаковое отношение ко всем детям и создающая особые условия для обучения детей с ОВЗ. В первую очередь разрабатываются индивидуальные задания, требования и формы их выполнения, соответствующие особенным потребностям ребенка. Оказывается консультация при трудностях в образовании. Для этого подхода требуется знание особенностей ребенка, наличие образовательного плана и контроль его выполнения.
       При осуществлении индивидуального подхода учитываются: нарушения, которые оказывают тормозящее влияние на психическое и физическое развитие ребенка; состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы; индивидуальные особенности детей, создание условий необходимых для стимуляции развития, мотивации, активности настроение и желания учиться; работу внимания, памяти, восприятия и самого мышления тип темперамента. С этого и следует начать индивидуальный подход к ребенку.
        В начале работы присмотритесь, какие позиции занимает ребенок и какие стратегии (формы) мышление он демонстрирует, какие трудности в работе у него возникают. Вся подобная информация поможет создать специальные методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, с которыми вы сможете улучшить результаты, как основного, так и дополнительного обучения. Особый акцент рекомендуется сделать на развитии перспективного мышления у ребенка. Подобное мышление поможет ему стремиться и достигать больших результатов почти независимо от его состояния.

2. Постоянная мотивация и ратификация за успехи в обучении

    Мотив – это причина, которая толкает на действие.
Ратификация – это похвала, одобрение, вознаграждение за что-либо. Мотивация бывает положительная («к чему-то») и отрицательная («от чего-то»), внешняя и внутренняя. Желательно использовать сразу два вида, но ставить упор на первую, чтобы ребенок был более инициативным. Создать позитивную мотивацию у ребенка можно отталкиваясь от его желаний, интересов и уровня мышления на перспективу. Внешний тип мотивации с отрицательным видом – это давление со стороны: осуждение, требование, наказание (шантаж) со стороны окружения человека.
Внешний тип мотивации с положительным видом – это влияние со стороны: просьбы, сделки, демонстрация своих желаний и ожидай по отношению к человеку, награждение, одобрение, похвала (стремление к приобретению, одобрения или благ). Внутренний тип мотивации с отрицательным видом – это демотивация, которая выражается в ожидании потери, провала, приобретения чего-то вредного или угнетающего.
       Внутренний тип мотивации с положительным видом – это влияние собственной психологии на самого себя: желание самоутверждения, испытание облегчения и/или расслабления после труда, радости или наслаждения, самопризнание себя как кого-то или самопризнание в себе чего-то. Вам предстоит поговорить с ребенком по душам, узнать его самого и его жизнь лучше. Определить ценности ребенка.
    В общем, труда никакого не составит. А с определением видов мотивации вы сможете помочь «найти» ему самые хорошие желания. Ратификация необходима для вырабатывания рефлекса (на народном языке – привычки). Выражается любым видом и типом мотивации, способствует к увеличению устремлений, энтузиазма, а применяется только в обучении.
     Другими словами, вам предстоит найти, чем ратифицировать ребенка за успехи. Цели: наличие привычки добиваться успехов у ребенка; наличие знания и понимания, что обучение ведет ребенка к достижению желаемых и интересных для него целей; наличие умения у ребенка работать на перспективу.
Задачи:
   Ратифицировать ребенка за: каждый маленький успех (маленькой наградой: похвалой, лаской, одобрением, комплиментом), потом средний успех (конфеткой, отдыхом, развлечением и т.д. вместе с маленькой наградой), а потом за еще больший успех (обычно это праздник, хорошее приобретение или крупное одобрение, признание в обществе).
Применять индивидуальный поход.
Постановка интересных цепочек целей.

3. Тренинг – это обучение в игровом формате, распространенная форма активного обучения для применения знаний на практике и освоения важных навыков или, просто говоря, сама игра. Тренинг используется разными профессионалами в разных сферах по работе с людьми. Цели тренинга заключаются в освоении новых навыков, формировании паттернов поведения, получения первого положительного опыта. Он отличного подходит для раскрытия творческого потенциала человека и решения психологических проблем.
      На практике тренинг выполняет важные функции, такие как: развлечение – воодушевляет, пробуждает интерес, приносит разнообразия и позволяет разрядиться, коммуникация – развивается общение, умение устанавливать и вести отношения, диагностика – выявление отклонений от норм в поведении, познание самого себя, подготовка – учит преодолевать трудности в реальных жизненных ситуациях, корректировка – вносит изменение в личность участников, социализация – учит адаптироваться в разных ситуациях, отработка – участники отрабатывают свои знания и умения.
      В структуру игры входят: роли; игровые действия; игровое употребление ресурсов; отношения между участниками; сюжет (разные ситуации из жизни). Рекомендуется использовать соревновательный сюжет, для выработки у участника (ов) целеустремленности, быстрой адаптации и сплоченности с коллективом. В статье изложены не все методы обучения и воспитания детей с ОВЗ, но каждый из них значительно помогает в социализации ребенку, а его учителю приносит разнообразие методов проектов в обучении детей с ОВЗ и улучшает результаты работы обоих.
   Методы и приемы обучения детей с ОВЗ.
    Методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся.
В ней выделяются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (информационно- рецептивный);
репродуктивный;
частично поисковый (эвристический);
проблемное изложение;
исследовательский.
     Методы по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

ВИДЕО 2.

      Предлагаем Вам посмотреть видео- ролик,  на котором представлен урок рисования в 8-ом классе.  В работе с обучающимися мы стараемся разрабатывать интересные и красочные уроки, которые будут им интересны. В данном случае, на уроке рисования детям было предложено изобразить цветочную поляну. Но нарисовать цветы нужно было по-особенному.  Рисуя кистью не привычным для детей способом, а распушая ее и отпечатывая силуэт цветка. Обучающиеся с интересом выполняли данное задание, у них появилась мотивация довести начатое до конца. Дорисовав рисунки, дети с восторгом смотрели на нарисованные ими цветочные полянки.

Слайд 3.
    Развитие творческих способностей, для детей с ОВЗ, имеет важное значение, так как способствует раскрытию личного потенциала, реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия. Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации.  Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

       Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники (тестопластика; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи, вторсырья и т.д).Перечисленные техники привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Их можно и нужно расширять, и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию творческих способностей каждого ребенка.

   Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

 

Видео 3.
      Мы предлагаем вам ознакомиться с видео-уроком, которое доказывает заинтересованность обучающихся в участии в творческих работах.
 На данном занятии дети делали аппликации из цветных бумажных полосок
.  Каждый ученик с усердием и особым старанием подошел к выполнению работы. А помогал ему в этом тьютер, поддерживая и направляя ребят.
 Работы получились очень красочными и интересными.

Прикладное искусство имеет широкий спектр материалов, из которых можно выполнять различные изделия, это ткань, древесина, камень, бумага, метал, глина. Характерная особенность предмета декоративно – прикладного искусства заключается в декоративности изделий, что близко к творчеству ребенка, привлекает своей яркостью и самобытностью. Одно из главных преимуществ то, что ребенок видит сазу результат своего творчества и может ему найти применение в жизни, сделать подарок другу, родителям, и тем самым принести частичку радости своим близким. 

Слайд 4.

       Работа с детьми в нетрадиционных техниках предусматривает чередование уроков индивидуальных и коллективных. Чаще всего коллективная работа – это подведение итога, какой-нибудь большой темы и возможность более полного и многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие и уверенности в своих силах. В своей практике тьютер представляет детям  итоговые задачи, понимать друг друга, с уважением относиться к работе товарища, а общий положительный результат создаёт стимул для дальнейшего творчества занятия, посвящённые одной теме, на которых дети закрепляют технические навыки работы с разными материалами в нетрадиционной технике.

     В процессе деятельности тьютер старается найти подход к каждому ребёнку, чтобы работа на занятии была интересной, увлекательной, ненавязчивой, а когда это удаётся, эстетическое воспитание способно приносить великолепные результаты, не зависимо от того, в каких рамках оно проводится. Занятия тщательно планируются, тьютер и учитель ориентируют свою работу на развитие личности ребенка, творческую самореализацию, развитие способностей и расширение творческих начал, создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи.

В коллективной работе с нетрадиционными материалами прикладного творчества:

- Дети приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе нетрадиционных техник ДПИ, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли.

- У детей развивается чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности.

- Дети уходят от стереотипных образов, их работы становятся ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, так как они выполнены через призму своего индивидуального видения.

- Воспитанники учатся терминам и понятиям, учатся понимать их смысл.

- Дети научились создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию.

Слайд 5.
    В результате проделанной работы нами был сделан вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются:

1.Систематическая работа с использованием нетрадиционных техник на занятиях по ДПИ.

2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности само выразиться через ДПИ.

3. Общение и взаимодействие с ребёнком.

4.Творческий рост педагога и тьютера, воспитание собственной креативности.

Слайд 6.
Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание текстов разных жанров как средство для реализации творческого потенциала обучающихся.

Как реализовать творческий потенциал обучающихся через систему работы по написанию текстов разных жанров....

Реализация творческого потенциала обучающихся школы№4

Реализация творческого потенциала обучающихся школы№4...

Мотивационный аспект как фактор познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

    Сегодня многие учителя истории и обществознания задают себе вопрос: «Как научиться мыслить по-новому, используя современные педагогические технологии, научить детей добывать знани...

Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»

Выступление на РМО учителей технологии «Развитие познавательной активности обучающихся во внеурочное время»...

Развитие творческого потенциала и познавательной активности обучающихся на основе инновационных форм и методов обучения

Выступление на методическом объединении "Развитие творческого потенциала и познавательной активночти обучающихся на основе  инновационных форм и методов обучения"....

Формирование познавательной активности обучающихся на занятиях по биологии через использование цифровых технологий в условиях реализации ФГОС

В настоящее время образование и методика обучения требуют ускоренного внедрения в образовательный процесс нетрадиционных методов и форм организации обучения, позволяющих значительно активизировать усв...

Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...