Развитие творческого потенциала и познавательной активности обучающихся на основе инновационных форм и методов обучения
статья по музыке

Рыбцова Татьяна Александровна

Выступление на методическом объединении "Развитие творческого потенциала и познавательной активночти обучающихся на основе  инновационных форм и методов обучения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorch.potentsiala.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».

Ш.Амонашвили.

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,    активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.

 Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 30 % детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.

Цель: 
Развитие творческих способностей обучающихся и мотивация их познавательной активности с помощью применения новых методов обучения на уроках музыки

Основные задачи:

1. Продолжить работу по повышению уровня педагогического мастерства учителей через активизацию работы по темам самообразования и курсовую переподготовку.

2. Применять современные педагогические технологии.

3. Применять разнообразные формы и методы работы на уроках, способствующих развитию творческой личности ребёнка (словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа и др.).

4. Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса и нравственно-этических чувств детей.

5. Работа с одарёнными детьми. Вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность.

6. Развивать индивидуальные и творческие способности детей.

7. Обмениваться передовым педагогическим опытом через проведение открытых уроков, взаимопосещение уроков коллег, курсы повышения квалификации.

8. Принимать участие в мероприятиях разного уровня.

Для решения данной проблемы, важным, необходимым считаю активность, инициативность, творческий поиск самого педагога.

В основе  работы с учащимися по развитию творческих способностей должно лежать высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить», которое  представлено виде  педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!» 

Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. 

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

 На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной деятельности.

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

В чем проявляет себя творческая личность?

      Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности

      Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.

      Оригинальна, комбинирует различные находки.

       Работа приносит ей удовольствие.

      Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.

      Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

 Существуют различные формы работы над развитием творческого потенциала детей:

 - использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-конкурсы, уроки-сказки, уроки-аукционы и др.)

 - использование активных форм обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышлений вслух, диалогах, проведении деловых игр, игровых и практических занятий;

 - проведение интегрированных занятий;

 - организация самостоятельной работы учащихся;

 - проведение исследований;

 - проведение рейтинговой системы обучения;

-  использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий, аукциона знаний, открытые микрофоны, устные журналы);

 - применение разноуровневого контроля знаний в ходе внеурочной работы;

 - проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок.

 

Современные  формы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности.   Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, является  участие в мероприятиях различной направленности.

Развить творческие способности позволяют  технологии креативности:

Метод символического видения

Ментальные карты является эффективной техникой  визуализации мышления. Ее используют  в процессе выработки  новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты (лист ватмана) записывается ключевое понятие (СКАЗКА), ученики записывают в процессе урока  возникающие у них мысли и чувства.

 Метод мозгового штурма

 Метод мозгового штурма предназначен для того, чтобы решать задачи, а точнее, генерировать решения и выбирать наиболее подходящие.

Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

 Правила проведения:

            Критика запрещена.

            Придумывайте как можно больше идей

            Подхватывайте и развивайте идеи других.

 

Шесть шляп мышления

«Шесть Шляп Мышления» —один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной умственную работу, как личную, так и коллективную.

Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

 Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.

 Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и  

подводные камни.

Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность. Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

 Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы.

Правила использования шляп

1.      Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

2.      Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.

3.      При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею

Мыслительные стулья Диснея.

Стратегия метода трёх мыслительных стульев, заключается в том, что нужно последовательно исходить из различных позиций.

 Стул мечтателя

Что должен делать человек, который стал мечтателем? Он должен придумать самые фантастические вещи, играть разнообразными возможностями, а лучше всего какими-то не возможностями, что-то из области того, что на сегодняшний день малореальное.

Стул реалиста.

На этом месте человек, должен включить свой здравый смысл. Но обязательно, развить, понять, идеи мечтателя и тем самым попытаться найти новые рациональные решения. Для этого желательно выбрать короткий и целесообразный путь. Человек, сидящий на стуле реалиста должен быть прагматичным.

 Стул критика.

В обязанности человека, ставшего критиком, входит подвергать все ранее высказанные идеи беспощадной критике. Задавая себе разного рода вопросы. А есть ли вообще что-то в этих идеях? А можно ли их использовать с учётом сегодняшнего дня?

 Предлагаю такие типы задач для развития активного самостоятельного творческого мышления детей:

 • задачи с не сформулированным вопросом;

 • задачи с недостающими данными;

 • задачи с лишними данными;

 • задачи с несколькими решениями;

 • задачи с меняющимся содержанием;

 • задачи на соображение, логическое мышление.

 Важнейшими математическими операциями, способствующие развитию творческих способностей являются анализ и синтез, умение сравнивать, обобщать, проводить аналогии.

 При целенаправленной и системной работе по развитию творческих способностей у учащихся развиваются следующие умения:

 1. Умение анализировать проблемные ситуации;

 2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

 3. Умение разрешать противоречия;

 4. Умения создавать творческие занятия.

 Необходимым условием развития творческих способностей учащихся является упражнение в их решении. Но, подбирая задания, надо учитывать, что:

 1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;

 2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;

 3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;

 4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;

 5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

«Ребёнок не лотерейный билет,

на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале магистратуры или бюста в фойе театра.

В каждом есть своя искра, которая может зажигать костры счастья и истины, и в каком-нибудь десятом поколении, быть может,

заполыхает он пожаром гения и спалит свой род, одарив человечество светом нового солнца»

Януш Корчак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Развитие познавательной активности обучающихся на основе использования интерактивных средств обучения.

Для развития познавательной активности обучающихся необходимо осуществлять поиск новых форм обучения - целенаправленных, четко организованных, содержательно насыщенных и методически оснащенных систем ...

Развитие творческой познавательной активности обучающихся на уроках физики с использованием дифференцированного обучения на примере решения задач

Данный материал является обобщением опыта по обучению физике посредством дифференцированного подхода на примере решения задач....

Программа «Использование инновационных форм и методов обучения на занятиях творческого объединения «Изостудия»

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Инновационное обучение направлено на формирование у обучающих...

выступление на педсовете: «Реализация творческого потенциала и познавательной активности - обучающегося с ОВЗ»_30.12.2021

Главной целью развития каждого ребенка является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений говорит о том, что необходимо искать осо...

«Развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала учащихся на основе инновационных форм и методов обучения на уроках технологии»

laquo;Развитие индивидуальных способностей,творческого потенциала учащихся на основеинновационных форм и методов обученияна уроках технологии»...