Создание текстов разных жанров как средство для реализации творческого потенциала обучающихся.
статья по теме
Как реализовать творческий потенциал обучающихся через систему работы по написанию текстов разных жанров.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание текстов разных жанров как средство для реализации творческого потенциала обучающихся.
Одной из основных задач современной школы является формирование креативного мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.
Методологической основой для системы творческих заданий является теория художественной деятельности, разработанная и принятая современной эстетикой. Эта теория рассматривает художественную деятельность как взаимосвязанное единство трёх составляющих: писатель – произведение – читатель. Причём творчество – необходимый критерий всех трёх составляющих художественной деятельности, который, в сущности, предопределяет эстетический характер всего процесса.
Кроме этого, система творческих заданий выступает как методический инструмент формирования литературно-художественных умений школьников.
В течение девяти лет я работала по учебно-методическому комплексу А.Г.Кутузова, ориентированному на учебники «В мире литературы» под редакцией этого же автора.
Считаю творческие практикумы «Проба пера» данного учебно-методического комплекса наиболее результативными в формировании умений, необходимых обучающимся для построения текстов оптимально возможного качества и реализации их творческого потенциала.
К данным умениям отношу следующие:
- определять границы темы;
- выделять основные признаки жанра;
- отбирать и систематизировать материал;
- использовать средства художественной выразительности, характерные для данного жанра;
- строить текст в определённой композиционной форме, выражать мысли в соответствии с нормами литературного языка;
- совершенствовать написанное.
Учащиеся знают критерии оценок и виды ошибок. В течение периода обучения с 5 по 8 класс мои воспитанники учились создавать тексты почти в 20 жанрах!
классы жанры | 5 | 6 | 7 | 8 |
загадки | + | |||
волшебные сказки | + | |||
сказки по пословице | + | |||
сказки на новый лад | + | |||
юмористический рассказ | + | |||
отзыв | + | |||
лирическое стихотворение | + | + | ||
сценарий | + | + | ||
баллада | + | |||
былина | + | |||
басня | + | |||
художественный перевод | + | |||
сочинение-описание | + | + | ||
сочинение-повествование | + | + | ||
сочинение-размышление | + | + | ||
реферат | + | |||
эссе | + | |||
очерк | + | |||
лирическая миниатюра | + |
С целью достижения результата при организации работы над текстом использую следующие способы мотивации деятельности учащихся:
- чётко определяю цель деятельности ученика и её приятие им;
- определяю объём, способ, время выполнения работы и возможность увидеть процесс;
- сопровождаю деятельность ученика – опора на доверие, вера в успех;
- определяю перспективы личного роста, личного интереса, повышение социального статуса в коллективе;
- нацеливаю на рефлексию – осознание значимости деятельности для себя и для окружающих (сочетание оценки и самооценки);
- учитываю доступность литературоведческого материала, его понимание.
Представляю этапы формирования умений и навыков обучающихся:
Начальный | Промежуточный | Заключительный |
Обучающиеся впервые получают знания о новом способе деятельности: - о его цели; - о содержании способа учебной работы, о порядке выполнения. | Знакомый приём учебной работы находит применение в новых условиях: -когда осваивается ка- чественно новый материал или источник знаний, -когда перед учащимися ставятся новые задачи | Ученики усваивают все действия, составляющие способы деятельности в результате их много-кратного повторения и осознанного применения в ходе работы с материалом более сложного характера. |
Следует отметить, что в организации творческой деятельности учащихся на уроках на основе системы творческих заданий качественно меняются принципы руководящей и направляющей деятельности самого учителя. Во-первых, это принцип «диалогового» общения с классом. Во-вторых, постоянная установка на творческий поиск, реализуемая в частных и общих творческих установках. Но реализация этих принципов возможна лишь в том случае, если в классе создана атмосфера общей заинтересованности, участие всех в процессе познания, доброжелательное, внимательное, но и требовательное отношение к результатам самостоятельного творчества учеников, то есть необходимо создание особой психологической ситуации. Эффективность системы по написанию текстов разных жанров связана с соблюдением следующих условий:
- учёт возрастных возможностей школьников, уровня их знаний и умений при выборе того или иного вида творческих заданий;
- учёт эмоционально-волевой готовности учеников к выполнению предложенной работы;
- разумное соотношение репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся в рамках художественной деятельности;
- последовательный и вариативный подбор разнообразных усложняющих видов творческих заданий и упражнений.
Для успешного выполнения творческих заданий огромное значение имеет создание особой психологической ситуации общения, при которой стремление ребят высказаться становится мощным стимулом развития речевых умений школьников. Это возможно в том случае, если ученики почувствовали интерес к заданию, непосредственно связанному с вниманием со стороны учителя.
Этапы совместной деятельности учителя и учащихся:
I. Начальный этап.
Цель: знакомство с новым жанром литературных произведений, с видовыми признаками, выделение жанровых особенностей в тексте.
Учитель:
| Учащиеся:
Дом.задание: составляют словарики |
II. Промежуточный этап.
Цель: создание собственного произведения определённого жанра.
Учитель: | Учащиеся: |
1) ставит цель, напоминает критерии оценивания: | |
а) наличие характерных признаков б) образность; в) внимание к деталям; г) использование изобразительно- д) ритм, рифма; 2) проверяет прочность усвоения теоре-тических сведений: а) фронтальный или индивидуальный б) терминологический диктант; 3) отслеживает ход работы и контролирует. |
жанр: былина тема: борьба Руси за свою независимость событие: бой, война персонажи: а) положительный (-ые): бога-тырь, воин; б) отрицательный (-ые): Соловей-разбойник, Змей, другая нечистая сила, внешние враги;
|
III.Заключительный этап.
Цель: анализ написанных работ, редактирование.
Учитель: | Учащиеся: |
1) анализирует тексты, созданные обуча-ющимися, отмечает положительные стороны, а затем недостатки, встречаю-щиеся в работах (зачитывает неудачные примеры, заранее выписанные из сочинений учащихся), разбираются виды ошибок; |
а) фронтально; б) работая в парах; в) индивидуально; |
2) раздаёт обучающимся тетради для озна-комления с результатами; нацеливает на редактирование; 3) контролирует ход работы. |
|
Начиная изучать со школьниками какой-либо раздел программного материала, сразу даю установку на то, что результатом нашей совместной деятельности будет создание каждым обучающимся текста, относящегося к пройденному жанру.
В 5 классе, ещё не зная в полном объёме творческих возможностей детей, начинаю с небольших заданий, например, загадок. Работу строю следующим образом:
- домашняя работа (индивидуальная): подобрать загадки определённой тематической группы;
- классная работа (коллективная): зачитать загадки, сравнить, выявить общие черты, с помощью учителя сформулировать видовые признаки (краткость, метафоричность, поэтическая образность);
- классная работа (индивидуальная): самостоятельно сочинить загадку на заданную тему.
По мере изучения новых жанров, творческие задания усложняются и требуют значительных подготовительных упражнений.
Былины и баллады (6 класс) – это целые эпохи с присущими им художественными образами, оборотами речи, лексикой. Следовательно, сочинения школьников должны быть проникнуты духом времени, герои должны говорить, действовать, выглядеть так, как их реальные или вымышленные предшественники.
Именно поэтому предлагаю обучающимся составить небольшой словарик, куда они записывают названия элементов одежды, снаряжения, бытовых предметов, синонимические ряды слов, изобразительно-выразительные средства.
Для выявления лексического значения неизвестного слова использую следующие формы работы:
1) групповая: один ученик выясняет лексическое значение, морфологические признаки слова, указывает специальные пометы (если они есть); другой ученик приводит примеры употребления слова в различных художественных произведениях;
2) индивидуальная: задание выполняется одним учеником.
В 7 классе творческие работы становятся ещё сложнее. Помимо основных требований, предъявляемых к созданию текста, появляются и другие: учащиеся должны продемонстрировать широту кругозора, понимание поставленной проблемы, найти аргументы для доказательства своей точки зрения. Меняются и темы работ, например, «Встреча с литературным героем», «Встреча литературных героев разных произведений, разных эпох» и другие. Школьникам необходимо свободно ориентироваться в произведениях, не только выбрать интересного для них героя, но и определить круг вопросов, которые они могли бы задать. На основании работ, где ученики «знакомят» персонажей разных книг, учитель может сделать выводы о том, насколько начитанны его подопечные, насколько глубоки или же, наоборот, поверхностны их знания, насколько они усвоили приём сопоставительной характеристики героев литературных произведений.
Некоторые виды работ требуют от учащихся не только выражения своих мыслей и чувств, но и определённой жизненной позиции, понимания сущности проблемы, заявленной в заглавии. Например, перед написанием сочинения-размышления «Человек и природа» устраиваем пресс-конференцию, на которой семиклассники обсуждают факты загрязнения окружающей среды, уничтожения животных и птиц, а затем каждый отражает своё понимание проблемы и путей её решения в самостоятельной творческой работе.
Таким образом, начиная с 7-го класса, работы школьников с сочинительского уровня постепенно переходят на аналитический.
В 8-м классе обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как
- реферат («История открытия «Слова о полку Игореве...»);
- эссе («Интересен ли образ Мцыри современному молодому человеку?»)
- очерк («Герои войны не забыты»).
Сочинения, которые пишут учащиеся 8-9 классов, либо раскрывают проблемы, стоящие в изучаемом произведении, либо требуют его привлечения, наряду с читательским опытом, для аргументации при доказательстве какого-либо тезиса. Например, после прочтения рассказа А.И.Куприна «Гамбринус», восьмиклассникам было предложено написать эссе на тему «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Школьники могли использовать в работах как материал «Гамбринуса», так и свои знания о талантливых людях с ограниченными возможностями.
Творческие практикумы в 8-9 классах – это, в основном, сочинения на литературную тему.
Опираясь на результаты анализа детских работ, выделяю группы учеников по степени овладения навыками создания текстов разных жанров:
- на минимальном (репродуктивном) уровне: учащиеся действуют по шаблону, по образцу (за основу берут авторские произведения, меняют слова и отдельные предложения);
- на общем (частично-поисковом) уровне: учащиеся имеют минимальный уровень с явными ассоциативными связями (создают свои тексты, используя сюжет, образы и отдельные фразы из уже имеющихся произведений);
- на продвинутом (креативном) уровне: учащиеся имеют явные и латентные ассоциативные связи (придумывают свой сюжет, героев, пишут сочинения самостоятельно, без опоры на ранее прочитанные произведения).
Система работы по написанию собственных текстов разных жанров позволяет мне создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся, а школьникам продвигаться от минимального уровня к общему, а затем к продвинутому, причём каждый ребёнок движется по своей траектории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников
Современная школа находится в поиске инновационных преобразований, сущность которых направлена на формирование новой системы образования способствующей становлению активных, творческих людей способных...
Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
Современная школа многообразна и сложна и непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого, перед л...
Проектная деятельность как средство развития и реализации творческого потенциала
Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и...
Реализация творческого потенциала обучающихся школы№4
Реализация творческого потенциала обучающихся школы№4...
Домашние задания по литературе как средство реализации творческого потенциала учащихся в рамках реализации требований ФГОС
В данной презентации предлагается система сквозных заданий по литературе для развития творческого потенциала учащихся. Задания предлагаются к использованию на уроках литературы (по учебнику В.Я.Корови...
Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"
Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...
выступление на педсовете: «Реализация творческого потенциала и познавательной активности - обучающегося с ОВЗ»_30.12.2021
Главной целью развития каждого ребенка является включение его в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков, а наличие каких-либо отклонений говорит о том, что необходимо искать осо...