Постшкольное сопровождение обучающихся
материал
Предварительный просмотр:
Организация работы постшкольного сопровождения
Каримова А.М.
Конечной целью специального образования лиц с особенностями психофизического развития во всех странах мира является их социальная интеграция.
Социальная интеграция включает в себя:
- Социализацию: социально-бытовую, социально-средовую и трудовую адаптацию.
- Развитие личности: процесс обучения и воспитания, коррекцию и развитие психофизических особенностей.
- Толерантность общества: изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями и повышение качества жизни инвалидов и их семей.
Оказание помощи молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, профессиональной подготовке, умении независимого функционирование называется во многих странах поддерживающим проживанием.
Термин «поддерживаемое проживание» может рассматриваться в нескольких аспектах:
- как процесс поддержки и сопровождения инвалидов и их семей в жизни;
-как процесс подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни;
- как процесс поддержки и сопровождения молодых инвалидов в период их взросления и дальнейшей самостоятельной жизни.
Каждый из этих аспектов поддерживаемого проживания имеет свои особенности, но все они направлены на повышение качества жизни людей с ОВЗ.
Процесс обучения в коррекционной школе является основным средством развития, социализации ребенка. После окончания школы многие молодые люди с ограниченными возможностями здоровья вновь оказываются дома. Они не имеют возможности продолжать обучение или трудоустроиться в силу особенностей своего психофизического развития, не способны к независимой жизни и самостоятельной трудовой деятельности. Большой проблемой является гиперопека со стороны близких, которым проще и быстрее сделать все самим.
Одним из вариантов решения этих проблем могло бы стать постшкольное сопровождение молодых людей с ОВЗ. Третье подразделение специальной (коррекционной) школы №4 Василеостровского района Санкт - Петербурга с 1999 по 2008 год являлось экспериментальной площадкой по организации постшкольного сопровождения. Отделение посещали выпускники специальных (коррекционных школ), проживающие в семьях, молодые люди, проходившие обучение на дому имеющие инвалидность с умеренной степенью умственной отсталости старше 17 лет.
Цель работы– оптимальная интеграция молодых людей в социум с минимально возможной внешней поддержкой, подготовка молодых людей к самостоятельному проживанию (насколько возможно) в процессе социально-бытовой и социально средовой адаптации.
Задачи работы.
Развивать способности ориентироваться в окружающем мире и его адекватное восприятие.
Научит ориентироваться в социальных отношениях и формировать умение включаться в них.
Работать над развитием умения позаботиться о себе и содействовать своему существованию.
Формировать максимально возможный для каждого молодого человека уровень самостоятельности и осуществлять предпрофессиональную подготовку.
Главный принцип работытретьего отделения: её практическая и социальная направленность, подготовка к доступным видам труда.
Условия эффективностипедагогической работы по социализации воспитанников:
- целенаправленность и системность;
- дифференцированный и индивидуальный подход;
- проведение работы по коррекции и развитию познавательной сферы;
- взаимодействие всего педагогического коллектива;
- принцип педагогического оптимизма.
На третьем отделении оказывалось медко-социальное и психолого - педагогическое сопровождение воспитанников.
Психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение осуществлял педагог-психолог
Направления работы:
- психологическая диагностика;
- психокоррекция;
- консультативная работа и психологическое просвещение;
- организационно-методическая работа.
Основные задачи работы педагога – психолога.
Псиохолого – педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей развития познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер личности воспитанника, особенности процесса социализации.
Оказание психологической помощи в развитии воспитанников средствами терапевтической и коррекционной практики.
Повышение и расширение психологической компетентности и культуры педагогического коллектива, воспитанников и родителей.
Самообразование и повышение личной профессиональной компетенции.
Формы работы:
- групповые и индивидуальные занятия;
- социально-психологические тренинги;
- индивидуальное консультирование и диагностика.
Педагогическое сопровождение.
На третьем отделении проводились занятия по следующим программам:
1.Программа «Допрофессиональная подготовка молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на базе упаковочного цеха фарфоровой мастерской ООО «Кобальт»»
Подготовку к труду следует рассматривать не только как подготовку по конкретной профессии, а как целенаправленное формирование у молодого человека положительного отношения, интереса и готовности (мотивационной, целевой…) к труду как деятельности в целом.
Мастерская по изготовлению фарфоровых изделий находилась в помещении нашей школы, её директор – отец нашего воспитанника.
Разделы программы.
- основы производственных отношений,
- производительный труд в упаковочном цехе фарфоровой мастерской;
- охрана и безопасность труда.
Цель работы по данной программе – социально-трудовая адаптация. Задачи работы - формирование умения работать в коллективе, выполнять правила трудового распорядка, знать свои права и обязанности как работника, знать и выполнять правила техники безопасности и формирование трудовых навыков работы в упаковочном цехе (отбраковка, зачистка, маркировка, упаковка).
2. Программа «Декоративное садоводство и комнатное цветоводство»:
Разделяя программы
- уход и выращивание комнатных растений;
- выращивание зелёных культур;
- выращивание овощной и цветочной рассады;
- работа на пришкольном участке.
Цель работы по данной программе – социально трудовая адаптация. Задачи – экологическое и эстетическое воспитание, формирование умения работать с землёй, ухаживать за растениями, работать на участке.
3.Программа «Человек и общество»:
Разделы программы:
- научить использовать имеющиеся учебные навыки в повседневной жизни;
- коррекция и развитие познавательной сфер личности;
- основы правового воспитания;
- учреждения, организации, предприятия;
- медицинская помощь;
- основы безопасности жизнедеятельности человека.
Цель программы: коррекция и развитие познавательной сферы личности, социально-средовая ориентировка. Задачи – научить ориентироваться в окружающей жизни, уметь обратиться за той или иной помощью в различные учреждения, научить правилам безопасного поведения и оказания первой медицинской помощи. Перенос имеющихся учебных навыков на практический материал
(деловое письмо, заполнение квитанций и т.д.)
4.Программа «Социально-бытовая адаптация молодых людей с ограниченными возможностями».
Разделы программы:
- уборка помещений;
- ручная и машинная стирка белья;
- мелкий ремонт одежды;
- мир денег;
- осуществление покупок;
- приготовление пищи;
- сервировка стола;
- режим питания и культура поведения за столом.
Цель – социально-бытовая и социально - средовая адаптация, формирование самостоятельных жизненных навыков.
Задачи – научить планировать и осуществлять покупки в различных торговых точках, составлять меню, сервировать стол, готовить простейшие блюда, мыть посуду, выполнять правила поведения за столом и знать о необходимости режима питания, формирование навыков самообслуживания в повседневной жизни.
Занятия проводились в форме маршрутов. В день воспитанники занимались на трех маршрутах.
Медицинское сопровождение.
На третьем отделении работал врач психиатр. Врач проводил консультации и занятия с воспитанниками дважды в неделю и раз в месяц проводил вечерний прием родителей для консультации.
Социальное сопровождение.
На отделении проводилась работа по программе «Поддерживаемое трудоустройство».
Понятие «трудовая деятельность» для молодых людей с ОВЗ имеет более широкое значение, чем для человека с нормальным интеллектом и включает не только производительный труд (в производстве или специально созданных условиях), но и так же непроизводительный труд, спорт, культуру, труд по самообслуживанию и домоводству.
Технология поддерживаемого трудоустройства включает в себя следующие этапы.
1.Изучение претендентов и их семей.
2.Подбор возможных рабочих мест.
3.Трудоустройство и поддержка на рабочем месте.
На начальном этапе обучения происходили овладения умениями и навыками по профессии, профессиональные пробы и профессиональная диагностика.
Профессиональные пробы предполагали пробу сил воспитанников в данном виде труда на рабочем месте в упаковочном цехе и по уборке помещений и территории на маршрутах. В процессе овладения программой обучения определяются критерии годности воспитанника к предложенным специальностям:
- профпригоден – после обучения может освоиться на рабочем месте, выполнять все требования, имеет перспективы профессионального роста;
- годен - может выполнять работу, не показывая высоких результатов;
- условно годен – может выполнять строго определенный перечень операций;
- профнепригоден к данному виду деятельности.
Профдиагностика направлена на определение склонности к данному виду труда, желания, интереса воспитанника. Она включает в себя наблюдение за воспитанником, за тем как он выполняет работу, беседы с ним и родителями и психодиагностику, которую проводит школьный психолог.
На каждого воспитанника мы вели диагностические карты сформированности самостоятельных жизненных навыков.
Воспитанники, которые успешно прошли профпробы, проявили желание работать, могли быть трудоустроены в ООО «Кобальт» по профессиям: приемщик готовой продукции, упаковщик, уборщик. Так же они могли быть трудоустроены в самой школе по профессиям уборщика и дворника. Для официального оформления на работу воспитанник, который является инвалидом, должен по рекомендации школы получить разрешение комиссии медико-социальной экспертизы на легкий труд в специально созданных условиях.
9 человек работали по трудовым книжкам уборщиками, дворниками в школе и упаковщиками и уборщиками в ООО «Кобальт». Педагоги школы осуществляли сопровождение данных воспитанников.
Вторая программа – это«Социальная гостиница»
По договору с родителями воспитанники могли прожить в социальной гостинице от одного до четырех дней в сопровождении педагога. Данная программа преследовала две цели: социальная поддержка семей в кризисных ситуациях, и формирование навыков самостоятельного проживания.
Основные направления работы:
- формирование самостоятельных жизненных навыков;
- закрепление уже имеющихся навыков в необычной среде и ситуации;
- развитие навыков общения;
- создание эмоциональной комфортности;
- воспитание самостоятельности.
Этапы работы:
- диагностика уровня самостоятельности;
- составление индивидуального плана работы;
- формирование максимально возможного для каждого воспитанника уровня самостоятельности.
Обретение способности заботится о себе – это один из важнейших шагов на пути интеграции, укрепления чувства собственного достоинства. Это и является цель работы по данной программе.
Школа оказывала и оказывает помощь в работе родительского клуба «ВЕЛОНТА» - это предоставление помещения для проведения занятий, обеспечение оборудованием и материалами для работы, составление плана и графика работы клуба.
Один день в неделю был экскурсионным. Ребята посещали театры, музеи, выставки. Благодаря сотрудничеству с клубом «Олимпикс», Специальным Олимпийским комитетом и помощи администрации Василеостровского района наши воспитанники посещали бассейн, играли в боулинг, занимались гимнастикой и т.д. Традиционными у нас были празднования дней рождений каждого воспитанника. В работе отделения активное участие принимали родители наших воспитанников.
Результативность.
Наши воспитанники хорошо работали в упаковочной мастерской, весь путь фарфора от печи до покупателя находился в их руках, за всё время работы не было ни одного нарекания на нашу работу со стороны мастерской.
Силами воспитанников поддерживалась чистота и порядок в помещении школы и на территории.
Одна наша воспитанница Женя Б. После двух лет работы уборщицей в школе устроилась на работу в «Макдональдс», успешно прошла испытательный срок и хорошо справляется со своими обязанностями. Работает она там и по настоящее время.
Навыки, полученные в «Зеленом цеху» также используются нашими воспитанниками, например, Олег Ж. Дважды в неделю работал в офисе, где ему было поручено ухаживать за растениями, и получал за это небольшую зарплату.
С большим удовольствием ребята оставались в социальной гостинице, некоторые на целую неделю.
Проводя анализ карт сформированности самостоятельных жизненных навыков, мы регулярно отмечали повышение уровня самостоятельности наших воспитанников.
Все направления работы школы были взаимосвязаны и дополняли друг друга. И на занятиях во время маршрутов, и на экскурсиях, и вовремя походов в магазин и т.д. у молодых людей отрабатывались навыки, позволяющие приспособиться к окружающей жизни. Вместе с нами менялось с социальное окружение. Первое время клиенты мастерской, продавцы ближайших магазинов с настороженностью относились к нашим воспитанникам, но постепенно отношение менялось в лучшую сторону. Постоянное расширение социальных связей – важнейшее условия развития молодых людей с особенностями в развитии.
К нашему большому сожалению, в настоящее время мы не имеем возможности работать по данной программе в полном объеме.
Сохраняется только работа по поддерживаемому трудоустройству: в нашей школе работают два наших выпускника, которые прошли подготовку на постшкольном отделении. Саша М. работает дворником, Таня В. – гардеробщицей. Планируем на следующий год оформить еще одного молодого человека официально.
Будем рады, если наш опыт окажется полезным для организации работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Литература.
1. Федеральная целевая программа « Дети – инвалиды», Министерство труда и социального развития РФ департамент проблем семьи, женщины и детей.
СПбНИИЭТИН
«Концепция подготовки к труду детей с отклонениями в развитии».
СПб 1997
2.Е.Т. Логинова « Оценка возможностей социализации детей с интеллектуальной и сенсорной недостаточностью» Псков 2001
СПБ ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»
3.« Организация деятельности на площадках дневного пребывания подростков и молодых инвалидов (методическое пособие)» СПб 2001
4.Методическое пособие по профессиональной ориентации детей – инвалидов и молодых людей с ограниченными возможностями» ГАООРДИ СПб 2002
5. «Трудоустройство при умственной отсталости» Методические рекомендации / под редакцией д.п.н. Старобиной Е.М.- СПб издательство «Эксперт» 2006
6.Материалы научно – практической конференции « Комплексное сопровождение процесса образования инвалидов как фактор реализации их прав на интеграцию в общество» 24 апреля 2008 СПб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постшкольное сопровождение
Организация работы постшкольного сопровождения...
Постшкольное сопровождение обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
Выступление на итоговом пед.совете...
Постшкольное сопровождение обучающихся
Выступление на педагогическом совете...
Постшкольное сопровождение
Выступление на методическом совете...
Постшкольное сопровождение
Выступление на педагогической конференции...
Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС. Взаимодействие учителя и специалистов психолого-педаго¬гического сопровождения при оказании поддержки обучающимся с РАС.
Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, д...