Рабочая программа по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для 4-дополнительного класса слабослышащих и позднооглохших детей (вариант 2.2)
рабочая программа

Шурыгина Полина Игоревна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Социально-бытовая ориентировка» для 4-дополнительного класса слабослышащих и позднооглохших детей

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социально-бытовая ориентировка» для 4-доп. класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ,  утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598, с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся  одобренной решением  федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г., протокол № 4/15, с элементами  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, Москва, «Просвещение» 2005г. Авторы программы: Т.С. Зыкова,  М.А. Зыкова, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва, Просвещение, 2005г.). Авторы программы: Э.Н.Хотеева.

Реализация рабочей программы «Социально-бытовая ориентировка» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон – устройства, имеющего выход в Интернет. Используемые образовательные ресурсы: OnlineTestPad. Google формы. Информационно-коммуникативные средства, используемые при реализации рабочей программы по «Социально-бытовая ориентировка»: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджер WatsApp сервисы.

Общая характеристика курса

Работа по СБО создает условия для постоянного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих учащихся решаются в условиях целенаправленного педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей школьного возраста.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

            Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реали­зация   практической   подготовки   школьников   к   самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социально­го поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

Обучение по данной программе решает следующие задачи:

  • всестороннее формирование личности школьника;
  • становление и развитие процесса самопознания;
  • формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
  • накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;
  • формирование полноценной речевой деятельности через овла­дение речью как средством общения;
  • накопление и анализ знаний, умений, опыта социального пове­дения и регуляция собственного поведения;
  • воспитание антикоррупционного сознания у обучающихся.

            Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями контингента неслышащих обучающихся (особенности).

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Большое внимание уде­ляется трудовой, социальной адаптации и коммуникативной культу­ре глухих школьников: расширению, закреплению и уточнению представлений, понятий об их ближайшем окружении, формирова­нию элементарного опыта правового поведения, обогащению нрав­ственного опыта.

Для обеспечения целенаправленного личностного развития де­тей, подготовки их к самостоятельной жизни программа предпола­гает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку глухих школьников в системе СБО, реа­лизуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам работы:

  1. Познавательная культура.
  2. Нравственная культура.
  3. Трудовая культура.
  4. Профессиональная ориентация.
  5. Коммуникативная культура.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ №31 на 2021-2022 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 31 Невского района Санкт-Петербурга  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Социально-бытовая ориентировка»

Для 4-дополнительного класса слабослышащих и позднооглохших детей

на 2021-2022 учебный год

Составитель: Шурыгина Полина Игоревна


Пояснительная записка.

        Рабочая программа внеурочной деятельности «Социально-бытовая ориентировка» для 4-2 класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ,  утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598, с учётом адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся  одобренной решением  федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 22.12.2015г., протокол № 4/15, с элементами  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, Москва, «Просвещение» 2005г. Авторы программы: Т.С. Зыкова,  М.А. Зыкова, на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Москва, Просвещение, 2005г.). Авторы программы: Э.Н.Хотеева.

Реализация рабочей программы «Социально-бытовая ориентировка» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется при наличии у обучающихся персонального компьютера/ноутбука/планшета, телефона типа смартфон – устройства, имеющего выход в Интернет. Используемые образовательные ресурсы: OnlineTestPad. Google формы. Информационно-коммуникативные средства, используемые при реализации рабочей программы по «Социально-бытовая ориентировка»: социальная сеть «ВКонтакте», мессенджер WatsApp сервисы.

Общая характеристика курса

Работа по СБО создает условия для постоянного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих учащихся решаются в условиях целенаправленного педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей школьного возраста.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра -  направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: ее истории, языку, культуре ее жизни и ее народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к ее прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребенком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

        Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация   практической   подготовки   школьников   к   самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

Обучение по данной программе решает следующие задачи:

  • всестороннее формирование личности школьника;
  • становление и развитие процесса самопознания;
  • формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
  • накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;
  • формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
  • накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения;
  • воспитание антикоррупционного сознания у обучающихся.

        

        Коррекционная направленность программы обеспечивается реализацией целей и задач, обусловленных особенностями контингента неслышащих обучающихся (особенности).

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Большое внимание уделяется трудовой, социальной адаптации и коммуникативной культуре глухих школьников: расширению, закреплению и уточнению представлений, понятий об их ближайшем окружении, формированию элементарного опыта правового поведения, обогащению нравственного опыта.

Для обеспечения целенаправленного личностного развития детей, подготовки их к самостоятельной жизни программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку глухих школьников в системе СБО, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам работы:

  1. Познавательная культура.
  2. Нравственная культура.
  3. Трудовая культура.
  4. Профессиональная ориентация.
  5. Коммуникативная культура.

Программа отражает особенности контингента обучающихся класса.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ №31 на 2021-2022 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Содержание рабочей программы (34 часа).

I четверть

  1. Познавательная культура
  2. Воспитание здорового образа жизни
  3. Нравственная культура
  4. Трудовая культура

II четверть

  1. Познавательная культура
  2. Нравственная культура
  3. Трудовая культура
  4. Профессиональная ориентация
  5. Коммуникативная культура

III четверть

  1. Познавательная культура
  2. Воспитание здорового образа жизни
  3. Нравственная культура
  4. Трудовая культура
  5. Профессиональная ориентация
  6. Коммуникативная культура

IV четверть

  1. Познавательная культура
  2. Я и общество
  3. Трудовая культура
  4. Профессиональная ориентация
  5. Коммуникативная культура

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

  1. Осознавать необходимость бережного отношения к природе
  2. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  3. Понимать значение антикоррупционных действий.

Метапредметные результаты:

  1. Отличать верно выполненное задание от неверного.
  2. Работать по предложенному учителем плану
  3. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Предметные результаты.

  1. Иметь представление о разных праздниках и традициях;
  2. Называть названия некоторых праздников;
  3. Соблюдать правила поведения за столом;
  4. Культурно вести себя за столом;
  5. Иметь представление о необходимости соблюдения режима дня и выполнения утренней зарядки для сохранения и укрепления здоровья человека;
  6. Иметь представление о театре и музее, как об общественном месте;
  7. Иметь представление о назначении основных средствах связи;
  8. Иметь представление о назначении кабинета врача в школе, поликлинике, больнице, аптеки и о вызове «Скорой помощи».

Основными технологиями обучения являются:

  • развивающее обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • личностно-ориентированная технология;
  • развитие критического мышления через чтение;
  • использование электронно-образовательных ресурсов;
  • игровая технология;
  • здоровьесберегающая технология.

Основными формами работы  являются:

- фронтальная (воспитатель управляет образовательной деятельностью всей группы, работающего над единой задачей);

- коллективная форма (взаимодействие в группе, когда происходит общение в парах сменного состава);

- работа группами (общение в группе, когда говорящий направляет сообщение всем);

- индивидуально-опосредованная (индивидуальная работа воспитанника с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком).

Список литературы для педагогов:

- Т.С.Зыкова, Э.Н.Хотеева «Социально-бытовая ориентировка» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. Москва, «Владос», 2004г.

- А.А.Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир» 4 класс (в двух частях). Учебник для ОУ ФГОС, Москва, «Просвещение», 2013г.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

  1. Звукоусиливающая аппаратура;
  2. компьютер;
  3. таблички и таблицы с речевым материалом;
  4. дидактические материалы.
  5. презентации PowerPoint.

Календарно-тематическое планирование

I четверть

п/п

Тема

Характеристика деятельности учащегося

Речевой материал

Кол-во часов

Сроки

План

Факт

1

Познавательная культура.

Имя, фамилия, отчество, возраст. Полные имена членов семьи.

Уметь называть свое имя и фамилию, отчество и возраст. Знать полные имена родителей (отчествам) членов своей семьи (братьев, сестёр, бабушек, дедушек). Уметь составлять рассказ о себе и членах семьи.

Меня зовут…. Мне … лет.

Когда у тебя день рождения?  Мою маму зовут…. Моего папу зовут…. У меня есть родной(ая) / родные сестра/сёстры и брат/братья. Ещё у меня есть сводная(ый) сестра/брат. Мою старшую(его)/младшую(его) сестру/брата зовут…. Мою бабушку зовут…. Моего дедушку зовут….

1

Раздели печаль и радость другого.

Дать представление о том, что жить надо так, чтобы творить добро для других, тем самым помогая себе становиться лучше.

Обсуждение сюжетных картинок. Как вы думаете, как себя ведёт…? Хорошо/плохо/ некультурно. Я думаю, что…, потому что…. Пословицы. За добро добром платят. На добрый привет добрый и ответ.

1

2

Воспитание здорового образа жизни.

Режим дня и его роль в сохранении здоровья.

Расширить знания ребёнка о режиме дня и его пользе. Научить составлять и соблюдать свой распорядок дня.

Режим дня – оптимальное сочетания учёбы и отдыха. Польза от режима дня.  Распорядок дня. Составить свой распорядок дня. Последовательность действий. Завтрак, обед, полдник, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, занятия, отдых (игра в компьютер/телефон, чтение книг), сон.

1

3

Нравственная культура.

Правила поведения дома.

Знать и выполнять правила поведения дома. Знать, что делать, если остался дома один. Уметь называть мобильный телефон родителей.

Нельзя кричать и бегать, потому что…. Время для шумных игр. Тихий час. Часы для шума.  Правила поведения дома, когда ты один. Незнакомец, опасность, звонок родителям. Не играть со спичками и зажигалками. Не включать плиту, не трогать мокрыми руками вилки от проводов и розетки. Я могу позвонить маме/папе по номеру ….

1

4

 Трудовая культура.

Бытовые приборы, техника безопасности.

Знать виды бытовых приборов. Знать и применять правила техники безопасности с бытовыми приборами. Знать о последствиях несоблюдения техники безопасности.

Бытовая техника: пылесос, утюг, телевизор, микроволновая печь, стиральная машина, фен, электрический чайник, газовая/электрическая плита. Выключить/ включить/ вставить/вытащить вилку из розетки. Не трогать оголённые провода. Не трогать вилки и розетки мокрыми руками. Не вставлять в розетки шпильки, булавки и пальцы. Проверить бытовые приборы перед уходом из дома. Электрический ток. Ожог, удар током, травма.

2

Приготовление пищи. Кухонная посуда, мебель.

Уметь аккуратно обращаться с посудой; бережно собирать кружки и ставить на поднос, все тарелки вычищать от отходов; уметь обращаться с вилкой, ложкой, ножом, не гнуть и не ломать. Называть 1 простой рецепт, который сможешь приготовить самостоятельно.

Кружка, чашка, стакан, тарелка, салатник, вилка, ложка, нож, кастрюля, ковш, лопатка, половник, сковорода. Кухонная утварь. Обеденный стол.

Нельзя разбивать посуду, гнуть ложки вилки. Пользоваться ножом аккуратно.

Отрезать, нарезать, варить, жарить, печь, мыть, вытирать, сервировать стол. Солить, перчить.

Сегодня на обед…, … и компот. Я буду есть спокойно, тщательно жевать. Пар, ожог. Я буду пить аккуратно. Я знаю рецепт и инструкцию по приготовлению яичницы/ омлета/ салата/ сэндвича/ бутерброд.

2

ИТОГО:

8

8

Календарно-тематическое планирование

II четверть

п/п

Тема

Характеристика деятельности учащегося

Речевой материал

Кол-во часов

Сроки

План

Факт

1

Познавательная культура.

Мир моих увлечений.

Расширить представления детей с занятиями и увлечениями ребят вне школы. Развитие познавательного интереса школьников к различным сферам культуры, искусства, спорта.

Уметь рассказать про своё увлечение/хобби.

Хобби/увлечение. Мне нравится …, потому что…. Я люблю делать… У меня хорошо получается …. Читать книги, рисовать, писать рассказы, собирать …., коллекционировать…, играть в …, заниматься спортивным ориентированием/танцами.

1

2

Нравственная культура.

Манера поведения.

Знать и соблюдать манеры поведения в обществе. Соблюдать культуру поведения.

Формировать отрицательное отношение к проявлению девиантного поведения.

Манеры поведения. Походка, поза, взгляд, смех, чихание, кашель, сморкание, зевание, безответственность, праздность. Закрывать рот, выйти из помещения, отойти, «ржать как конь», ровная спина, взгляд исподлобья.

1

3

 Трудовая культура.

Как хранить зимнюю одежду и обувь.

Познакомиться с тем, как подготовить и бережно хранить зимнюю одежду и обувь.

Подготовка зимней одежды и обуви к хранению после зимы и весны. Стирка, сушка, зачехление, средства от моли, чехля для хранения, коробки для обуви, средства для поглощения влаги и запаха для обувных шкафов.

1

Как вывести пятно на одежде.

Знать, как выглядит одежка с пятном. Уметь определять характер пятна. Знать способы выведения пятен и правильно применять их.

Зачем надо выводить пятна на одежде? Плохой запах. Опрятный /неопрятный внешний вид. Подручные средства и специальная бытовая химия. Белая одежда/ цветная одежда. Виды пятен. Пятна от фруктов/ягод/ рыбы/ молока/ крови/ какао/ шоколад/ жира. Способы выведения пятен.

2

4

Профессиональная ориентация.

Профессии сотрудников школы.

Знать виды профессий сотрудников школы. Уметь уважительно относиться к работникам школы. Уметь обратиться с вопросом, с просьбой к библиотекарю, к врачу, к повару, вахтёру.

Какие профессии вы знаете? Кто работает в школе? Директор, учитель, воспитатель, врач, медсестра, уборщица, повар и др. Повара (врача и т.д.) зовут .... Они заботятся о нас, ухаживают, помогают. Уважай, поблагодари работников школы. Если болит горло (голова, рука, живот), надо идти к врачу. Врач даст лекарство/таблетку. В библиотеке можно взять интересную книгу. Повар готовит ребятам вкусную еду. Скажи спасибо после завтрака (обеда, полдника, ужина). Вахтёр не пропускает в школу посторонних людей. Кастелянша – заведующая бельём, полотенцами.

1

5

Коммуникативная культура.

Культура общения за столом.

Знать и применять правила культурного поведения за столом. Уметь самостоятельно выбирать тему для разговора за столом, поддерживать беседу.

Пользование ножом, вилкой, ложкой, использование салфеток. Убирать ноги под стул, держать обе руки на столе, не пихаться локтями, не чавкать. Темы бесед за завтраком, обедом, ужином (как прошёл день, планы на выходные, о погоде, о семье, обсуждение фильмом, спектаклей, книг, игр). Темы, на которые нельзя беседовать за столом (болезни, туалет, мусор, вещи с неприятным запахом) и почему?

1

Культура общения в транспорте (с пассажирами, с контролёром)

Знать правила культурного поведения и общения в транспорте.  Упражняться в речевом в поведении в транспорте.

Здравствуйте. Мне 1 билет, пожалуйста. У меня есть билет/ проездной билет/ карточка. Купюра, мелочь, сдача. Наступили на ногу, задели, толкнули. Уступить место, пропустить, поинтересоваться выходит ли человек перед тобой, поменяться местами, узнать остановку, маршрут следования. Вежливые просьбы, извинения.

1

ИТОГО

8

Календарно-тематическое планирование

III четверть

п/п

Тема

Характеристика деятельности учащегося

Речевой материал

Кол-во часов

Сроки

План

Факт

1

Познавательная культура.

Я и мои друзья.

Уметь анализировать результат своих действий, критично относиться к своему поведению и образу жизни окружающих.  

Дружба, лучший друг, хороший друг, знакомый. Помогать, сопереживать, поддерживать, болеть за друга, говорить добрые слова, честно отвечать на вопросы, не лгать/врать.

1

Об отношении к ошибкам своим и чужим.

Ошибки в жизни, осуждение, «не суди, да не судим будешь», адекватное оценивание своих ошибок, нельзя ругать себя за свои ошибки, над ними надо работать.

1

2

Воспитание здорового образа жизни.

Личная гигиена.

Знать и соблюдать основные правила личной гигиены. Уметь составлять план дня, распределять отдых и труд как в школе, так и дома (на выходных, каникулах). Знать перечень вещей личного пользования. Понимать важность соблюдения личной гигиены.

Личная гигиена. Смена нижнего белья, стирка одежды, смена обуви в течение дня. Вещи личного пользования (расчёска, полотенце, нижнее бельё, зубная щётка, мочалка, носовой платок, гигиеническая помада). Почему нельзя давать другим вещи личного пользования? (болезнь, грибок, заразно, вирус). Зачем надо соблюдать правила личной гигиены? Умывать надо каждый день, мыть руки перед каждым приёмом пищи, после улицы, общественного помещения, чистить зубы утром и вечером (полоскать рот, после каждого приёма пищи). Мыть голову несколько раз в неделю. Зачем надо переодеваться на физкультуру и танцы в специальную форму, плохой, неприятный запах, пот.

2

3

Нравственная культура.

История нашей школы и улицы.

Знать историю своего города; правила поведения на улице. Знать на какой улице находится школа и твой дом.

В каком городе мы живем? Кто основал Санкт-Петербург? В каком году был построен город? Какая улица главная? На какой улице находится школа/дом? Наша школа открылась 1 сентября 1976 году. Одна из главных традиций нашей школы – это весело отмечать праздники. Школа находится по адресу пр-кт Елизаровад7А в Невском районе Санкт-Петербурга. Ближайшая станция метро к школе – метро Елизаровская. Проспект Елизарова назвали так в 1939 году в честь революционера М.Т. Елизарова. Длина проспекта около 1км и 700 метром.  Он заканчивается с одной стороны пр-том Обуховской обороны ,а с другой - улицей Старопутиловский вал.

2

4

Трудовая культура.

Правила уборки помещения. Генеральная уборка помещения (последовательность работ, осуществление уборки в классе).

Дежурство в классе, столовой.

Формировать умение выполнять свои обязанности с помощью воспитателя.

Уметь вслед за учителем выполнять работу по уборке помещения группы: мыть доску, вытирать пыль на партах, на подоконнике, на столах, в шкафах, поддерживать порядок в шкафах; правильно выполаскивать и отжимать тряпку. Уметь распределять обязанности.

Ежедневная уборка рабочего места, класса. Я очистил рабочее место, убрал тетради и учебники в парту, вытер пыль, выкинул мусор. Я вымыл доску, прополоскал тряпку, поменял воду. Я вытер пыль на полке/подоконнике. Я навёл порядок в парте. Генеральная уборка помещений. Вымыть окна, протереть пыл на столах и полках, разложить аккуратно вещи в шкафу и на полках/ в парте, вымыть пол.

2

5

Профессиональная ориентация.

Дополнительное образование, его роль в выборе профессии.

Познакомить с некоторыми видами профессий.

Представлять, какое значение играет труд в жизни человека.

Дополнительные занятия. Ритмика/танцы, спортивное ориентирование, мир вокруг нас, шахматы, подвижные игры, мой друг компьютер, настольный теннис. Какие занятия вам нравится посещать больше всего? Какие ещё занятия вам бы хотелось посетить? Пантомима, кулинария, футбол, ручной труд, лёгкая атлетика, деревянная игрушка. После школы мне бы хотелось продолжить танцевать/готовить/играть в футбол …. Футболист, повар, пекарь, танцор, шахматист ….

1

6

 Коммуникативная культура.

Диалог с товарищами о себе, о семье, о школе.

Уметь рассказать о себе, вести диалог как в знакомой, так и в новой для себя обстановке.

Учиться вести себя достойно и уважительно по отношению к собеседникам.

Меня зовут …, мне … лет, я живу …., я учусь в … классе в … школе. Мне нравится (заниматься чем?) … , потому что…. Задавать вопросы человеку, поинтересоваться что ему нравится делать, чем заниматься и почему. Какой твой любимый урок? Мой любимый урок … а твой? Знать, что не всё о своей семье можно рассказывать окружающим.

1

О собственном достоинстве.

Собственное достоинство – это уважение самого себя. Не общаться с теми, кто тебя не уважает (обзывает, унижает), не дружить за шоколадку. Не обзывать и не унижать других. Вести себя достойно.

1

11


Календарно-тематическое планирование

IV четверть

В календарно-тематическом планировании отражено количество часов с учётом реальных условий прохождения программы. Сокращение количества часов из-за праздничных дней компенсируются за счёт уплотнения часов, отведённых на резервное время педагога.

п/п

Тема

Характеристика деятельности учащегося

Речевой материал

Кол-во часов

Сроки

План

Факт

1

Познавательная культура.

Взаимоотношения в семье.

Знать, кем ты приходишься маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке, тете, дяде.

Мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки – это семья. Семья – близкие люди, живущие вместе.

Кто ты для мамы(папы)? Сын/ дочь Кто ты для бабушки (дедушки)? Внук, внучка. Кто ты для брата (сестры)? Брат/ сестра (сводный(ая) брат/сестра). Кто ты для тети (дяди)? Племянник/племянница.

1

Эгоизм, трусость и малодушие.

Знать определения эгоизма, трусости и малодушия.

Эгоизм (думать только о себе), трусость (бояться что-то сделать), малодушие (отсутствие твёрдости духа и решимости), антонимы, забота об окружающих, доброта, великодушие (твёрдость духа, мужество, храбрость).

1

2

 Я и общество.

Гости. Хозяева дома. Приём гостей. Уход гостей.

Учиться правилам поведения в обществе. Знать, как принимать гостей, как подготовить дом к приходу гостей, как проводить гостей.

План встречи гостей. Хозяева дома, кто это?

 Я приглашаю тебя/ вас к нам/ себе в гости (какого числа), (во сколько). Буду очень тебя ждать.

Уборка дома перед приходом гостей. Зачем убираться перед приходом гостей. Встретить гостей, помочь раздеться, предложить тапочки, вешалку, женщинам помочь снять верхнюю одежду. Показать где туалет и ванная комната. Узнать голоден ли гость, предложить пообедать, поужинать, угостить чем-нибудь. Помочь гостю одеться, проводить его.

Был рад тебя видеть/ спасибо что зашёл ко мне, приходи ещё.

1

3

Трудовая культура.

Гигиена в использовании одежды и обуви (стирка, сушка, глажение).

Знать и уметь применять правила гигиены в использовании одежды. Знать последствия нестиранной одежды.

Научиться стирать мелкое бельё и одежду кукол.

ухаживать за СА и КИ.

Зачем стирать, сушить, и гладить одежду. Хозяйственное мыло, таз, пена, бытовая химия для стирки. Неприятные запах, кожные заболевания: потница, грибок. Мятая и глаженная одежда. Чисть сапоги/ботинки/кроссовки щёткой с кремом. Опрятный/ неприятный внешний вид.

1

Уход за слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами.

Уметь правильно намыливать вещи, тщательно их выполаскивать.

Знать правила ухода за слуховыми аппаратами (СА) кохлеарными имплантами (КИ). Уметь правильно

Что такое СА? Зачем нужен СА? Как надо ухаживать за СА. Сушка процессора и магнита, следить за состоянием проводка, разбирать под присмотром родителей. Ушной вкладыш, батарейный отсек.

1

4

Профессиональная ориентация.

Профессии родителей.

У меня рассказывать о своих родителях их профессии, чем они занимаются.

Профессии людей: повар, работает в столовой. Он готовит еду. Столяр, маляр, строитель, врач, шофёр/ водитель, повар, швея, учитель, продавец, домохозяйка, электрик, вахтёр, калстелянша, библиотекарь. Моя мама работает …. Моя мама домохозяйка, она работает дома, она (что делает).

1

5

Коммуникативная культура.

Правила поведения в гостях, вручение подарка.

Знать правила и нормы поведения в обществе. Знать нормы и время и продолжительности визита. Уметь делать различные подарки своими руками: праздничные открытки, закладки из старых открыток, цветного картона и цветной бумаги; уметь проявлять творческие способности и фантазию; уметь пользоваться острорежущими предметами: ножницами, циркулем, иглой.

Добрый день. Я рад(а), что ты меня пригласил в гости. Поздравляю тебя с…. Спасибо за угощение…. Было очень вкусно. Спасибо за подарок. Я провела время очень хорошо/ весело/ интересно. Теперь я жду тебя к себе в гости. Время и продолжительность визита. Отдых хозяев. Нельзя засиживаться в гостях, если тебе не предлагают.

1

Итого за IV четверть:

7

Итого за год:

34


Приложение 1

Речевой материал

I четверть

Меня зовут…. Мне … лет.

Когда у тебя день рождения?  Мою маму зовут…. Моего папу зовут…. У меня есть родной(ая) / родные сестра/сёстры и брат/братья. Ещё у меня есть сводная(ый) сестра/брат. Мою старшую(его)/младшую(его) сестру/брата зовут…. Мою бабушку зовут…. Моего дедушку зовут….

Обсуждение сюжетных картинок. Как вы думаете, как себя ведёт…? Хорошо/плохо/ некультурно. Я думаю, что…, потому что…. Пословицы. За добро добром платят. На добрый привет добрый и ответ.

Режим дня – оптимальное сочетания учёбы и отдыха. Польза от режима дня.  Распорядок дня. Составить свой распорядок дня. Последовательность действий. Завтрак, обед, полдник, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, занятия, отдых (игра в компьютер/телефон, чтение книг), сон.

Нельзя кричать и бегать, потому что…. Время для шумных игр. Тихий час. Часы для шума.  Правила поведения дома, когда ты один. Незнакомец, опасность, звонок родителям. Не играть со спичками и зажигалками. Не включать плиту, не трогать мокрыми руками вилки от проводов и розетки. Я могу позвонить маме/папе по номеру ….

Бытовая техника: пылесос, утюг, телевизор, микроволновая печь, стиральная машина, фен, электрический чайник, газовая/электрическая плита. Выключить/ включить/ вставить/вытащить вилку из розетки. Не трогать оголённые провода. Не трогать вилки и розетки мокрыми руками. Не вставлять в розетки шпильки, булавки и пальцы. Проверить бытовые приборы перед уходом из дома. Электрический ток. Ожог, удар током, травма.

Кружка, чашка, стакан, тарелка, салатник, вилка, ложка, нож, кастрюля, ковш, лопатка, половник, сковорода. Кухонная утварь. Обеденный стол.

Нельзя разбивать посуду, гнуть ложки вилки. Пользоваться ножом аккуратно.

Отрезать, нарезать, варить, жарить, печь, мыть, вытирать, сервировать стол. Солить, перчить.

Сегодня на обед…, … и компот. Я буду есть спокойно, тщательно жевать. Пар, ожог. Я буду пить аккуратно. Я знаю рецепт и инструкцию по приготовлению яичницы/ омлета/ салата/ сэндвича/ бутерброд.

II четверть

Дружба, лучший друг, хороший друг, знакомый. Помогать, сопереживать, поддерживать, болеть за друга, говорить добрые слова, честно отвечать на вопросы, не лгать/врать.

Ошибки в жизни, осуждение, «не суди, да не судим будешь», адекватное оценивание своих ошибок, нельзя ругать себя за свои ошибки, над ними надо работать.

Личная гигиена. Смена нижнего белья, стирка одежды, смена обуви в течение дня. Вещи личного пользования (расчёска, полотенце, нижнее бельё, зубная щётка, мочалка, носовой платок, гигиеническая помада). Почему нельзя давать другим вещи личного пользования? (болезнь, грибок, заразно, вирус). Зачем надо соблюдать правила личной гигиены? Умывать надо каждый день, мыть руки перед каждым приёмом пищи, после улицы, общественного помещения, чистить зубы утром и вечером (полоскать рот, после каждого приёма пищи). Мыть голову несколько раз в неделю. Зачем надо переодеваться на физкультуру и танцы в специальную форму, плохой, неприятный запах, пот.

В каком городе мы живем? Кто основал Санкт-Петербург? В каком году был построен город? Какая улица главная? На какой улице находится школа/дом? Наша школа открылась 1 сентября 1976 году. Одна из главных традиций нашей школы – это весело отмечать праздники. Школа находится по адресу пр-кт Елизаровад7А в Невском районе Санкт-Петербурга. Ближайшая станция метро к школе – метро Елизаровская. Проспект Елизарова назвали так в 1939 году в честь революционера М.Т. Елизарова. Длина проспекта около 1км и 700 метром.  Он заканчивается с одной стороны пр-том Обуховской обороны ,а с другой - улицей Старопутиловский вал.

Ежедневная уборка рабочего места, класса. Я очистил рабочее место, убрал тетради и учебники в парту, вытер пыль, выкинул мусор. Я вымыл доску, прополоскал тряпку, поменял воду. Я вытер пыль на полке/подоконнике. Я навёл порядок в парте. Генеральная уборка помещений. Вымыть окна, протереть пыл на столах и полках, разложить аккуратно вещи в шкафу и на полках/ в парте, вымыть пол.

Дополнительные занятия. Ритмика/танцы, спортивное ориентирование, мир вокруг нас, шахматы, подвижные игры, мой друг компьютер, настольный теннис. Какие занятия вам нравится посещать больше всего? Какие ещё занятия вам бы хотелось посетить? Пантомима, кулинария, футбол, ручной труд, лёгкая атлетика, деревянная игрушка. После школы мне бы хотелось продолжить танцевать/готовить/играть в футбол …. Футболист, повар, пекарь, танцор, шахматист ….

Меня зовут …, мне … лет, я живу …., я учусь в … классе в … школе. Мне нравится (заниматься чем?) … , потому что…. Задавать вопросы человеку, поинтересоваться что ему нравится делать, чем заниматься и почему. Какой твой любимый урок? Мой любимый урок … а твой? Знать, что не всё о своей семье можно рассказывать окружающим.

Собственное достоинство – это уважение самого себя. Не общаться с теми, кто тебя не уважает (обзывает, унижает), не дружить за шоколадку. Не обзывать и не унижать других. Вести себя достойно.

III четверть

Меня зовут …, мне … лет, я живу …., я учусь в … классе в … школе. Мне нравится (заниматься чем?) … , потому что…. Задавать вопросы человеку, поинтересоваться что ему нравится делать, чем заниматься и почему. Какой твой любимый урок? Мой любимый урок … а твой? Знать, что не всё о своей семье можно рассказывать окружающим.

Собственное достоинство – это уважение самого себя. Не общаться с теми, кто тебя не уважает (обзывает, унижает), не дружить за шоколадку. Не обзывать и не унижать других. Вести себя достойно.

IV четверть

Мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки – это семья. Семья – близкие люди, живущие вместе.

Кто ты для мамы(папы)? Сын/ дочь Кто ты для бабушки (дедушки)? Внук, внучка. Кто ты для брата (сестры)? Брат/ сестра (сводный(ая) брат/сестра). Кто ты для тети (дяди)? Племянник/племянница.

Эгоизм (думать только о себе), трусость (бояться что-то сделать), малодушие (отсутствие твёрдости духа и решимости), антонимы, забота об окружающих, доброта, великодушие (твёрдость духа, мужество, храбрость).

План встречи гостей. Хозяева дома, кто это?

 Я приглашаю тебя/ вас к нам/ себе в гости (какого числа), (во сколько). Буду очень тебя ждать.

Уборка дома перед приходом гостей. Зачем убираться перед приходом гостей. Встретить гостей, помочь раздеться, предложить тапочки, вешалку, женщинам помочь снять верхнюю одежду. Показать где туалет и ванная комната. Узнать голоден ли гость, предложить пообедать, поужинать, угостить чем-нибудь. Помочь гостю одеться, проводить его.

Был рад тебя видеть/ спасибо что зашёл ко мне, приходи ещё.

Зачем стирать, сушить, и гладить одежду. Хозяйственное мыло, таз, пена, бытовая химия для стирки. Неприятные запах, кожные заболевания: потница, грибок. Мятая и глаженная одежда. Чисть сапоги/ботинки/кроссовки щёткой с кремом. Опрятный/ неприятный внешний вид.

Что такое СА? Зачем нужн СА? Как надо ухаживать за СА. Сушка процессора и магнита, следить за состоянием проводка, разбирать под присмотром родителей. Ушной вкладыш, батарейный отсек.

Профессии людей: повар, работает в столовой. Он готовит еду. Столяр, маляр, строитель, врач, шофёр/ водитель, повар, швея, учитель, продавец, домохозяйка, электрик, вахтёр, калстелянша, библиотекарь. Моя мама работает …. Моя мама домохозяйка, она работает дома, она (что делает).

Добрый день. Я рад(а), что ты меня пригласил в гости. Поздравляю тебя с…. Спасибо за угощение…. Было очень вкусно. Спасибо за подарок. Я провела время очень хорошо/ весело/ интересно. Теперь я жду тебя к себе в гости. Время и продолжительность визита. Отдых хозяев. Нельзя засиживаться в гостях, если тебе не предлагают.


Приложение 2

Лист коррекции

п/п

Тема,

дата пропущенных занятий

Кол-во часов по теме

Причина пропуска

Изменения в КТП, форма коррекции, даты

план

факт

Приложение 3

Приложение к рабочей программе внеурочной деятельности «Социально-бытовая ориентировка».

Шурыгина Полина Игоревна для 4-2 класса.

Учет выполнения образовательных программ

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 5,6,7,8,9,10,11 классов (I вид, вариант I)

Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях це...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 5,6,7,8,9,10 классов (II вид, вариант II)

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка» для 5,6,7,8,9,10 классов (II вид, вариант II) разработана на основе авторской программы «Социально-бытовая ориентировка», автор Э.Н...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.

   Актуальность коррекционного курса "Социально-бытовая ориентировка" заключается в практической подготовке детей с ГУО к самостоятельной жизни, формировании  у них зна...