Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 5,6,7,8,9,10,11 классов (I вид, вариант I)
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Фуникова Елена Шотаевна

Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся. Обучение по данной программе решает следующие задачи:

- всестороннее формирование личности школьника;

- становление и развитие процесса самопознания;

- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;

- формирование полноценной речевой деятельности через овла­дение речью как средством общения;

- накопление и анализ знаний, умений, опыта социального пове­дения и регуляция собственного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка» для 5,6,7,8,9,10,11   классов (I вид, вариант I) разработана на основе авторской программы «Социально-бытовая ориентировка», автор Э.Н. Хотеева, для   специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, подготовительный, 1-7 классы (сборник 1), допущенный министерством образования РФ. Москва «Просвещение», 2005г.

Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся. Обучение по данной программе решает следующие задачи:

- всестороннее формирование личности школьника;

- становление и развитие процесса самопознания;

- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;

- формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;

- накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.

Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, которые испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств, содержание нового курса предусматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе « я- общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуществляется формирование самосознания школьника.

Важнейшим разделом работы является обучение детей языку, формирование представлений, понятий. От овладения языком в большой степени зависит преодоление последствий глухоты, возможность обучения глухих детей основам наук и полноценное включение окончивших специальную школу в коллектив слышащих, в общественную жизнь.

Для обеспечения целенаправленного личностного развития детей, подготовки их к самостоятельной жизни программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку глухих школьников в системе СБО, реализуемые с учетом их возрастных и специфических особенностей и возможностей, по следующим разделам работы:

I        Познавательная культура.

II

Нравственная культура.

III

Трудовая культура.

IV

Профессиональная ориентация.

V

Коммуникативная культура.

Выделение разделов достаточно условно, так как названные направления работы по СБО тесно связаны между собой и имеют место на всех годах обучения. Однако,  для разных возрастных этапов отдельные из них являются доминирующими.

В программе названы темы занятий и их примерное содержание; определена цель изучения каждой темы; рекомендованы систематические упражнения для приобретения, сохранения, развития личностных качеств

(адаптационные тренинги), виды и формы работы.

Предусмотрены элементы работы по ОБЖ (личная гигиена учащихся, гигиена приготовления и приема пищи, гигиена жилища, труда и отдыха, личная безопасность и др.).

  1. Познавательная культура

Этот раздел работы включает в себя следующие образовательные линии:

«Познай себя». Знание о себе, своей семье; умение дать объективную оценку своим возможностям, оценку себе и своим отношениям с окружающими; социально-эмоциональное воспитание и развитие.

«Воспитание здорового образа жизни». Адаптация к режиму дня; соблюдение правил личной и общественной гигиены. Знание правил пожарной безопасности; безопасности дорожного движения; безопасности в экстремальных ситуациях, на воде и пр.

«Я и общество». Представления об окружающей жизни, умение адаптироваться в ней; быт и культура быта; знание гигиенических требований к помещению; жилище (виды жилых помещений в городе и селе); знакомство со средствами связи, почтой и почтовыми отправлениями, транспортом, медицинской помощью, культурой организации отдыха, торговлей, питанием (столовая, ресторан, бистро и др.).

  1. Нравственная культура

Одной из основных составляющих всестороннего развития ребенка является нравственное восприятие и развитие, регулирующее его поведение в социуме, подготовку к самостоятельной жизни. Данный раздел работы предусматривает освоение норм культурного поведения, воспитание гуманных патриотических чувств, соответствующих качеств личности и морально-этических понятий и представлений, словаря и фразеологии.

  1. Трудовая культура

В этом разделе предусматривается сообщение учащимся специальных знаний, выработка умений, навыков обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства: уборка помещений различного назначения, уборка уличных территорий, знание инструментов, хозинвентаря и их применение; знание правил техники безопасности; питание, гигиена и технология приготовления пищи; одежда и обувь; виды одежды, обуви, головных уборов, их значение; повседневный уход за одеждой и обувью; ремонт одежды; культура труда и быта; инструменты, хозинвентарь и др.

Составной частью раздела « Трудовая культура» является тема «Деловое общение».

  1. Профессиональная ориентация

Профессиональная адаптация школьников входит в систему их профессиональной подготовки наряду с такими направлениями этой работы, как профессиональное просвещение, профконсультации, профотбор и психологическая подготовка.

В социализации школьников значительное место уделяется профессиональной ориентации и профконсультации воспитанников. Содержание этой работы предусматривает формирование представлений и понятий о профессиях, о производстве (промышленности, сельском хозяйстве; о больших предприятиях и малых, частных и государственных и др.); знакомство с трудом родителей, взрослых; формирование навыков обслуживания людей; обучение деловому общению; передачу элементарных экономических и правовых знаний.

  1. Коммуникативная культура

Социальная адаптация — это непрерывный коммуникативный процесс,

в котором участвуют личность и общество. Именно поэтому данному разделу придается большое значение. Работа ведется по нескольким образовательным линиям:

- формирование коммуникативных способностей учащихся;

- организация их коммуникативной деятельности;

- овладение культурой общения;

- совместная деятельность глухих и слышащих учащихся (познавательная, психологическая, коммуникативная);

- пропедевтика встреч со слышащими, организация совместной

деятельности.

Пропедевтическая работа с глухими детьми проводится в направлении психологической подготовки, организации детского коллектива, коммуникативной подготовки. В этой работе большое внимание уделяется подготовке глухих учащихся к встречам со слышащими: содержанию их совместной деятельности (игровой, трудовой и др.); содержанию просветительской работы,  как в среде глухих, так и среди слышащих (учащихся и педагогов общеобразовательных школ), с которыми предстоит встречаться глухим.

Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих детей решаются через их включение в доступную общественно значимую деятельность.

Преимущественными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, игры, беседы, рассказы, упражнения-тренинги.

Система работы по СБО предполагает специальные занятия, которые проводятся два раза в неделю. Во всех классах часы занятий можно сдваивать, что позволяет педагогу проводить большие по объему практические работы или относительно дальние экскурсии. Количество часов на тему и порядок их прохождения являются примерными. Они могут изменяться в зависимости от развития учащихся, условий обучения. Темы, указанные в программе, для изучения которых в школе нет соответствующих условий, могут заменяться другими.

Занятия целесообразно проводить в специально оборудованном кабинете, имеющем место для теоретической (классный уголок) и практической (мягкая и кухонная мебель, посуда и т. д.) работы.

Формы организации работы следующие: фронтальная, индивидуальная, парами, бригадами.

Вся коррекционно-воспитательная работа на I этапе основывается на таких видах занятий, как предметно-практическая деятельность, самообслуживание, моделирование реальных ситуаций. Используется способность глухих детей к подражанию. Им показывают, как надо поступать в реальной ситуации, предлагаются на доске, карточках или плакатах опорные слова, словосочетания, иногда готовые реплики, помогающие в общении.

На II этапе работы доминирует практическая деятельность, беседа, рассказ; обязательна трудовая, профессиональная, психологическая и коммуникативная подготовка.

Моделируются и обсуждаются реальные ситуации. Учитель предлагает ученикам опорные слова и фразы, как для реального общения, так и для обсуждения ситуации. Доступность сюжета, игровой и практический характер занятий, эмоциональное преподнесение материала — все это является эффективным способом воспитания коммуникабельности глухих детей.

Важным условием обучения глухих детей является постепенное расширение их социальных связей.

Вследствие того что глухие учащиеся не имеют большой практики посещения различного рода учреждений (магазины, мастерские и др.), педагог специально организовывает знакомство с предприятиями общественно-бытового характера; проводит в стенах школы прием гостей; моделирует реальные ситуации на занятиях по СБО.

Создание реальной ситуации предполагает распределение ролей между ее участниками, которые вступают в определенные отношения между собой, что находит выражение в соответствующих действиях и репликах.

Разыгрывая с детьми в младших классах жизненные ситуации в играх с куклами, в сюжетно-ролевых играх, педагог расширяет социальный опыт детей. Такие упражнения в моделировании ситуаций могут являться пропедевтическими перед встречей глухих детей со слышащими сверстниками, с работниками отдела кадров на предприятии и т. п.

Помимо специальных занятий, система работы по социально-бытовой ориентировке предполагает активную трудовую деятельность школьников (самообслуживание, бытовой и общественно полезный труд) и социальную направленность преподавания общеобразовательных предметов, совместную деятельность со слышащими, организацию работы учителя с родителями, так как семья имеет самое большое влияние на процесс социализации ребенка.

Курс «Социально-бытовая ориентировка» для 11 класса предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, поэтому в программе 11 класса используется раздел «Профессиональная ориентация» из программы СБО 10 класса.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Выбор профессии».

Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

–        знакомство учащихся с научными основами профессионального самоопределения.

–        повышение профессиональной грамотности учащихся.

–        формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

–        развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

–        формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Распределение  учебных часов по классам

Количество часов в неделю по классам

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

2

2

2

2

2

2

2

4. Содержание учебного предмета, курса

5 класс

Познавательная культура (26ч)

Познай себя

Темы

О молодости и старости.

Я и мои друзья.

Об отношении к ошибкам (своим и чужим).

Адаптационные тренинги

Практические тренинги.

Поздравления с днем рождения, праздниками (именинника, родителей и друзей).

Виды и формы работы

Практическая работа.

Наглядные иллюстрации поведения.

Игры с куклами.

Беседы: «Если я тебе друг, а вдруг...», «Если бы молодость знала, если бы старость могла».

Воспитание здорового образа жизни

Темы

Как уберечь себя от курения.

О болезнях, связанных с курением, и их лечении.

Медицинская помощь. Виды медицинской помощи.

Адаптационные тренинги

Упражнение в обращении за медицинской помощью к врачу и медсестре в школе, в поликлинике, в больнице.

Виды и формы работы

Экскурсии.

Творческие игры, разыгрывание ситуаций на заданную тему.

          Просмотр фильмов.

Беседа на тему «Правильно ли мы дышим».

Я и общество

Темы

Коллектив и личность.        

В гостях: время и продолжительность визита. Визит с целью знакомства и ответный визит.

Гость. Хозяева дома. Прием званых гостей. Уход гостей. Курящий человек.

Адаптационные тренинги

Повседневные упражнения в правильном поведении в коллективе.

Упражнение в поведении в гостях.

Упражнения в беседах с врачом и психологом.

Виды и формы работы

Практика поведения в семье и школе: визиты в кабинет директора, завуча, в медкабинет; в семью друга (подруги).

Творческие, подвижные и спортивные игры.

Рисунки на темы: «Я в гостях», «Капля никотина убивает лошадь».

Нравственная культура (8ч)

Темы

Пороки человека: безответственность, праздность, пьянство.

Манера поведения: поза, походка, взгляд, смех, кашель, чихание.

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильном поведении в обществе.

Виды и формы работы

Практическая работа.

Экскурсия по городу.

Экскурсии на производство.

Творческие игры.

Разыгрывание сюжетов на заданную тему.

Просмотр кино- и диафильмов.

Трудовая культура (17ч)

Темы

Междугородний автотранспорт (автовокзал, расписание движения автобусов, приобретение билетов).

Водный транспорт (виды речного транспорта, расписание движения водного транспорта, приобретение билетов)

Культура жилища.

Эстетика быта.

Адаптационные тренинги

Экскурсии на авто - и речной вокзал.

Упражнение в приобретении билетов.

Упражнение в эстетическом оформлении своего быта.

Виды и формы работы

Экскурсии.

Дежурство в столовой (классе, спальне).

Генеральная уборка (класса, спальни), эстетическое оформление помещений.

Оказание помощи подшефным в оформлении помещений.

Профессиональная ориентация (5ч)

Темы

Человек и его дело.

О трудолюбии, терпении, настойчивости.

Знание о начальном профессиональном образовании (ПТУ лицеи, колледж).

Ступеньки к получению профессии и совершенствованию профессионального образования через обучение в техникуме, вузе.

Адаптационные тренинги

Упражнение в получении информации о профессиях в ПТУ, колледжах через справочную литературу и др.

Виды и формы работы

Экскурсии.

Встречи с выпускниками, студентами колледжа, учащимися ПТУ.

Дискуссии о профессиях.

Импровизированные сценки на заданную тему.

Кукольный театр.

Беседы, рисунки на темы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит».

Коммуникативная культура (12ч)

Темы

О профессиональной гордости и достоинстве.

Об отношениях между коллегами, взаимоотношениях руководителей и подчиненных.        

Культура оформления документов для поступления в учебное

заведение.        

Умение вести диалог с коллегами, руководителем и подчиненным.-

Формирование умения вести диалог с незнакомыми людьми при поступлении в кружок по интересу, спортивную секцию (особенно вне стен школы).

Адаптационные тренинги

Упражнения в-общении при генеральной уборке школы, класса и др.        

Упражнения в покупке билета, обсуждении содержания работы

спортивных секций и др.

Виды и формы деятельности

Практическая деятельность.

Сюжетно-ролевые и деловые игры.

Работа детей в школьных мастерских.

Беседа на тему «Сколько я могу работать не утомляясь».

6 класс

Познавательная культура (32ч)

Познай себя

Темы

О гуманности.

О красоте физической и душевной.

Эгоизм, трусость, малодушие.

Адаптационные тренинги

Упражнение в доброжелательном поведении. Упражнение в работе с аномалистическим словарем.

Виды и формы работы

Практическая деятельность: помощь товарищам, родным малышам, старикам.

Чтение рассказов и стихотворений по теме.

Заучивание пословиц и поговорок по теме.

Сюжетно-ролевые игры, игры с куклами, инсценировки.

Беседа о красоте физической и душевной.

Наглядные иллюстрации сравнения эгоизма и альтруизма в быту, трусости и храбрости, малодушия и великодушия.

Воспитание здорового образа жизни

Темы

Роль спорта в укреплении физического и душевного здоровья.

Как уберечь себя от соблазнов (алкоголь, наркотики, сектантство).

Правила дорожного движения.

Я буду беречь глаза.

Адаптационные тренинги

Упражнение в коррекционно-развивающих видах спорта (гимнастика, шахматы, шашки и пр.).

Упражнение в выполнении правил дорожного движения.

Виды и формы работы

Физпаузы во внеурочное время.

Комплекс упражнений по сенсомоторному развитию.

Занятие в форме товарищеского суда.

Беседы: «Сколько я могу работать не утомляясь», «В здоровом теле — здоровый дух».

Воспроизведение и разбор жизненной ситуации.

Игры. «Что ты можешь с завязанными глазами», «Поймай глазами».

Инсценировки на сравнение эгоизма и альтруизма, трусости и храбрости, малодушия и великодушия в спорте.

Я и общество

Темы

Поведение на улице.

Переписка. Современное письмо, Адрес. Почерк. Язык письма. Размещение текста. Обращение. Текст письма. Тайна переписки. Как отвечать на письмо. Об анонимных письмах.

Адаптационные тренинги

Упражнение в поведении на улице (на тротуарах, дороге, пешеходном переходе). Упражнения в написании и отправке писем (простых и заказных).

Виды и формы работы

Практическая работа: письма, открытки (написание и отправка).       Экскурсии по улице, на почту.

Сюжетно-ролевые игры на сравнение трусости и малодушия в поведении людей на улице.

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций.

Нравственная культура (6ч)

Темы

История моей семьи (имена, профессии, семейные истории, легенды прабабушек и прадедушек)’.

Правила поведения на улице, в транспорте (маршрутное такси, поезд, такси). Продажа билетов. Поведение пассажира у кассы вокзала. Вход и выход из транспорта. Кондуктор, контролер. Культура речи.

Правила приема гостей. Гостеприимство, угощение гостей.

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильном поведении в общественных местах.

Упражнение в индивидуальной коррекции поведения.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

Экскурсии.

Чтение рассказов и стихотворений на заданную тему.

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций.

Трудовая культура (15ч)

Темы

Сервировка стола (скатерть, салфетка, столовые приборы).

Прием гостей. Уборка стола.

Что, как, когда и с чем подают на стол.

Уборка школьной территории.

Различные виды покрытий пола, радиаторов (масляная краска). Особый уход за ними.

О машинах и сангигиенических средствах, облегчающих труд людей.

Адаптационные тренинги

Упражнение в приеме гостей, их встрече и проводах, в сервировке стола.        Упражнение в отработке приемов уборки школьного двора работы на пришкольном участке.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

Подготовка к приему гостей (сервировка стола, одежда хозяев, продуманность встречи с гостями).

Дни рождения (подготовка, организация и проведение)

Работа по уборке двора.

Мытье пола и поверхностей, окрашенных масляной краской.

 Уход за паркетным полом; уход за полом, покрытым линолеумом.

Инсценировки с анализом ситуаций.

Профессиональная ориентация (4ч)

Темы

Профессиональная агитация (с индивидуальными рекомендациями ).

Профессии в сфере обслуживания, доступные людям с нарушениями слуха.

Адаптационные тренинги

Упражнения в обслуживании людей (при приеме гостей в кругу семьи и пр.).

Виды и формы работы

Практическая работа.

Инсценирование ситуаций.

Экскурсии.

Коммуникативная культура (11ч)

Темы

Культура общения за столом.

Культура общения в транспорте.

Культура общения в кассе при покупке билета.

Культура общения со старшими и малышами.

Адаптационные тренинги

Упражнение в поведении за столом, в транспорте.

Упражнение в обращении с вопросами, просьбой к старшим и малышам, сверстникам.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

Проведение дней рождения.

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций.

 Обобщенные беседы, викторины, КВН.

7 класс

Познавательная культура (25ч)

Познай себя

Темы

Ономастика — наука о собственных именах.

Имя, характер, судьба.

Церковь, религия.

О пороках и слабостях (гордость, надменность; хитрость, лживость и др.).

О поступках.

Воспитание здорового образа жизни

Темы

Обязательная утренняя зарядка (в своей группе и у подшефных).

Соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Основы безопасности жизнедеятельности: пожарная безопасность.

Адаптационные тренинги

Упражнения коррекционно-развивающего характера (утренняя зарядка, физминутки, физпаузы).

Упражнения, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности (правила пожарной безопасности и др.).

Упражнение в работе со словарем.

Упражнение в выявлении полных имен родителей и знакомых.

Упражнение в совершении поступков и анализ качеств, противоположных гордости, хитрости и лжи.

Виды и формы работы

Практические занятия. Беседа «Я хочу помочь». Дискуссия «Я сильный — мне все можно?».

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций, выявление личного отношения к ним ребенка.

Спортивные игры.

Практическая деятельность (работа со словарем). Инсценирование ситуаций на заданную тему с их анализом. Организационно-деятельные игры на сравнение гордости и смирения; хитрости и простоты; лживости и правдивости в общении. Анализ собственного поведения.

Я и общество

Темы

О законах и законности.

О правосудии.

О свободе и дисциплине.

О преступлении и наказании.

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильном поведении.

Обучение младших товарищей основам правопорядка.

Анализ поведения (своего и товарищей).

Виды и формы работы

Практическая деятельность; урок-суд; беседа, фильм.

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций с выявлением личного отношения к ним воспитанников.

Нравственная культура (10ч)

Темы

История православия на Руси.

Понятия о нравственных отношениях и взаимоотношениях с окружающими людьми (в семье, школе, на улице).

Нравственные взаимоотношения во время игры.

Пропедевтика совместных спортивных встреч со слышащими.

Формы обращения при встрече, беседе, расставании (со сверстниками, старшими и младшими).

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильном поведении в повседневной жизни, в игре.

Виды и формы работы

Практическая деятельность, инсценирование отдельных ситуаций, их анализ, беседы.

Разучивание игр.

Совместные спортивные игры со слышащими.

Трудовая культура (12ч)

Темы

Главное условие жизни: человек и дело.

Уборка территории школьного двора.

Уход за мебелью. Уход за полами, окнами, зеркалами.

Питание. Виды изделий из муки. Продукты для приготовления теста. Разнообразие рецептов для приготовления теста.

Продукты. Качество продуктов. Экология.

Плита, холодильник. Гигиена посуды. Сантехника.

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильной уборке территории школьного двора. Систематический уход за мебелью, уборка классной комнаты, спальни.

Упражнение в приготовлении теста.

Виды и формы работы

Практическая работа (приготовление блинов, систематическая уборка территории школьного двора).

Чтение рассказов, стихотворений на тему «Человек и дело». Пословицы и поговорки о труде (их заучивание).

Профессиональная ориентация (9ч)

Темы

Профессии обслуживающего труда в автосервисе (автомастерская, автосалон и др.).

Распространенные профессии и формы их получения.

Учет своих возможностей при выборе профессии.

Адаптационные тренинги

Упражнение через наблюдение за работой автомастерских, в автосервисе.

Виды и формы работы

Экскурсии и наблюдения за работой специалистов. Беседа, чтение литературы.

Встречи с работниками сферы обслуживания.

Коммуникативная культура (12ч)

Темы

Культура профессиональной речи.

Тематика и формы общения с заказчиком.

Адаптационные тренинги

Упражнения в речи (диалогической, монологической) с клиентами.        

Виды и формы работы

Экскурсия.

Беседа.

Деловая игра.

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций, их анализ

8 класс

Познавательная культура (22ч)

Познай себя

Темы

Слово могучее средство общения.

Неправильные суждения. Клевета.

Мудрость, ум, глупость.

Жестокость, раздражительность, неуживчивость.

Адаптационные тренинги Упражнение в правильном поведении.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

Работа с толковым словарем.

Инсценирование сказок, рассказов, стихотворений.

Заучивание пословиц, поговорок на темы; «Слово не воробей, вылетит не поймаешь», «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».

Воспитание здорового образа жизни

Темы

О физической культуре в жизни человека.

О пользе умеренности.

О вреде допингов и пищевых добавок для здоровья спортсменов.

Виды лекарственных трав.

Заболевания, при которых применяются лекарственные травы Лекарственные сборы.

Адаптационные тренинги

Упражнения в доброжелательных отношениях и взаимоотношениях.

Упражнение в правильном сборе лекарственных трав.

Виды и формы работы

Практическая деятельность (приготовление отваров и настоев из лекарственных трав).

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций.

Дискуссии на тему «Спорт и здоровье».

Я и общество

Темы

Обращение в милицию, прокуратуру, суд.

Как выйти из неблагоприятных ситуаций. Психологическая защита.

Как уберечься от соблазнов (выбор друзей).

Прием гостей. Время и продолжительность визита.

Визит с целью знакомства. Ответный визит. Визит-соболезнование. Визит благодарности.

Гость. Хозяева дома. Прием званых гостей. Беседа за столом. Проводы гостей.

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильном поведении. Имитационное моделирование.

Виды и формы работы

Экскурсия.

Беседы.

Деловые игры.

Анализ собственного поведения.

Чтение художественной литературы по теме, анализ поведения героев. Совместные занятия со слышащими.

Драматизации.

Нравственная культура (10ч)

Темы

Памятник «Тысячелетие России» и его герои (автор памятника — живописец Михаил Микешин).

Кто здоровается первым. Ответные и одновременные приветствия.

Кого, где и как приветствуют. Рукопожатие. Головные уборы, перчатки при приветствии.

Представления при знакомстве. Вы представляетесь сами.

Официальный прием — коктейль, вечеринка.

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильном поведении.

Упражнение в имитационном моделировании.

Виды и формы работы

Деловая игра.

Инсценирование сказок, рассказов.

Анализ поведения героев произведений.

Дружеский вечер, его анализ.

Трудовая культура (16ч)

Темы

Работа во дворе (осенью, весной, летом, зимой).

Виды покрытий (твердое, грунтовое, газон).

Полив различных видов покрытий и уход за ними.

Сбор и утилизация мусора.

Уход за зелеными насаждениями. Виды зеленых насаждений. Осенняя перекопка почвы, приствольных кругов. Обрезка сухих веток.

Стирка хлопчатобумажного белья. Ознакомление с автоматическими стиральными машинами. Техника безопасности.

Адаптационные тренинги

Упражнение в работе во дворе (в разное время года).

Упражнение в стирке хлопчатобумажного белья.

Упражнение в речевом общении в процессе работы.

Виды и формы работы

Практическая работа (подметание дорожек, площадок с различными видами покрытий, полив различного рода покрытий).

КВН (состязание знатоков).

Профессиональная ориентация (10ч)

Темы

Мотивация интереса к профессии: училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование (ПТУ, колледж).

Адаптационные тренинги

Упражнение в деловом общении при посещении ПТУ.

Виды и формы работы

Экскурсия.

Беседа.

Организационно-деятельные игры.

Диспуты.

Совместная работа со слышащими.

Коммуникативная культура (10ч)

Темы

Культура речи: тон разговора (при поступлении на работу, в ПТУ и техникумы).

Обращение, титулы.

Как вести деловую беседу.        

Встреча со слышащими сверстниками по теме «Выбор профессии»

Адаптационные тренинги

Упражнение в деловом общении. Упражнение в постановке вопросов старшим товарищам (глухим и слышащим).

Виды и формы работы

Встречи со слышащими: беседы о будущих профессиях, мотивах выбора профессии, материальных условиях.

Встречи с учащимися ПТУ.

Тестирование.

Выставки литературы (книги, журналы, буклеты и др.) о профессиях.

9 класс

Познавательная культура (21ч)

Познай себя

Темы

О красоте физической и душевной.

О положительных качествах человека (мужество, простота, скромность, честность, справедливость, честь, достоинство).

          Адаптационные тренинги

Упражнение в достойном поведении.

Виды и формы работы

Практическая работа.

Сценки-задачи, моделирование ситуаций, чтение рассказов, стихотворений, заучивание пословиц и поговорок о чести и достоинстве.

Воспитание здорового образа жизни

Темы

Спортивные секции и кружки.

Алкоголизм и наркомания. Как уберечь себя от них.

Адаптационные тренинги

Упражнение в правильном поведении в спортивных соревнованиях.

Виды и формы работы

Практическая работа.

Спортивные соревнования.

Спортивные кружки и секции. Просмотр кино- и диафильмов. Беседы.

Совместные занятия со слышащими.

КВН.

Я и общество

Темы

Ты живешь среди других.

Скромность украшает человека.

Забота о других — подлинная взрослость.

Человек — творец самого себя (внешность, походка, жестикуляция, мимика, особенности речи; одежда, косметика, украшения).

Общественные организации (ВОГ и его отделения на местах, профсоюзы).        

Адаптационные тренинги

Упражнения в проявлении скромности, честности, справедливости в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Виды и формы работы

Практические работы, моделирование ситуаций но теме, инсценирование. Чтение рассказов, стихотворений.

Нравственная культура (10ч)

Темы

Великие просветители России. Государственные люди.

О пороках, слабостях и недостатках

Лицемерие, угодничество, болтливость, тщеславие, бесчестье,

бессовестность, нетерпимость.

О красноречии.

Адаптационные тренинги

Упражнение о правильном образе жизни в естественных и в специально созданных ситуациях.

Виды, и формы работы

Практическая деятельность.

Беседы.

Моделирование ситуации.        

Чтение рассказов, сказок, стихотворений.

Занятие-конференция.

Трудовая культура (17ч)

Темы

Виды обработки овощей: первичная обработка, тепловая обработка, жарка, пассировка.

Оборудование и приспособления.

Виды сезонной обуви.

Материалы, из которых изготавливается обувь.

Средства ухода за обувью (кожаной, замшевой, текстильной, резиновой).

Повседневный уход за обувью. Подготовка к сезонному хранению.

         Адаптационные тренинги

Упражнение в приготовлении супов.

Уход за обувью, изготовленной из разнообразных материалов.

Виды и формы работы

Практическая работа.

Беседы.

Творческие задания.

KВH

Профессиональная ориентация (10ч)

Темы

О влиянии родителей на решение вопроса о выборе профессии. О путях формирования интересов и склонностей детей в семье. Правила приема в УПП общества глухих.

Правила приема в ПТУ для глухих и слабослышащих.

Адаптационные тренинги

Упражнения в получении информации по интересующему вопросу. Обмен информацией.

Виды и формы работы

Экскурсии.

Беседы.

Деловые игры.

Совместные занятия со слышащими.

Коммуникативная культура (10ч)

Темы

Культура общения в приемной комиссии (ПТУ, техникума и др.). Культура общения в производственном коллективе: а) с мастером, бригадиром, начальником цеха; б) с рабочими; в) в общественных организациях.

Адаптационные тренинги

Упражнение в общении при поступлении на учебу, работу и т. д.

Виды и формы работы

         Практическая деятельность.

Деловые игры.

Сценки-задачи.

Экскурсии.

10 класс

Познавательная культура (24ч)

Познай себя

Темы

Молодость, старость, бессмертие.

О признательности и благодарности.

О совести, самообладании и терпении.

Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. Надо ли экономить на питании.

Брак и семья. Психологические проблемы молодой семьи. Самостоятельное хозяйство. Развод. Дети и разведенные родители.

Адаптационные тренинги

Упражнение в ведении домашнего хозяйства. Упражнение в проявлении терпения, благодарности и др.

Виды и формы работы

Практической деятельность, моделирование реальных ситуаций, рассказы, сказки, пословицы и поговорки по теме.

Воспитание здорового образа жизни

Темы

СПИД — чума XX века.

Как уберечься от гепатита, краснухи, кори. Значение личной гигиены в профилактике заболеваний. Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит, краснуха и др.). Самооценка состояния здоровья. Основные меры профилактики. Правила пожарной безопасности.

Адаптационные тренинги

Упражнения в самооценке собственного здоровья; в укреплении здоровья.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

КВН.

Творческие задания.

Беседы.

Я и общество

Темы

Если вдруг заболел: обращение в «Скорую помощь», поликлинику; выписка и закрытие больничного листа.

Если вас задержала милиция: правила поведения при задержании; право на адвоката. Дом отдыха, санаторий, гостиница, мотель.

Адаптационные тренинги

Упражнение в вызове «скорой помощи», врача из поликлиники; запись на прием к врачу.

Упражнение в поведении при «задержании милицией». Упражнение в приобретении санаторной путевки устройстве в гостиницу.

Виды и формы работы

Моделирование реальных ситуаций и их анализ. Инсценирование.

Экскурсии.

Беседы.

Нравственная культура (9ч)

Темы

Военные люди герои России. Писатели и художники.

Любовь и дружба. Любовь и нравственность.

О культуре поведения: чувство собственного достоинства- умение вести беседу.

О тактичности, вежливости, грубости.

О назидании и советах.

Об отношении к критике и похвале.

Адаптационные тренинги

Упражнение в поведении в семье.

Виды и формы работы

         Практическая деятельность.

Моделирование реальных ситуаций.

Дискуссии.

Диспуты на заданную тему.

Инсценирование.

Подбор статей и чтение журнала «В едином строю».

Трудовая культура (15ч)

Темы

Одежда. Виды одежды, ее назначение.

Повседневный уход за одеждой (сушка, чистка), подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов.

Соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Адаптационные тренинги

Упражнение по уходу за одеждой.

Каждодневные упражнения по соблюдению правил личной и общественной гигиены.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

Беседы.

КВН.

Творческие задания.

Профессиональная ориентация (15ч)

Темы

Правила приема в учебные заведения (в техникум, вуз).

Что надо знать о бизнесе. Выбор дела (что необходимо для регистрации деятельности, Компаньоны и как их выбирать). Налоги: нужно ли их платить. Банкротство: как его избежать.

Адаптационные тренинги

Упражнение в оформлении документов (заявление, анкета, автобиография и др.). Упражнение в поиске работы, поступлении в учебное заведение.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

Деловые игры.

Беседы: «Кем быть», «Почему я выбираю эту профессию», «Как готовить себя к избранной профессии».

Диспут на тему «О какой профессии вы мечтаете».

Коммуникативная культура (5ч)

Темы

Культура речевого поведения в семье.

Культура речевого поведения в общественных местах.

Культура речевого поведения на производстве.

Адаптационные тренинги

Упражнение в культуре общения и поведения.

Виды и формы работы

Практическая деятельность.

Деловые игры.

Воспроизведение и разбор жизненных ситуаций, их анализ.

Речевая конференция.

11класс

Профессиональная ориентация (68ч)

Основы профессионального самоопределения (10ч)

Понятие профессионального и жизненного самоопределения. Пути освоения профессии. Ситуация выбора. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Правила выбора профессии.

Классификация профессий (30ч)

Понятие о профессии, специальности. Общий обзор классификации профессий. Типы и классы профессий. Отделы и группы профессий. Применение информационных технологий в различных профессиях на современном этапе развития производства. Формула выбора профессии. Понятие профессиограммы и психограммы профессии. Запись основных терминов и положений. Знакомство с профессиограммами различных профессий. Составление профессиограммы интересующей профессии.

Человек и профессия (10ч)

Интересы, склонности, способности. Здоровье и выбор профессии. Сознательность и самостоятельность выбора профессии. Самовоспитание и выбор профессии.

Слагаемые выбора профессии (6ч)

Жизненный и профессиональный планы. Карьера. Профессиональная пригодность. Профессиональная консультация. Где получить профессию?

Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении  (10ч)

Понятие профессиональной пробы. Ее основные функции в профессиональном становлении личности. Компьютерное моделирование основных ситуаций будущей профессиональной деятельности.

Творческий проект «Выбор профессии»  (2ч)

Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.

4. Тематическое планирование

Таблица тематического распределения часов:

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская

программа

Рабочая программа

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11

кл.

1

Познавательная культура

26

32

25

22

21              

24

2

Нравственная культура

8

6

10

10

10            

9

3

Трудовая культура

17

15

12

16

17            

15

4

Профессиональная культура

5

4

9

10

10              

15

5

Коммуникативная культура

12

11

12

10

10            

5

6

Профессиональная ориентация

68

6.1.

Основы профессионального самоопределения

10

6.2.

Классификация профессий

30

6.2.1.

Типы профессий

4

6.2.2

«Человек – человек»

5

6.2.3

«Человек – техника»

5

6.2.4

«Человек – знаковая система»

5

6.2.5

«Человек – художественный образ»

5

6.2.6

«Человек – природа»

6

6.3.

Человек и профессия

10

1.4

Слагаемые выбора профессии

6

6.5

Профессиональная проба и ее роль в профессиональном самоопределении

10

6.6.

Творческий проект «Выбор профессии»

2

Итого

68

68

68

68

68

68

68

         6. Материально-техническое обеспечение

  1. Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева  Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. «ВЛАДОС»,2003
  2. Учебно-методический комплект  «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова.

Авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Москва «Просвещение», 2011г.

  1. Воронков В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов пособие для учителя. « ВЛАДОС», 2010
  2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
  3. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
  4. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
  5. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
  6. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб.    для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

5 класс

Учащиеся должны знать:

- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

- периодичность и правила чистки зубов;

- периодичность и правила чистки ушей;

- виды одежды и обуви;

- правила ухода за одеждой и обувью;

- правила сервировки стола к завтраку;

- формы обращения с просьбой, вопросом;

- варианты проезда до школы различными видами транспорта;

- сведения и себе и семье;

-  правила пожарной безопасности;

- правила безопасности дорожного движения;

Учащиеся должны уметь:

- причесывать волосы и выбирать прическу.

- подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

- мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;

-следить за своей осанкой;

- соблюдать правила дорожного движения.

6 класс

Учащиеся должны знать:

- правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены;

- правила ухода за ногами;

- состав своей семьи, имена, отчества родителей и близких родственников;

- место работы и должность родителей;

- правила поведения в семье;

- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;

-  виды междугородного транспорта;

- нормы культурного поведения;

- названия инструментов, хозинвентаря и их применение;

- правила техники безопасности в быту и на производстве;

-  порядок приобретения товаров.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила личной и общественной гигиены;

- адаптироваться в окружающей жизни;

-  мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук;

- подбирать косметические средства для ухода за кожей рук;

- оформлять готовые блюда;

- производить сухую и влажную уборку помещения;

- приобретать лекарства в аптеке.

7 класс

Учащиеся должны знать:

-  правила смены одежды и нательного и постельного белья;

- правила пользования моющими средствами;

- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;

- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;

- правила поведения в гостях;

-правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;

- названия рабочих специальностей;

- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

- составные части бюджета семьи.

Учащиеся должны уметь:

- ремонтировать разорванные места одежды, штопать;

- сервировать стол к обеду;

- выбрать подходящую одежду для визита в гости;

- приобретать билеты в железнодорожной кассе;

- пользоваться термометром.

8 класс

Учащиеся должны знать:

- типы кожи и правила ухода за кожей лица;

- виды косметических средств по уходу за кожей лица и правила пользования ими;

- правила и последовательность утюжки изделий;

- санитарно-гигиенические требования к содержанию детской

постели, посуды, игрушек;

- правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;

- требования к внешнему виду молодых людей.

Учащиеся должны уметь:

- выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;

- правильно пользоваться косметическими средствами;

- составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания;

- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;

- подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т. д.).

9 класс

Учащиеся должны знать:

- моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

- основные автобусные маршруты;

- правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях;

- основные статьи расхода в семье;

- порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг.

Учащиеся должны уметь:

- вести здоровый образ жизни;

- обслуживать себя  и близких;

- вести домашнее хозяйство;

- выбирать покупку с учетом различных условий;

- подсчитывать расходы;

- планировать расходы на день, на две недели с учетом бюджета семьи;

- снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии и газа;

- заполнять квитанции.                                          

10 класс

Учащиеся должны знать:

- о вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека;

- размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата;

- средства для выведения пятен в домашних условиях;

- правила сервировки праздничного стола;

- правила приема гостей (поведения хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Учащиеся должны уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером;

- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

- встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей;

- соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе.

11 класс

Учащиеся должны знать:

В результате изучения предмета « Социально-бытовая ориентировка» учащийся должен знать:

- социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;

-ситуацию выбора профессии;

- возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;

- правила выбора профессии;

- понятие о профессиях, специальностях, должностях.

Учащийся должен уметь:

-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями   конкретной профессии;

-составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;

-анализировать профессиограммы и психограммы;

-пользоваться сведениями о путях получения профессионального   образования и возможностях трудоустройства.

  СОГЛАСОВАНО

Прокол заседания МО

учителей естественного цикла

ГБС(К)ОУ ШИI-IIвида г.Тихорецка

от_______________№1

____________Л.В.Снисаренко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________Е.Е.Романова

«________»______________2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс

Программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-11 классы....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс

Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО )  специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.  Программа составлена с учетом возрастных ...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО дл...

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 9 класс

Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных (коррекционных)  образовательных учреждений 8 вида....

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 8 класс

Рабочая программа адресована в помощь учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) спеиальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида....

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 5,6,7,8,9,10 классов (II вид, вариант II)

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка» для 5,6,7,8,9,10 классов (II вид, вариант II) разработана на основе авторской программы «Социально-бытовая ориентировка», автор Э.Н...