Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа 6 класс адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО ) специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sbo_6_klass.docx | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная) школа № 482»
Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования города
Москвы
Согласовано: Заместитель директора школы по учебной работе _______________ Н.Н. Серышева «___» _____________ 2015 г. | Утверждаю: Директор ГБОУ С(К)Ш № 482 ____________________Е. В. Обухова «___» _________________ 2015 г. |
Рассмотрено: на заседании Педагогического Совета ГБОУ С(К)Ш № 482: Протокол № ____ от _______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 66 часов
Разработчик: Морозова Любовь Ивановна, учитель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида , 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011 год;
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.
Реализуя разделы курса СБО в учебном процессе, решаются следующие задачи:
- воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др.,
- строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда, воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;
- творческого отношения к домашнему труду.
Развитие психофизических качеств:
- обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.
На занятиях СБО уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи. В результате прохождения программы также используется культурно-образовательная среда района города: экскурсии, походы в библиотеки, музеи. С электронными учебниками не работаем.
Межпредметные связи
Социально-бытовую ориентировку можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках.
Связь уроков социально-бытовой ориентировки и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных , измерительных умений.
Связь уроков по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка, чтения, географии, биологии, истории, трудового обучения.
Технологии:
- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа). Беседа может быть вводной и предварять другие виды работ для привлечения к ним интереса учащихся, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа на занятиях СБО всегда, где это возможно, должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, схемами.
- Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение, муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
- Практические методы ( дидактические игры, упражнения, задания, тесты, самостоятельная работа, практическая работа).
Ожидаемые результаты. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке учащиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках.
К концу курса обучения дети должны - знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание программы
6 класс (2 часа в неделю)
I четверть (18 часов)
Личная гигиена
Теоретические сведения.
1.Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур, солнечных, физических упражнений; сезонная одежда, обувь, головной убор.
2.Правила и приемы ухода за органами зрения.
Способы сохранения зрения — контактные линзы, линзовые и коррекционные очки, хирургическое вмешательство.
Гигиена чтения, письма, просмотра телепередач, работы с конструктором: освещенность, расстояние между глазом и объектом, упражнения и время отдыха глаз.
3.Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.
Практические работы:
Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн под наблюдением взрослых; 1.Выполнение физических упражнений — утренняя зарядка; выбор сезонной одежды, головного убора, обуви в процессе игровой ситуации;
2.Уход за глазами: промывание и протирание их, пользование безопасными пипетками; проверка зрения у окулиста;
3.Просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и токсических веществ.
1. Контрольное тестирование -1час
Одежда и обувь
Теоретические сведения.
1.Значение опрятного вида человека.
2.Поддержание одежды в порядке: - правила пришивания пуговиц, вешалок, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва.
3.Правила и приемы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.
4.Глажение фартуков, косынок, носовых платков, салфеток и др.
Практические работы
1.Поддержание одежды в порядке: пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде;
2. Пришивание пуговиц, крючков, петель, вешалок к домашней и школьной одежде.
3.Подшивание брюк, платья, зашивание распоровшегося шва;
4.Стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную, строго соблюдая правила безопасной работы колющими и режущими инструментами.
Семья
Теоретические сведения.
1.Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность их.
2.Права и обязанности каждого члена семьи.
Практические работы
1.Запись сведений о них и других членах семьи
Региональный компонент.
1.Родственные связи в семье И.А.Бунина
II четверть (14 часов)
Культура поведения
Теоретические сведения.
1.Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, клубе, музее, библиотеке, на дискотеке).
2.Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.
Практические работы
1.Сюжетная игра «Посещение театра» — подготовка к игре и проведение её силами учеников.
2. Моделирование реальных ситуаций по теме «Способы ведения разговора со старшими и сверстниками». Обсуждение.
Жилище
Теоретические сведения.
1.Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.
2.Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения; использование в уборке электропылесоса.
3.Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка и др.)
Практические работы
1.Уборка помещения.
2.Проведение сухой и влажной уборки помещения.
3. Чистка мягкой мебели, мытье зеркал.
Транспорт
Теоретические сведения
1.Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый проездной, проездной единый билет).
2.Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната в разные точки города, поселка, в ближайшие населенные пункты. 3.Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Экскурсии
Экскурсии на вокзал.
Практические работы
1.Определить пункт назначения, зону и стоимость проезда на пригородном поезде в прямом и обратном направлении
2.Разработка рационального маршрута передвижения от дома до школы-интерната
III четверть (20 часов)
Транспорт
Теоретические сведения
1.Пригородные поезда.
Экскурсия на вокзал. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.
Питание
Теоретические сведения.
1.Гигиена приготовления пищи.
2.Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
3.Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.
4.Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.
5.Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.
6.Составление рецепта приготовления блюд.
Практические работы
1.Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдения за выбором продуктов; 2.Чтение рецептов, подготовка продуктов;
3.Приготовление каши (молочных), вареных яиц, омлета, картошки и др., простейших блюд с минимумом тепловой обработки;
4.Заварка чая;
5.Строгое соблюдение правил безопасной работы при приготовлении пищи; 6.Составление рецепта приготовления собственного блюда;
7.Мыть посуду с применением химических моющих средств.
Торговля
Тематические сведения
1.Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, школьно-письменных принадлежностей, хозяйственные и др.
2.Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. «Книги»: словари, учебники, детская художественная литература и др.; «Обувь»: детская (по размерам), женская, мужская и др. и т.д.
3.Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли.
Практические работы
1.Правила поведения в магазине и общения с работниками магазина
2.Экскурсия в магазин. Приобретение доступного по цене товара
1.Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товара, проверка чека и сдачи
IV четверть (16 часов)
Средства связи
Тематические сведения
1.Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение.
2.Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма).
3.Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением). Международные и на территории своего государства.
Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки.
4.Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.
Практическая работа.
1.Упаковка бандероли. Заполнение бланка на отправку бандероли.
2.Упаковка посылки. Заполнение бланка на отправку посылки.
3.Определение стоимости отправки простых и ценных посылок.
Экскурсия на почту-телеграф.
Медицинская помощь
Тематические сведения
1.Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
2.Виды медицинской учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их значение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.
3. Виды врачебной помощи. Помощь на дому, "скорая помощь", амбулаторный прием, госпитализация.
Практические работы
1.Сюжетно-ролевая игра: "Вызов врача на дом". Тестирование.
2.Экскурсия в аптеку. Знакомство с отделами, с видом отпуска товара.
3.Меры предупреждения глистных заболеваний.
Учреждения, организации и предприятия
Тематические сведения
1.Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Личная гигиена
Учащиеся должны знать:
Знать: правила закаливания организма; правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов; о вреде наркотиков и токсических веществ.
Уметь: закаливать свой организм; соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий; отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость.
Одежда и обувь
Знать: санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами; правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей.
Уметь: пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду по распоровшемуся шву; подшить платье, брюки, рубашки; подбирать моющие средства для стирки изделий их хлопчатобумажных тканей; стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей; гладить их.
Семья
Знать: место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;
как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
свои права и обязанности в семье.
Уметь: рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности;
Культура поведения
Знать: правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков.
Уметь: культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале; тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.
Жилище
Знать: гигиенические требования к жилому помещению; правила и последовательность проведения сухой влажной уборки; правила пользования электропылесосом; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Уметь: производить сухую и влажную уборку помещения; чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи; чистить мебель; соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.
Транспорт
Знать: виды междугороднего транспорта; стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов); порядок приобретения билетов и талонов; компостирование талонов.
Уметь: выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
ориентироваться в расписании движения пригородных поездов; определять направление и зоны.
Питание
Знать: способы выбора доброкачественных продуктов; приготовление каши, заварка чая, варка яиц разного состояния; способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда.
Уметь: пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности; приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности; составить рецепт блюда; вымыть, вычистить посуду.
Торговля
Знать: виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
правила поведения в магазине и общения с работниками магазина; правила покупки товаров; стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других, часто используемых товаров).
Уметь: выбрать нужный товар; выяснить срок гарантии на его использование; оплатить, проверить чек и сдачу; хранить чек в течение срока гарантии на товар; вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.
Средства связи
Знать: основные средства связи; виды почтовых отправлений; стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм.
Уметь: находить индекс почтового отделения по справочнику; записать адрес на конверте; составить текст телеграммы; заполнить телеграфный бланк, подсчитывать стоимость телеграммы.
Медицинская помощь.
Знать: способы вызова врача на дом; меры по предупреждению глистных заболеваний;
функции основных врачей-специалистов; основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку; о возможном вреде самолечения.
Уметь: записаться на прием к врачу; вызвать врача на дом; в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;приобрести лекарство в аптеке.
Учреждения, организации и предприятия.
Знать: виды детских учреждений и назначение; адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.
Уметь: обращаться к работникам ДДТ; правильно вести себя на занятиях, в
игротеке, в читальном зале; соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.
Тематический план 6 класс
№ | Раздел урока | Кол - во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I четверть | ||||
1. | Жилище. | 11 | 9 | 2 |
2. | Семья. | 3 | 2 | - |
3. | Личная гигиена. | 4 | 2 | 2 |
II четверть | ||||
1. | Культура поведения. | 4 | 3 | 1 |
2. | Транспорт. | 6 | 5 | 1 |
3. | Учреждения и организации. | 4 | - | - |
III четверть | ||||
1. | Питание. | 10 | 8 | 2 |
2. | Средства связи. | 8 | 7 | 1 |
3. | Медицинская помощь. | 2 | 2 | - |
IV четверть | ||||
1. | Одежда и обувь. | 8 | 3 | 1 |
2. | Торговля. | 3 | 3 | - |
3. | Кухня | 5 | 4 | 1 |
Всего: | 68 | 50 | 18 | |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
- самостоятельность ответа;
- умение переносить полученные знания на практику;
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
6 «А» класс
График внутреннего контроля
Вид работы | Дата | |
I четверть | 27.10.2015 | |
II четверть | 17.11.2015 08.12.2015 | |
III четверть | 19.01.2016 02.02.2016 07.03.2016 | |
IV четверть | 12.04.2016 10.05.2016 |
Список литературы
1.Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) учреждений
VIII вида. – М: Просвещение, 2001.
2. Девяткова Т.А., Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М. Щербакова « Социально-бытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.» – М.:
Просвещение, 2005.
3. В.В. Гладкая « Социально-бытовая ориентировка» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М.,2003г.
- В.П. Субчева « Социально-бытовая ориентировка» - Методическое пособие для школ VIII вида 5-9 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012г.
- В.П. Субчева « Социально-бытовая ориентировка»- Учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида 5 класс. Коррекционная педагогика. М: Владос, 2012г.
- Воронкова В.В., Казакова С.А. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»
Пособие для учителя. М: Владос, 2010 г.
7.Л.А. Бабашкина, М.В. Ковтанюк и др. «Социально-бытовая ориентировка 5 класс. Поурочное планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...